Научная статья на тему 'Формирование логической грамотности учащихся 5 - 6 классов на уроках математики'

Формирование логической грамотности учащихся 5 - 6 классов на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамадеева Зульфия Шамилевна

В статье проводится анализ логической подготовки учащихся в курсе математики 5 6 классов, уделено внимание необходимости формирования логической грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование логической грамотности учащихся 5 - 6 классов на уроках математики»

Список литературы

1. Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса. [Электронный ресурс]. / Е.Р. Исаева // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2012. № 4 (15). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://medpsy.ru/ (дата обращения: 16.11.2017).

2. Нечаев В.Д. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы / В.Д. Нечаев, Е.Е. Дурнева // Педагогика, 2016. № 1. С. 36-45.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 - 6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Мухамадеева З.Ш.

Мухамадеева Зульфия Шамилевна — магистрант, кафедра математики и методики обучения математике, математический факультет, Омский государственный педагогический университет, г. Омск

Аннотация: в статье проводится анализ логической подготовки учащихся в курсе математики 5 - 6 классов, уделено внимание необходимости формирования логической грамотности. Ключевые слова: логическая грамотность, логическое мышление, логическая подготовка.

Одной из основных задач современного школьного образования является интеллектуальное развитие учащихся, привитие им культуры мышления. На сегодняшний день обществу требуется всесторонне развитый выпускник школы, не только усвоивший определенную сумму знаний, но и обладающий рациональными методами познания, умеющий логически мыслить, способный точно и грамотно выражать свои мысли, умеющий свободно ориентироваться в нарастающем потоке информации, способный находить оптимальные методы решения задач. Школа должна обеспечивать развитие у учащихся умений использовать полученные знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. Становление такой личности выпускника - это результат комплексных воздействий, важную роль здесь играет систематическое формирование логических умений в процессе школьного обучения.

Роль математики в формировании логических умений исключительно велика, поскольку ни для кого не секрет математика - самая теоретическая наука из всех изучаемых в школьном курсе. В ней очень высок уровень абстракции. Перед учителем математики стоит задача не просто дать знания, предусмотренные программой, а развить умения рассуждать и делать правильные выводы - способствовать формированию логической грамотности учащихся. Мудрецы в Древнем Китае говорили: «Дай человеку рыбу - он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу - он будет сыт всю жизнь».

Многие учащиеся, имея формальные знания по математике, испытывают значительные затруднения при решении математических задач. Они не умеют анализировать условие задачи, не способны сформулировать алгоритм решения, затрудняются в выборе оптимального решения задачи, не делают выводов по решению.

Среди приоритетных задач образования, обозначенных во ФГОС с позиции требований к образовательным результатам, четко обозначена задача формирования у школьника желания и умения (мотивированной способности) к самостоятельному приобретению знаний.

Стандарт второго поколения гласит о том, что в результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают логическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают логикой рассуждения; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают интуицию.

В этой ситуации формирование логической грамотности является важнейшей составляющей обучения математике. Помочь учащимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.

Понятие логической грамотности введено впервые И.Л. Никольской в 1973 году. Она раскрыла это понятие применительно к выпускникам средней школы. Под логической грамотностью ученика И.Л. Никольская понимает «свободное владение им некоторым комплексом элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического мышления и необходимый базис для его развития» [1, с. 24].

Ответственность за формирование логической грамотности учащихся лежит на преподавателях всех предметов, но в большей степени она возложена на учителя математики, поскольку в математике логические формы и отношения проявляются в наиболее чистом виде [2].

На наш взгляд, наиболее целесообразно особое внимание уделять логической подготовке в курсе математики начиная с 5 класса, поскольку сам курс 5-6 классов требует более развитых логических умений.

Анализ учебников выявил, что практически во всех учебниках курса математики 5-6 классов присутствует логический компонент. Учебники нацелены на развитие логического мышления и творческих способностей ребенка. Но поисковые, математические задачи, решение которых как раз и развивает логическое мышление, расположены в учебнике под заголовками «Для тех, кому интересно» (учебник для 5-х классов по математике Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, С.Б. Суворова, Л.Г. Петерсона), «Задачи от мудрой совы» (учебник по математике А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира) или традиционно под звездочкой, в конце параграфа, а значит не предназначены для всех учащихся, как правило на уроках они целенаправленно не разбираются.

Поэтому считаем нужным заметить следующее: чтобы сформировать компоненты логической грамотности необходимо органично включать в учебный материал по математике специально разработанные задания.

Приведем некоторые примеры подобных заданий:

1. Сформулируйте предложение на языке «Если..., то...»:

1) У квадрата все стороны равны;

2) Все четные числа делятся на 2;

3) У всех белок пушистые хвосты;

2. Опровергните следующие утверждения, приведите контрпример:

1) Все хвойные деревья вечнозеленые (ответ - лиственница);

2) Все нечетные числа кратны 3 (7, 11, 29 и т.д.);

3) Все птицы летают (пингвин);

4) Все четырехугольники имеют прямые углы (ромб, параллелограмм);

3. Дайте название каждой группе:

1) 3, 7, 11, 13, 17, 21;

2) 9, 18, 27, 36, 45, 54;

3) Ромашка, тюльпан, нарцисс, орхидея;

4) Стул, диван, кровать, стол;

4. Изобразите с помощью круговых схем отношения между следующими понятиями:

1) Число, дробь, неправильная дробь;

2) Многоугольник, четырехугольник, пятиугольник, ромб, квадрат;

3) Натуральное число, целое число, простое число, четное число.

Считаем, что разработанные нами задания позволят сформировать у учеников 5-6 классов логические умения, являющиеся базисом логической грамотности.

Список литературы

1. Никольская И.Л. О единой линии воспитания логической грамотности при обучении математике // Преемственность в обучении математике. Пособие для учителей: Сб. статей. / Сост. A.M. Пышкало. М.: Просвещение, 1978. С. 24-36.

2. Кондрашенкова Т.А. Формирование общелогических умений при обучении математике в 4-5 классах. / Т.А. Кондрашенкова, И.Л. Никольская // Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. М.: Просвещение, 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.