Научная статья на тему 'Содержание негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного и младшего школьного возраста (на материале страхов)'

Содержание негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного и младшего школьного возраста (на материале страхов) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
159
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алецкая И.А.

Спектр эмоциональных состояний, типичных для детей дошкольного и младшего школьного возраста, достаточно широк. Нередко среди них существенное место занимают не только положительные, но и негативные эмоциональные состояния. Статья посвящена сопоставительному анализу содержания негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного и младшего школьного возраста. На материале детских страхов авторами рассматривается влияние негативных эмоциональных состояний на развитие эмоциональной сферы личности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы подчеркивают, что негативные эмоциональные состояния укрепляют в ребенке неуверенность в себе, снижают познавательную активность, оказывают неблагоприятное воздействие на его развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS OF NEGATIVE EMOTIONAL STATES IN PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE (BASED ON FEAR)

The range of the emotional states that are typical for children of preschool and early school age, is quite wide. Often, among them the major part takes not only the positive but the negative emotions as well. The article is devoted to the comparative analysis of the content of the negative emotional states of children of preschool and early school age. The authors examine from the sources of children's fears how the negative emotional states affect the emotional development of children of preschool and early school age. The authors emphasize that negative emotional states reinforce the child's self-doubt, reduce cognitive activity, influence on child's development destructively.

Текст научной работы на тему «Содержание негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного и младшего школьного возраста (на материале страхов)»

Научные стремления, 1 (9)2014

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.736.3:159.942

И.А. Алецкая

СОДЕРЖАНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(НА МАТЕРИАЛЕ СТРАХОВ)

УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»

Актуальность. Психические состояния определяются как сложные системно-структурные образования, характеризующиеся определенной динамикой развития, сменой состояний, пространственной организацией, а также интенсивностью проявления [1]. При достаточном многообразии подходов к классификации эмоциональных состояний в своем исследовании мы придерживаемся деления их на позитивные (благоприятные) и негативные (неблагоприятные). Благоприятные эмоциональные состояния способствуют личностному развитию и включению в продуктивную деятельность, повышают психическую активность, позитивно влияют на самооценку. Негативные эмоциональные состояния вызывают ощущение дискомфорта, сковывают инициативу.

Негативные эмоциональные состояния, влияя на поведение ребенка, накладывают отпечаток на его опыт и, как следствие, воздействуют на весь ход последующего развития, формируя «негативно окрашенную» жизненную позицию, препятствуя его личностному становлению. Длительное проявление негативных эмоциональных состояний, их закрепление приводят к формированию отрицательных качеств личности, что серьезным образом сказывается на дальнейшем развитии и становлении личности ребенка. В исследованиях Н.М. Неупокоевой, В.В. Сорокиной, Л.В. Тарабакиной, О.В. Хухлаевой отмечено, что негативные эмоциональные состояния (гнев, страх, тревога, тоска и др.) и соответствующие им формы поведения (плаксивость, апатия, зажатость), а также нарушение общих свойств эмоциональной регуляции (ситуативности, избирательности и др.) выступают как основные признаки нарушения эмоционального развития, которые сказываются на социальной адаптации и личностном становлении ребенка [2; 3].

В качестве негативного эмоционального состояния мы рассматриваем страх. Отсюда целью данной статьи является сопоставительный анализ содержания негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Материалы и методы исследования. Материалом исследования послужили результаты пилотажного исследования, проведенного на базе УО «Витебский государственный общеобразовательный детский сад №84» , УО «Государственная гимназия №5 г. Витебска». Испытуемыми являлись дети старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) в количестве 40 человек, а также дети младшего школьного возраста (1 -е классы) в количестве 40 человек. В

75

качестве диагностического инструментария были использованы опросник «Страхи у детей» (автор Захаров А.И.) и проективная методика «Нарисуй свой страх» (автор Захаров А.И.).

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе анализа полученных данных было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста отмечается видовое разнообразие страхов. При этом у детейдоминируют страхи сказочных персонажей, чудовищ, темноты, также распространены страхи одиночества и нападения, неожиданных резких звуков, врачей, уколов: «я боюсь, когда чудовище приходит», «боюсь Бабы -Яги», «в темноте живет привидение», «мне страшно быть в комнате одному», «боюсь одна засыпать», «страшно, когда я сплю одна в комнате», «я боюсь циклопа», «боюсь вампиров, которые пьют кровь», «боюсь ужастиков в темноте», «боюсь, когда выключают свет в моей комнате», «боюсь привидений», «страшно засыпать одной, потому что в темноте привидения», «мне страшно ложится спать, потому что я боюсь монстров», «мне страшно, когда мама выключает свет, когда я ложусь спать», «страшно оставаться в комнате одной», «боюсь, когда родители уходят на работу», «мне страшно дома одной быть», «я боюсь, когда мне снится, что я попал к бандитам», «я очень боялась, когда я спала, меня украли», «я боюсь уколов», «мне страшно идти к врачу», «больше всего я боюсь зубных врачей», «боюсь злых врачей», « я боюсь, когда слышу шум какой-нибудь», «боюсь шума», «мне страшно, когда вдруг что-нибудь заскрипит», «мне страшно, когда слышу какой-то шум», «боюсь, когда громко звонит звонок». В меньшей степени у детей дошкольного возраста представлены страхи пред сном, оружия, стихийных бедствий, сделать что-либо плохо. У них количественно преобладают страхи огня, пожара, войны: «я боюсь, что дома будет пожар», «я всегда боялась огня», «страшно, когда включают газ и там огонь», «вдруг будет пожар в моем доме, а пожарные не успеют», «мне страшно, когда я вижу огонь», «боюсь огня и что мы в нем сгорим», «мне так страшно, когда снится война», «я боюсь войны по телевизору», «боюсь фильмов про войну», «мне страшно, когда показывают войну».

У учащихся первых классов доминируют страхи собственной смерти и смерти родителей, нападения, стихийных бедствий, огня, пожара, животных: «я боюсь умереть от заражения вирусом», «боюсь умереть от болезни», «я боюсь, что я умру», «боюсь смерти», «страшно, потому что однажды я умру», «мне снился сон, когда родители умерли», «мне очень страшно, что мама или папа умрет», «боюсь, что я и мои родители умрут», «смерти боюсь», «боюсь заболеть», «мне очень страшно, что я встречу на улице бандитов и они меня украдут», «мне снился сон, там меня украли», «боюсь, что мня как в кино украдут», «боюсь ограбления», «боюсь землетрясения и что все погибнут», «страшно, что черная дыра всех затянет в космос», «я боюсь огня», «боюсь потопа», «страшно, вдруг будет землетрясение», «мне страшно, когда я видел пожар», «боюсь, что будет пожар дома», «я боюсь пауков», «мне страшно, когда по улице идет большая собака», «я боюсь змей и пауков», «боюсь, когда

76

Научные стремления, 1 (9)2014

вижу много собак», «мне снится в кошмарах большой паук», «страшно, когда в лесу видишь следы всяких зверей», «раньше я боялась медведя, а теперь волков», «мне страшно в лесу, потому что там волки», «боюсь змей». Кроме этого, у первоклассников отмечается снижение страхов, преобладающих у испытуемых дошкольного возраста: страха животных, сказочных персонажей, темноты. У первоклассников выявлены также страхи одиночества, незнакомых людей, бандитов, войны, неудачи: «я боюсь, что родители уйдут на работу и не придут, а оставят меня одного», «боюсь, что у меня не будет друзей», «боюсь, что меня все бросят одного дома», «страшно, когда я дома одна», «пугаюсь потеряться одной в городе», «боюсь потерять родителей», «мне страшно, когда мне снятся бандиты», «я боюсь быть одна», «мне страшно, что меня оставят», «мне снилось, что меня мама бросила», «боюсь чужих людей», «боюсь незнакомцев», «меня пугают незнакомые люди», «я боюсь идти по улице один, потому что могут напасть на меня», «боюсь войны», «мне страшно, что вдруг будет война», «мне страшно ошибиться», «я боюсь, что ошибусь и меня накажут», «мне снился сон, когда в квартире были воры», «боюсь воров с пистолетами», «страшно, когда по телевизору показывают убийства», «боюсь убийц всяких», «боюсь плохих людей», «я боюсь бандитов», «мне страшно сделать что-то неправильно», «я боюсь сделать плохо», «бывает страшно немного, вдруг я ошибусь». Это позволяет сделать вывод о большем видовом разнообразии страхов у учашихся первых классов по сравнению с детьми дошкольного возраста. Таким образом, страхи детей дошкольного возраста носят преимущественно фантастический характер. Страхи учащихся первых классов более реалистичны, что вероятно обусловлено сменой социального статуса - ролью ученика, ростом ответственности за свои поступки, переходом на более высокую ступень в развитии. Нами было установлено, что большое значение приобретают страхи, обусловленные сменой социального статуса и ростом ответственности за свое поведение: страх опоздать, сделать что-либо плохо, страх наказания.

Исследование показало, что существуют различия в характере проявления страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. У старших дошкольников среди преобладающих видов страха отмечены страх чудовищ, животных, темноты, однако имеется ряд разительных различий касательно распределения, динамики и разнообразия страхов. У первоклассников страхи гораздо более разнообразны. Доминируют страхи собственной смерти и смерти родителей, нападения, стихийных бедствий, огня, пожара, войны. У них, по сравнению со старшими дошкольниками, отмечается существенное нарастание страха одиночества, нападения, собственной смерти, смерти родителей, войны, сделать плохо, стихийных бедствий, огня, пожара, наказания и др. Кроме того, у первоклассников заметно снижается количество страхов чудовищ, животных, темноты.

Заключение. Страх является как одним из наиболее распространенных негативных эмоциональных состояний, нами были проанализированы

77

теоретические подходы к проблеме страха, факторы и механизмы, порождающие страх. Он является следствием однократного травматического опыта взаимодействия субъекта с определенными объектами, и, следовательно, рассматривается как следствие развивающейся рефлексии ребенка. Возникновение страха также может быть связано с фрустрацией потребности в безопасности, проблемой самоутверждения, с патопсихологическим типом личности и др. [4; 5] В целом, такое негативное эмоциональное состояние оказывает отрицательное влияние на формирование личности, ее познавательное, эмоциональное и социальное развитие.

Спектр эмоциональных состояний, типичных для детей дошкольного и младшего школьного возраста, достаточно широк. Нередко среди них существенное место занимают не только положительные, но и негативные эмоциональные состояния. Позитивные эмоциональные состояния стимулируют проявления активности, рост познавательных интересов, самостоятельность ребенка, благоприятно сказываются на его развитии. Негативные эмоциональные состояния, напротив, укрепляют в ребенке неуверенность в себе, снижают познавательную активность, оказывают неблагоприятное воздействие на его развитие. Эмпирическое исследование показало, что существуют различия в характере проявления страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. У старших дошкольников среди преобладающих видов страха отмечены страх чудовищ, животных, темноты, однако имеется ряд разительных различий касательно распределения, динамики и разнообразия страхов. У первоклассников страхи гораздо более разнообразны. Доминируют страхи собственной смерти и смерти родителей, нападения, стихийных бедствий, огня, пожара, войны. У них, по сравнению со старшими дошкольниками, отмечается существенное нарастание страха одиночества, нападения, собственной смерти, смерти родителей, войны, сделать плохо, стихийных бедствий, огня, пожара, наказания и др. Кроме того, у первоклассников заметно снижается количество страхов чудовищ, животных, темноты.

Список использованных источников:

1. Прохоров, А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе / А.О. Прохоров. - Казань: КГУ, 1991. - 167 с.

2. Рогачева, О.В. Влияние негативных эмоциональных состояний на личностное развитие младшего школьника / О.В. Рогачева // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2008. - №7. - С. 23 - 27.

3. Сенько, Т.В. Страх как психологическая проблема / Т.В.Сенько // Адукацыя i выхаванне. - 1997. - №7. - С. 41 - 49.

4. Олешкевич, Е.А. Эмоции и здоровье / Е.А. Олешкевич // Адукацыя i выхаванне. - 2008. - № 12. - С.59 - 62.

5. Захаров, А.И. Неврозы у детей / А.И. Захаров. - СПб.: Дельта, 1996. -

480 с.

78

Научные стремления, 1 (9)2014

I.A. Aletskaya

CONTENTS OF NEGATIVE EMOTIONAL STATES IN PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE (BASED ON FEAR)

Educational Establishment "Vitebsk State University behalf P.M. Masherova "

Summary

The range of the emotional states that are typical for children of preschool and early school age, is quite wide. Often, among them the major part takes not only the positive but the negative emotions as well. The article is devoted to the comparative analysis of the content of the negative emotional states of children of preschool and early school age. The authors examine from the sources of children's fears how the negative emotional states affect the emotional development of children of preschool and early school age. The authors emphasize that negative emotional states reinforce the child's self-doubt, reduce cognitive activity, influence on child's development destructively.

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.