Научная статья на тему 'Особенности организации самостоятельной работы учащихся «Цифрового поколения» в процессе изучения иностранного языка в вузе'

Особенности организации самостоятельной работы учащихся «Цифрового поколения» в процессе изучения иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ТЕХНОЛОГИЯ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / STUDENTS’ SELF-STUDY / M-LEARNING / THE DIGITAL GENERATION OF STUDENTS / TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борщева Вероника Владимировна

Самостоятельная работа в процессе изучения иностранного языка сегодня должна быть организована с учетом потребностей учащихся цифрового поколения и в соответствии с тенденциями информатизации современного образования. Автор рассматривает технологию мобильного обучения в качестве одного из эффективных способов организации самостоятельной работы студентов, описывает условия ее применения и приводит примеры такой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ORGANIZING SELF-STUDY OF THE DIGITAL GENERATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE AT UNIVERSITY

Self-study in the course of learning a foreign language today should be based on the needs of the “digital generation” of students and in accordance with the tendencies of informatization of the system of education. The author views 119 M-learning as one of the effective ways of organization of students’ self-study, she describes conditions of its application and provides examples of such work.

Текст научной работы на тему «Особенности организации самостоятельной работы учащихся «Цифрового поколения» в процессе изучения иностранного языка в вузе»

Теория и методика профессионального образования

В.В. Борщева

Особенности организации самостоятельной работы учащихся «цифрового поколения» в процессе изучения иностранного языка в вузе

Самостоятельная работа в процессе изучения иностранного языка сегодня должна быть организована с учетом потребностей учащихся цифрового поколения и в соответствии с тенденциями информатизации современного образования. Автор рассматривает технологию мобильного обучения в качестве одного из эффективных способов организации самостоятельной работы студентов, описывает условия ее применения и приводит примеры такой работы.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, технология мобильного обучения, цифровое поколение учащихся, обучение иностранным языкам.

Модернизация системы образования в нашей стране в последние годы ставит все большие акценты на идеи обучения через всю жизнь, тем самым выводя на передний план не столько обучение конкретным навыкам, умениям и даже не формирование компетенций, сколько обучение учащихся учиться самостоятельно. Эти идеи совершенно оправданы и отражают дух времени и тенденции развития информационных технологий. Меняется и роль самого педагога, которого современные учащиеся уже не рассматривают как основной источник знаний и информации, поскольку большинство учащихся, относящихся к «цифровому поколению», уже привыкли добывать необходимую информацию в интернете. Теперь роль учителя связана, в первую очередь, с тем, чтобы помочь учащемуся выбрать способ усвоения учебного материала и направить его в нужное русло в плане информационных ресурсов, материалов для разви-

тия и т.д. [2; 6]. Это уже новый учитель-наставник, учитель-консультант, к учитель-тьютор, учитель-ментор. | о

Проблема организации самостоятельной работы студентов до сих пор | § требует пристального внимания, несмотря на огромное количество про- с ^ веденных исследований, методических рекомендаций, пособий и т.д. Сейчас меняются как сами формы этой работы, так и возможности контроля и мониторинга этого процесса [2; 4]. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс зачастую позволяет преподавателю оценить количество времени, потраченное учащимся на выполнение определенного задания, а также установить количество попыток и временные рамки на выполнение работы. Например, такие возможности есть при работе в электронной рабочей тетради, а также при выполнении заданий на платформе МооШе [3].

В данной статье внимание уделяется одной из популярных сегодня технологий обучения - M-learning или мобильному обучению, под которым мы понимаем обучение учащихся при помощи мобильных устройств (телефонов, смартфонов, планшетных компьютеров и т.д.) с использованием специальных программ/приложений и без них [1]. Мы выделяем два вида мобильного обучения: 1) прямое - применение мобильных устройств для обучения, используя их базовые функции (например, обмен смс-сообщениями на иностранном языке по телефону, прослушивание аудиоподкастов на МРЗ-плейере, чтение электронных книг и т.д.); 2) специальное - с применением разработанных программ или приложений (например, приложение «Мобильный словарь» в смартфоне или планшете, разнообразные обучающие программы по грамматике, лексике, тесты, квизы, флеш-карточки и т.д.).

Очевидно, что второй вид мобильного обучения будет более разнообразным и функциональным, однако прямое мобильное обучение тоже имеет свои преимущества, т.к. не требует никаких специальных условий, программ и доступно при наличии самого устройства.

Термин «цифровое поколение» уже закрепился в русском языке, несмотря на то, что появился относительно недавно: в начале 2000-х гг. Марк Пренски ввел в обиход новую терминологию «цифровой носитель» и «цифровой мигрант» [7], затем уже разработчики инновационных технологий подхватили эти идеи, и сейчас понятие «цифровое поколение» не требует особых пояснений, повсеместно под ним понимается поколение людей, рожденных в эпоху бурного развития информационных технологий. Уже проведен ряд интересных исследований по отличиям в умственных способностях нового поколения учащихся, говорят об их особенностях в восприятии и переработке информации и т.д. В данной статье мы

0 к не касаемся этих особенностей, но будем оперировать термином «цифровое поколение», к которому мы относим студентов, рожденных в конце |§§ 1990-х гг. и выросших вместе с информационными технологиями. Вместе к til? с тем, необходимо отметить ряд особенностей цифрового поколения уча-g-f щихся в педагогическом ключе. Во-первых, это довольно хорошо сфор-с мированная ИКТ-компетенция, во-вторых, высокая мотивация использования технологий как в повседневной жизни, так и в обучении, в-третьих, особенности предпочтения в источниках получения информации, клиповое мышление: уход от текста в пользу визуального ряда (видео или картинки), в-четвертых, склонность к выполнению нескольких видов работы одновременно, т.н. многозадачность (multitasking).

Опираясь на вышеперечисленные особенности учащихся, а также на тенденции информатизации современного лингвистического образования [5; 6], можно прийти к выводу, что самостоятельная работа с материалами учебного курса может быть более эффективной, если она организована с использованием ИКТ. На сегодняшний день спектр применения ИКТ в практике преподавания иностранных языков очень широк, начиная от электронной рабочей тетради до работы преподавателя и студентов в социальных сетях Интернета. Технология мобильного обучения имеет большой потенциал именно для самостоятельной работы учащихся, поскольку одна из ее особенностей - это доступность в любом месте и в любое время. Все, что нужно для занятия, это любое цифровое устройство, которое есть сегодня у каждого.

Несмотря на то, что мобильное обучение выглядит доступным и привлекательным, чтобы успешно интегрировать эту технологию в практику преподавания иностранного языка в вузе, необходимо соблюдение ряда условий: 1) ИКТ-компетенция участников образовательного процесса; 2) принятие преподавателем технологии мобильного обучения; 3) включение технологии мобильного обучения в учебную программу.

Поскольку, как уже было отмечено выше, ИКТ-компетенция современных учащихся довольно высока, то в первую очередь необходимо, чтобы преподаватель владел технологиями и был активным пользователем мобильных устройств. Ведь если сам преподаватель не попробовал использовать какое-либо приложение, то ему будет трудно оценить его пользу и качество, организовать работу студентов, осуществить мониторинг этого процесса. В данном случае преподавателю не нужно быть «гуру» технологий, достаточно быть пользователем и владеть базовыми навыками работы с мобильными приложениями.

Второе условие связано с первым, но, тем не менее, оно имеет некий психологический подтекст, поскольку мобильное обучение - довольно

новая технология, то преподаватель должен быть убежден, что это полез- к ная и важная работа. Это условие касается любого вида деятельности, | о ведь если преподаватель считает, что важно ежедневно учить по 10 или | § 20 новых слов, то он будет требовать этого от студентов, а вот если он с ^ думает, что мобильные приложение - это игра, развлечение, веяние моды и т.д., то он не будет относиться к этим заданиям серьезно. Конечно, мобильные приложения чаще всего имеют развлекательный компонент, но все же, если использовать их по назначению в учебных целях, то это такой же учебный инструмент, как и рабочая тетрадь, словарь или книга. И преподаватель должен это не просто понимать, а сам ощутить эффект от их использования.

Третье условие носит номинальный характер, но чрезвычайно важно: для эффективного внедрения технологии мобильного обучения она должна быть интегрирована в учебный процесс как элемент учебного курса. Необходимо отразить использование мобильного обучения не только в рамках самостоятельной работы в учебной программе, но также и в методических рекомендациях для студентов, в учебных пособиях и других учебно-методических материалах.

Говоря о самой технологии мобильного обучения, следует привести ряд примеров как форм работы, так и заданий. Если рассматривать прямое мобильное обучение, которое наиболее легко организовать, то с учебной группой можно читать электронную книгу или рассказ для домашнего чтения, предлагать для просмотра или прослушивания под-касты, использовать программы чатов для группового общения и т.д. Специальное мобильное обучение гораздо разнообразнее. Большинство приложений работают на нескольких платформах (Android, IOS), поэтому доступны для разных видов устройств. Приложения можно условно разделить на несколько групп: 1) профессиональные или любительские: разработчик может быть профессионал (издательство, университет и т.д.) или любой пользователь сети Интернет (при этом зачастую созданные обычными людьми приложения являются очень качественными и полезными); 2) платные или бесплатные: у большинства платных приложений есть бесплатная промо-версия или бесплатна половина приложения до определенного уровня, в большинстве бесплатных приложений присутствует реклама; 3) общего плана или специальные: есть ряд приложений для изучения английского вообще, другие - только по грамматике, специальной лексике, подготовка к экзаменам и т.д. Существуют приложения, не созданные специально для изучения языка, но отлично подходящие для этой цели при владении языком от уровня В1.

„ 0 к При начале работы с приложениями лучше ориентироваться на авторитетных авторов, таких как Британский совет, Cambridge, Oxford и т.д.

!§§ Преподавателю необходимо ознакомиться с приложением и рекомендо-

к So вать студентам, как с ним работать. Можно выбрать приложение в каче-

dCU ^ ^ г

° -g- стве просто дополнительной самостоятельной работы, можно интегри-с ровать его в учебный курс, если это, например, грамматический курс, можно выбирать темы для изучения или отработки, или курс для подготовки к экзамену и т.д. Диапазон приложений настолько широк, что возможно найти подходящее задание для любой целевой аудитории и для достижения любых учебных целей. Задача преподавателя - направить студентов и проводить мониторинг самостоятельной работы.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что современное образование пронизано идеями информатизации, с каждым годом появляются все больше и больше интересных возможностей для применения технологий в образовательном процессе, эта тенденция будет актуальной и будет только усиливаться. Современному педагогу, идущему в ногу со временем, невозможно игнорировать эти тенденции. Потенциал ИКТ для самостоятельной работы еще до сих пор не раскрыт полностью, и при обучении цифрового поколения учащихся именно информационные технологии будут выходить на передний план.

Библиографический список

1. Борщева В.В. Организация программы экстенсивного чтения как механизм развития учебной автономии учащихся в процессе изучения иностранного языка // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Филологические науки». 2015. № 1. С. 96-100.

2. Борщева В.В. Технология M-Learning для формирования учебной автономии студентов в неязыковом вузе // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: Сб. науч. тр. Вып. 2 / Отв. ред. О.А. Чекун. М., 2015. С. 58-60.

3. Васильчук Ю.В. Организация самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку с применением ИКТ на примере работы в системе Moodle // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: Сб. науч. тр. Вып. 2. / Отв. ред. О.А. Чекун. М., 2015. С. 62-65.

4. Наволочная Ю.В., Чекун О.А. Развитие иноязычного письменного дискурса студентов-бакалавров посредством социальных сервисов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Филологические науки». 2013. № 4. С. 75-79.

5. Сысоев П.В. Основные направления информатизации языкового образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Филологические науки». 2013. № 4. С. 83-95.

6. Чекун О.А. Оптимизация обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей в условиях информатизации образования // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: Сб. науч. тр. Вып. 2 / Отв. ред. О.А. Чекун. М., 2015. С. 47-48.

7. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. 2001. Vol. 9. № 5. P. 1-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.