Научная статья на тему 'Содержание объекта уголовно-правовой охраны, предусмотренного статьей 284. 1 уголовного кодекса Российской Федерации'

Содержание объекта уголовно-правовой охраны, предусмотренного статьей 284. 1 уголовного кодекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1047
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ИНОСТРАННАЯ ИЛИ МЕЖДУНАРОДНАЯ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ / НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CRIME OBJECT / FOREIGN OR INTERNATIONAL NON-GOVERNMENT ORGANIZATION / CONSTITUTIONAL ORDER / UNDESIRABLE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьева Людмила Викторовна

Статья посвящена анализу объекта преступления, предусмотренного ст. 284.1 УК РФ, проблемам правильной квалификации и разграничению с смежными составами преступлений, указанными в гл. 29 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Григорьева Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТHE CONTENTS OF THE OBJECT OF CRIMINAL LAW PROTECTION PROVIDED BY ARTICLE 284.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the analyses of the crime object according to Art.284.1 CC RF, to the problems of the due qualification and differentiation with the coordinate crimes stated in chapter 29 of the RF Criminal Code.

Текст научной работы на тему «Содержание объекта уголовно-правовой охраны, предусмотренного статьей 284. 1 уголовного кодекса Российской Федерации»

Л.В. Григорьева

СОДЕРЖАНИЕ ОБЪЕКТА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 284.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена анализу объекта преступления, предусмотренного ст. 284.1 УК РФ, проблемам правильной квалификации и разграничению с смежными составами преступлений, указанными в гл. 29 УК РФ.

Ключевые слова: объект преступления, иностранная или международная неправительственная организация, конституционный строй, нежелательная деятельность.

L.V. Grigorieva

тне contents of the object of criminal law

protection provided by article 284.1

of the criminal code of the russian federation

The article is devoted to the analyses of the crime object according to Art.284.1 CC RF, to the problems of the due qualification and differentiation with the coordinate crimes stated in chapter 29 of the RF Criminal Code.

Keywords: crime object, foreign or international non-government organization, constitutional order, undesirable activities

Типовая общественная опасность преступления, как известно, определяется объектом посягательства, точнее, тем видом общественного отношения, который защищается установленным в законе запретом1. Новелла, расширившая перечень преступлений по отечественному уголовному праву, за счет появления ст. 284.1 УК РФ дает возможность порассуждать о том, какие социально значимые блага решил оградить от разрушения законодатель. Знание того, какой объект охраняется уголовно-правовой нормой имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В частности, позволяет судьям оценивать степень общественной опасности этого деяния в сравнении с другими посягательствами, предусмотренными в гл. 29 УК РФ «Преступления против конституционного строя и безопасности государства».

Кроме того, четкое представление о видовом объекте преступления, предусмотренного ст. 284.1 УК РФ, поможет разграничить сходные по признакам объективной стороны составы преступлений и решать вопрос о конкуренции правовых норм. Например, на практике могут возникать проблемы с правовой оценкой консультационной деятельности лица, участвующего в работе иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации, которую можно квалифицировать как по ст. 275, так и по ст. 284.1 УК РФ.

Расположение нового состава преступления, предусмотренного ст. 284.1 УК РФ, позволяет отнести его к деяниям, посягающим в широком смысле на общественные отношения, обеспечивающие стабильность государственной власти Рос-

© Григорьева Людмила Викторовна, 2016

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: Lgrigorieva2013@yandex.ru

сийской Федерации, отдельных ее институтов и органов; а в узком смысле — на общественные отношения, обеспечивающие устойчивость основ конституционного строя и безопасность государства. При этом входящие в гл. 29 УК РФ составы преступлений обычно группируют по свойствам видовых (иногда ученые их называют непосредственными) объектов на общественные отношения, обеспечивающие внешнюю и внутреннюю безопасность Российской Федерации, экономическую безопасность, обороноспособность, суверенитет, территориальную неприкосновенность, и др. Если следовать логике законодателя, то размещение ст. 284.1 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации, рядом с преступлениями, посвященными уголовно-правовой охране информации, составляющей государственную тайну, свидетельствует об аналогичном видовом объекте посягательства. В то же время анализ диспозиции ст. 284.1 УК РФ не содержит в себе четкого указания или намека на сохранность государственной тайны.

Уголовная ответственность за осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности усиливает положения Федерального закона РФ от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (в ред. от 23 мая 2015 г.)2. з В п. 1 ст. 3.1 данного нормативного акта деятельность иностранной или

? международной неправительственной организации может быть признана нео

з желательной на территории Российской Федерации, если представляет угрозу

! основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности

I страны или безопасности государства. Таким образом, можно предположить, что

1 объект уголовно-правовой охраны, ради которого создавалась норма ст. 284.1

го

| УК РФ соотносится с объектом, защищаемым статьями 275 («Государственная

| измена»), 276 («Шпионаж»),278 («Насильственное свержение конституционного

| строя») и 281 («Диверсия»)УК РФ.

2 Понятие основ конституционного строя в действующем законодательстве нет, ° но в гл. 1 Конституции РФ обозначены исходные принципы конституционного « строя, правового статуса личности, экономических отношений, политической | системы общества, которые изменяются только в порядке, установленном Коне ституцией РФ. Обороноспособность государства принято понимать как систему ° политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по

0

° подготовке к вооруженной защите3.

го

Сейчас нормативная дефиниция безопасности отсутствует даже в Федераль-

1 ном Законе РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». В то же время | Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. устанавливает, что «стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и

238

социальной стабильности в обществе»4. Исходя из данного предписания, можно

определить безопасность государства как состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, обороноспособности, независимости и территориальной целостности государства от внутренних и внешних угроз.

Таким образом, признавая деятельность иностранной или международной неправительственной организации, нежелательной на территории Российской Федерации, государственные органы создают условия, минимизирующие угрозу безопасности государства. Продолжение такой деятельности возобновляет реальность угрозы.

Сказанное позволяет предположить наличие общего видового объекта уголовно-правовой охраны преступлений, предусмотренных ст. 284.1, 275, 276, 278, 281 УК РФ. В таком случае возникает большое число вопросов, связанных с конкуренцией составов указанных видов посягательств. Например, согласно ч. 1 ст. 275 УК РФ гражданин Российской Федерации может совершить государственную измену, оказав иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям финансовую, материально-техническую, консультативную или иную помощь в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Если такой гражданин участвует в иностранной или международной неправительственной организации, признанной нежелательной на территории Российской Федерации, то конкуренция составов (при условии одинакового понимания видовых объектов) — налицо.

Главным мотивом, по которому деятельность иностранной или международной неправительственной организации признается нежелательной на территории Российской Федерации, выступает стремление государственных органов устранить угрозу безопасности государству. При этом решение принимается е (п. 4 ст. 3.1. Закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям и основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской а Федерации») Генеральным прокурором Российской Федерации или его замести- о телями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осу- К ществляющим функции по выработке и реализации государственной политики о

п

и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений | Российской Федерации. Обязательная консультация с представителями госу- в дарственных органов по международной политической деятельности Россий- но ской Федерации еще раз акцентирует внимание на общности посягательств, ю

Т5

предусмотренных статьями 275 и 284.1 УК РФ. |

Говорить об идеальной совокупности при однородности посягательства не- К

справедливо. Вывить общую и специальную норму в сочетании рассматриваемых а

составов преступлений невозможно. Определенную сложность представляет |

собой использование термина «деятельность» как в диспозиции ст. 275 УК РФ, |

так и в диспозиции ст. 284.1 УК РФ, потому что она может включать в себя, на- №

о о 3

пример, «...консультирование иностранной или международной организации...», ц составляющее часть объективной стороны состава государственной измены. В то ) же время государственная измена предполагает целенаправленные действия, а 6 работа в организации, чья деятельность признана нежелательной на территории Российской Федерации, сама по себе может не иметь отношения к государственной измене, но включать в себя консультационное направление.

Правильная квалификация усложняется также необходимостью учета иностранной или международной неправительственной организации, взаимодействие с которой (которыми) установлено в диспозициях анализируемых статей. 239

Международная организация представляет собой объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений для достижения определенных целей. Иностранная организация — это государственное или негосударственное объединение, находящееся под юрисдикцией зарубежного государства.

Адресатами государственной измены во всех формах выступают иностранное государство, международная или иностранная организация и их представители. Субъектами преступления, предусмотренного ст. 284.1 УК РФ, могут выступать сотрудники, участники или руководители организаций, которые в рамках своих полномочий могут оперировать информацией, имеющей значение для безопасности Российской Федерации. Кроме того, санкции указанных статей свидетельствуют о колоссальной разнице в общественной опасности рассматриваемых видов посягательств. Большое число выявленных противоречий свидетельствует о том, что наше предположение об общности объектов уголовно-правовой охраны данных преступлений оказывается неверным.

Некоторые сходные черты защищаемых социальных благ (безопасности государства, конституционных основ, суверенитета, территориальной целостности и т.п.) можно выявить при сопоставлении признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 282.2 и 284.1 УК РФ. Общественная опасность в обоих случаях увязывается законодателем с тем, что представленные виды организаций несут в себе существенную угрозу дестабилизации государственной власти, а потому их деятельность на территории Российской Федерации осуществляться не должна. Сравнивая диспозиции указанных статей, можно предположить, з что законодатель просто расширил список организаций, угрожающих стабиль? ности и безопасности в стране и дополнил УК РФ новой статьей. Детальный же д анализ характеристик организаций, о которых идет речь в ст. 282.2 и 284.1 УК | РФ, подводит нас к противоположному выводу.

I Понятие экстремисткой деятельности закрепляется в Федеральном законе от

| 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» ! (в ред. от 25 ноября 2015 г.), где дан обстоятельный перечень действий, которые | подпадают под понятие экстремизма5. Главная причина такого рода престу-| плений — несогласие с официальной властью и желание ее дискредитировать | путем популяризации ксенофобии и разжигания ненависти одних социальных 'I групп в отношении других социальных групп. Такое поведение противоречит | конституционным принципам и свободам человека и гражданина, создает угро-| зу безопасности населению государства, возможность массовых беспорядков и эскалации насильственных методов решения проблем в ущерб цивилизованным и законным приемам. § По смыслу закона признание деятельности иностранной или международной

§ неправительственной организации нежелательной на территории Российской | Федерации происходит потому, что она представляет угрозу основам конститу-| ционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, но не содержит в себе признаков экстремизма.

Факт признания деятельности организации экстремистской оформляется судебным решением, согласно которому организация подлежит ликвидации, в то время как факт незаконности деятельности организации, признанной нежелательной на территории Российской Федерации, не предполагает ликвидации, 240 но устанавливает ряд требований, перечисленных в п. 3 ст. 3.1 Закона «О мерах

воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»:

1) запрет на создание (открытие) на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранной или международной неправительственной организации и прекращение в определенном законодательством РФ порядке деятельности ранее созданных (открытых) на территории Российской Федерации таких структурных подразделений;

2) кредитные организации и некредитные финансовые организации обязаны отказать в проведении операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, одной из сторон которой является иностранная или международная неправительственная организация, включенная в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации;

3) запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в т.ч. через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также производство или хранение таких материалов в целях распространения;

4) запрет на осуществление на территории Российской Федерации программ (проектов) для иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации.

В сущности общественная опасность продолжения деятельности такой организации и заключается в неподчинении указанным требованиям, призванным е ограничить потенциальную угрозу безопасности государства. Не случайно по- и добное решение принимается органом исполнительной власти, а не судебным. Ис- а полнительные органы государства и их структурные подразделения существуют о ради обеспечения нормального функционирования общества и для этого должны К выполняться следующие условия: поддержание правопорядка, оказание помощи о

п

в реализации прав и законных интересов участников общественных отношений; | обеспечение стабильной работы общественных институтов. Когда происходит в

е

вмешательство в такую деятельность органов власти, то нивелируется сама идея о государственного упорядочивания общественных отношений, создаются помехи ю

для успешной реализации конкретных государственных функций. |

В момент, когда деятельность иностранной или международной неправитель- К

ственной организации стала представлять собой угрозу безопасности государства, а

соответствующие структуры принимают решение о признании ее деятельности |

нежелательной на территории Российской Федерации. Неподчинение принятому ии

решению дестабилизирует систему управления. №

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что по аналогии с преступлением, 1 предусмотренным ст. 330.1 УК РФ, посягательство, установленное ст. 284.1 ) УК РФ, нарушает общественные отношения по поводу обеспечения законной 6 управленческой деятельности органов государственной власти, поддерживающей правопорядок в стране, в частности, обеспечивающие определенный порядок реализации прав и обязанностей гражданами6. Следовательно, место общественно-опасного деяния, выразившегося в осуществлении деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании 241

нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, в гл. 32 УК РФ «Преступления против порядка управления». Продолжение деятельности вопреки принятому адресному запрету демонстративно нарушает «волю государства», которое создало особый правовой режим для такой организации, признав ее деятельность нежелательной. В подтверждение нашей версии следует обратить внимание на то, что диспозиции ст. 330.1 и 284.1 УК РФ содержат признаки административной преюдиции.

Обобщая сказанное, предлагаем изменить местоположение преступления, предусмотренного ст. 284.1 УК РФ, а именно переместить его из гл. 29 «Преступления против конституционного строя и безопасности государства» в гл. 32 «Преступления против порядка управления». Определить в этом случае видовой объект уголовно-правовой охраны осуществления деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, как общественные отношения по поводу порядка управления в сфере соблюдения установленного порядка реализации прав и обязанностей гражданами, и, тем самым снять проблемные аспекты конкуренции уголовно-правовых норм.

1 См.: Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. М., 1969. С. 51.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. I, ст. 7597; 2015. № 21, ст. 2981.

3 См. ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 2 июля 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 23, ст. 2750; 2013. № 14, ст. 1663.

4 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20, ст. 2444.

5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 303; 2015. № 48, ч. I, ст. 6680.

6 См.: Полный курс уголовного права / под ред. А.И. Коробеева. СПб., 2008. Т. 5. С. 347.

т о|

5 ф

ч:

го *

га

о

*

и си

Т

и

ч:

и

а 2

о

н н

си

в

и а га

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и 2

о

и

в о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.