КРИМИНАЛИСТИКА;
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Criminalistics; investigation and search operations
УДК 343.132
А. В. Агарков
СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«НАВЕДЕНИЕ СПРАВОК» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Поставлена проблема необходимости определения законодательного регулирования оперативно-розыскных мероприятий. На основе сравнительного анализа научных трудов рассматривается содержание оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок» и формулируется авторское определение, которое предлагается закрепить в оперативно-розыскном законе.
ОРМ «наведение справок» представляет собой изучение оперативной информации, получаемой путем ознакомления с содержанием ее имеющихся носителей, либо направления запросов о предоставлении оперативной информации юридическим и (или) физическим лицам, возможно ей располагающим, с последующим ознакомлением с ответами на запросы, либо введения поисковых запросов в электронных информационных сетях в целях решения тактических задач ОРД.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; оперативно-розыскные мероприятия; оперативно-розыскное законодательство; содержание оперативно-розыскных мероприятий; наведение справок.
A. V. Agarkov
THE CONTENT OF THE OPERATIVE-SEARCH ACTIVITY «INQUIRY» IN MODERN CONDITIONS
The problem of the need to determine the legislative regulation of operational-search measures is posed. Based on a comparative analysis of scientific papers, the content of the operational-search activity "Inquiry " is analyzed and an author's definition is formulated, which is proposed to be fixed in the operative-search law.
The operational search action "inquiry" is the study of operational information obtained by acquainting itself with the contents of its existing media, or sending requests for timely information to legal and (or) individuals, possibly having it, with subsequent acquaintance with the answers to requests, or the introduction of search queries in electronic information networks of tactical problems of operational search activity.
Keywords: operative search activity; operative search measures; operative search legislation; the content of the operative search measures; inquiry.
© Агарков А. В., 2018 © Agarkov A. V., 2018
Вопросы правовой основы в той или иной степени традиционно рассматриваются большинством авторов, проводящих исследования в области теории оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Более того, ряд научных трудов известных ученых полностью или частично посвящен более узкой теме, имеющей непосредственное отношение к осуществлению оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) [17], [5], [9], [13]. Однако, к сожалению, результаты таких исследований, как правило, не используются в законотворческой деятельности, хотя представляется, что в них содержатся полезные, необходимые на сегодняшний момент предложения, основанные на единстве теории и практики.
Так, в частности, нами в специализированных изданиях уже неоднократно отмечалось, что необходимо законодательно определить содержание оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), перечисленных в ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД») [1], [2], [3]. Отсутствие указанных определений влечет различную правоприменительную практику, причем как в различных регионах, так и в различных правоохранительных органах, что вызывает обоснованные жалобы граждан, влечет нарушение принципа единства федерального закона на всей территории Российской Федерации. Это подтверждает исследование И. Д. Шатохина [14].
Обозначенная нами проблема не нова. В 2003 г. проф. В. Г. Бобров и проф. В. М. Атмажитов писали: «Каждое оперативно-розыскное мероприятие, независимо от того, каким органом оно выполняется, обладает определенными свойствами, носящими общий характер. Их правовое регулирование — это дело законодательного уровня» [4], а в 2004 г. проф. А. Ю. Шумилов счел необходимым раскрыть в разработанном им авторском проекте оперативно-
розыскного закона содержание всех предусмотренных ОРМ, а также новых, им предложенных [16]. В 2006 г. проф. А. Е. Чечетин отмечал: «Сформулировав в едином списке названия мероприятий, законодатель не определил содержания каждого из них, оставив это на откуп правоприменителю. Не придав должного значения важности исходных (дефинитивных) правовых норм, определяющих юридические категории и понятия, а поэтому играющих особую роль в механизме правового регулирования, законодатель тем самым не обеспечил необходимых методологических предпосылок для единого толкования закона» [13].
Присоединяясь к мнению вышеперечисленных ученых, считаем необходимым раскрыть в ФЗ «Об ОРД» понятие всех пятнадцати предусмотренных в нем ОРМ. На наш взгляд, сведения, составляющие государственную тайну, при этом разглашены не будут, так как указанные определения неоднократно формулировались в различных научных трудах открытого характера. Вместе с тем мы предлагаем законодательно закрепить лишь толкования определений, регламентируя все остальное закрытыми ведомственными (а лучше — единым межведомственным) нормативными правовыми актами.
В настоящей публикации автором на основе анализа различных научных работ и в связи с ограниченным объемом настоящей работы будет предпринята попытка проанализировать содержание и сформулировать определение лишь одного ОРМ — наведение справок. (Попытка анализа содержания всех ОРМ, предусмотренных ФЗ «Об ОРД», предпринята автором в монографии «Дефиниции оперативно-розыскных мероприятий: сравнительный анализ и законодательное закрепление» [1]).
Итак, различными учеными ОРМ «наведение справок» предлагается понимать как:
ОРМ, направленное на получение информации о физических лицах,
фактах и об обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД путем непосредственного изучения документов, материалов, баз данных, направления запросов в предприятия, учреждения и организации, другим юридическим, а также физическим лицам, которые располагают или могут располагать указанной информацией [7];
ОРМ, направленное на получение информации о проверяемых лицах, фактах и предметах, необходимой для решения задач ОРД путем непосредственного изучения документов, баз данных и направления запросов на предприятия, в учреждения и организации, другим юридическим, а также физическим лицам, которые располагают или могут располагать указанной информацией [13];
направление запросов определенному юридическому или физическому лицу и получение ответа на него либо непосредственное ознакомление оперативника (агента и др.) с материальным носителем информации (документом и т. п.) [15];
ОРМ, основанное на непосредственном изучении документов, содержащих сведения, представляющие оперативный интерес, а также направления запросов о предоставлении таких сведений в государственные органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы [6];
ОРМ, заключающееся в получении (сборе) информации от предприятий, учреждений, организаций, должностных и частных лиц, которые располагают ее официальными источниками (носителями, материалами, документами и др.) как по официальным запросам, так и с использованием тактических приемов, мер конспирации [10];
ОРМ, заключающееся в сборе информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, в целях решения задач ОРД, осуществляемое путем изучения документов (в том числе архивных) и (или) направления за-
просов как в государственные, включая правоохранительные, органы, так и в любые учреждения и организации, независимо от их принадлежности, имеющие информационные системы, располагающие информацией, сохраняемой в других формах [12];
способ сбора информации, необходимой для решения задач ОРД путем непосредственного изучения документов, а также направления запросов в организации, учреждения [8].
Анализ содержания приведенных выше определений приводит к выводу, что, в первую очередь, следует в качестве обозначения цели проведения данного (впрочем, как и иных) ОРМ использовать термин «решение тактических задач ОРД», так как решение общих задач ОРД, предусмотренных ст. 2 действующего оперативно-розыскного закона, возможно как при осуществлении одного ОРМ, так и их комплекса. Использование признака «конкретный» применительно к задачам ОРД автору представляется недостаточно верным-лексическое значение этого слова — «реально существующий, вполне точный и вещественно определенный» [11]. Вместе с тем в некоторых ситуациях до окончания того или иного ОРМ представляется невозможным определить его конкретную цель.
Кроме того, еще одним недостатком некоторых из приведенных определений, возможно, связанным с уровнем развития техники в то время, когда они были формулированы, является то, что они не предусматривают третью (наряду с направлением запросов и непосредственным изучением документов) тактическую форму проведения рассматриваемого ОРМ, которую ряд авторов определяют как изучение информационных массивов (информационных систем, баз данных). Представляется, что указанное понятие требует некоторого уточнения.
К информационным массивам, исходя из толкования данного термина, допустимо отнести, в числе прочего,
архивы, содержащие бумажные носители информации. Информационные системы, по нашему мнению, представляют собой информационные массивы, определенным образом организованные для поиска информации, тогда как под базами данных следует понимать информационные массивы, накопление информации в которых ведется исключительно в электронной форме. Следовательно, изучение информационных массивов является разновидностью двух упомянутых выше направлений: непосредственного изучения документов в бумажной или электронной форме, если субъект ОРМ имеет доступ к информационному массиву, либо направления запросов, если доступа не имеется.
Вместе с тем мы считаем, что ОРМ «наведение справок» может проводиться не только в этих двух формах. Возможна и в ряде случаев используется на практике третья форма — введение поисковых запросов различного характера в сеть «Интернет», в том числе и с использованием социальных сетей. Отличием от рассмотренной в предыдущем абзаце формы следует считать отсутствие ограничений по кругу поиска — результаты могут охватывать различные сферы деятельности объекта (работа, увлечения, сведения о доходах, фотографии, круг контактов и др.), поиск неопределенного количества объектов по заданным признакам и пр. При этом, несмотря на распространенность сети «Интернет» в настоящее время, считаем необходимым исключить ссылку на конкретный электронный ресурс и использовать более общий термин «электронные телекоммуникационные сети».
Продолжая формулировать определение ОРМ «наведение справок», представляется целесообразным исключить указания на видовую принадлежность определяемого понятия (ОРМ, способ сбора информации), вновь сосредотачиваясь на содержательность стороне осуществления данного мероприятия. Также представляется бесперспективной попытка конкретизировать пере-
чень объектов, которым могут направляться запросы: органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также международные организации; любые учреждения и организации, независимо от их принадлежности, имеющие информационные системы, располагающие информацией, сохраняемой в других формах; государственные органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы и др. Это, по нашему мнению, ведет к необоснованному сужению круга объектов, а также к излишнему «загромождению» формулировки. Представляется, что частные лица, не обладающие документальными носителями информации, получившие запрос, подготовленный оперативным сотрудником, и направившие на него письменный ответ, являются участниками ОРМ «наведение справок». Их отличие от субъектов опроса заключается в объективной стороне их действий: они отвечают на поставленные вопросы не непосредственно в ходе общения, а опосредованно, при необходимости — по истечении времени, отводимого для сбора информации, требующейся для формулирования ответа (включая обращение отвечающего к информационным массивам), и ее пересылки инициатору запроса. В связи с этим считаем возможным использовать вариант, предложенный А. Ю. Шумиловым, — определенные юридические и (или) физические лица.
Итак, наведение справок — изучение оперативной информации, получаемой путем ознакомления с содержанием ее имеющихся носителей, либо направления запросов о предоставлении оперативной информации юридическим и (или) физическим лицам, возможно ей располагающим, с последующим ознакомлением с ответами на запросы, либо введения поисковых запросов в электронных
информационных сетях в целях решения тактических задач ОРД.
Как следует из определения, формами проведения ОРМ являются:
- ознакомление с содержанием оперативной информации на имеющихся носителях,
направление запросов о предоставлении оперативной информации юридическим и (или) физическим лицам, возможно ей располагающим, с по-
следующим ознакомлением с ответами на запросы,
- введение поисковых запросов в электронных информационных сетях.
Осознавая дискуссионный характер вышеприведенных тезисов, автор будет приветствовать возможную научную дискуссию по затронутым вопросам: как говорили древние, «в споре рождается истина».
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
10.
Литература
Агарков, А. В. Дефиниции оперативно-розыскных мероприятий: сравнительный анализ и законодательное закрепление : монография. — Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2017.
Агарков, А. В. Законодательное закрепление содержания оперативно-разыскных мероприятий — необходимое условие совершенствования современной оперативно-разыскной деятельности // Оперативник (сыщик). — 2017. — № 1 (50). Агарков, А. В. Сущность оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение» и необходимость его законодательного закрепления // Вестник Кузбасского института. — 2017. — № 3 (32).
Атмажитов, В. М. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности : науч. доклад / В. М. Атмажитов, В. Г. Бобров. — М., 2003. Бобров, В. Г. О правовой природе оперативно-розыскных мероприятий // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности : тр. Академии управления МВД России. — М., 2001.
Вагин, О. А., Исиченко, А. П., Чечетин, А. Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». — М.: Деловой двор, 2009. Вагин, О. А., Исиченко, А. П., Шабанов, Г. Х. Оперативно-розыскные мероприятия и использование их результатов : монография. — М., 2006. Дубоносов, Е. С. Оперативно-розыскная деятельность : учебник и практикум для прикладного бакалавриата. — 5 изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. Захарцев, С. И. Оперативно-розыскные мероприятия в России и за рубежом : моногр.; под общ. ред. В. П. Сальникова. — СПб.: СПбУ МВД России, 2003. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С приложением решений Конституционного суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека / вступ. ст. В. Д. Зорькина. — М.: Норма, 2006.
11. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ozhegov.textologia.ru/defiшt/konkretшy/?q=742&n=176150 (дата обращения: 03.10.2017).
12. Ривман, Д. В. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». — СПб.: Питер, 2003.
13. Чечетин, А. Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий : монография. — М., 2006.
14. Шатохин, И. Д. Типичные поводы жалоб в Конституционный Суд на нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // Оперативник (сыщик). — 2016. — № 2 (47).
15. Шумилов, А. Ю. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий : монография. — М., 2006.
16. Шумилов, А. Ю. Новая редакция оперативно-розыскного закона России: Открытый проект : науч.-справ. пособие. — М., 2004.
17. Шумилов, А. Ю. Юридические основы оперативно-розыскных мероприятий : учебное пособие. — М., 1999.
References
1. Agarkov, A. V. Definicii operativno-rozysknyh meroprijatij: sravnitel'nyj analiz i za-konodatel'noe zakreplenie [Definitions of investigation and search operations: comparative analysis and legislative fixing] : monograph. Vladimir, Vladimir Law Institute of the FPS of Russia, 2017.
2. Agarkov, A. V. Zakonodatel'noe zakreplenie soderzhanija operativno-razysknyh meroprijatij — neobhodimoe uslovie sovershenstvovanija sovremennoj operativno-razysknoj dejatel'nosti [Legislative fixing of content of investigation and search operations — a necessary condition of improvement of modern investigation and search operations] // Operativnik (syshhik) [Field investigator (detective)], 2017, no. 1 (50).
3. Agarkov, A. V. Sushhnost' operativno-rozysknogo meroprijatija «nabljudenie» i ne-obhodimost' ego zakonodatel'nogo zakreplenija [Essence of an operational search action "observation" and need of his legislative fixing] // Vestnik Kuzbasskogo Instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2017, no. 3 (32).
4. Atmazhitov, V. M. O zakonodatel'nom regulirovanii operativno-rozysknoj dejatel'nosti [On legislative regulation of operational search activity] : science report. V. M. Atmazhitov, V. G. Bobrov. Moscow, 2003.
5. Bobrov, V. G. O pravovoj prirode operativno-rozysknyh meroprijatij [About the legal nature of investigation and search operations] // Aktual'nye voprosy teorii i praktiki operativno-rozysknoj dejatel'nosti [Topical issues of the theory and practice of operational search activity]: works of MIA Academies of Russia]. Moscow, 2001.
6. Vagin, O. A., Isichenko, A. P., Chechetin, A. E. Kommentarij k Federal'nomu zakonu "Ob operativno-rozysknoj dejatel'nosti" [The comment to the Federal law "About Operational Search Activity"]. Moscow, Business Yard, 2009.
7. Vagin, O. A., Isichenko, A. P., Shabanov, G. H. Operativno-rozysknye meroprijatija i ispol'zovanie ih rezul'tatov [Оперативно-розыскные мероприятия и использование их результатов] : monograph. Moscow, 2006.
8. Dubonosov, E. S. Operativno-rozysknaja dejatel'nost' [Operational search activity] : textbook and practical work for applied bachelor degree. 5th iss., rewr. and add. Moscow, Yurayt, 2016.
9. Zaharcev, S. I. Operativno-rozysknye meroprijatija v Rossii i za rubezhom [Investigation and search operations in Russia and abroad] : monograph; gen. ed. V. P. Sal'nikov. St. Petersburg, St. Petersburg University of MIA of Russia, 2003.
10. Kommentarij k Federal'nomu zakonu "Ob operativno-rozysknoj dejatel'nosti" [The comment to the Federal law "About Operational Search Activity"]. With the application of decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation and the European Court of Human Rights. Intr. art. of V.D. Zorkin. Moscow, Norma, 2006.
11. Ozhegov, S. I., Shvedova, N. Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij [Explanatory dictionary of Russian: 80 000 words and phraseological expressions]. URL: http://ozhegov.textologia.ru/definit/konkretniy/ ?q=742&176150 (date of the address: 10/3/2017).
12. Rivman, D. V. Kommentarij k Federal'nomu zakonu "Ob operativno-rozysknoj dejatel'nosti" [The comment to the Federal law "About Operational Search Activity"]. St. Petersburg, Peter, 2003.
13. Chechetin, A. E. Aktual'nye problemy teorii operativno-rozysknyh meroprijatij [Current problems of the theory of investigation and search operations] : monograph. Moscow, 2006.
14. Shatohin, I. D. Tipichnye povody zhalob v Konstitucionnyj Sud na normy Feder-al'nogo zakona "Ob operativno-rozysknoj dejatel'nosti" // Operativnik (syshhik) [Field investigator (detective)], 2016, no. 2 (47).
15. Shumilov, A. Ju. Aktual'nye problemy teorii operativno-rozysknyh meroprijatij [Current problems of the theory of investigation and search operations] : monograph. Moscow, 2006.
16. Shumilov, A. Ju. Novaja redakcija operativno-rozysknogo zakona Rossii: Otkrytyj proekt [New edition of the operational search law of Russia: Open project] : scientific handbook. Moscow, 2004.
17. Shumilov, A. Ju. Juridicheskie osnovy operativno-rozysknyh meroprijatij [Legal bases of investigation and search operations] : manual. Moscow, 1999.
Сведения об авторе
Агарков Алексей Вячеславович: Владимирский юридический институт ФСИН России (г. Владимир, Российская Федерация), начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности юридического факультета, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Agarkov Alexei Vyacheslavovich: Vladimir Law Institute of the FPS of Russia (Vladimir, Russia), Head of the Chair of Operational-Investigative Activity, candidate of law, associate professor. E-mail: [email protected]
УДК 343.98
Ж. Ю. Кабанова, И. П. Шлее
СПОСОБ ПОБЕГА ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Способ совершения побега из исправительных колоний является важным элементом криминалистической характеристики преступлений, так как он имеет в первую очередь корреляционные связи с личностью преступника (осужденного), со следами и механизмом следообразования. Поэтому под способом совершения побега предлагается понимать систему действий, направленных на подготовку, непосредственное совершение, сокрытие преступления, с присущими им следами-последствиями, избираемыми осужденным для достижения преступной цели. Криминалистическая характеристика способа побега из исправительных колоний является значимой для ее сотрудников. В ней отражаются элементы преступной деятельности осужденных. Криминалистическая характеристика способа побега из исправительных колоний является ориентирующей информацией для сотрудников (от младшего инспектора до начальника) при осуществлении оперативно-служебной деятельности (режимной, надзорной, воспитательной, профилактической и иной). Зная криминалистическую характеристику способа побега из
© Кабанова Ж. Ю., Шлее И. П., 2018 © Kabanova Zh. Yu., Shleye I. P., 2018