£
КРИМИНАЛИСТИКА, ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ON SOME PROBLEMS IN THE IMPLEMENTATION OF OPERATIVE-SEARCH ACTIVITY
УДК 343.98
Е.Л. ГЛУШКОВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
Д.Б. СВИСТИЛЬНИКОВ,
кандидат юридических наук, дoцeнт (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
EVGENY L. GLUSHKOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
ALEKSANDER B. SVISTILNIKOV,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые проблемы при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в частности обращается внимание на упущение регламентации в оперативно-розыскном законе понятия оперативно-розыскного мероприятия, его категорий, а также критериев классификации. Делается акцент на развитии и исследовании теории оперативно-розыскных мероприятий, что позволяет углубленно рассмотреть вопросы содержания оперативно-розыскных мероприятий и раскрыть понятие категорий оперативно-розыскных мероприятий и критерии их классификации. Проведен анализ юридической литературы, раскрывающей сущность и смысловое значение оперативно-розыскных мероприятий, указывающей на необходимость закрепления их классификации в оперативно-розыскном законе по субъектным составам и разрешению проведения. Исследуется деятельность в оперативно-розыскном направлении, выявляются проблемные вопросы, которые необходимо разрешать только во взаимодействии с разными отраслями права и уполномоченными специалистами иных ведомств. Рассматривается комплексный подход, который будет способствовать совершенствованию практической и законотворческой деятельности в интересах решения задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению подготавливаемых, совершаемых, совершённых преступлений, а также определенной категории лиц.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, регламентирование оперативно-розыскной деятельности, категории и признаки оперативно-розыскных мероприятий.
Abstract: the article deals with some problems in the implementation of operative-search activities, in particular, attention is drawn to the omission of regulation in the operational-investigative law of the concept of an operative-search activity, its categories and classification criteria. The emphasis is placed on the development and research of the theory of operational-search actions, which provides in-depth consideration of the issues of the content of operative-search actions and allows to expose the concept of the categories of operative-search actions and the criteria for their classification. The analysis of the legal literature revealing the essence and meaning of operational-investigative activities, indicating the necessity of fixing their classification in the operative-search law on subject compositions and the permission of carrying out is carried out. The authors investigate activities in the operational-search direction, reveal problematic issues that need to be resolved only in cooperation with different branches of law and authorized specialists of other departments. An integrated approach is considered that will contribute to the improvement of practical and legislative activities in the interests of solving the tasks of operative-search activity to identify prepared, commit, committed crimes, as well as a certain category of persons.
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Keywords: operative-search activity, regulation in the operational-investigative law, categories and characteristics of operative-search activities.
Принятие Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон) способствовало развитию в юридической литературе общей теории оперативно-розыскного права. На протяжении двадцати двух лет с момента принятия данного нормативного правового акта в теории и практике оперативно-розыскной деятельности остается круг дискуссионных вопросов, которые не находят своего разрешения и закрепления в Законе. Так, одним из основных противоречивых вопросов и упущений оперативно-розыскного законодательства является правовая регламентация понятия и категорий оперативно-розыскных мероприятий, а также критериев их классификации.
Оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ) составляют важнейшую часть оперативно-розыскной деятельности. Законодатель понятие «оперативно-розыскное мероприятие» не раскрывает, но на основании действующего российского законодательства и главы 1 Закона, а также используемого субъектами оперативно-розыскной деятельности понятийного аппарата можно дать следующее определение: оперативно-розыскное мероприятие - это действия или совокупность действий, направленных на решение задач оперативно-розыскной деятельности, которые осуществляются гласно и негласно с использованием информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде [3, с. 98].
Развитие и исследование теории оперативно-розыскных мероприятий позволяет глубоко рассмотреть вопросы содержания ОРМ, раскрыть понятие категорий ОРМ и определить критерии их классификации.
В процессе анализа юридической литературы выясняется, что может и должно быть заложено в смысл оперативно-розыскных мероприятий.
Полагаем, что в основе классификации ОРМ на категории используется не один критерий, а совокупность признаков материально-объективного и формально-юридического характера. Кроме этого, нельзя ограничиваться применением лишь объективных, субъективных, волевых, организационных и технических характеристик [6, с. 21].
К материально-объективным признакам следует отнести:
1. Необходимость проведения некоторых ОРМ только для защиты от преступных посяга-
тельств различной степени тяжести (или умышленного преступления), основывающихся на принципе соразмерности оперативно-розыскного реагирования. В данном случае Закон четко разграничивает, что отдельные ОРМ проводятся для выявления признаков о подготовке, совершении или совершенном преступлении конкретной категории.
Так, оперативно-розыскные мероприятия, проведение которых затрагивает конституционные права граждан на тайну частной жизни, например прослушивание телефонных и иных переговоров, допускаются только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях [2, с. 4].
2. Необходимость проведения некоторых ОРМ не только для защиты от преступных посягательств, но и для решения задач административной, оперативно-проверочной работы (или иные основания, не носящие уголовно-правового значения), например при процедуре оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
К формально-юридическим признакам, или субъективно-волевым, относят группу ОРМ, проводить которые разрешается на основании постановления, утвержденного руководителем органа, уполномоченного на проведение оперативно-розыскной деятельности. Выделим некоторые из них:
- проверочная закупка;
- оперативное внедрение;
- контролируемая поставка;
- оперативный эксперимент [5, с. 395].
Кроме того, некоторые ОРМ разрешается проводить только на основании судебного решения и при наличии информации, прямо предусмотренной Законом, а именно:
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
- прослушивание телефонных переговоров;
- снятие информации с технических каналов связи;
- получение компьютерной информации [4, с. 233].
В Законе существует перечень ОРМ, проведение которых является прерогативой конкретных субъектов оперативно-розыскной деятельности, и проведение их другими оперативно-розыскными органами находится под запретом.
КРИМИНАЛИСТИКА,
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2018'1
Следует отметить, что оперативно-розыскная работа требует от оперативных сотрудников особого мастерства, высоких морально-волевых качеств, гибкости, в отдельных случаях проявления творческих способностей, инициативы и настойчивости в достижении результатов оперативно-розыскной деятельности. На сегодняшний день законодательство в оперативно-розыскной сфере не совсем отвечает современным потребностям, и стоит обратить внимание на ряд вопросов, в частности касающихся понятия категорий оперативно-розыскных мероприятий и критериев их классификации.
Таким образом, понятийный аппарат категорий и критериев оперативно-розыскных мероприятий требует в российской правовой науке дальнейшего развития, выработки новых теоретических знаний и подходов с учётом накопленного правоохранительными органами эмпирического опыта. Такой комплексный подход будет способствовать совершенствованию практической и законотворческой деятельности в интересах решения задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению подготавливаемых, совершаемых, совершённых преступлений. Безусловно, данная процедура будет затруднительна, так как сведения о тактических приемах и об организации ОРМ правоохранительными органами относятся к государственной тайне.
Оперативно-розыскная деятельность, на наш взгляд, специфическая и разносторонняя, а отсюда и разнообразие правовых аспектов этой деятельности. Некоторые проблемы, оценки и суждения о данной деятельности предполагают решение различного рода вопросов, которые связаны с разными отраслями права и законодательства, что направляет на необходимость комплексной проработки проблем оперативно-розыскной деятельности. С учетом этого родилась
острая потребность в научном осмыслении положений Закона, что диктуется правоприменительной практикой, которая руководствуется ими как основным инструментом для решения точечных задач, вытекающих как из этого Закона, так и из деятельности органов, чьи оперативные подразделения уполномочены на осуществление оперативно-розыскной деятельности [1].
Специализация теории оперативно-розыскной деятельности как самостоятельной науки в области юриспруденции обеспечила выгодные условия для ее развития. Однако узкоспециализированное и закрытое изучение вопросов оперативно-розыскной деятельности делает его функциональным и прикладным, в некоторых случаях односторонним, а потому и разрешение определенных проблем лишь частичным, иногда ограниченным интересами некоторых ведомств. Если обратить внимание на то, что в оперативно-розыскную деятельность входят проблемы правовые, психологические, морально-этические, финансовые, уже поэтому узконормативная, специализированная трактовка положений Закона, ограничение в рассмотрении проблем оперативно-розыскной деятельности широкого круга специалистов других научных дисциплин истощает развитие теории оперативно-розыскного права и практики его применения. Поэтому наблюдается узкий, не всегда объективный подход к толкованию и применению как отдельных норм, так и Закона в целом. Отмечается, что успешная разработка проблем оперативно-розыскной деятельности, смежных с другими отраслями права, имеющих сходство с теми, которые вынуждены разрешать различные органы - субъекты оперативно-розыскной деятельности, и их путей решения, скорее, не возможна без привлечения соответствующих специалистов различных ведомственных принадлежностей.
Литература
1. Бакланов Л.А. Оперативно-розыскные мероприятия [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 26. URL: https://e-koncept.ru/
2. Габзалилов В.Ф. Понятие оперативно-розыскного мероприятия / Особенности оперативно-розыскной деятельности ОВД в свете изменяющегося законодательства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2017. С. 4-8.
3. Козодаева О.Н. Проблемы правовой регламентации понятия и «категорий оперативно-розыскных мероприятий» / Актуальные вопросы юридической науки и практики: сборник научных трудов членов Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». - Тамбов, 2016. С. 98-103.
4. Кручинин М.В., Потапова Н.Н., Долгачёва О.И. Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые в целях раскрытия преступлений // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2016. № 46. С. 233-237.
5. Титов М.В., Иванов С.И. Получение компьютерной информации как новый вид оперативно-розыскного мероприятия / Молодая наука: сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. - Евпатория, 2017. С. 395-398.
6. ФинкД.А. Общие оперативно-розыскные мероприятия. - Астана, 2016. 231 с.
7. Исмаилов Ч.М. Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права на тайну связи при розыске безвестно исчезнувших лиц: проблемы осуществления и пути совершенствования // Российский следователь. 2016. № 20. С. 40-44.
8. Волков А.А., Лошкарев В.В. Актуальные проблемы соблюдения законодательства при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан // Законность. 2016. № 4. С. 66-70.
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
9. Павличенко Н.В. Правовые и теоретические проблемы обеспечения негласности в оперативно-розыскной деятельности: монография. - Mосква, 2016. 1S6 с.
10. Луговик В.Ф., Осипенко А.А. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел: перспективы совершенствования правового регулирования ll Вестник Воронежского института MВД России. 2015. № 4. С. 7-12.
References
1. BaklanovL.A. Operativno-rozysknye meroprijatija [Jelektronnyj resurs] ll Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2016. T. 26. URL: https:lle-koncept.rul
2. Gabzalilov V.F. Ponjatie operativno-rozysknogo meroprijatija l Osobennosti operativno-rozysknoj dejatel'nosti OVD v svete izmenjajushhegosja zakonodatel'stva: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Orel: Orlovskij juridicheskij institut MVD Rossii imeni V.V. Luk'janova, 2017. S. 4-S.
3. Kozodaeva O.N. Problemy pravovoj reglamentacii ponjatija i «kategorij operativno-rozysknyh meroprijatij» l Aktual'nye voprosy juridicheskoj nauki i praktiki: sbornik nauchnyh trudov chlenov Tambovskogo regional'nogo otdelenija Obshherossijskoj obshhestvennoj organizacii «Associacija juristov Rossii». - Tambov, 2016. S. 98-103.
4. Kruchinin M.V., Potapova N.N., Dolgachjova O.I. Operativno-rozysknye meroprijatija, provodimye v celjah raskrytija prestuplenij ll Vestnik Volzhskoj gosudarstvennoj akademii vodnogo transporta. 2016. № 46. S. 2ЭЭ-2Э7.
5. TitovM.V., IvanovS.I. Poluchenie komp'juternoj informacii kak novyj vid operativno-rozysknogo meroprijatija l Molodaja nauka: sbornik nauchnyh trudov nauchno-prakticheskoj konferencii dlja studentov i molodyh uchenyh. - Evpatorija, 2017. S. 395-398.
6. Fink D.A. Obshhie operativno-rozysknye meroprijatija. - Astana, 2016. 2Э1 s.
7. Ismailov Ch.M. Operativno-rozysknye meroprijatija, ogranichivajushhie konstitucionnye prava na tajnu svjazi pri rozyske bezvestno ischeznuvshih lic: problemy osushhestvlenija i puti sovershenstvovanija ll Rossijskij sledovatel'. 2016. № 20. S. 40-44.
S. Volkov A.A., Loshkarev V.V. Aktual'nye problemy sobljudenija zakonodatel'stva pri provedenii ORM, ogranichivajushhih konstitucionnye prava grazhdan ll Zakonnost'. 2016. № 4. S. 66-70.
9. PavlichenkoN.V. Pravovye i teoreticheskie problemy obespechenija neglasnosti v operativno-rozysknoj dejatel'nosti: monografija. - Moskva, 2016. 1S6 s.
10. Lugovik V.F., Osipenko A.A. Operativno-rozysknaja dejatel'nost' organov vnutrennih del: perspektivy sovershenstvovanija pravovogo regulirovanija ll Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2015. № 4. S. 7-12.
(статья сдана в редакцию 01.02.201S)