Научная статья на тему 'Формирование логических умений при обучении математике в 5-6 классах с позиций компетентностного подхода'

Формирование логических умений при обучении математике в 5-6 классах с позиций компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / LOGICAL SKILLS / LOGICAL COMPETENCE / LOGICAL LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маколкина Т. В.

В данной статье рассматривается формирование логических умений при обучении математики в 5-6 классах с позиций компетентностного подхода, а также раскрывается содержание понятия логической компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING of LOGICAL ABILITIES at TEACHING MATHEMATICS in 5-6 CLASSES from POSITIONS of KOMPETENCE APPROACH

This article discusses the formation of logical skills in teaching mathematics in the 5-6 grades from the standpoint of the competence approach and reveals the meaning of logical competence.

Текст научной работы на тему «Формирование логических умений при обучении математике в 5-6 классах с позиций компетентностного подхода»

2. Stepanova, M.A. Psychology in formation: psihologo-pedagogical interaction // Psychology Questions. - 2002. - № 1,6. - Electronic resource http://www.voppsy.ru/tr.htm (17.01.2011)

3. Vygotsky, L.S. Pedagogical psychology. M.: Pedagogics, 1991.

4. Antonova, I. Fursenko has suddenly heard teachers. The newspaper "Segodnya.ru" 02.02.11.

Electronic resource http ://www. segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid= 1 &newsid= 13384

5. The project of the Federal state educational standard of the average (full) general education. The Ministry of Education and Science of Russian Federation. Electronic resource: http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob2/pr_ooo.pdf

6. Lekomtsev, V.T. Mediko-social aspects of a narcological situation / V.T. Lekomtsev, V.A. Scheklein, V.N. Savel'ev, I.A. Uvarov, A.S. Ivanov // Clinical and social aspects of narcology: Materials of the inter-regional scientifically-practical conference devoted to the 25 anniversary of narcological service of the Udmurt Republic and the International Year of mental health, 2002.

Article Submitted 14.02.11

УДК 373.1.02: 372.8

Т.В. Маколкина, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В 5-6 КЛАССАХ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В данной статье рассматривается формирование логических умений при обучении математики в 5-6 классах с позиций компетентностного подхода, а также раскрывается содержание понятия логической компетенции.

Ключевые слова: логические умения, логическая компетенция, логическая грамотность.

Интеллектуальное развитие учащихся, привитие им культуры мышления становится одной из важнейших задач обучения математике в 5-6 классах. Актуальность проблемы развития мышления школьников обусловлена сегодняшними потребностями трех основных сфер общественной жизни: науки, производства, образования. На сегодняшний день обществу требуется всесторонне, в том числе, интеллектуально развитый выпускник школы. Это связано с такими современными тенденциями и общественными явлениями, как математизация наук, информатизация общества, увеличение объема информации и связанное с этим обострение необходимости логической обработки информации. Эти цели не могут быть достигнуты без решения более узкой, но не менее важной задачи логического развития, в частности, формирования логических умений учащихся.

В связи с изменившимся заказом общества, от выпускника сегодня требуется не только усвоение определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. В новых образовательных стандартах определены также важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Налицо социально значимая проблема построения такой системы обучения, которая обеспечивала бы выпускника этими качествами. Осмысление такого заказа в рамках педагогической науки привело к разработке компетентностной парадигмы образования. По мнению многих ведущих исследователей компетентностного подхода (В.А. Болотов [1], И.А. Зимняя [2], О.Е. Лебедев [3], А.В. Хуторской [4]), основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций у обучаемых, в процессе формирования которых происходит интеллектуальное развитие личности. В связи с этим формирование логических умений мы рассматриваем с позиций компетентностного подхода.

По мнению большинства указанных авторов, компетент-ностный подход проектирует на основе ключевых компетенций целостную компетентностную систему образования.

Современное обучение, в частности математике, реализует модель компетентностного образования, в основу которого

положено формирование ключевых образовательных компетенций. В условиях при обучении математике логические умения должны быть направлены не только на овладение учебным предметом. Ученик также должен приобрести опыт применения этих умений в собственной деятельности: учебной, коммуникативной, социальной.

С этих позиций в качестве одной из образовательных компетенций мы считаем целесообразным выделить логическую компетенцию, на основе которой необходимо рассматривать формирование логических умений в 5-6 классах при обучении математике. Под логической компетенцией будем понимать заданное требование к образовательной подготовке ученика, интегрирующее логические умения, опыт деятельности по отношению к ним, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Мы установили, что логическая компетенция является результатом интеграции ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Так как, во-первых, логическая компетенция включает в себя компоненты каждой из ключевых компетенций. Во-вторых, логическая компетенция имеет черты общепредметной компетенции, так как культура мышления формируется в различных учебных предметах. Формирование логического мышления учащихся проходит сквозной линией через все предметы. В-третьих, формирование логических умений, входящих в состав этой компетенции, происходит с помощью учебного предмета «математика» и способствует его лучшему усвоению. Поэтому логическую компетенцию можно отнести к предметной компетенции.

Основу логической компетенции составляют логические умения, которые необходимо формировать на уроках математики начиная с 5 класса.

С одной стороны, обучение математике с опорой на специально сформированные логические умения способствует более глубокому и прочному усвоению предметного материала. С другой стороны, формирование логических умений с помощью учебного предмета «математика» способствует общелогическому развитию учащихся, которое необходимо для дальнейшего обучения, межличностных отношений в социуме и разрешения проблем, возникающих в жизни.

Целесообразность формирования логических умений, определяющих логическую компетенцию, в курсе математики начиная с 5 класса вызвана потребностями как самого курса математики, так и других дисциплин. Курс математики 5-6 классов по сравнению с начальными классами требует более

развитых логических умений, в частности, правильного формулирования определений, умения классифицировать различные объекты, проводить доказательства утверждений. Как показали исследования психологов, (В.В. Давыдов [5], В.А. Крутецкий [6]) подобные умения доступны учащимся данной возрастной группы. Учебная деятельность подростка в связи с переходом его в 5 класс подвергается значительным изменениям - новая система обучения требует и более организованной умственной деятельности. Поэтому 11-12 лет - наиболее благоприятный возраст для начала изучения элементов логики, для лучшего развития мышления. Задача при обучении математике в 5-6 классах состоит в том, чтобы подкрепить все достоинства подросткового возраста и учитывать особенности школьников этого возраста для формирования логических умений как основных компонентов логической компетенции.

Формирование логических умений в курсе математики 56 классов мы рассматриваем как пропедевтическую работу перед дальнейшим изучением математики в средней школе, которое требует наличия у учащихся достаточно сформированных логических умений. Целесообразно продолжить такую работу в 7 классе, опираясь на логические умения, выработанные в 5-6 классах.

С одной стороны, обучение математике с опорой на логические умения способствует более глубокому и прочному усвоению предметного материала. Учащиеся могут правильно формулировать аргументированные рассуждения, отличать доказанные утверждения от недоказанных, приобретают умения проводить обобщения и выявлять закономерности. Формирование логических умений дает возможность учащимся лучше понять и использовать элементы логикосимволического языка в школьном курсе математики. С другой стороны, формирование логических умений с помощью учебного предмета «математика» способствует общему логическому развитию учащихся, которое необходимо для дальнейшего обучения, межличностных отношений в социуме и разрешения проблем, возникающих в жизни.

В курсе математики 5 класса появляется много материала логического характера. В данном возрасте у учащихся возникает способность обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать.

Мы выделили следующие задачи формирования логических умений при обучении математике в 5-6 классах как пропедевтических перед дальнейшим изучением математики в средней школе:

Понимание структуры определения. А именно: уметь составлять для данного понятия родовое или видовое понятие,

уметь устанавливать принадлежность объекта объему данного понятия, формулировать определения знакомого понятия.

Умение классифицировать понятия. Ученик должен уметь: отнести объекты к той или иной из указанных групп, разбить данные объекты на группы по указанному признаку.

Умение проводить несложные доказательства. От ученика требуется уметь сделать вывод из данных посылок, провести несложное рассуждение, проверить правильность рассуждения, владеть простейшими приемами опровержения предложенных обоснований.

Умение применять логические связки («и», «или», «не», «если..., то») в предложениях сложной логической структуры.

Структура формирования логических умений, на наш взгляд, должна определяться следующим: логические умения необходимо формировать в курсе математики в течение всего обучения в 5-6 классах там, где это требует учебный материал. Логические умения должны формироваться не только на математическом материале, но и из других учебных предметов, а также жизненных ситуациях. Логические умения целесообразно, на наш взгляд, формировать на опорных уроках, а также с помощью серии упражнений. Данная позиция согласуется с основными положениями компетентностного подхода в образовании.

Построенная таким образом система формирования логических умений дает возможность сэкономить учебное время за счет исключения ненужного дублирования, избежать разнобоя в логической терминологии, используемой в разных дисциплинах, поможет учащимся преодолеть психологический барьер привязки логики к конкретному содержанию, почувствовать общезначимость логики, универсальность ее методов, научит применению логических знаний, сделает их действенным орудием мышления. С помощью логических умений при обучении математике в условиях компетентностного подхода происходит не только формирование логически развитой личности. Ученик также должен иметь опыт применения полученных в процессе обучения знаний, умений в собственной деятельности: учебной, коммуникативной, социальной.

В связи с этим, в создании методической системы формирования логических умений в 5-6 классах перспективным представляется следующий путь: логические знания, приобретаемые школьниками на уроках математики, активно использовать при обучении всем предметам.

Для успешной реализации предложенной схемы необходима детальная разработка методики изучения логических умений на уроках математики с позиций компетентностного подхода.

Библиографический список

1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Э/р] // Интернет-журнал «Эйдос». -2006. - 5 мая. -[Р/д]: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.

3. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5.

4. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. -

№ 2.

5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.

6. Крутецкий, В.А. Психология подростка / В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин. - М.: Просвещение, 1965.

Bibliography

1. Bolotov, V.A. Competence model: from the idea to the educational program / V.A. Bolotov, V.V. Serikov // Pedagogy. - 2003. - № 10.

2. Zimnya, I.A. Key competencies - a new paradigm of the result of modern education [E/r] // Internet-journal "Eidos". - 2006. - May 5. - Mode of

access: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.

3. Lebedev, O.E. Competence approach in education // School technology. - 2004. - № 5.

4. Hutorskoy, A.V. Core competencies as a component of student-centered learning // National education. - 2003. - № 2.

5. Davydov, V.V. Problems of developing teaching: The experience of theoretical and experimental psychological research. - M.: Pedagogy. - 1986.

6. Krutetsky, V.A. Psihology of a teenager / V.A. Krutetsky, N.S. Lukin. - M.: Education, 1965.

Article Submitted 14.02.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.