Научная статья на тему 'Формирование логических умений обучающихся 5-6 классов на уроках математики'

Формирование логических умений обучающихся 5-6 классов на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
871
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарева Яна Алексеевна

В статье говорится о необходимости формирования у обучающихся логических умений в процессе обучения математике. Приведены примеры заданий, способствующих формированию логических умений на уроках математики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондарева Яна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование логических умений обучающихся 5-6 классов на уроках математики»

В этих условиях актуальной становится проблема подготовки и воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России средствами единоборств. [3]. Это предполагает выявление факторов, определяющих необходимость улучшения воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России с использованием средств единоборств.

Для определения ранговой структуры факторов, определяющих необходимость улучшения воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России с использованием средств единоборств, был проведён опрос 79 специалистов по физической подготовке и спорту.

В ходе исследования были установлены факторы, определяющие необходимость улучшения воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России с использованием средств единоборств. В качестве основных факторов, определяющих необходимость улучшения воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России с использованием средств единоборств, респонденты отметили недостаточный уровень развития морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России, а также тесную связь эффективности служебно-боевой деятельности с показателями морально-волевой подготовленности военнослужащих. Респонденты обратили внимание также на специфику служебно-боевой деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России и на слабое научное обоснование технологии воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих с использованием средств единоборств. Кроме того, они обратили внимание на отсутствие научно обоснованной методики воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих с использованием средств единоборств.

Таким образом, выявленные факторы оказывают существенное влияние на улучшение качества воспитания морально-волевых качества у военнослужащих внутренних войск МВД России, с использованием средств единоборств.

Список использованной литературы:

1. Бакаев В.В. Содержание педагогической модели физической подготовки курсантов вузов воздушно -космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков организации и проведения самостоятельной физической тренировки / В.В. Бакаев, В.В. Лапин, А.В. Стафеев // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной памяти В.Г. Стрельца. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2015. - с. 22-27.

2. Бакаев В.В. Показатели физической готовности выпускников образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля необходимые для эффективной оперативно-розыскной деятельности / В.В. Бакаев, А.М. Сабанин // Научно-теоретический журнал. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. СПб. № 11(129), 2015 - с.39-42.

3. Физическая культура (Физическая подготовка): учебник / А.Ю. Чихачев [и др.]. - СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2016. - 368 с.

© Болотин А.Э., Семенов А.В., 2016

УДК 373.1

Бондарева Яна Алексеевна

Студентка 4 курса ИМФИ КГПУ им. В.П.Астафьева, г. Красноярск, РФ

E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация

В статье говорится о необходимости формирования у обучающихся логических умений в процессе обучения математике. Приведены примеры заданий, способствующих формированию логических умений на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

уроках математики.

Ключевые слова

Логические умения, логическое мышление, обучение математике.

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов актуализировало решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса, обеспечивающего достижение обучающимся не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, сформулированы основные метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые должны отражать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы [2] - основные логические умения. Большими возможностями для формирования логических умений обучающихся обладает предметная область «Математика», содержание которой создает благоприятные для этого условия.

Как показывает опыт, в школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач, проектных задач [1], т.е. тех задач, процесс решения которых предполагает включение всей мозговой активности обучающегося, исключает действие по ранее заданному алгоритму. Анализ учебно-методической литературы показал, что в настоящее время наблюдается определенный дефицит заданий, обеспечивающих формирование логических умений обучающихся. Кроме того, анализ реальной школьной практики показывает, что включение подобных задач в содержание действующих учебников, не гарантирует работы в указанном направлении из-за недостатка времени или по другим субъективным причинам. Это обуславливает необходимость разработки заданий, направленных на развитие сообразительности, формирования как отдельных логических умений обучающихся, так и проявления ими логического мышления в целом. В комплекс таких заданий необходимо включить задачи, ориентированные на формирование умений выделять закономерности, сходство и различие. Комплекс должен содержать задания, удовлетворяющие основному дидактическому принципу -от простого к сложному.

В качестве средств развития логического мышления могут выступать занимательные задачи, а именно задачи «на соображение», головоломки, нестандартные задачи, логические задачи, логические задачи с геометрическим характером.

Например:

1) Чему равна сумма: -65+ (-64)+(-63)+...+64+65+66?

2) Деревянный куб покрасили со всех сторон, потом распилили на 26 одинаковых кубиков. Сколько кубиков имеют 3 окрашенные грани, 2 окрашенные грани? Сколько кубиков не окрашено?

3) Из 44 рыбаков 34 ловят рыбу сетями, 27 - удочками. Сколько рыбаков умеют ловить рыбу удочками, если из этих рыбаков нет таких, кто не ловит рыбу не удочками и не сетями?

Эффективное развитие логического мышления у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов.

Например:

1) Задача-шутка: 8 котов за 8 минут съедают 8 мышей. Сколько понадобится котов, что бы за 100 минут съесть 100 мышей?

2) Сколько концов у трех палок, у семи палок, у шести с половиной палок?

3) Расставьте математические знаки и скобки так, чтобы получилось верное равенства: а) 777777 = 49; б) 111111 = 2.

Такие средства обучения, как упражнения занимательного характера (предполагают разнообразную подачу материала, эмоционально воздействующего на школьников) наиболее эффективно позволяют сформировать у обучающихся логическое мышление. Например, различные дидактические игры, тесты, викторины, брейн-ринги, логически-поисковые задания, кроссворды и др.

Создание на уроке благоприятной атмосферы, поощрение инициативы, стимулирование самостоятельности и творчества обучающихся создают условия для интенсивного развития логического мышления. Наиболее успешные результаты можно получить, при подборе заданий, имеющих отношение не только к изучаемой теме, но и затрагивающих сферу интересов обучающихся, необходимо, чтобы она содержала примеры, факты реальной жизни, экспериментальные данные, подразумевала современные формы и средства деятельности, взаимодействие учащихся, привлечение разнообразных источников информации. Следует также учитывать, что подбирать или конструировать необходимо не отдельные задачи, а их систему, ориентированную на формирование определенного логического умения. Только целенаправленная систематичная работа в обозначенном направлении обеспечит требуемый результат. Список использованной литературы:

1. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе, 2015. № 10. С. 26 - 30.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). 17.12.2010, № 1897; URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/938. (дата обращения: 17.03.2016)

© Бондарева Я.А., 2016

УДК 378.147

Бреднева Надежда Анатольевна

канд. пед. наук, доцент ЛГПУ, г. Липецк, РФ E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается влияние интегрированной проектной деятельности на развитие творческого потенциала студентов. Определено, что проектная деятельность стимулирует творческое мышление, оригинальность, интуицию, помогает творческой самореализации обучаемых. Автор делает вывод о том, что данная педагогическая технология способствует развитию креативных способностей и качеств студентов, необходимых для их будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова

Проектная деятельность, междисциплинарная интеграция, креативность, творчество,

профессионально-творческое развитие

В современных условиях предъявляются новые требования к уровню профессионализма человека. Теперь от работника требуется не только владение своей профессией, но, прежде всего, творческий подход к решению профессиональных задач, стремление к постоянному самообразованию, развитое креативное мышление. Необходимыми качествами специалиста становятся профессиональная мобильность, гибкость, адаптивность, креативность, готовность к непрерывному осуществлению переквалификации. Способность к творческому самосовершенствованию является важным качеством специалиста, которое необходимо сформировать в вузе. Это значит, что образовательная политика в области высшего образования должна быть направлена на формирование гармоничной, целостной личности, на развитие ее креативных способностей, на создание и внедрение интегрированных дисциплин, обеспечивающих студентов целостными, универсальными знаниями.

Актуальность данной статьи продиктована необходимостью поиска и разработки новых педагогических технологий (проблемных, практико-ориентированных, интегрированных, проектных,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.