Н.Махмудова, В.Кобилов
СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ "МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА" И "ПРОФЕССИОНАЛЬНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА" УЧИТЕЛЯ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Ключевые слова: актуальные проблемы педагогической науки, педагогическая деятельность, методическая подготовка, теоретические основы формирования личности учителя.
Проблема формирования профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности в современных условиях развития нашего общества представляет собой актуальную проблему педагогической науки. Разработке этой проблемы посвящены некоторые исследования ученых, в частности работы Е.А.Антиповой, Л.М.Ахметзияновой, В.С.Безруковой, Н.В.Кузьминой, С.С.Овчинникова, И.Ф.Харламова, А.П.Черных, В.П.Шумана и др.
Теоретические основы формирования личности учителя разработаны учеными В.А.Сластениным, Н.В.Кузьминой, М.Лут-фуллоевым, Ф.Шарифзода и другими. В сфере исследований художественно-профессиональной подготовки учителя предметов художественного цикла огромный интерес представляют работы ученых М.Н.Ростовцева, В.С.Кузина, А.С.Хворостова, К.Е.Ера-лина, К.Амиргазина и др.
"Своеобразными являются и "орудия труда" учителя,- пишет Н.В.Кузьмина. Педагогические институты главное внимание уделяют вооружению студентов научными знаниями по определенному предмету, будто знания являются главными "орудиями труда" учителя. На самом деле это не совсем правильно. "Орудиями труда" учителя являются не только знания, которые он должен
сообщить, но и виды деятельности, в которые он должен уметь включать учащихся" (11, 10).
М.А.Кудайкулов к таким "орудиям труда" учителя относит методическую подготовку студентов педвузов, в которую включает многие специфические виды деятельности педагога по преподаваемому предмету. Этот вид подготовки он называет профессионально-методической (9,4).
В трудах профессора М.А.Кудайкулова выделяются три вида деятельности учителя: общепедагогическая, профессионально-педагогическая, профессионально - методическая. Как известно, умение учителя является основным компонентом подготовки педагога. Поэтому под профессионально -педагогическими умениями учителя понимается приобретенная на основе сложнейшей системы общественно - политических, общенаучных, специальных, психолого-педагогических и профессионально-методических знаний, способность выполнять профессиональную деятельность педагога. Он отмечает, что профессионально-методические умения - это способность на основе имеющихся психолого-педагогических и методических знаний выполнять функции учителя-предметника. Таким образом, педагог получает два вида подготовки: профессиональную и квалификационную. Поэтому учителя справедливо называют по профессии - педагогом, а по квалификации -учителем-предметником в соответствии с преподаваемым предметом (9,21). Иначе говоря, по функции выполняемой преподавательской деятельности, профессионально-методическую подготовку учителя можно называть квалификационной или предметно-методической подготовкой. В нашем исследовании методическую подготовку студента надо понимать именно в таком смысле. Предлагаемое положение, разработанное М.А.Кудайкуловым, дает возможность определить содержание и программу подготовки учителя технологии.
Исходя из критического анализа вышеприведенной интерпретации профессионально-методических умений, а также изучения специфической функции учителя технологии, мы, со своей стороны, под профессионально-методической подготовкой учителя технологии понимаем способность, приобретенную на основе
— 106 "С НО МАИ донишгох )
специальных знаний, умений и навыков, направленных на выполнение своей квалификационной (преподавательской) деятельности по преподаваемому предмету в школе.
В своих исследованиях В.П.Косырев отмечает, что составная часть профессионально-педагогических умений представляет собой сложный комплекс квалификационных действий, интегрирующих в себе соответствующие предметные знания, умения и навыки, направленные на реализацию спроектированной технологии их усвоения, а также мотивацию, контроль и коррекцию (7,11). Содержательную сторону указанных умений (информационно-теоретический компонент) составляет совокупность, включающая знание особенностей восприятия учебного материала, знание основных принципов и категорий обучения, знание закономерностей процесса обучения, знание технологии обучения, знание содержания технических дисциплин и так далее.
К функциям методической подготовки относятся: формирование типичных видов профессионально-методической деятельности и обобщенных способов их осуществления, а также развитие способностей выбирать и применять инвариантные решения по технологии выполнения преподавательских действий. Реализация этих функций возлагается на целостный процесс методической подготовки учителей-предметников.
Процесс методической подготовки будущих учителей осуществляется поэтапно. На первом этапе устанавливаются теоретические основы деятельности, создаются необходимые мотивы ее выполнения. На втором - начинается формирование профессионально-методических действий и их составляющих - проектировочных действий. На третьем этапе возникают относительно устойчивые интеграционные образования: процессуально-методические и аналитические действия, включающие в себя теоретические знания, знания способов выполнения, умения и навыков. На четвертом этапе все профессионально-методические действия доводятся до уровня их выполнения без внешнего руководства.
Другие исследователи (Н.В.Кузьмина, Г.А.Засобина, Т.К.Воеводская, В.К.Елманова и др.) педагогическое мастерство связывают с эффективностью осуществления педагогического процесса и
— 106 "С НО МАИ донишгох )
специальных знаний, умений и навыков, направленных на выполнение своей квалификационной (преподавательской) деятельности по преподаваемому предмету в школе.
В своих исследованиях В.П.Косырев отмечает, что составная часть профессионально-педагогических умений представляет собой сложный комплекс квалификационных действий, интегрирующих в себе соответствующие предметные знания, умения и навыки, направленные на реализацию спроектированной технологии их усвоения, а также мотивацию, контроль и коррекцию (7,11). Содержательную сторону указанных умений (информационно-теоретический компонент) составляет совокупность, включающая знание особенностей восприятия учебного материала, знание основных принципов и категорий обучения, знание закономерностей процесса обучения, знание технологии обучения, знание содержания технических дисциплин и так далее.
К функциям методической подготовки относятся: формирование типичных видов профессионально-методической деятельности и обобщенных способов их осуществления, а также развитие способностей выбирать и применять инвариантные решения по технологии выполнения преподавательских действий. Реализация этих функций возлагается на целостный процесс методической подготовки учителей-предметников.
Процесс методической подготовки будущих учителей осуществляется поэтапно. На первом этапе устанавливаются теоретические основы деятельности, создаются необходимые мотивы ее выполнения. На втором - начинается формирование профессионально-методических действий и их составляющих - проектировочных действий. На третьем этапе возникают относительно устойчивые интеграционные образования: процессуально-методические и аналитические действия, включающие в себя теоретические знания, знания способов выполнения, умения и навыков. На четвертом этапе все профессионально-методические действия доводятся до уровня их выполнения без внешнего руководства.
Другие исследователи (Н.В.Кузьмина, Г.А.Засобина, Т.К.Воеводская, В.К.Елманова и др.) педагогическое мастерство связывают с эффективностью осуществления педагогического процесса и
результативностью выполняемой работы. При этом они четко выделяют его структуру (знаний, умений, навыков, черт и свойств личности), методику и этапы их формирования, условия оптимального функционирования.
Базисным положением структурно-функционального подхода к исследованию педагогического мастерства является идея о том, что процесс становления личности учителя окажется более эффективным и целенаправленным, если в основу его профессиональной подготовки в вузе будет положена система определенных педагогических умений.
При формировании этих умений и навыков для осуществления различных видов педагогического труда учитывается психологическая структура деятельности учителя, сущность которой Н.В.Кузьмина рассматривает как систему и последовательность его действий, направленных на достижение поставленных целей через решение педагогических задач. В структуре педагогической деятельности ею выделено 5 функциональных компонентов (конструктивный, проектировочный, организаторский, коммуникативный, гностический), которым соответствует система определенных умений и навыков (12,96).
В зависимости от того, насколько полно, глубоко и гибко обладает учитель системой требуемых педагогических умений, определяется и уровень его педагогического мастерства (репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий знания, системно-моделирующий знания, системно-моделирующая деятельность).
Под системой методических умений педагогов Л.М.Пан-чешникова понимает логически завершенный перечень тех педагогических умений, владея которыми педагог был бы способен проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс, но уже на базе полисубъективного диалогического подхода к процессу обучения, т.е. с позиций нового педагогического мышления (15,19).
Говоря о подготовке будущего педагога-трудовика, А.Г.Видя-кин под дидактической системой учебного процесса подразумевает такой способ организации его структурных элементов (целей, методов, средств, принципов, содержания обучения,
— 108~С НО МАИ донишгох )
■ -■--— щ ш"
способов контроля и оценки его эффективности), который позволяет наиболее оптимально влиять на познавательно-практическую деятельность обучаемых и обеспечивает формирование у них необходимого уровня знаний, умений, навыков, а также общегражданских и профессионально значимых свойств и качеств личности (4,37).
В.П.Кривоспицкая считает, что формы осуществления единства педагогической и методической подготовки будущих педагогов - это учебно-исследовательская, курсовые, дипломные работы, педпрактика, спецкурс по дидактико-методическим проблемам (дается его тематический план) (8, 60-61).
А.М.Дорошкевич в своей статье "Общеметодическая подготовка учителя труда" под методической подготовкой понимает ознакомление студентов не только с частными методиками преподавания конкретных дисциплин, но и с рядом общих закономерностей взаимодействия учителя с учениками, которые необходимо учитывать в ходе обучения любому предмету (5,3).
А.М.Дорошкевич к общеметодической подготовке учителя труда относит:
1) восприятие учебной информации учащимися;
2) сообщение учебной информации;
3) способы повышения эффективности познавательной деятельности учащихся;
4) управление познавательной деятельностью школьников.
В проанализированной статье, во-первых, не дается определения понятию "методическая подготовка", во-вторых, смысл рассуждения его не полностью раскрывает сущность подготовки будущих учителей. Вопрос взаимодействия учителя с учениками, на наш взгляд, полностью относится к задачам педагогики и психологии.
В системе профессионально-педагогической подготовки учителей трудового обучения особое значение имеет исследование по проблемам профессионально-политехнического образования.
Теоретические основы формирования личности молодого рабочего, участие производственников-педагогов и их коллективов в профессиональном обучении молодежи нашли свое отражение в трудах П.Р.Атутова, О.С.Богдановой, Н.М.Болдырева,
Б.Т.Лихачева, М.И.Махмутова, Э.И.Моносзона, М.Н.Скаткина, С.Кодирова и других.
Необходимо отметить, что в области методики труцовош обучения в общеобразовательной школе известны работы таких ученых-педагогов, как Ю.П.Авартазин, И.П.Волкова, В.И.Коротова, Д.Г.Крылова, М.Н.Мапъювсюй, В.А.Полякова, А.С.Ставровский, НКСтепаненкова, Д.А.Тхоржевский, С.Н.Чистякова, в условиях Республики Таджикистан - С.Кодиров, Ш.А.Шаропов, А.А.Миралиев, Ш.Рузиев и других. Они выступают за обеспечение политехнической направленности трудового обучения. Проблеме политехнической подготовки буцущих учителей в педвузах посвящены исследования В.А.Гусева, Е.К.Корчинского, Ю.К.Васильева, А.Мирапиева. ШРузиева и др.
Методические основы реализации политехнического принципа в трудовом обучении и производительном труде учащихся разработаны А.И.Воробьевым, В.А.Поляковым, Н.С.Сайдах-метовым, Н.Ш.Шадиевым и др.
В методической подготовке особое значение для будущей педагогической деятельности имеет формирование знаний, умений и навыков у студентов. В области исследования методической подготовки студентов большой интерес представляют труды Н.В.Кузьминой, Л.М.Дорошкевич, С.Кодирова, Ш.Шаро-пова, А.Миралиева (12;5;6;21;14).
Профессор Н.В.Кузьмина выделила в педагогической деятельности четыре компонента: гностический самоанализ и познание объекта, субъекта и процесса педагогической деятельности; конструктивный - проектирование конечного состояния объекта, разработка методов воздействия на объект педагогической деятельности; организационный - организация педагогического процесса; коммуникативный - согласование действий субъекта и объекта педагогического процесса через обучение.
Гностический компонент деятельности учителя технологии включает: изучение индивидуальных особенностей учащихся, оказывающих наибольшее влияние на эффективность усвоения технических знаний и формирование практических умений; анализ своей деятельности с целью ее усовершенствования; анализ деятельности коллег для выделения оптимальных способов
решения тех или иных педагогических задач; анализ деятельности учащихся для оценки эффективности педагогического процесса и выработки корректирующих воздействий.
В конструктивный компонент деятельности учителя технологии входит: календарно-тематическое планирование учебного материала, определение структуры урока, отбор и дидактическая обработка технической информации, выбор объекта труда и средств обучения, разработка дидак-тических материалов и так далее.
«Организационный компонент деятельности учителя технологии, - отмечает Н.В.Кузьмина,- это проведение урока, успешность которого определяется умением организовать познавательную и практическую деятельность учащихся, их взаимодействие между собой» (11,36).
Осуществление художественного образования школьников в процессе обучения предмета технологии во многом зависит от умелой методической деятельности учителя. Для того чтобы планировать и организовывать методическую подготовку учителя художественного труда, нужно прежде всего определить содержание этой подготовки. С этой целью, на основе изучения и анализа имеющихся исследований нами построена модель методической деятельности учителя художественного труда по осуществлению художественного образования школьников, которую можно охарактеризовать следующими параметрами:
1. Цели методической деятельности.
2. Задачи (проблемы), которые решает учитель в процессе художественного образования школьников.
3. Основные особенности деятельности и обязанности учителя по осуществлению художественного образования школьников.
4. Виды деятельности, с помощью которых учитель решает задачи и реализует функции.
Знания и умения художественно-методического характера по сферам их применения можно разделить на следующие направления: 1) методические знания; 2) политехнические понятия; 3) искусствоведческие знания; 4) технологические знания; 5) умение распознавать художественный объект; 6) умение оценить технический объект; 7) знание способов методических действий.