53
3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языкам: Изучение, преподавание, оценка. М., 2003.
4. Реморенко И.М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность // Новый город: образование для изменения качества жизни. М.; СПб., 2003.
О.В. Борщева
Использование технологии подкастинга в обучении иностранному языку
В статье рассматриваются вопросы информатизации современного языкового образования. Выделяются основные функции технологии подкастинга, рассматривается алгоритм работы с данной технологией.
Ключевые слова: языковое образование, информатизация образования, технология подкастинга, интернет-технологии в образовании, проблемное обучение.
Языковое образование, как и в целом вся система образования, претерпевает изменения. В условиях информатизации образования у педагогов появляется возможность использовать дополнительные технологии, в частности, интернет-технологии. Существует огромное количество интернет-ресурсов, способных не только обогатить процесс обучения, а также мотивировать, заинтересовывать студентов, формировать иноязычную коммуникативную компетенцию и навыки самостоятельного обучения [1; 2; 4-6].
Одной из интернет-технологий, которую нам хотелось бы более подробно рассмотреть в данной статье, является технология подкастинга. Подкастинг - это создание аудио- и видеофайлов, которые можно слушать/просматривать в сети Интернет. В связи со стремительным развитием видеотехнологий появились новые возможности создания подкастинга - запись видео с экрана монитора с помощью отдельных программ, например, Camtasia Studio. Также появился и мобильный подкастинг на платформах мобильных телефонов, что расширяет возможности данной технологии. Очевидно, что применение подкастинга уместно в сфере обучения видам речевой деятельности, что говорит о целесообразности его использования в процессе изучения иностранного языка.
ок Технология подкастинга при обучении иностранным языкам позволяет:
|!| совершенствовать навыки аудирования; совершенствовать навыки чтения;
||§ совершенствовать навыки говорения; формировать представления о нормах
к5о общения в социальных ситуациях; формировать знания об особенностях мен-
си
-е- талитета и культуры стран изучаемого языка.
с Основными дидактическими функциями технологии подкастинга являются:
1) коммуникативная (выражение своей точки зрения, развитие иноязычной речи);
2) наглядности и интегративности (формирование представления рассматривать изучаемый объект или явление как часть и как целое);
3) информационная (обогащение знаниями, а также формирование способности отбирать и собирать информацию);
4) управленческая (управление учебной деятельностью учащихся и самоуправление учебной деятельностью самими учащимися);
5) образовательная (получение предметных и межпредметных знаний);
6) развивающая (развитие умений и навыков);
7) контролирующая (возможность контроля деятельности учащихся асинхронно);
8) интерактивная (взаимодействие между субъектами учебного процесса);
9) организационно-оптимизационная (возможность оптимизировать процесс обучения через выбор форм и методов обучения);
10) мотивационно-активизационная (возможность мотивировать учащихся путем применения оригинальных вариантов представления учебного контента) [3, с. 37-38].
Рассматривая практическую сторону использования технологии подкастинга в обучении иностранным языкам, обратим наше внимание на потребности учащихся. Исходя из того, что учащиеся достаточно часто сталкиваются с проблемой непонимания речи носителей языка, а также слабо развитой беглости речи на иностранном языке, использование технологии подкастинга в процесс обучения иностранным языкам является не только желательным, но и необходимым.
Существует огромное количество образовательных подкастов, созданных носителями языка, и задача педагога - выбрать проверенные сайты и дать учащимся алгоритм работы с ними. Исходя из нашего опыта, мы можем рекомендовать следующие сайты для прослушивания аудио/видеоподкастов: английские подка-сты для изучающих английский как второй язык (www.eslpod.com/website), сайт для прослушивания подкастов (www.listen-to-english.com/index.php), Би-Би-Си (www.bbc.co.uk), подкасты на английском языке (http://www.podcastsinenglish. comAndex.shtmI).
Что касается алгоритма работы с данными сайтами, мы рекомендуем выбрать тему, интересную для учащихся, затем прослушать подкаст два раза, затем прослушать подкаст, читая его текст, и затем выписать новые слова
в персональный словарь. Таким образом, регулярно слушая иноязычную речь, совершенствуются навыки аудирования учащихся.
Кроме просмотра подкастов, созданных носителями языка, учащиеся могут создавать и свои собственных аудио/видеоподкасты, что формирует монологическую, письменную речь, совершенствует фонетические навыки и способствует расширению словаря учащихся.
Чтобы создать собственный подкаст, нужно зайти на сайт, дающий возможность работы с подкастами (www.podomatic.com) и далее следовать инструкциям, указанным на этом сайте.
Рассматривая тематику подкастов, мы можем отметить, что она может быть абсолютной разной. Тематика выбирается в зависимости от интересов учащихся и также может быть продолжением темы учебника. Тем самым, учащиеся закрепляют и практикуют материал, который они проходят на занятиях по иностранному языку. Также мы рекомендуем выбирать проблемную тематику, т.к. проблемное обучение направлено на развитие творческих способностей учащихся и в большей мере развивает их мышление. Проблемное обучение -это обучение, основанное на создании ситуаций, когда учащимся необходимо искать новые решения, таким образом происходит формирование творческой личности, способной нестандартно мыслить.
У педагога в настоящее время имеется огромное количество дополнительных возможностей для интенсификации процесса обучения, в частности, возможность использования интернет-технологий. Наш опыт показывает, что интеграция интернет-технологий в процесс обучения иностранным языкам способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции, мотивирует учащихся, развивает их творческие способности.
Е °
о то
Библиографический список
1. Борщева В.В. Технология M-Leaming для формирования учебной автономии студентов в неязыковом вузе // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения / Отв. ред. О.А. Чекун. М., 2015. Вып. 2. С. 74-77.
2. Борщева О.В. Использование вики-технологии в процессе обучения иностранному языку // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2015. № 3. С. 26-28.
3. Володин А.А. Методика применения технологии подкастинга в обучении: Монография. Подольск, 2013.
4. Сысоев П.В. Направления информатизации лингвистического образования на современном этапе // Язык и культура. 2015. №1 (29). С. 156-168.
5. Сысоев П.В. Основные направления информатизации языкового образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Филологические науки». 2013. № 4. С. 83-95.
6. Чекун О.А. Современные технологии обучения иностранным языкам цифрового поколения студентов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2015. № 1. С. 69-73.