ТРИ «М»:
Т.А. Макарова
МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОДИКА — МЕТОД
УДК 378.14
Содержание образования для поколения «Z»: каким ему быть?
Статья посвящена одному из факторов, существенно влияющих на отбор и формирование содержания образования в современном университете. Таким фактором выступает складывающееся представление о новом поколении, известном в ряде источников как поколение «Z». В статье представлены различные определения этого поколения и его основные характерные черты. Автор статьи отмечает, что учет новых факторов позволит преподавателю университета выйти на новый уровень взаимодействия со студентами, решая тем самым проблему формирования содержания образования, его постоянного обновления и вовлечения в этот процесс самих студентов, посредством новых информационных технологий.
Ключевые слова: дидактика высшей школы, социальный опыт, содержание образования, новое поколение, информационно-образовательное пространство.
Образование всегда было одним из способов трансляции социального опыта, ценного для старшего поколения. Именно поэтому старшее поколение стремилось передать его младшему [2]. Дидактическую сущность образования составляют три основных элемента: деятельность учения, которую осуществляют студенты; деятельность преподавания, которую осуществляют их наставники — преподаватели университета; содержание образования, обеспечивающее взаимодействие между студентами и преподавателями. Когда разговор идет об изменении процесса образования, то необходимо понимать, какие изменения происходят с каждым из выделенных элементов. Для нас интерес представляет содержание образования и факторы, которые влияют на его изменения [5]. В настоящей статье мы хотим обратить внимание на изменения, характерные для молодого поколения, выделить его важные черты, которые могут определять способы отбора содержания образования и влиять на изменение роли преподавателя в ситуации обучения.
Интерес ученых к новому поколению постоянно растет, о чем свидетельствуют исследования. В них мы встречаемся с описанием нового поколения лю© Макарова Т.А., 2015
116
Содержание образования для поколения «Z»: каким ему быть?
дей, известного по различным источникам как Net Generation, Generation M, Digital Natives, Generation Z, Generation Next [9, 10], поколение «Z» и другие. Отечественные ученые чаще всего используют определение «поколение «Z» [3]. Это поколение включает в себя молодых людей, рожденных в век развития новых, цифровых технологий и воспринимающих их как естественную и неотъемлемую часть своей жизни, в отличие от своих предшественников. Для них цифровые новинки «...это та же игрушка (в виде телефона, ноутбука, игровой приставки, плеера с установленной программой Blu-ray для дисков с записью видео с более высокой плотностью в сравнении с обычными DVD и т.д.). Только эта игрушка имеет внутри не опилки или вату, как когда-то, а электронику» [8, с. 101].
В некоторых источниках их еще называют «аборигенами цифровой среды» (digital natives) [9] за счет тесной связи с ней, в отличие от предыдущих поколений. Вновь звучат тревожные голоса о конфликте поколений. Однако следует обратить внимание на другую точку зрения. Ее представители справедливо утверждают, что, покупая и вручая цифровые игрушки, взрослые (родители, учителя, наставники) приобщают младшее поколение к технологическим инновациям и тем самым предотвращают конфликт. Происходит «.естественный процесс передачи не только социального опыта, но и материального, вещественного мира приходящим поколениям» [8, с. 101].
Проблема, скорее, возникает не в освоении цифровой техники, которая меняется с огромной скоростью, а в пребывании разных поколений в одном информационном пространстве. Формируются иные межпоколенные отношения в рамках нового типа культуры — полифигуративного, адекватного современным социальным условиям и отношениям. Для него характерно то, что «.разные поколения учатся у разных поколений. В опыте каждого поколения — одно- и разновременно живущих и действующих — формируется общий опыт, который в самом формировании проходит и социальную апробацию, и модификацию, и нормативно-ценностную оценку» [8, с. 106]. Выделяя педагогический аспект этой проблемы, мы можем говорить об условиях эффективного взаимодействия преподавателя и студентов, находящихся в информационно-образовательном пространстве университета. Одним из таких условий для преподавателя становится знание о характерных чертах молодого поколения и учет их при построении процесса обучения.
Итак, что уже известно о молодом поколении? Ряд исследований позволяет выделить особенности мышления молодых людей. Например: «Многозадачность использования средств массовой коммуникации является наиболее типичной чертой мышления для нового поколения» [11, с. 106]. Известна ситуация, когда на вопрос: «Что Вы слушаете?», молодой человек ответил вопросом: «В каком ухе?»
Многозадачность (multitasking) стимулирует работу с несколькими источниками информации одновременно, включая как печатные, так и электронные формы. Учитывая это обстоятельство, преподаватель может составить систему
117
Содержание образования для поколения «Z»: каким ему быть?
заданий, включающих в себя несколько задач как для каждого студента, так и для групповой работы. Чаще всего это проблемные задания, требующие исследования, или проектные задания, направленные на создание новых практик. Однако важно понимать, что умение использовать несколько различных источников информации не определяет «...наличие способности мыслить творчески или полностью погружаться в поставленную проблему» [11, с. 108]. Для этого необходима предварительная работа преподавателя при отборе, конструировании и реализации содержания образования по учебной дисциплине. Например, использование различных приемов выделения основных знаний в ходе чтения лекций; тщательная проработка тем для самостоятельного изучения, а затем и обсуждения на семинарском занятии; демонстрация творческой деятельности (решение проблемных задач профессионалами в той или иной сфере деятельности); включение студентов в творческую деятельность.
Существует представление о том, что развитию многозадачности способствует другая черта молодого поколения — клиповое мышление. Его обсуждение чаще всего связано с отрицательными последствиями (отсутствие умений концентрироваться на информации и осуществлять ее анализ, слабое усвоение знаний, снижение уровня сопереживания и т.д.) и возможностью их предотвращения. Однако некоторые исследователи видят его иначе, как «...приобретенную способность быстрого переключения сознания для глубокого короткого сосредоточения на ярких движущихся визуальных образах и как защитную реакцию организма на информационную перегрузку» [6, с. 60]. Опора на плюсы клипового мышления побуждает преподавателя разрабатывать для каждой учебной дисциплины коллекцию ярких видеорядов, стимулируя эмоциональные переживания, что может обеспечить полноту реализации одного из педагогических принципов — создание положительного эмоционального фона обучения, а также способствовать более прочному усвоению знаний.
Использование информационных технологий и сети Интернет во многом изменяет сам подход к восприятию и переработке информации. Представители поколения «Z» уделяют большое внимание межличностному взаимодействию через социальные сети (Facebook, MySpace, Vkontakte), которые позволяют быстро обмениваться информацией и распространять ее. Активная часть преподавателей университетов адаптирует новые технологии в процессе обучения, создает группы в социальных сетях по освоению учебной дисциплины, проводит консультации в ходе вебинаров, обменивается информацией со студентами посредством электронной почты. Это дает возможность преподавателю постоянно обновлять содержание образования, а не только раз в год в соответствии с требованием администрации.
Межличностное взаимодействие через социальные сети становится важным условием успешной групповой работы, в частности во время работы над групповыми проектами. Результаты эксперимента, проведенного в одном из западных университетов, свидетельствовали о больших сложностях современных студентов в процессе индивидуальной работы: «Индивидуаль-
118
Содержание образования для поколения «Z»: каким ему быть?
ная модель обучения — неизведанная территория для большинства представителей цифрового поколения, которые выросли в постоянном общении друг с другом, непрерывном обмене информацией онлайн» [11, с. 137]. Интерес вызывает тот факт, что студенты начинали усваивать материал, полученный в ходе занятия, только в процессе общения друг с другом.
В этой связи интересно, что некоторые университеты прибегают к использованию в учебном процессе метода зеркальной аудитории (flipped classroom). Метод состоит в использовании преподавателем ресурсов Интернета так, чтобы в учебной аудитории больше времени уделять общению со студентами, а не лекционной подаче материала. «Слово «зеркальный» в названии метода означает, что аудиторные и домашние задания «поменялись местами»: лекции учащиеся смотрят дома по видео, а в аудитории делают то, чем раньше занимались дома, — обдумывают проблемы и ставят вопросы» [1, с. 200]. Монолог в обучении уступает место диалогу.
Представители поколения «Z» испытывают желание вносить свой личный вклад в создание и развитие того окружающего мира, который они хотят видеть. Они свободнее и активнее проявляют себя в виртуальном мире: «Миллионы людей по всему миру не просто имеют доступ к Всемирной паутине, они сами ее создают...» [11, с. 34]. Осознавая это, преподавателю необходимо предусмотреть в содержании учебной дисциплины задания, направленные на созидание и творческое самовыражение студентов. На наш взгляд, трудной задачей становится соблюдение оптимального соотношения виртуального и реального миров, отражающихся в традиционном и дистанционном обучении. Предпосылки к последнему уже сложились, оно широко распространяется [4].
Следует отметить, что ярко выраженной чертой становится зависимость молодых людей от различных цифровых и мобильных устройств. Они «...привыкли иметь неограниченный доступ к использованию мобильного телефона, начинают испытывать беспокойство и чувствуют себя потерянными, когда устройство находится вне зоны доступа более суток.» [11, с. 47]. Кроме того, студенты проводят длительное время в социальных сетях, черпая информацию с различных сайтов, и вырабатывают навык поиска необходимой информации по определенным критериям, на которые опираются в дальнейшей работе. При отсутствии педагогического руководства в формировании этих критериев они могли быть «сбиты с толку находчивыми разработчиками сайтов» [11, с. 113], а по существу, подвергаться манипуляции, проявляя свою зависимость. Для преподавателей открывается новый поворот в их профессиональной деятельности — формирование ценностных ориентаций студентов, обеспечивающих их самостоятельность и невосприимчивость воздействий манипулятивных социальных технологий. Важным является формирование критического отношения студентов к материалам предлагаемых учебных пособий [7]. Современное содержание образования должно включать разделы, знакомящие студентов с приемами саморегуляции и самовоспитания.
119
Содержание образования для поколения «Z»: каким ему быть?
Выводы. Меняющийся мир создал условия для появления нового поколения, для которого нет одного точного названия, но чаще всего условно его называют поколение «Z». Среди черт, характерных для этого поколения, выделены следующие: многозадачность, клиповое мышление, активное межличностное взаимодействие через социальные сети, желание вносить свой личный вклад в создание и развитие окружающего мира, зависимость молодых людей от различных цифровых и мобильных устройств. Знание этих черт для преподавателя университета является одним из ориентиров, наряду с социальными факторами и факторами, действующими в науке, которые определяют отбор и конструирование содержания образования для современных университетов. Кроме того, знание особенностей мышления, способов работы с информацией и новыми технологическими инструментами позволяет преподавателю эффективнее выстраивать взаимодействие со студентами в процессе обучения и осваивать новую роль — наставника, отказываясь от прежних ролей: управленца педагогическим процессом и единственного источника информации.
Литература
1. Барбер М., Доннелли К., Ризви С. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 152—257.
2. Бережнова Е.В. Образование как ценность // Вестник МГИМО-Универси-тета. 2014. № 2. С. 240—241.
3. Доклад глобальному университетскому форуму «Университеты в национальной глобальной повестке» / Руков. авт. коллектива В.Ш. Каганов // Издательство МГИМО-Университета. М., 2014. 22 с.
4. Калинина С.Д. Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего профессионального образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 11—15.
5. Макарова (Сай) ТА. Современные ориентиры обновления содержания образования в высшей школе // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 36—41.
6. Тетерский С.В. Педагогическое управление клиповым сознанием современной молодежи // Ценности и смыслы. 2014. № 1. С. 56—62.
7. Шишлова Е.Э, Курицин И.А. Репрезентация скрытого содержания образования в дискурсе учебных пособий по английскому языку // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 4. С. 332—339.
8. Шурбе В.З. Поколение хай-тек и «новый конфликт» поколений? // Социологические исследования. 2013. № 4. С. 100—106.
9. Junco R, Mastrodicasa J. Connecting to the Net Generation: What Higher Education Professionals need to Know about Today’s Students. — National Association of Student Personnel Administrators (NASPA), 2007. 164 p.
10. Palfey J., Gasser U. Born digital. Understanding the first generation of digital natives. Basic Books, A Member of the Perseus Books Group, 2008. 375 p.
11. Tapscott D. Grown up digital. How the Net Generation is changing your world. McGrawHill Companies, 2009. 368 p.
120