УДК 378.12 РУЛИЕНЕ Л.Н.
доктор педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет E-mail: [email protected]
UDC 378.12 RULIENE L.N.
Doctor of pedagogical sciences, associate professor, Buryat
state university E-mail: [email protected]
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТА В ЦИФРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:
РИСКИ И ОЖИДАНИЯ*
THE TEACHER OF THE UNIVERSITY IN DIGITAL EDUCATIONAL SPACE: RISKS AND EXPECTATIONS
Автор приглашает к обсуждению проблемы активного присутствия преподавателя в ёмком, многофункциональном цифровом образовательном пространстве, не имеющем временных и пространственных границ. Актуальность проблемы показана на основе обзора научных, научно-методических и периодических изданий. Обозначены риски цифровизации образовательного пространства: ухудшение интеллектуальных характеристик и ожиданий в образовании; «мягкий» конфликт между «цифровыми аборигенами» и «цифровыми иммигрантами». Для снижения этих и других рисков необходимо подчинить цифровые технологии педагогическому взаимодействию со студентами, разработать методологию и методику обучения нового поколения учащихся.
Ключевые слова: образовательный процесс, цифровое образовательное пространство, преподаватель, студент, «цифровые аборигены» и «цифровые иммигранты».
The author invites to discussion of a problem of active presence of the teacher at the capacious, multipurpose digital educational space which doesn't have temporary and spatial borders. The relevance of a problem is shown on the basis of the review scientific, scientific and methodical and periodicals. Risks of digitalization of educational space are designated: deterioration in intellectual characteristics and expectations in education; the «soft» conflict between «digital natives» and «digital immigrants». For decrease in these and other risks it is necessary to subordinate digital technologies to pedagogical interaction with students, to develop methodology and a technique of training of new generation of pupils.
Keywords: educational process, digital educational space, teacher, student, "digital natives" and "digital immigrants".
Образовательный процесс как динамичная, целостная педагогическая система подвержен постоянной трансформации. В этом проявляются развивающие свойства образовательного процесса, которые характеризуют смену образовательной парадигмы, внедрение новых средств и технологий обучения [14]. Изменяющаяся природа педагогической практики отражает взаимосвязь образовательного процесса с образовательным пространством как совокупностью имеющих отношение к образованию объектов, создающих и наполняющих это пространство [3].
Глобальным фактором трансформации образовательного пространства, начиная с момента появления первых ЭВМ (во второй половине XX в.), стала информатизация общества [23, с. 12], обеспечившая интеграцию информационных технологий с научными и производственными технологиями, инициирующая интеллектуализацию трудовой деятельности и высокий уровень информационного обслуживания.
Благодаря информатизации, современное образовательное пространство отличается чрезвычайной ёмкостью и многофункциональностью, максимально широким доступом к мировым информационным ресурсам. Никто их педагогов теперь не отрицает, что образовательное
пространство включает совокупность образовательных подпространств [26]: традиционного аудиторного, виртуального (электронного и дистанционного). Важно адаптироваться к новым условиям и новым требованиям профессионально-педагогической деятельности, чтобы остаться активным субъектом образования. Поэтому неудивительно, что педагоги-практики соглашаются с известным высказыванием Б.Гейтса «Если тебя нет в Интернете, то ты не существуешь».
Современные студенты и школьники - это «цифровые аборигены» [30] (поколение У и поколение 2), «носители» цифрового языка компьютеров, видеоигр и Интернета. А те, кто обучает их - это «цифровые иммигранты», люди, родившиеся до цифровой эпохи, очарованные новым виртуальным миром, принявшие многое в нём, но владеющие традиционными методами и формами общения и обучения. Между тем «цифровые аборигены» во многом отличаются от поколения своих педагогов: привыкли получать информацию очень быстро, любят многозадачность и параллельные процессы, предпочитают визуальный ряд, а не тексты и др.
Поэтому актуальной задачей современной педагогики является разработка методологии и методики обучения но-
* Печатается в рамках работы Международной научно-практической конференции «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы», 14-15 ноября 2018 года, г. Орел.
© Рулиене Л.Н. © Ruliene L.N
вого поколения учащихся. В этой связи интерес представляют публикации, посвященные инструментам управления сознанием и поведением «поколения Y» [20], психологическим и личностным особенностям учеников «поколения Z» [16], конструированию идентичности и индивидуального стиля жизни «цифрового» поколения [8], методам привлечения digital native («рожденных цифровыми») к чтению литературы с помощью электронных гаджетов [5; 27]. Стоит отметить, что наряду со статьями, раскрывающими социально-психологические аспекты образования цифрового поколения, изданы монографические и коллективные труды, посвященные цифровым компетенциях подростков и проблеме безопасного использования ими онлайн-контентов [18], организации межличностных коммуникаций и вопросам идентичности цифрового поколения [19], формированию медиаобразования и медиакультуры школьников [9], психологии поколения Z [21; 25] и др.
Созданы учебно-методические пособия для магистрантов, обучающихся по новым профилям: «Цифровое поколение: технологии воспитания и развития личности» [24], «Тьютор электронного обучения» [15] и др.
Интересные и подробные текстовые публикации и видео-лекции, посвященные цифровому поколению, размещены на сайте Postnauka.ru [6; 17] и в онлайн-журналах
[1; 7; 28].
Итак, современные педагогические со-бытия разворачиваются в цифровом образовательном мире, который не имеет временных и пространственных границ. Мир образования не может игнорировать электронную технику, компьютеры, гаджеты, более того образование всё чаще сужается в рамках процесса приобретения информации [22] и часто главной задачей обучения становится обретение умения обращаться с увеличивающимся потоком данных.
Но как писал Ж. Бодрийяр, «информации становится все больше, а смысла все меньше» [29], это значит, что в гигантском цифровом образовательном пространстве всё меньше внимания уделяется когнитивным задачам образования. Как известно, одними из опасных следствий цифровой революции становятся дефицит живого эмоционального общения и снижение уровня читательской активности не только среди детей и молодёжи, но и среди взрослого населения. Между тем с помощью информационных технологий создается лишь новая информация, а не новое знание. Именно поэтому в результате технологической революции в области переработки информации объем информации начал катастрофически быстро расти, но соответствующего роста знаний не происходит [4]. Как видим, существует риск ухудшения интеллектуальных характеристик и ожиданий в образовании.
В соответствии с целью и задачами приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. Правительством РФ 25 октября 2016 г.) в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг к 2010 г. к 2020 г. будут созданы и запущены более 3,5 тысячи онлайн-курсов и более 6 миллионов человек должны пройти онлайн-обучение. Для достижения этих целей будут подготовлены и пройдут обучение не менее 10 000 преподавателей и экспертов в области онлайн-обучения. Эти цифры впечатляют, но и заставляют задуматься о позитивных и негативных последствиях
трансформации образовательного процесса.
Мерилом информатизации общества является информационная культура, представленная множественностью субкультур (компьютерной, интернет-, медиа и т.п.) [12]. Очевидно, мерой информатизации образования может быть информационная культура и ИКТ-компетентность участников образовательного процесса, в частности преподавателей университета. Так, проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» приводит к новому формату конкуренции между университетами и преподавателями по всей России, сокращению преподавателей, которые не готовы заниматься повышением квалификации в своей предметной области (в т.ч. на основе интеграции технологий аудиторного и электронного обучения).
Характеризуя проблемы американских университетов, Э.Графтон пишет, что многие профессора ограничиваются тем, что дважды в неделю прогоняют презентации в PowerPoint [2], а индивидуальное обучение осуществляют магистранты и доктора наук, работающие по краткосрочным контрактам. В российских университетах такая практика также присутствует. Считаю, что преподаватели университетов (от ассистентов до профессора) должны владеть навыками уверенного пользователя цифровых технологий, чтобы сопровождать учебные дисциплины с помощью электронных курсов.
Во многом из-за того, что преподаватели не организуют обучение с помощью гаджетов, не используют ресурсы интернета и социальных сетей образовательный процесс становится фрагментарным, клиповым. Исследователи выяснили, что студенты университетов Англии в среднем проводят «12 часов [в неделю], общаясь с друзьями, 11 часов за компьютером, сидя на развлекательных сайтах, шесть часов смотрят телевизор, шесть часов занимаются спортом, пять часов отводят на хобби» и 13 часов в неделю уделяют учебе [2].
Университетское образование в некоторой степени не соответствует высоким стандартам универсальности, научая студентов немногому и неглубоко. На фоне общего кризиса университета [13], превратившего студентов в потребителей услуг, деканов - в администраторов, упадок интеллектуальной культуры можно не заметить, пропустить.
Что же делать, если преподаватели вузов должны стремиться к техническим нормам производительности, которые отражены в ежегодном рейтинге? Ответ прост - всё, что происходит внутри и вокруг университета нужно подчинить главной цели - создавать условия для развития сообщества студентов и преподавателей во взаимодействии с высокотехнологичной цифровой средой [14]. В центре внимания должны быть не университетские события и «крутые» технологии, а содержание научно-образовательной деятельности. Мой 15-летний опыт практического использования и внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс университета позволяет утверждать, что самое важное в этом процессе - сформировать правильное отношение к технологиям: как к средству, а не самоцели. Преподавателю не нужно игнорировать гаджеты и сторониться цифровых платформ, их нужно подчинить педагогическому взаимодействию со студентами.
К сожалению, одной из острых проблем университет-
ского образования является то, что преподаватели из-за бюрократизации учебного процесса и постоянной оптимизации аудиторной нагрузки мало заняты собственно преподавательской работой, включая педагогический дизайн электронных курсов и проектирование рабочих программ. Между тем, разработка контента электронного курса - это настоящее педагогическое творчество.
Каковы ожидания современного преподавателя уни-
верситета или на что он может надеяться? Прежде всего, хочется отметить, что основным ресурсом развития университетского образования и субъектом позитивной трансформации образовательного процесса является студент и от преподавателя зависит то, в какой степени он освоит антропологическую практику «заботы о себе» [10] как жизненно необходимую для формирования и поддерживания его Я [11].
Библиографический список
1. Галкина А. Что нужно знать о поколении Z // Женский онлайн-журнал ELLE.RU. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.elle.ru/otnosheniya/psikho/chto-nuzhno-znat-o-pokolenii-z-id6738611/ (11.06.2018).
2. Графтон Э. Университеты Америки: Почему они терпят поражение? // Вопросы образования. 2012, №2. С. 274.
3. Иванова С.В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы, № 6 (40), 2015. С. 23-28.
4. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Университеты, общество знания и парадоксы образования // Вопросы образования. 2005, №4. С. 109.
5. КрыловаН.Б., Руссак З.В. Новое поколение - новые технологии в привлечении к чтению классики // Вестник культуры и искусств, № 2 (38), 2014. С. 22-27
6. Куренной В. Кто такие миллениалы? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://postnauka.ru/faq/62552 (10.06.2018).
7. ЛеоноваМ., Константинов А. Знакомьтесь, поколение Z // Эксперт-online. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert. ru/russian_reporter/2018/01/znakomtes-pokolenie-z/ (11.06.2018).
8. Максимова О.А. «Цифровое» поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве // Вестник Челябинского государственного университета, № 22 (313), 2013. С. 6-10.
9. Научно-методические основы модели саморазвивающегося информационно-образовательного пространства: пособие / Общероссийская общественная детская организация "Лига юных журналистов", при поддержке Департамента образования г. Москвы. Москва, 2014. 136 с.
10. ПетроваГ.И. «Забота о себе»: технология или антропология? // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, № 2 (6), 2009. С. 136-143.
11. Пичугина В.К., Безрогов В.Г. Образование и забота о себе в эпоху метамодерна // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология, № 3 (38), 2015. С. 116-128.
12. ПронинаЛ.А. Информатизация культурно-образовательного пространства: методологические аспекты исследования : диссертация ... доктора философских наук : 24.00.01 [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. Тамбов, 2007. 328 с.
13. РидингсБ. Университет в руинах; пер. с англ. А. Корбута. Москва : Изд. дом Гос. ун-та - Высш. шк. экономики, 2010. 299 с.
14. Рулиене Л.Н. Образовательный процесс современного университета: особенности, противоречия, тенденции развития. Улан-Удэ : Изд-во БГУ 2013. 184 с.
15. Рулиене Л.Н. Тьютор электронного обучения : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2017. 72 с.
16. Сапа А.В. Поколение z - поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании, № 2, 2014. С. 24-30.
17. СолдатоваГ. Многозадачность в обучении // Постнаука [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://postnauka.ru/video/84153 (10.06.2018).
18. СолдатоваГ.У. Цифровое поколение России. Компетентность и безопасность. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Факультет психологии. Москва : Смысл, 2017. 374 с.
19. Социальные сети как площадка организации межличностных коммуникаций и перфоманса идентичности цифрового поколения: сборник материалов исследования / [А. П. Глухов, Т. А. Булатова, М. Н. Бычкова и др.]. Томск : Издательский дом Томского гос. ун-та, 2016. 111 с.
20. Спичева Д.И., Кужелева-Саган И.П. Имидж как инструмент управления сознанием и поведением «Поколения y» // Вестник Томского государственного университета, № 363, 2012. С. 64-67.
21. Стиллман Д. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык; перевод с английского Ю. Кондукова. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. 269 с.
22. Строгецкая Е.А. Идея и миссия современного университета // Вопросы образования. 2009, №4. С.75
23. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2009. 69 с.
24. Учебно-методическое пособие образовательной программы 44.04.02 "Психолого-педагогическое образование" магистерской программы "Цифровое поколение: технологии воспитания и развития личности" / под ред. Е. Б. Пучковой. Москва : Спутник+, 2016. 144 с.
25. ЦаренкоН.В. Как понять своего ребенка? Поколение Z и другие. Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. 187 с.
26. Черный: С.И. Изменение образовательного пространства в информационную эпоху: социально-философский анализ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 [Место защиты: Новосибирский государственный технический университет]. - Новосибирск, 2012. 308 с.
27. ЧудиноваВ.П. Чтение "цифрового" поколения: проблемы и перспективы // Сибирь - Евразия: труды I Международного научного конгресса. Том 3. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2016. C. 347-357.
28. 10 фактов о детях поколения Z // Интернет-журнал «МАМСИЛА». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mamsila.ru/ post/490-10-faktov-o-detyah-pokoleniya-z (11.06.2018).
29. Baudrillard J. In the Shadow of the Silent Majorities, or, The End of the Social and Other Essays. New York: Semiotext, 1983.
30. MarcPrensky. Digital Natives, Digital Immigrants. On The Horizon (MCB University Press, Vol. 9 № 5). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://edorigami.wikispaces.com/file/view/PRENSKY+-+DIGITAL+NATIVES+AND+IMMIGRANTS+1.PDF (29.06.2018).
References
1. GalkinaA. Chto nuzhno znat o pokolenii Z // Zhenskiy onlayn-zhurnal ELLE.RU. [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www. elle.ru/otnosheniya/psikho/chto-nuzhno-znat-o-pokolenii-z-id6738611/ (11.06.2018).
2. Grafton E. Universitetyi Ameriki: Pochemu oni terpyat porazhenie? // Voprosyi obrazovaniya. 2012, N2. Pp. 274.
3. Ivanova S.V. Obrazovatelnoe prostranstvo i obrazovatelnaya sreda: v poiskah otlichiy // Tsennosti i smyislyi, N 6 (40), 2015. Pp. 23-28.
4. Konstantinov G.N., Filonovich S.R. Universitetyi, obschestvo znaniya i paradoksyi obrazovaniya // Voprosyi obrazovaniya. 2005, N4. Pp. 109.
5. Kryilova N.B., Russak Z.V. Novoe pokolenie - novyie tehnologii v privlechenii k chteniyu klassiki // Vestnik kulturyi i iskusstv, N2 (38), 2014. pp. 22-27.
6. Kurennoy V. Kto takie millenialyi? [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: https://postnauka.ru/faq/62552 (10.06.2018).
7. Leonova M., Konstantinov A. Znakomtes, pokolenie Z // Ekspert-online. [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://expert.ru/russian_ reporter/2018/01/znakomtes-pokolenie-z/ (11.06.2018).
8. Maksimova O.A. «Tsifrovoe» pokolenie: stil zhizni i konstruirovanie identichnosti v virtualnom prostranstve // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, N 22 (313), 2013. Pp. 6-10.
9. Nauchno-metodicheskie osnovyi modeli samorazvivayuschegosya informatsionno-obrazovatelnogo prostranstva : posobie / Obscherossiyskaya obschestvennaya detskaya organizatsiya "Liga yunyih zhurnalistov", pri podderzhke Departamenta obrazovaniya g. Moskvyi. Moskva, 2014. 136 p.
10. PetrovaG.I. «Zabota o sebe»: tehnologiya ili antropologiya? // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya, N2 (6), 2009. Pp. 136-143.
11. Pichugina V.K., Bezrogov V.G. Obrazovanie i zabota o sebe v epohu metamoderna // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psihologiya, N 3 (38), 2015. Pp. 116-128.
12. Pronina L.A. Informatizatsiya kulturno-obrazovatelnogo prostranstva: metodologicheskie aspektyi issledovaniya : dissertatsiya ... doktora filosofskih nauk : 24.00.01 [Mesto zaschityi: Tamb. gos. un-t im. G.R. Derzhavina]. Tambov, 2007. 328 p.
13. RidingsB. Universitet v ruinah; per. s angl. A. Korbuta. Moskva : Izd. dom Gos. un-ta - Vyissh. shk. ekonomiki, 2010. 299 p.
14. Ruliene L.N. Obrazovatelnyiy protsess sovremennogo universiteta: osobennosti, protivorechiya, tendentsii razvitiya. Ulan-Ude: Izd-vo BGU, 2013. 184 p.
15. Ruliene L.N. Tyutor elektronnogo obucheniya : uchebno-metodicheskoe posobie dlya obuchayuschihsya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. Ulan-Ude : Izd-vo Buryatskogo gosuniversiteta, 2017. 72 s.
16. SapaA.V. Pokolenie z - pokolenie epohi FGOS // Innovatsionnyie proektyi i programmyi v obrazovanii, N 2, 2014. Pp. 24-30.
17. Soldatova G. Mnogozadachnost v obuchenii // Postnauka [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: https://postnauka.ru/video/84153 (10.06.2018).
18. Soldatova G.U. Tsifrovoe pokolenie Rossii. Kompetentnost i bezopasnost. Moskovskiy gosudarstvennyiy universitet imeni M.V. Lomonosova, Fakultet psihologii. Moskva : Smyisl, 2017. 374 p.
19. Sotsialnyie seti kak ploschadka organizatsii mezhlichnostnyih kommunikatsiy i perfomansa identichnosti tsifrovogo pokoleniya : sbornik materialov issledovaniya / [A. P. Gluhov, T. A. Bulatova, M. N. Byichkova i dr.]. - Tomsk : Izdatelskiy dom Tomskogo gos. un-ta, 2016. 111 s.
20. Spicheva D.I., Kuzheleva-Sagan I.P. Imidzh kak instrument upravleniya soznaniem i povedeniem «Pokoleniya y» // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, N 363, 2012. Pp. 64-67.21.
21. StillmanD. Pokolenie Z na rabote. Kak ego ponyat i nayti s nim obschiy yazyik; perevod s angliyskogo Yu. Kondukova. Moskva : Mann, Ivanov i Ferber, 2018. 269 p.
22. StrogetskayaE.A. Ideya i missiya sovremennogo universiteta // Voprosyi obrazovaniya. 2009, N4. Pp.75
23. Tolkovyiy slovar terminov ponyatiynogo apparata informatizatsii obrazovaniya. M.: IIO RAO, 2009. 69 p.
24. Uchebno-metodicheskoe posobie obrazovatelnoy programmyi 44.04.02 "Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie" magisterskoy programmyi "Tsifrovoe pokolenie: tehnologii vospitaniya i razvitiya lichnosti" / pod red. E. B. Puchkovoy. Moskva : Sputnik , 2016. 144 p.
25. TsarenkoN.V. Kak ponyat svoego rebenka? Pokolenie Z i drugie. - Rostov-na-Donu : Feniks, 2014. 187 p.
26. Chernyih S.I. Izmenenie obrazovatelnogo prostranstva v informatsionnuyu epohu: sotsialno-filosofskiy analiz : dissertatsiya ... doktora filosofskih nauk : 09.00.11 [Mesto zaschityi: Novosibirskiy gosudarstvennyiy tehnicheskiy universitet]. Novosibirsk, 2012. 308 p.
27. Chudinova V.P. Chtenie "tsifrovogo" pokoleniya: problemyi i perspektivyi // Sibir - Evraziya: trudyi I Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa. Tom 3. Novosibirsk: GPNTB SO RAN, 2016. Pp. 347-357.
28. 10 faktov o detyah pokoleniya Z // Internet-zhurnal «MAMSILA». - [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://mamsila.ru/post/490-10-faktov-o-detyah-pokoleniya-z (11.06.2018).
29. BaudrillardJ. In the Shadow of the Silent Majorities, or, The End of the Social and Other Essays. New York: Semiotext, 1983.
30. Marc Prensky. Digital Natives, Digital Immigrants. On The Horizon (MCB University Press, Vol. 9 № 5). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://edorigami.wikispaces.com/file/view/PRENSKY+-+DIGITAL+NATIVES+AND+IMMIGRANTS+1.PDF (29.06.2018).