Научная статья на тему 'Содержание образования в контексте личностно-ориентированного подхода при обучении латинскому языку в медицинском вузе'

Содержание образования в контексте личностно-ориентированного подхода при обучении латинскому языку в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП ЦЕННОСТИ / ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИАЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / PERSONAL-ORIENTED APPROACH / HIGHER MEDICAL SCHOOL / LATIN LANGUAGE / TRAINING TO LATIN LANGUAGE / MORAL DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвильдис Елена Вадимовна

Важный фактор формирования внутренней культуры студента воспитание таких базисных характеристик личности, как духовность и нравственность. Духовно-нравственное направление в обучении латинскому языку представляет собой комплекс дидактически переработанных, структурированных мер, опирающихся на общую методологию воспитательной технологии. Модель духовно-нравственного развития включает в себя: принципы развития; внутреннюю организацию программного учебного материала; приемы, методы и способы построения процесса усвоения этого материала студентами; систему критериев оценки уровня духовно-нравственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the education in the context of the personal-oriented approach towards the training to Latin language at the Higher Medical School

The important factor of the formation of the student's inner culture is the education of such basic personal features as morality. This moral direction in the training to Latin language consists of the complex of didactic changed structural measures, based on the general methology of the educational technology. The model of the moral development includes: the principles of the development, inner organization of tuition program; management, methods and the ways of the process of acquire this material by the students; the criteria system of the estimation of the moral development level.

Текст научной работы на тему «Содержание образования в контексте личностно-ориентированного подхода при обучении латинскому языку в медицинском вузе»

© ГВИЛЬДИС Е.В. — 2006

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Е.В. Гвильдис

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра

иностранных языков, зав. — Е.В. Гвильдис

Резюме. Важный фактор формирования внутренней культуры студента — воспитание таких базисных характеристик личности, как духовность и нравственность. Духовно-нравственное направление в обучении латинскому языку представляет собой комплекс дидактически переработанных, структурированных мер, опирающихся на общую методологию воспитательной технологии. Модель духовнонравственного развития включает в себя: принципы развития; внутреннюю организацию программного учебного материала; приемы, методы и способы построения процесса усвоения этого материала студентами; систему критериев оценки уровня духовно-нравственного развития.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, принцип ценности, отбор содержания образования, диалогизация педагогического общения, духовно-нравственное направление в обучении, гуманистическая ценность образования.

Содержание духовно-нравственного направления в обучении латинскому языку (ЛЯ) выступает одним из важнейших факторов формирования внутреннего мира личности студента. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, являясь одним из основных структурных элементов содержания обучения ЛЯ, может быть полноценно представлен в базовом компоненте, если при отборе материала, наряду с другими принципами, целенаправленно использовать принцип ценности, позволяющий сохранить баланс между его интеллектуальной и эмоциональной составляющими. Критерием реализации принципа ценности является «диалогичность» материала (его многозначность, глубина, высокая эмоциональная насыщенность). В высокой степени этим критериям соответствует материал культуры, образы которой вызывают не только интеллектуальный отзыв, но и эмоциональную реакцию, воспитывая культуру чувств, регулирующую жизнедеятельность человека, способствующую адекватной оценке происходящего. Принцип ценности должен стать принципом отбора содержания образования, формирующего эмоционально-ценностное отношение учащегося к миру.

В связи с этим возникает задача психологической перестройки студентов, их соответствующей психологопедагогической направленности и гуманизации ценностно-ориентационной сферы, диалогизации педагогического общения.

Таким образом, говоря о духовно-нравственном аспекте обучения ЛЯ, следует подчеркнуть, что духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность — ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. Духовность несет в себе оценочный компонент и не может быть понята вне ее аксиологических характеристик, она непосредственно связана с аффективно-эмоциональной сферой. Как способность человека к духовной жизни, как сущностная черта, духовность имеет атрибутивный характер (она присуща всем без исключения человеческим индивидам), однако эта способность заложена в человеке потенциально [4].

Кроме того, духовно-нравственное направление в обучении ЛЯ представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционального) воздействия педагога на духовнонравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит

комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога, гуманизмом его личности.

Включенные в содержание обучения ЛЯ гуманистические ценности как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру присутствуют там имлицитно и нуждаются в выявлении. Будучи выявлены, структурированы, дидактически переработаны и приняты педагогом в качестве личной системы ценностей, они могут стать основой системы ценностных ориентации учащихся, а также ядром системы духовно-нравственного направления в обучении ЛЯ [3].

Организационная модель реализации ценностного потенциала знаний в системе духовно-нравственного направления в обучении ЛЯ включает в себя идеологию, содержание, технологию и педагогическое управление.

Идеология процесса духовно-нравственного направления в обучении ЛЯ на основе гуманистических ценностей образования как исходная система взглядов, целей, идей, представлений квалифицирует его как сферу духовного производства, продукт которого — не присвоение новых знаний, но присвоение духовно-нравственных ценностей и личностных смыслов, раскрытие сущностных сил и деятельностных способностей учащихся, формирование у них внутриличностных ориентиров и определенной иерархии в отношениях с миром и с собой на основе гуманистических ценностных ориентаций. Эта цель достигается, прежде всего, через усвоение содержания образования, опосредованное духовным миром педагога, где образование не изучение предметов, а развитие личности предметами: на первом плане стоит личность, субъект, его интерес, а предметы — только средства. Согласно ценностной концепции современной дидактики, процесс обучения является одновременно процессом направленного духовного развития и воспитания [6].

Содержание духовно-нравственного аспекта образования является отражением важнейших измерений бытия человека, его отношений и деятельности в социуме, духовной сфере, природе, представленных в содержании образования. Помимо знаний и способов деятельности, оно включает опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения. Целостность картины мира и определение места человека в нем достигается комплексом базового и дополнительного образования на основе единства содержательной и процессуальной сторон обучения, его образовательной и развивающей функций, единства целей и ценностей, взаимодополнительности содержания. Открытость процесса духовно-нравственного направления в обучении ЛЯ обеспечивает гармоническое

сочетание обязательного и дополнительного компонентов при опоре на учебные предметы гуманитарно-культурологического профиля, представляя тем самым широкие возможности выбора содержания в соответствии с личностными потребностями учащихся и педагогов [2].

Технология процесса духовно-нравственного направления в обучении ЛЯ на основе гуманистических ценностей образования опирается на общую методологию воспитательной технологии и представляет собой совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат в постоянно изменяющихся условиях. К потенциально значимым характеристикам этой технологии относятся — наличие четкой и диагностично заданной цели, корректно измеримого результата деятельности; представление содержания деятельности в виде задач разной степени сложности; решение каждой из этих задач с помощью описания их объекта, конкретного комплекса правил, приемов, логической структуры их решения; накопление множества моделей, приемов и описаний, позволяющих обобщать способы поиска решений, аккумулировать и использовать существующий опыт; указание способов взаимодействия участников воспитательного процесса; мотивационное обеспечение деятельности преподавателя и студентов; активное рефлексивное воздействие педагога на эмоционально-мотивационную сферу студента, обеспечивающую духовно-нравственное развитие; определение границ правилосообразной (алго-ритмичной) и эвристической (творческой) деятельности субъектов учебного процесса, допустимого отступления от правил.

Использование гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания студентов достигает оптимального уровня, если выявлены возможные объекты духовных потребностей (ценностных ориентаций) студентов в базовом образовательном компоненте и совмещены с гуманистической ценностной ориентацией преподавателя, предполагающей единство личностного способа жизни и форм педагогического сотрудничества.

Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Аффективно-смысловое образование может рассматриваться как источник духовно-нравственной активности, направленной в том числе и на преобразование жизнедеятельности и себя.

Модель духовно-нравственного развития включает в себя: принципы духовно-нравственного развития; внутреннюю организацию программного учебного материала (содержание), подлежащего усвоению; приемы, методы и способы построения процесса усвоения этого материала студентами; систему критериев оценки уровня духовно-нравственного (деятельностного и личностного) развития.

Качественные особенности духовности и нравственности — умение ставить и понимать духовно-нравственные задачи, уровень мотивации, целеполагания, действий оценки и контроля, сформированные и развитые в процессе учебно-событийной деятельности, — опосредуют влияние и характер зависимости уровня развития духовно-нравственной личности от внешнего социокультурного образовательного пространства [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Аниыферова Л.И. Психологическая опосредован-ность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование. Психологические исследования социального развития. — М., 1991. — С. 5 -38.

2. Берне Р Развитие «Я — концепции» и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — С. 400-408.

3. Бодалев М. В. Духовность и личностно-центри-

рованный подход//Вопросы психологии. — 1992. — № 3/4. — С. 24 — 30.

4. Майорова Э.Р. Формирование среды личностно-ориентированного образовательного взаимодействия как необходимое условие его эффективности: Автореф. диссер. канд. пед. наук. — М., 1998. — С. 19-20.

5. Уоми Р. Основание духовности. — М., 2000. — С. 83 — 84.

THE CONTENT OF THE EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE PERSONAL-ORIENTED APPROACH TOWARDS THE TRAINING TO LATIN LANGUAGE AT THE HIGHER MEDICAL SCHOOL

E.V. Gvildis (Irkutsk State Medical University)

^e important factor of the formation of the student’s inner culture is the education of such basic personal features as morality, ^is moral direction in the training to Latin language consists of the complex of didactic changed structural measures, based on the general methology of the educational technology. ^e model of the moral development includes: the principles of the development, inner organization of tuition program; management, methods and the ways of the process of acquire this material by the students; the criteria system of the estimation of the moral development level.

ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

© УСОВ Л.А. — 2006

«ОПЫТ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОГО ОЧЕРКА» (ЧИТАЯ ЗАПИСКИ «Д'АРШИНЬЯКА»)

Л.А. Усов

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра фармакологии, зав. — д.м.н., проф. Л.А. Усов)

Резюме. В статье излагаются взгляды на обстоятельства дуэли А.С. Пушкина, основанные на записках секунданта Д’Антеса — Д’Аршиньяка.

Ключевые слова: судебно-медицинский очерк, А.С. Пушкин, Л. Гроссман, Д’Аршиньяк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.