УДК 37.034 ББК 74.00 H 63
И.И. Николаева
Старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального обучения Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова; E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматривается содержание процесса формирования духовно-нравственной культуры студентов. Автор приходит к выводу, что находясь в процессе изменения мировоззрения, возможностей и целей человека, уже сегодня можно обозначить те процессы, с которыми сталкивается современное общество в ситуации духовно-нравственного кризиса и которые требуют пристального научно-психологического внимания. Необходим поиск новых принципиальных подходов к анализу психолого-педагогических аспектов не только нравственности профессионала, но и нравственности развивающейся личности.
Ключевые слова: духовно-нравственная культура; национальное воспитание; профессиональное образование; государство; социальный институт.
I. I. NikoLaeva
Senior Lecturer of Department of Pedagogy and Technique of Elementary Education, M.K Ammosov East Federal University; E-mail: doctorantura2013@ yandex.ru
CONTENT OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF THE STUDENT
Abstract. The paper discusses the content of the process of formation of spiritual and moral culture of the students. The author comes to a conclusion that being in process of change of outlook, opportunities and purposes of the person, already today it is possible to designate those processes which modern society in a situation of spiritual and moral crisis faces and which demand close scientific and psychological attention. We need to search for radically new approaches to the analysis of psychological and pedagogical aspects not only of professional ethics, but also morality of a developing personality.
Keywords: spiritual and moral culture; national education; professional education; state; a social institution.
Современные условия политической и социальной нестабильности, которые сложились в России в последние годы, вызвали кризис духовно-нравственной культуры. Возникло обострение исторических разногласий: проявление бездуховности в обществе и стремление к гармонизации картины бытия с
полноценным возрождением в нем мира человека. В связи с тем духовность народа, развитие духовно-нравственной культуры личности осознаются как наиболее важные и необходимые факторы в развитии России. Это требует принципиально новых подходов к вопросам воспитания молодого поколения на нача-
- 70 -
лах общечеловеческих, национальных ценностей, выбора настоящих духовно-нравственных ориентиров и независимого жизненного нути.
Психолого-недагогической наукой определено, что вопрос формирования и развития духовно-нравственной культуры студенческой молодежи в наше время является актуальной проблемой, ведь студенческий возраст - период интенсивного развития индивидуальных особенностей молодого человека. Поэтому так важно скоординировать усилия всех подразделений высших учебных заведений ради успешного воспитания у молодежи духовно-нравственной культуры.
Таким образом, целью статьи является теоретическое обоснование основ формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи в современной высшей школе.
Актуальность проблемы исследования подтверждается ее реальным состоянием в педагогической теории и практике. Изучение нами немалого опыта профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях показало, что в их работе широко используются многогранные средства духовно-нравственного влияния в процессе профессионального развития юношей и девушек. В педагогической литературе раскрыты принципы и содержание формирования духовно-нравственных качеств у молодежи (Ш. Амонашвили, Г. Ващенко, А. Макаренко, В. Сухомлинский, К. Ушинский); определены основные направления усовершенствования данного процесса в концепциях дея-тельностного подхода и развивающего обучения и воспитания (И. Бех, М. Боришевский, Г. Костюк). Тем не менее, это направление недостаточно используется в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Это, по нашему мнению, в большинстве случаев является следствием недостаточной разработанности научно-методических
средств, направленных на выявление механизмов формирования духовно-нравственных качеств студентов в процессе их профессионального обучения и развития. В тоже время в специальных исследованиях, посвященных проблемам духовной самореализации, формированию духовно-нравственной культуры, духовных потребностей, духовных ценностей студенческой молодежи, недостаточно внимания отводится обоснованию теоретических основ формирования духовно-нравственной культуры. Учитывая определенные достижения в решении обозначенной проблемы, она остается актуальной в аспекте теоретической и методологической разработанности.
Существует реальное разногласие между потребностью общества в духовно развитых людях, способных к творческому преобразованию общества, и отсутствием социокультурных, экономических условий для удовлетворения этой потребности. Решение этого противоречия находится в плоскости разработки теоретических основ развития духовно-нравственной культуры личности. Главным субъектом формирования духовно-нравственной культуры выступает студент, который, учась в высшей школе, должен сформироваться как высокодуховная, креативная личность, способная к овладению системой общечеловеческих нравственно-эстетичных ценностей, к обретению качеств интеллигентного, благородного, мудрого человека с высокой культурой, которая, в свою очередь, обусловливается потребностями общества в создании новой духовной генерации молодежи.
Проанализировав разные определения термина «духовно-нрав-ственная культура» можем отметить, что духовно-нравственная культура как понятие определяется учеными по разным признакам: как сфера духовной деятельности, которая включает систему образования, воспитания, систему ценно-
-71-
стей и убеждений, образцов, стандартов и норм поведения; систему самореализации личности или грунны в социальной жизни. Кроме того, мы также должны понимать, что духовно-нравственная культура формирует личность, ее взгляды, мировоззрение, ценностные ориентации, установки.
Учитывая многообразие существующих определений термина «духовно-нравственная культура», на наш взгляд, можно предложить такое его обобщенное толкование: духовно-нравственная культура — составляющая общей системы культуры, которая включает в себя духовную деятельность и ее продукты. Характеризуется внутренним богатством сознания, степенью развития личности на основе высших социальных ценностей. В состав духовно-нравственной культуры входит познание, нравственность, воспитание, образование, право, политика, философия, этика, эстетика, наука, искусство, литература, мифология, религия.
В теориях духовного развития личности заложены принципы и методы создания духовно-нравственной культуры человека, которые разрешают успешно решать задачу формирования целостного мировоззрения.
В воспитании молодого поколения педагоги должны постоянно заботиться о создании благоприятных условий для формирования у воспитанников определенных мотивов формирования духовно-нравственной культуры путем актуализации необходимых потребностей. Постепенно каждая личность начинает сознавать потребности, которые связаны со стимулами и определяются мировоззренческими чувствами, нравственностью, отношением человека к миру, нравственными категориями и ценностями. Именно они становятся побудительной силой к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию.
Основными факторами становления духовно развитой личности в системе современного профессионального образования являются: конкретно-исторические, социально-экономическое и социокультурное условия жизнедеятельности общества, которые отразились в содержании ее мировоззренческого сознания, нравственных принципах, культурообразующей деятельности; духовно-культурное наследство общества: его исторически сформированные социальные нормы, нравственные идеалы и патриотичные ценности, взаимозависимые с общечеловеческой культурой и гуманитарным знанием, с содержанием целевого и организационно-процессуального компонентов практики воспитания и образования личности в социуме, с религией, искусством и литературой, народным художественным творчеством; духовно-нравственное самосознание личности как система ценностных установок и ориентации, мировоззренческих убеждений, идеалов, которые направляют эмоционально-волевую, интеллектуальную профессиональную и социальную активность личности в процессах культурно-духовного саморазвития будущего специалиста.
Если рассматривать духовно-нравственную культуру как педагогическую категорию, то важно указать, что в учебно-воспитательном процессе ВУЗа ее сущность проявляется через удовлетворение духовно-культурных потребностей, среди которых важными являются интеллектуально-познавательные, личностно-ориентированные, нрав-ственно-этические.
Анализ педагогической практики в высшей школе указывает на необходимость усиления процесса одухотворения знаний через эстетичные переживания и через процесс присвоения студентами новой системы духовно-нравственных ценностей. Педагогический процесс, в основе которого лежит задача
- 72 -
не только профессионального, а и личностного становления и усовершенствования человека, должен быть духовно наполненным и содержать этический компонент. Именно поэтому в сложном процессе формирования всесторонне развитой личности важное место принадлежит духовно-нравственному воспитанию.
Технология воспитания духовно-нравственной культуры у студентов высших учебных заведений - это специально организованный, целенаправленный, динамический, инновационный процесс организации и стимулирования духовно-познавательной деятельности, направленный на формирование системных знаний о культурно-духовных ценностях, которые формируют диалектическое и гибкое миропонимание; ценностных ори-ентаций на идеалы культуры и традиции своего народа; нравственных норм общества; духовной направленности, эмоциональной культуры, волевой саморегуляции поведения, способности к самопознанию и культурному самообразованию; умений и навыков, которые предопределяют способность к культуро-образующей деятельности.
Приоритеты процесса формирования духовно-нравственной культуры студентов - это воспитание духовности через преподавание учебных гуманитарных дисциплин; личностно-ориентированный воспитательный процесс; гуманистическое воспитание: человеколюбие, уважение, милосердие; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (через преподавание валеологии); формирование культуры межнациональных отношений; трудовое воспитание: формирование ответственности, добросовестности, соблюдения дисциплин [1: 25-31].
Как в педагогике, так и в психологии имеется немало методических и методологических наработок, которые довольно полно представляют основные этапы ста-
новления духовно-нравственной культуры обучающихся в средней и высшей школе.
Конструктивный подход дает возможность выйти на общие законы строения, функционирования и развития человека. Именно конструктивный подход дает возможность раскрыть механизмы формирования духовно-нравственной культуры и перейти к пониманию организации процесса становления культуры как сложной конструкции. Совокупный подход предполагает объединение разнородных элементов педагогических объектов, процессов и видов деятельности. Процесс формирования духовно-нравственной культуры студентов предполагает диалектическое применение конструктивного (педагогический процесс рассматривается как система связей, функций, элементов, отношений, свойств) и совокупный (взаимосвязь влияния социального фактора, различных качественных состояний, учет взаи-модействия разноплановых объективных и субъективных причин) методологических общенаучных подходов. Фи л ософско-антропологический подход — использует учение о существовании человека и его взаимоотношениях с миром, охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение к окружающему миру. Формирование духовно-нравственной культуры происходит как целостное созидание человеком самого себя на пути периодического возвращения к своей глубинной индивидуальности, благодаря освоению представленных в культуре нравственных норм. Именно благодаря духовности нравственные законы внутри человека действуют более сильно, чем давление любых внешних обстоятельств. Содружественный или синергетиче-ский подход - связан с изучением принципов самоорганизации сложных систем. Желание реализовать себя приводит к мысли о потребности изменения социальных институтов, норм поведения, языка, что
- 73 -
требует знания законов организации и самоорганизации. Духовность человека проявляется в активном созидании мира вокруг себя и себя в мире. Содержательный подход — это знания о предмете, полученные на определенном уровне его познания, здесь не требуется непосредственного перехода к познанию более глубокой его сущности. Никакими другими способами, кроме признания их высшей духовной природы, невозможно объяснить природу сущностных свойств человека — универсализм, бесконечность, особую связь с людьми, всеобщность, творчество, любовь и т.д. Ступенчатый подход, связан с важнейшим аспектом процесса формирования духовно-нравственной культуры - с учетом уровней его структуры. Основным универсальным условием, обеспечивающим высшие результаты в любой области жизнедеятельности индивидуума, где проявляет себя обучающийся, является духовность человека: стремление к совершенствованию, творчеству, саморазвитию. Инициативный подход определяет активность как наиболее универсальную форму реализации человеком своей преобразующей энергии, имеющей определенную внутреннюю структуру* Социально-активные методы психолого-педагогического воздействия позволяют переводить внешние действия (умения, навыки) во внутренний план (формирование качеств личности). Самореализация человека в деятельности является всегда актом самостроительства личности в мире культуры, создаваемой людьми во взаимосвязях. Ценностный подход — это исследование ценностной ориентации студентов в различных сферах жизнедеятельности человека, а также сопоставление установившихся у них взглядов, привычек и действий и изменяющихся профессиональных требований [2; 3].
Анализ различных подходов дает возможность использовать систему базовых теорий, совокупность и вза-
имосвязь которых и обусловливает специфику формирования духовно-нравственной культуры студентов. Основополагающей установкой, интегрирующей все эти подходы, является опора на беспредельные возможности человека [1: 98—100].
Как указывает X. Боташева, на процесс развития духовно-нравственной культуры оказывают существенное влияние четыре основных элемента образовательного процесса: мотивация (духовно-нравственный компонент в учебных дисциплинах и спецкурсах учебного плана); целеполагание (технологический параметр, связанный с развитием образовательных компонентов, ориентированных на совершенствование качества подготовки будущего специалиста; включает уровень коммуникативной культуры, деятельност-ный параметр, направленность на духовно-нравственное совершенствование); самооценка (межличностный параметр, раскрывающий отношение к себе, к окружающим, к самореализации студентов); творчество (предметно-практический компонент, характеризующийся направленностью на личностное совершенствование, умение решать профессиональные задачи) [4].
Основные формы работы по духовно-нравственному воспитанию студентов: воспитание духовных качеств через преподавание учебных дисциплин; организация и проведение экскурсий в ходе изучения культурологии; воспитание семейной культуры (педагогическое просвещение на родительских собраниях); проведение открытых мероприятий «Спешите делать добрые дела» (посещение домов престарелых, детских домов, домов-интернатов); проведение открытых занятий, посвященных развитию духовно-нравственных ценностей. Также можно выделить такие организационные формы работы, которые применяются в учебно-воспитательном процессе: традиционные — проблем-
- 74 -
ные лекции и семинары, имитационные и ситуационные игры; специальные — внедрение содержательных модулей культурного направления, семинаров-практикумов, научных спецсеминаров студентов по проблемам духовно-нравственной культуры, научных спецсеминаров студентов и представителей религиозных институтов по вопросам культурного и духовного развития личности, экскурсий, экспедиций, дебатов, круглых столов, семинаров, тренингов, конференций, фестивалей, литературно-музыкальных композиций, аудио- и видеопроектов, кураторских часов-диспутов по вопросам экологической, эстетичной, нравственной, интеллектуальной, информационной культуры [4: 25—31].
Также одной из эффективных форм воспитания духовно-нравственной культуры молодежи являются творческо-просветитель-ские мероприятия.
Как свидетельствует педагогический опыт, формирование духовности молодежи средствами искусства приобретает эффективность во время организации и проведение внеаудиторной воспитательной работы со студентами, а также во время проведения занятий, особенно гуманитарного направления. Целесообразно и умело организованная работа духовно-этического и эстетичного направлений имеет огромный учебно-воспитательный потенциал. Он предоставляет возможности для обретения студенческой молодежью опыта общения с произведениями разных видов искусств, обогащения эстетичных знаний и представлений, формирования эстетичного сознания, развития личностных качеств (духовных, коммуникативных, познавательных, организаторских, креативных), развивает духовные ценности, оказывает содействие духовной самореализации. Кроме того, эстетичное и духовно-нравственное воспитание стимулирует творческую самореализацию будущих специалистов, связанную
с созданием и приумножением ценностей искусства, создает основу для осуществления профессиональной деятельности с учетом требований эстетичной культуры общества, его духовных идеалов.
Основными задачами процесса формирования духовно-нравственной культуры студентов, которыми должен руководствоваться педагог в своей повседневной работе, продолжают оставаться: воспитание интереса и ценностного отношения к произведениям искусства, явлениям культуры, способности воспринимать жизнь на основе идеалов красоты, добра и любви; формирование духовно-нравственной компетенции будущих специалистов в интеллектуальной, эмоционально-ценностной и деятельной сферах личностного развития; формирование ценностных ориентиров на идеалы культуры и традиции своего народа; активизация творческого отношения к окружающей действительности, самостоятельность решений и целенаправленных действий; развитие умений и навыков, которые предопределяют практический характер духовно-нравственной культуры, способность к культурно-творческой деятельности (интеллектуальные умения, эстетичные навыки), способность целостно планировать и решать социальные задачи; адекватная оценка культурного сотворчества (духовная практика); культивирование наилучших качеств русской ментальности — трудолюбия, милосердия, патриотизма, добропорядочности; развитие духовно-чувственного мира личности: духовных потребностей, нравственно-эстетичных чувств; стремлений к нравственному совершенству и т.д. [б: 246-253].
Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование у студентов следующих качеств: нравственных чувств (долг, совесть, ответственность, патриотизм); нравственность облика (милосердие, толерантность); нравственной позиции
- 75 -
(различие добра и зла); нравственного поведения (готовность служить людям, Родине) [6: 25—31].
Итак, теоретический анализ исследуемой проблемы показал важность и необходимость формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи в высших учебных заведениях. Эффективность воспитания духовности студенческой молодежи обеспечивается целенаправленным подбором оптимальных форм, методов, приемов, средств воспитательной работы эстетичного, духовно-этического, нравственно-эмоционального направления, а также созданием духовного пространства в высшей школе, привнесением энергии кра-
соты, добра, истины в атмосферу образовательных учреждений, личностным духовно-нравственным авторитетом педагогов.
Учитывая указанное выше, следует подчеркнуть, что содержание процесса формирования духовно-нравственной культуры студентов на современном этапе развития общества должны включать: образовательно-воспитательные ресурсы духовно-нравственной культуры общества; потенциал учебно-воспитательной и социокультурной среды высшего учебного заведения; духовное саморазвитие, самосовершенствование и собственно духовную самореализацию личности студента.
Примечания:
1. Яновский Л.М. Формирование духовно-нравственной культуры студентов: основные направления // Сибирский медицинский журнал. 2009. № 1. С. 98—100.
2. Лозовская Р.И. Содержание духовного воспитания педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. № 2 (44). С. 111-118.
3. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНРА-М, 1999. 576 с.
4. Боташева Х.Ю. Развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2010. 219 с.
5. Бунаков Н.Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающего обучения на учеников // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX века / сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. С. 246-253.
6. Власов Т.И. Духовно-ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике // Педагогика. 2006. № 10. С. 25—31.
References:
1. Yanovsky L.M. Formation of spiritual and moral culture of students: essential directions // Siberian medical journal. 2009. No. 1. P. 98-100.
2. Lozovskaya R.I. The content of spiritual education of the teacher of music in the course of vocational training // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2009. No. 2 (44). P. 111-118.
3. Philosophical encyclopedic dictionary. M.: INRA-M, 1999. 576 pp.
4. Botasheva Kh.Yu. Development of spiritual and moral culture of students in the educational space of university: Diss, for the С and. of Pedagogy degree. Rostov-on-Don, 2010. 219 pp.
5. Bunakov N.F. Ideals and means of moral influence of school and educational training on pupils // Anthology of pedagogical thought of Russia of the second half of the XIX century and the beginning of the XX century / сотр. by P.A. Lebedev. M.: Pedagogika, 1990. P. 246-253.
6. Vlasov T.I. The spiritual-focused paradigm of education in domestic pedagogy // Pedagogy. 2006. No. 10. P. 25-31.
- 76 -