Научная статья на тему 'Использование технологии подкастинга в обучении иностранному языку'

Использование технологии подкастинга в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1010
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОДКАСТИНГА / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / LINGUISTIC EDUCATION / INFORMATIZATION OF EDUCATION / INTERNET-TECHNOLOGIES / PODCASTING TECHNOLOGY / PROBLEM-BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борщева Ольга Владимировна

В статье рассматриваются вопросы информатизации современного языкового образования. Выделяются основные функции технологии подкастинга, рассматривается алгоритм работы с данной технологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of podcasting technology in teaching foreign languages

The article deals with informatization of modern linguistic education. Internet-technologies can not only enhance educational process but can also motivate and keep learners interested in the subject. The author studies podcasting technology as one of Internet-technologies. Main functions and a certain scheme to use podcasting technology are covered in the article.

Текст научной работы на тему «Использование технологии подкастинга в обучении иностранному языку»

53

3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языкам: Изучение, преподавание, оценка. М., 2003.

4. Реморенко И.М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность // Новый город: образование для изменения качества жизни. М.; СПб., 2003.

О.В. Борщева

Использование технологии подкастинга в обучении иностранному языку

В статье рассматриваются вопросы информатизации современного языкового образования. Выделяются основные функции технологии подкастинга, рассматривается алгоритм работы с данной технологией.

Ключевые слова: языковое образование, информатизация образования, технология подкастинга, интернет-технологии в образовании, проблемное обучение.

Языковое образование, как и в целом вся система образования, претерпевает изменения. В условиях информатизации образования у педагогов появляется возможность использовать дополнительные технологии, в частности, интернет-технологии. Существует огромное количество интернет-ресурсов, способных не только обогатить процесс обучения, а также мотивировать, заинтересовывать студентов, формировать иноязычную коммуникативную компетенцию и навыки самостоятельного обучения [1; 2; 4-6].

Одной из интернет-технологий, которую нам хотелось бы более подробно рассмотреть в данной статье, является технология подкастинга. Подкастинг - это создание аудио- и видеофайлов, которые можно слушать/просматривать в сети Интернет. В связи со стремительным развитием видеотехнологий появились новые возможности создания подкастинга - запись видео с экрана монитора с помощью отдельных программ, например, Camtasia Studio. Также появился и мобильный подкастинг на платформах мобильных телефонов, что расширяет возможности данной технологии. Очевидно, что применение подкастинга уместно в сфере обучения видам речевой деятельности, что говорит о целесообразности его использования в процессе изучения иностранного языка.

ок Технология подкастинга при обучении иностранным языкам позволяет:

|!| совершенствовать навыки аудирования; совершенствовать навыки чтения;

||§ совершенствовать навыки говорения; формировать представления о нормах

к5о общения в социальных ситуациях; формировать знания об особенностях мен-

си

-е- талитета и культуры стран изучаемого языка.

с Основными дидактическими функциями технологии подкастинга являются:

1) коммуникативная (выражение своей точки зрения, развитие иноязычной речи);

2) наглядности и интегративности (формирование представления рассматривать изучаемый объект или явление как часть и как целое);

3) информационная (обогащение знаниями, а также формирование способности отбирать и собирать информацию);

4) управленческая (управление учебной деятельностью учащихся и самоуправление учебной деятельностью самими учащимися);

5) образовательная (получение предметных и межпредметных знаний);

6) развивающая (развитие умений и навыков);

7) контролирующая (возможность контроля деятельности учащихся асинхронно);

8) интерактивная (взаимодействие между субъектами учебного процесса);

9) организационно-оптимизационная (возможность оптимизировать процесс обучения через выбор форм и методов обучения);

10) мотивационно-активизационная (возможность мотивировать учащихся путем применения оригинальных вариантов представления учебного контента) [3, с. 37-38].

Рассматривая практическую сторону использования технологии подкастинга в обучении иностранным языкам, обратим наше внимание на потребности учащихся. Исходя из того, что учащиеся достаточно часто сталкиваются с проблемой непонимания речи носителей языка, а также слабо развитой беглости речи на иностранном языке, использование технологии подкастинга в процесс обучения иностранным языкам является не только желательным, но и необходимым.

Существует огромное количество образовательных подкастов, созданных носителями языка, и задача педагога - выбрать проверенные сайты и дать учащимся алгоритм работы с ними. Исходя из нашего опыта, мы можем рекомендовать следующие сайты для прослушивания аудио/видеоподкастов: английские подка-сты для изучающих английский как второй язык (www.eslpod.com/website), сайт для прослушивания подкастов (www.listen-to-english.com/index.php), Би-Би-Си (www.bbc.co.uk), подкасты на английском языке (http://www.podcastsinenglish. comAndex.shtmI).

Что касается алгоритма работы с данными сайтами, мы рекомендуем выбрать тему, интересную для учащихся, затем прослушать подкаст два раза, затем прослушать подкаст, читая его текст, и затем выписать новые слова

в персональный словарь. Таким образом, регулярно слушая иноязычную речь, совершенствуются навыки аудирования учащихся.

Кроме просмотра подкастов, созданных носителями языка, учащиеся могут создавать и свои собственных аудио/видеоподкасты, что формирует монологическую, письменную речь, совершенствует фонетические навыки и способствует расширению словаря учащихся.

Чтобы создать собственный подкаст, нужно зайти на сайт, дающий возможность работы с подкастами (www.podomatic.com) и далее следовать инструкциям, указанным на этом сайте.

Рассматривая тематику подкастов, мы можем отметить, что она может быть абсолютной разной. Тематика выбирается в зависимости от интересов учащихся и также может быть продолжением темы учебника. Тем самым, учащиеся закрепляют и практикуют материал, который они проходят на занятиях по иностранному языку. Также мы рекомендуем выбирать проблемную тематику, т.к. проблемное обучение направлено на развитие творческих способностей учащихся и в большей мере развивает их мышление. Проблемное обучение -это обучение, основанное на создании ситуаций, когда учащимся необходимо искать новые решения, таким образом происходит формирование творческой личности, способной нестандартно мыслить.

У педагога в настоящее время имеется огромное количество дополнительных возможностей для интенсификации процесса обучения, в частности, возможность использования интернет-технологий. Наш опыт показывает, что интеграция интернет-технологий в процесс обучения иностранным языкам способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции, мотивирует учащихся, развивает их творческие способности.

Е °

о то

Библиографический список

1. Борщева В.В. Технология M-Leaming для формирования учебной автономии студентов в неязыковом вузе // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения / Отв. ред. О.А. Чекун. М., 2015. Вып. 2. С. 74-77.

2. Борщева О.В. Использование вики-технологии в процессе обучения иностранному языку // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2015. № 3. С. 26-28.

3. Володин А.А. Методика применения технологии подкастинга в обучении: Монография. Подольск, 2013.

4. Сысоев П.В. Направления информатизации лингвистического образования на современном этапе // Язык и культура. 2015. №1 (29). С. 156-168.

5. Сысоев П.В. Основные направления информатизации языкового образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Филологические науки». 2013. № 4. С. 83-95.

6. Чекун О.А. Современные технологии обучения иностранным языкам цифрового поколения студентов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2015. № 1. С. 69-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.