художественном конструировании вещных, предметных ансамблей и о специальных способах формирования визуальных характеристик среды. Важное место в развитии проектной культуры студента занимает учебная дисциплина «Дизайн и монументально-декоративное искусство в формировании среды», призванный обеспечить теоретическую подготовку студентов. Программа дисциплины нацелена на освоение приемов использования монументально-декоративных средств в комплексном формировании пространственной структуры и предметного наполнения средовых объектов. Структурирование учебного материала исходит из того, что в процессе изучения курса студенты должны усвоить как современные, так и традиционные средства декоративных решений среды и уметь применять их в практической деятельности. Курс носит междисциплинарный характер: его теоретический базис позволяет студенту синтезировать знания видов и форм визуальных коммуникаций и произведений монументальнодекоративного искусства и их роли в формировании среды на основе искусствознания, истории и теории дизайна, архитектурно-дизайнерского проектирования. Интегральный
принцип построения программы курса «Дизайн и монументально-декоративное искусство в формировании среды» открывает широкие возможности обеспечения эффективной реализации культурологического подхода в обучении. Через него регулируются все аспекты деятельностного постижения основ курса, проблематизации и выхода на уровень задачного подхода с последующим решением проблемы на основе знаний культурологических моделей, реалии истории искусства и методов искусствоведческого анализа (сравнительно-
исторического, иконографического, семантического).
Современный уровень проектирования требует от автора широкого культурного и профессионального кругозора (образ, ансамбль, стиль, творческий почерк), развитой творческой интуиции, что сводится не только к узкопрофессиональным интересам. Поэтому центральным в обучении дисциплины является обращение к категориям «монументальность» и «декоративность», «архитектурно-художественный синтез» в теории искусства, а также произведениям монументальнодекоративной живописи в архитектурно-пространственном ансамбле, их значении в создании целостного художественного образа. Особая роль отводится изучению образцов архитектурно-пространственного синтеза в истории отечественного и зарубежного искусства, анализу художественных поисков использования монументально-декоративных композиций в дизайне среды и тенденций их развития. Отсюда стержне-
вым вопросом в формировании дизайнерского мышления студентов становится понимание средового творчества как новой формы синтеза искусств, выявление закономерностей гармонизации в едином средовом ансамбле функционально противоречивых и визуально несогласованных компонентов: предметных, пространственных и декоративных составляющих современного образа жизни. Особая роль в процессе изучения курса отводится анализу видов и форм визуальных коммуникаций как специфического средства формирования среды. В этом отношении студентов важно познакомить с методологией сравнительного анализа.
Сравнительно-исторический метод основывается, с одной стороны, на сравнении - простейшей познавательной операции выявления сходства или различия объектов, а с другой -на принципах историзма, согласно которым действительность рассматривается в перспективе постоянного изменения во времени. Он очень продуктивен в науке. С его помощью в истории искусства можно выявить общее и особенное эпох и стилей, различные ступени их развития, зафиксировать происшедшие изменения, выявить происхождение и тенденции развития культурных феноменов. Основными формами сравнительно-исторического метода являются: сравнительно-
сопоставительный анализ, историко-типологическое и историко-генетическое сравнение, выяснение сходства на основе взаимовлияния, сравнение разных видов искусства и их выразительных возможностей. Такой тип сравнения нацелен на выявление крупных, глубинных проблем. Применение в преподавании данного курса методов сравнительно-исторического анализа способствует значительному повышению общего интеллектуального уровня студентов, развитию подвижности и пластичности их мышления. Данный подход динамизирует процесс обучения, но это возможно при наличии определенных знаний и подготовки, в результате реализуются межпредметные связи с дисциплиной «История культуры и искусства».
Таким образом, эффективными формами повышения качества обучения является установление межпредметных связей в форме интегрированных лекций, обогащение содержания общепрофессиональных дисциплин материалами и методами искусствоведения, культурологии, семиотики, истории. Культуросоставляющая база обучения позволяет расширить общий социально-культурный кругозор студента, способствуя становлению его профессионального и человеческого мировоззрения.
Библиографический список
1. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование: основы теории. - М.: Архитектура-С, 2004.
2. Розенсон, И. А. Основы теории дизайна. - СПб.: Питер, 2006.
Статья поступила в редакцию 11.11.09
УДК 373.1.02: 372.8
Т.В. Маколкина, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: tan_grom@mail.ru О ФОРМИРОВАНИИ ЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ
В данной статье проводится анализ логической подготовки в курсе математики в 5-6 классах и делается вывод, что в современных условиях актуально рассматривать логическую подготовку с позиций компетентностного подхода.
Ключевые слова: логическая подготовка, логическая компетенция, логическая грамотность.
Образование на современном этапе характеризуется усилением внимания к ученику, к его саморазвитию, самопознанию. Главное в новой педагогической парадигме - личностноориентированное обучение, которое, по мнению педагогов, должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения
представляет возможность каждому ученику реализовать себя
в познании, учебной деятельности, поведении, опираясь на собственные способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт.
С учетом гуманизации и гуманитаризации образования обновляются его цели и задачи. Одной из центральных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой, является создание единой системы умственного развития школьников [1, с. 38]. В свою очередь, одной из важнейших задач школы становится интеллектуальное развитие уча-
щихся, формирование у них культуры мышления. Актуальность проблемы развития мышления школьников обусловлена сегодняшними потребностями трех основных сфер общественной жизни: науки, производства, образования. Эта про-блема-не может быть устранена без решения более узкой, но не менее важной задачи логической подготовки учащихся.
Основными причинами усиленного внимания к логической подготовке в обучении являются также такие современные тенденции и общественные явления, как математизация наук, информатизация общества и связанное с ней обострение необходимости логической обработки информации. Развитие математики привело к плодотворному внедрению математических методов исследования в новые области науки и техники. Расширение поля приложения математики большими темпами повышает ее роль в жизни современного общества. Современные явления предполагают укрепление связи обучения математики с современной практикой.
В значительной степени логическое развитие учащихся происходит на уроках математики, так как в математике логические формы и отношения выступают в отчетливом, наиболее явном виде [2]. С одной стороны, сформированность логических умений способствует лучшему усвоению предметного материала при обучении математике. Учащиеся могут правильно формулировать аргументированные рассуждения, отличать доказанные утверждения от недоказанных, уметь проводить обобщения и выявлять закономерности. Логическая подготовка дает возможность учащимся лучше понять и использовать элементы логико-символического языка в школьном курсе математики. С другой стороны, формирование логических умений с помощью учебного предмета «математика» способствует интеллектуальному развитию учащихся, которое необходимо для дальнейшего обучения, межличностных отношений в социуме и разрешения проблем, возникающих в жизни.
На основе сказанного выше можно выделить основную задачу логической подготовки при обучении математике -приобретение навыков правильных рассуждений, отчетливых формулировок, краткой и корректной записи предложений естественных и формализованных языков.
Проблемами логической подготовки учащихся занимались О.В. Алексеева, Т.П. Варламова, Г.В. Дорофеев, С.С. Елифантьева, Т.А. Кондрашенкова, Л.А. Латотин, Ю.А. Мо-торинский, И.Л. Никольская, Б.Д. Пайсон, А.А. Столяр, Л.И. Тигранова, Е.А. Хотченкова и др. А.А. Столяр, Л.А. Латотин предлагали логику изучать как отдельный предмет или как факультативный курс. О.В. Алексеева, Т.А. Кондрашенкова рассматривали включение элементов логики в содержание базовых школьных предметов, в частности, математики. И.Л. Никольская предлагала изучение элементов логики на факультативных курсах по математике. Некоторые авторы в настоящее время начинают постепенно вводить логический материал в содержание курса математики общеобразовательной средней школы (Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон).
На наш взгляд, целесообразно особое внимание уделять логической подготовке в курсе математики начиная с 5 класса. Это вызвано потребностями как самого курса математики, так и других дисциплин и обусловлено тем, что курс математики 5-6 классов по сравнению с начальными классами требует более развитых логических умений. Кроме того, логическая подготовка в курсе математике способствует интеллектуальному развитию учащихся и, вследствие этого, более успешному усвоению содержания других школьных предметов.
С 7 класса начинается изучение систематического курса алгебры и геометрии, которое требует от учащихся достаточно высокой логической подготовки, появляется много материала, связанного с логическими действиями, поэтому целесообразно продолжить логическую подготовку в 7 классе.
Логической подготовкой в 5-6 классах занимались Т.А. Кондрашенкова, И.Л. Никольская [2, с. 47]. и др. Проблемой логической подготовки в начальных классах занималась и О.В. Алексеева [3]. Однако на сегодняшний день нет единых
требований к логической подготовке учащихся в 5-6 классах. Не разработана единая методическая система логической подготовки при обучении математике в 5-6 классах, которая включала бы в себя цели логической подготовки, содержание, методы, средства и форму обучения.
В связи с процессом вхождения России в европейское открытое образовательное пространство меняются требования к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учебных заведений. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указано, что в основу обновления содержания общего образования положена ориентация на формирование ключевых компетентностей учащихся в различных сферах. На основе этого логическую подготовку учащихся при обучении математике мы рассматриваем с позиций компетентностного подхода [4].
За основу мы взяли определение образовательной компетенции, данное А.В. Хуторским. Под образовательной компетенцией А.В. Хуторской понимает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. Под компетентностью - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [5, с. 60].
А.В. Хуторской делит компетенции на ключевые (относятся к общему содержанию образования), общепредметные (относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей), предметные компетенции (частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках определенного учебного предмета). Ключевые компетенции имеют различный состав и название у разных педагогов. Мы будем рассматривать перечень ключевых компетенций, предложенных А.В. Хуторским. Он рассматривает следующие ключевые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования [5].
В качестве одной из образовательных компетенций мы выделили логическую компетенцию, формирование которой будем рассматривать в 5-6 классах при обучении математике. Для этого, прежде всего, нужно сконструировать данную компетенцию.
Конструирование логической компетенции нужно производить, на наш взгляд, рвссматривая ее с трех позиций: как ключевую, общепредметную и предметную. Во-первых, мы установили, что логическая компетенция включает в себя отдельно взятые компоненты каждой из ключевых компетенций. Так, из ценностно-смысловой компетенции логической компетенции присущи такие компоненты, как умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Из общекультурной компетенции нами выделено обладание познаниями и опытом деятельности. Логической компетенции присущи также следующие черты учебно-познавательной компетенции: планирование, анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности; из коммуникативной компетенции - навыки работы в группе, умение вести дискуссию. Из компетенции личностного самосовершенствования - интеллектуальное саморазвитие.
Во-вторых, логическая компетенция имеет черты общепредметной компетенции, так как культура мышления формируется в различных учебных предметах. Формирование логического мышления учащихся проходит сквозной линией через все предметы. В-третьих, формирование логических умений, входящих в состав этой компетенции, происходит с помощью учебного предмета «математика», и способствует его лучшему усвоению. Поэтому логическую компетенцию можно отнести к предметной компетенции.
В нашем случае исследуется формирование логической компетенции на уроках математики в 5-6 классах. В основу
конструирования логической компетенции мы положили следующий принцип: формирование логической компетенции с помощью учебного предмета «математика» способствует интеллектуальному развитию учащихся, а обучение математике в условиях формирования логической компетенции способствует лучшему усвоению учебного математического материала. При обучении математике учащиеся должны овладеть всеми компонентами логической компетенции. В то же время, овладевая компонентами логической компетенции, учащиеся лучше усваивают математический материал.
Мы выделили следующие компоненты логической компетенции, формируемые в курсе математики 5-6 классов:
- Логическая грамотность, т.е. свободное владение некоторым комплексом элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического мышления и необходимый базис для его развития.
- Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков по отношению к логической грамотности.
- Обладание познаниями и опытом деятельности, т.е. умение использовать приобретенные логические умения для решения проблем в различных учебных предметах, а также в жизненных ситуациях.
- Умение самостоятельно осуществлять логическую деятельность: анализ, планирование, рефлексия.
- Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
- Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
В состав логической грамотности мы включили, следуя И.Л. Никольской [2], следующие логические умения, которыми должны овладеть учащиеся 5-6 классов:
- определение понятий (установить, существует ли между данными понятиями родо-видовое отношение; составить пары «род-вид» и «вид-род», подбирая компоненты этих пар из заданной совокупности понятий; изобразить родо-видовое отношение между понятиями с помощью круговой схемы);
- классификация понятий (данные объекты разбить на группы по указанному признаку; дать название каждой группе данных объектов, объединенных в группы; выбрать признак, по которому можно выполнить разбиение данной совокупности объектов на группы);
- элементы дедукции (составить рассуждение; доказать ложность утверждения; доказать утверждение);
- логические операции (сформулировать предложение на языке «если..., то»; сформулировать отрицание предложения).
При этом мы придерживаемся следующих сформулированных нами принципов:
1. Соотнесенность с целями математической подготовки в 5-7 классах. Логические действия должны изучаться не обособленно, а в связи с программным материалом, в частности по математике.
2. Распределенность во времени. Предлагаемый учащимся материал логического характера должен быть распределен во времени, то есть изучаться в течение всего учебного года небольшими дозами, там, где этого требует школьный материал.
3. Систематичность. Формирование общелогических умений должно вестись систематически, с использованием всех возможностей, предоставляемых учебным материалом, причем не только математическим, но и из других предметов, а также с помощью жизненных примеров, основанных на личном опыте учащихся.
4. Учет возрастных особенностей. Необходимо учитывать возрастные возможности учащихся 5-6 классов и применять методику, соответствующую этим возможностям.
Библиографический список
В дальнейшем нужно определить степень сформирован-ности логической компетентности ученика. В связи с этим нами выделены следующие дидактические условия формирования логической компетенции:
- Актуализация компонентов логической грамотности в курсе математики 5-6 классов.
- Формирование смысловой установки учащегося в учебной деятельности, создание проблемных и нестандартных ситуаций в деятельности учащегося.
- Использование специальных методов и форм обучения для формирования ценностного отношения к компонентам логической грамотности.
Для того, чтобы сформировать компоненты логической компетентности, необходимо систематически включать в учебный материал по математике специально разработанные задания. Приведем пример разработанных нами упражнений на усвоение факта принадлежности и непринадлежности явления или объекта данному понятию.
1. Для каждого из данных понятий подберите родовое понятие: прямоугольник, дробь, луч, координата, уравнение, сфера, кошка, золото, дождь, Колобок, стол, глагол, тюльпан, яблоко, имя существительное, карандаш, чашка, канарейка, равнобедренный треугольник, призма, простое число, десятичная дробь.
2. Дано родовое понятие. Назовите несколько видовых понятий для данного: число, выражение, многоугольник, геометрическая фигура, четырехугольник, птица, животное, натуральное число, время года, планета, дробь, член предложения.
3. Подберите родовое понятие в данных определениях:
1. Корень уравнения - . , при котором из данного уравнения получается верное равенство.
2.Африка - ..., где происходит действие сказки «Бармалей».
3. Четное число - ., оканчивающееся четной цифрой.
4. Укажите в данном определении родовое понятие и видовое отличие:
1. Лук - овощ, от которого бегут слезы.
2. Составным числом называется натуральное число, имеющее более двух делителей.
3. Запахом называется приятный аромат, доносящийся с кухни.
4. Натуральное число называется простым, если оно имеет только два делителя: единицу и само это число.
5. Даны числа 10, 12, 17, 15, 26, 25, 28, 36, 38. Разбейте данную совокупность чисел на группы: 1) числа, кратные 4; 2) числа, дающие при делении на 3 остаток 2; 3) числа, кратные
5.
6. Разбейте числа по какому-нибудь признаку: 18, 19, 23, 20, 43, 65, 17, 27, 31.
7. Докажите ложность данных утверждений:
1. Если сумма цифр делится на 4, то и число делится на 4.
2. Все деревья являются лиственными.
3. Все двухзначные числа составные.
8. Сформулируйте предложение на языке «Если..., то».
1. В прямоугольнике все углы прямые.
2. Число 12, кратное 6, кратно и 3.
3. Любое число из множества А принадлежит множеству В.
9. Сформулируйте отрицания следующих предложений.
1. Число 25 делится на 5.
2. Число 23 - простое.
3. Все простые числа нечетны.
Завершая статью, необходимо сказать, что параллельно с развитием логической компетенции на уроках математики в 56 классах, важно формировать языковую культуру учащихся, чтобы они могли кратко и точно выражать свои мысли.
1. Саранцев, Г.И. Цели обучения математики в средней школе в современных условиях ІІ Математика в школе. - 1999. - №6.
2. Кондрашенкова, Т.А. Формирование общелогических умений при обучении математике в 4-5 классах І Т.А. Кондрашенкова, И.Л. Никольская ІІ Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. - М.: Просвещение, 1985.
16З
3. Алексеева, О.В. Логическая подготовка младших школьников при обучении математике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: Из-во МПГУ, 2000.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. - Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001.
5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - №2.
Статья поступила в редакцию 15.11.09
УДК 37.01 (075)
О.В. Блинова, аспирант АлтАЭиП, г. Барнаул, E-mail: viktorblinov@yandex.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Автор рассматривает педагогически организованный досуг современного студенчества как фактор профилактики правонарушений, предлагает конкретную программу по совершенствованию досуга студенческой молодежи, а также уточняет понятия «девиантное поведение», «свободное время», «досуг», «культура».
Ключевые слова: педагогически организованный досуг студентов, девиантное поведение молодежи, факторы, досуг, культура, педагогическая программа профилактики правонарушений студентов.
В современной России кризисные явления в политической, экономической, финансовой, социальной и нравственной сферах общества способствуют увеличению количества правонарушений и преступлений. Применительно к студенческой молодежи процессы и явления экономической и социально-нравственной действительности, создающие негативные условия для ее жизнедеятельности и воспитания, способствуют совершению студентами правонарушений и преступлений. При определенных условиях они детерминируют такие негативные явления, как курение, пьянство, наркомания, проституция, которые входят в комплекс криминогенных факторов, обусловливающих в конечном итоге преступное поведение. По мнению автора, еще одним криминогенным фактором является педагогически неорганизованный досуг студенческой молодежи.
Необходимость исследований социокультурных процессов в студенческой среде и культурно-досугового пространства развития современного студенчества не вызывает сегодня сомнений, поскольку социокультурная среда, культурный уровень студенчества и населения в целом, взаимосвязь культурных и социальных интересов личности и общества приобретают все большее значение. Возрастает интерес к соотношению между культурой и формами взаимодействия между людьми, идет отказ от упрощенного рассмотрения общественных явлений как всего лишь совокупности общественных отношений. Изучение культурно-досугового пространства современного студенчества особо актуализируется в связи с тем, что оно рассматривается нами как средство профилактики правонарушений, совершенных студенческой молодежью, с обязательным условием - досуг студентов должен быть педагогически организован.
В этой связи актуальны социально-педагогические, психологические и другие возможности социально-культурной деятельности, которые получили рассмотрение в трудах М. Ариарского, Т. Баклановой, Г. Бирженюка, Е. Григорьевой, М. Долженковой, А. Жаркова, С. Иконниковой, Т. Киселевой, Ю. Красильникова, Е. Литовкина, О. Первушиной, А. Серпов-ской, Ю. Стрельцова, А. Сукало, В. Суртаева, Б. Титова, В. Триодина, В. Туева, В. Чижикова, Н. Ярошенко и др.
Отклоняющееся поведение, под которым понимают неприятие личностью норм и ценностей общества, т.е. девиантное поведение, по своей природе сложное социальное и психологическое явление. В психологическом словаре отклоняющееся поведение - «система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным «нормам» - сюда включаются преступления и уголовно не наказуемое аморальное поведение [1, с. 224]. А. Коэн, которому наряду с Р. Мертоном теория девиантного поведения обязана конституированием в качестве самостоятельного научного направления, называет отклоняющимся поведением такое, которое «идет вразрез с институционализированными ожиданиями» [2]. Понятие «отклоняющееся
поведение» прежде всего закрепилось в юридической психологии, в работах по предупреждению правонарушений личности, в том числе несовершеннолетних (В. Кудрявцев, В. Па-рыгин, В. Шпалинский, А. Яковлев). Исследованию личности несовершеннолетнего правонарушителя посвящен целый ряд работ ученых-правоведов и психологов, таких как Р. Абызов, М. Алемаскин, Ю. Антонян, М. Бабаев, М. Басов, П. Бельский, Г. Бочкарев, М. Еникеев, В. Иванов, М. Ковалев, Т. Короткова, В. Лунеев, Г. Медведев, Г. Миньковский, А. Щеглов, В. Эминов, В. Яхонтова и др.
Наиболее ярко явления социальной девиации в студенческой среде проявляются в табакокурении, наркомании и алкоголизме (по нашим наблюдениям - особенно так называемом «пивном алкоголизме»), отягощается положение непременными спутниками - специфическими заболеваниями и преступностью. Факторами, способствующими росту потребления никотина, наркосодержащих и алкоголесодержащих веществ, являются усиливающиеся в юношеской среде: 1) эмоционально-психологическая тревожность; 2) стресс, в том числе и как реакция на материальную зависимость от родителей, на неудовлетворенность уровнем текущих доходов, на диктат родителей и преподавателей; 3) стереотипы агрессивного поведения; 4) ощущение ущемленности, одиночества, неспособность преодолеть трудности и неудачи на жизненном пути; 5) низкая социальная самооценка у значительной части молодых; 6) пессимизм. Последний фактор необходимо выделить особо, поскольку студенты-пессимисты, акцентирующие внимание на негативной стороне жизни, считают свои желаемые цели недостижимыми и отказываются заранее предпринимать ради их осуществления какие-либо усилия. Пессимистические умонастроения становятся обычно превалирующими в период затяжных войн, перманентных социальных катаклизмов или хронических экономических кризисов. Оптимизм как тенденция появляется со стабилизацией социальной обстановки и ростом качества жизни людей. В этом смысле глобальная трансформация российского общества, сопровождаемая финансово-экономическим кризисом и частыми социальными и технологическими катаклизмами, не только подвергла материальным лишениям значительную часть населения страны, но также породила в молодежной среде чувство неуверенности в себе и завтрашнем дне, в государственных институтах и, в конечном итоге, в обновлении жизни. Студенты, настроенные пессимистично, неохотно учатся или даже пропускают учебу, уступают трудностям, легко поддаются негативным влияниям «авторитетов», сект и улицы, а своих целей добиваются самым простым путем -идут на правонарушения и даже преступления. А. Швейцер утверждал: «Пессимизм - это пониженная воля к жизни» [3], мы разделяем утверждение известного мыслителя и считаем, что «пессимизм современной студенческой молодежи - это пониженная воля ко всему верному, нормальному, правильному, лучшему, красивому, гармоничному в жизни» [3]. Ут-