УДК 37.034
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
© Ирина Ильинична НИКОЛАЕВА
Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри, Республика Саха, Якутия, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального обучения, e-mail: [email protected]
Главной целью национального воспитания является передача молодому поколению богатств духовно-нравственной культуры народа, возрождение его национального менталитета. Таким образом, одной из главнейших задач в профессиональном образовании является не только подготовка соответствующего специалиста, но и формирование у него духовно-нравственной культуры. Целью исследования являлась попытка современного определения термина «духовно-нравственная культура» на основании анализа его толкований такой наукой, как педагогика. Предложено обобщенное толкование понятия «духовно-нравственная культура» - составляющая общей системы культуры, которая включает в себя духовную деятельность и ее продукты, характеризуется внутренним богатством сознания, степенью развития личности на основе высших социальных ценностей. В состав духовно-нравственной культуры входит познание, нравственность, воспитание, образование, право, политика, философия, этика, эстетика, наука, искусство, литература, мифология, религия.
Ключевые слова: духовно-нравственная культура; национальное воспитание; профессиональное образование; государство; социальный институт.
Реформирование и усовершенствование системы национального образования и воспитания являются основой успеха возрождения нашего государства, преодоления общего кризиса общества.
Главной целью национального воспитания является передача молодому поколению богатств духовно-нравственной культуры народа, возрождение его национального менталитета. В условиях становления государственности особое значение приобретает проблема ценности человека. Главным принципом современного образования провозглашена гуманизация, которая определяется как создание условий для развития и формирования лучших качеств и способностей личности, как внимание к личности, понимание запросов, интересов личности, воспитание осознания ее достоинства.
Также актуальность темы обусловлена существующими противоречиями, объективной потребностью общества в духовно-нравственном развитии каждой личности и теми деструктивными, бездуховными процессами, которые отрицательно влияют на их решение [1]. Среди современных проблем развития духовно-нравственной культуры актуальной является проблема развития духовно-нравственной культуры личности, а также конструктивной роли государства и
социальных институтов в преодолении отрицательных явлений в этой сфере и предотвращении их дальнейшего распространения.
Таким образом, одной из главнейших задач в профессиональном образовании является не только подготовка соответствующего специалиста, но и формирование у него духовно-нравственной культуры. Под духовностью мы понимаем систему морально-этических ориентиров личности, в частности христианских, которая реализуется в субъективном выборе идеалов и объективной системе оценивания конкретных поступков человека. Человеческую личность определяет ее духовный мир. Формирование духовного мира личности - дело чрезвычайно сложное, особенно тогда, когда перед нами реальная жизнь с ее разногласиями, проблемами, деформациями ценностей.
Целью исследования является попытка современного определения термина «духовно-нравственная культура» на основании анализа его толкований такой наукой, как педагогика.
В научной отечественной и зарубежной педагогической литературе особое внимание ученые уделяют разным аспектам исследования духовно-нравственной культуры, механизма ее функционирования, роли в этом государства и социальных институтов.
Как педагогическое понятие духовно-нравственная культура и ее формирование предусматривает в содержании следующие признаки: целеустремленность; наличие какого-то образца, даже наиболее общего, как социально-культурного ориентира; соответствие процесса развития социально-культурных ценностей в историческом прогрессе общества; присутствие определенной системы организованных влияний.
Впервые определение духовно-нравственного воспитания представлено в работе князя Енгаличева «Словарь физического и нравственного воспитания» в двух частях (1827). Автор отмечал, что формирование духовно-нравственной культуры является суммой христианских добродетелей, которые образовывают благородство человека. Он придерживался убеждения в решающем значении сердца, указывая, что «один ум не образовывает истинной славы человека... знания делают человека только ученым, но еще не добрым» [2, с. 21].
Сегодня существует большое количество разнообразных подходов к определению понятия «духовно-нравственная культура». Ученые толкуют это понятие по-разному.
Анализируя духовно-нравственную культуру как самореализацию личности индивида, которая включает в себя интеллектуальные, эмоциональные и волевые особенности, необходимо раскрыть различные ее составляющие, такие как развитие и сущность духовно-нравственной культуры личности, условия развития, духовные творения, потребности, способности и состояния.
Например, В.Д. Шадриков рассматривает духовность как основную силу становления человечности [3, с. 35]. В основе истоков появления духовности автор указывает на такие факторы, как развитие мозга, интеллекта, формирование сознания и др. Основным источником духовности автор считает осознание человеком самого себя и своих взаимоотношений с другими, и уже посредством этого - осознание добра и зла, понимание выгоды и отказа от нее для блага другого.
Так, Л. Буева отмечает, что «духовность является интегральным качеством, которое принадлежит к сфере личностных ценностей, которые определяют содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде» [4].
П. Симонов считал, что духовность выражает качество личности, которое представляет собой социальную ценность, потребность в познании, в стремлении к добру, сопереживание [5].
Компонентами духовной культуры личности являются: интеллектуальная культура знания и мышление; нравственной культуры -совесть, честь, достоинство, культура общения и чувств; национальное самосознание, политически-экологическая, правовая культура; эстетичная культура.
По нашему мнению, духовная культура тесно связана с нравственной культурой, которая формируется нравственным воспитанием. Нравственное воспитание определяется как воспитательное взаимодействие воспитателей и воспитанников и имеет целью сформировать стойкие нравственные качества, потребности, чувства, поведение на основе идеалов, норм и принципов нравственности, участия в практической деятельности.
Духовно-нравственная культура - сложная, многоотраслевая система, которая охватывает язык, искусство (любительское и профессиональное), науку (естественную и общественную, идеологию, право, религию, традиции, обычаи и верования), т. е. все то, что представляет духовный мир народа, его сознание, совокупность его убеждений и взглядов [6, с. 31]. Духовная культура основывается на мировоззрении народа, специфике его восприятия действительности, естественного и социального окружения.
Духовно-нравственное развитие личности предусматривает социокультурный процесс влияния общества на человека и, собственно, активность человека относительно критического, творческого осмысления определенных ролей, ценностей, исторического опыта в современных социально-экономических, политических условиях.
Результатом духовно-нравственного развития личности является усвоение ею системы нравственно-этических норм, основ культуры, сформированность духовных запросов, потребностей, интересов, выявление культуры чувств и гуманных взаимоотношений с окружающими.
В.А. Сухомлинский приводит важные нормы нравственности, соблюдение которых сводится к воспитанию в себе добра, правды, чести, духовной красоты, нравственного достоинства, доблести, а также противостоянию злу, неправде, бесчестию, уродливости, изо-
бличению нравственной бесхребетности, беспринципности, эгоизма, приспособленчества. Эти знания он называет «азбукой самопознания и самоутверждения, культурой духовной жизни личности» [7, с. 108].
В современных исследованиях проблем общественной нравственности и духовно-нравственного воспитания приоритетным направлением является определение системы связей между нравственным развитием личности и общества в целом. Поэтому основной воспитательной задачей высшей школы является воспитание личности, способной к нравственному самосовершенствованию и автономной саморегуляции своей деятельности и поведения, которое не может быть подвластно влиянию стихийных или целенаправленных деструктивных социальных факторов. Это достигается благодаря развитию высокой духовно-нравственной культуры под влиянием научно взвешенных целенаправленных учебно-воспитательных технологий [8, с. 8-9].
Первостепенная роль в духовно-нравственном развитии личности принадлежит единству сознания и нравственных чувств. Духовное благородство личности формируется в обучении «ощущать человека, познавать не только умом, но и сердцем все, что происходит в ее душе» [9, с. 11].
Х.Ю. Боташева предлагает рассматривать феномен духовно-нравственной культуры в двух ракурсах: как социальное явление и как качество личности. В данный феномен входят три составляющие: духовность, нравственность, культура [10].
По мнению Н.С. Пичко духовно-нравственная культура представляет собой развитый механизм личностной саморегуляции, который обеспечивает реализацию индивидуальных ценностей и смыслов с учетом безопасного и гуманного взаимодействия с самим собой и другими. Духовно-нравственная культура - это продукт социализации, образования, воспитания и самовоспитания. Закономерности ее становления и присвоения культурного опыта сравнительно мало изучены, несмотря на то, что одной из задач формирования и развития личности в целом является формирование общей культуры, а следовательно, и духовно-нравственной [11].
Д.Н. Денисова в своем исследовании подчеркивает, что под духовно-нравственной культурой личности можно подразумевать часть общей культуры человека; совокуп-
ность усвоенных им норм общечеловеческой морали, сформированной потребности жить и действовать для других на основе приоритета духовных ценностей [12, с. 4].
Духовно-нравственную культуру учащегося Н.Е. Шилова определяет как неотъемлемую часть личной культуры учащегося, состоящую из целостной системы элементов, включающих: духовную культуру, культуру этического мышления, когнитивную культуру, культуру чувств, рефлексивную культуру, коммуникативную культуру, креативную культуру, эстетическую культуру [13, с. 10].
На основе изложенного можно сделать такие выводы: 1) духовно-нравственное развитие личности может осуществляться на гуманистических началах; 2) наиболее оптимальным в развитии духовно-нравственной личности является соблюдение ряда педагогических условий: стимулирование внутренней эстетично-чувственной культуры, формирование интеллектуально-познавательной составляющей личности, развитие регуля-тивно-волевой сферы на основе их диалектической взаимосвязи, создание нравственных взаимоотношений воспитанников как субъектов общественно значащей деятельности, обеспечение надлежащей профессиональной, психолого-педагогической подготовки педагога.
Проанализировав разные определения термина «духовно-нравственная культура», можем отметить, что духовно-нравственная культура как понятие определяется учеными по разным признакам: как сфера духовной деятельности, которая включает систему образования, воспитание, духовное творчество (занятие наукой, политикой, этикой, искусством, философией, религией, правом и т. д.); как система ценностей и убеждений, образцов, стандартов и норм поведения; как средство самореализации личности или группы в социальной жизни. Кроме того мы также должны понимать, что духовно-нравственная культура формирует личность, ее взгляды, мировоззрение, ценностные ориентации, установки. Также благодаря наследственности духовно-нравственной культуры можно передавать знание, умение, навыки, художественные произведения и литературные произведения от поколения до поколения, от личности к личности.
Учитывая многообразие существующих определений термина «духовно-нравственная культура», на наш взгляд, можно предложить
такое его обобщенное толкование: духовно-нравственная культура - составляющая общей системы культуры, которая включает в себя духовную деятельность и ее продукты. Характеризуется внутренним богатством сознания, степенью развития личности на основе высших социальных ценностей. В состав духовно-нравственной культуры входит познание, нравственность, воспитание, образование, право, политика, философия, этика, эстетика, наука, искусство, литература, мифология, религия.
1. Беляева В.А., Черных А.П. Духовно-нравственное становление будущего учителя // Педагогика. 1998. № 5. С. 67-69.
2. Демков М.И. Русская педагогика в главнейших ее представлениях. М., 1898. Гл. 16.
3. Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996.
4. Буева Л. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 5-7.
5. Симонов П. Происхождение духовности. М., 1989.
6. Колесов М.С. Человек и культура: философские размышления. К., 1991.
7. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1979.
8. Формирование профессиональной направленности студентов педагогических вузов // Этико-педагогическое образование и нравственное воспитание / под ред. З. Гришина,
B. Момова [и др.]. Владимир, 1976.
9. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.
10. Боташева Х.Ю. Модель формирования духовно-нравственной культуры студентов университета // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск, 2008. № 12.
C. 12-18.
11. Пичко Н.С. Духовно-нравственные аспекты личности в контексте культуры: теоретическое осмысление проблемы // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 4. С. 267-275.
12. Денисова Д.Н. Приобщение детей-сирот к основам духовно-нравственной культуры через взаимодействие с волонтерами: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2010.
13. Шилова Н.Е. Формирование духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.
1. Belyaeva V.A., Chernykh A.P. Dukhovno-nravstvennoe stanovlenie budushchego uchitelya // Pedagogika. 1998. № 5. S. 67-69.
2. Demkov M.I. Russkaya pedagogika v glavneyshikh ee predstavleniyakh. M., 1898. Gl. 16.
3. Shadrikov V.D. Dukhovnye sposobnosti. M., 1996.
4. Bueva L. Dukhovnost' i problemy nravstvennoy kul'tury // Voprosy filosofii. 1996. № 2. S. 5-7.
5. Simonov P. Proiskhozhdenie dukhovnosti. M., 1989.
6. Kolesov M.S. Chelovek i kul'tura: filosofskie razmyshleniya. K., 1991.
7. Sukhomlinskiy V.A. Rozhdenie grazhdanina. M., 1979.
8. Formirovanie professional'noy napravlennosti studentov pedagogicheskikh vuzov // Etiko-pedagogicheskoe obrazovanie i nravstvennoe vospitanie / pod red. Z. Grishina, V. Momova [i dr.]. Vladimir, 1976.
9. Sukhomlinskiy V.A. Metodika vospitaniya kol-lektiva. M., 1981.
10. Botasheva Kh.Yu. Model' formirovaniya duk-hovno-nravstvennoy kul'tury studentov universi-teta // Nauchnye problemy gumanitarnykh issle-dovaniy. Pyatigorsk, 2008. № 12. S. 12-18.
11. Pichko N.S. Dukhovno-nravstvennye aspekty lichnosti v kontekste kul'tury: teoreticheskoe osmyslenie problemy // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2011. № 4. S. 267-275.
12. Denisova D.N. Priobshchenie detey-sirot k os-novam dukhovno-nravstvennoy kul'tury cherez vzaimodeystvie s volonterami: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Izhevsk, 2010.
13. Shilova N.E. Formirovanie dukhovno-nravstvennoy kul'tury uchashchikhsya sredstvami muzyki v organizatsiyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2013.
Поступила в редакцию 2.08.2014 г.
UDC 37.034
SPIRITUAL AND MORAL CULTURE AS OBJECT OF PEDAGOGICAL ANALYSIS
Irina Ilinichna NIKOLAYEVA, Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Neryungri, Republic of Sakha, Yakutia, Russian Federation, Senior Lecturer of Pedagogics and Methodics of Primary Education Department, e-mail: [email protected]
The main purpose of national education is to transmit to the younger generation wealth of spiritual and moral culture of the people, the revival of its national mentality. Thus, one of the main tasks in professional education is not only to prepare the appropriate specialist, and the formation of his moral and spiritual culture. The purpose of the research was to try the
modem definition of the term "moral culture" on the basis of analysis of the interpretations of such science as pedagogy. It is proposed to generalize interpretation of the concept "moral culture" is a component of the overall cultural system, which includes the spiritual activity and its products, it is characterized by internal wealth consciousness, degree of personal development on the basis of the highest social values. Part of moral and spiritual culture includes knowledge, morality, upbringing, education, law, politics, moral philosophy, geography, ethics, aesthetics, science, art, literature, mythology, religion.
Key words: spiritual and moral culture; national education; vocational education; state; social institution.