Научная статья на тему 'Педагогическая концепция системного и деятельностного подходовк профессионально- методической подготовке будущих учителей'

Педагогическая концепция системного и деятельностного подходовк профессионально- методической подготовке будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / SYSTEMIC APPROACH / ACTIVITY APPROACH / PEDAGOGICAL SYSTEM / ACTIVITY / DOCTRINE / METHODICAL PREPARATION / KNOWLEDGE / ABILITIES / IMPROVEMENT / TEACHERS '' TRAINING / РАВИШИ СИСТЕМАВӣ / ФАЪОЛИЯТ / СИСТЕМАИ ПЕДАГОГИ / АМАЛИЁТ / ОМӯЗИШ / ТАЙЁРИИ МЕТОДӣ / ДОНИШ / МАЛАКА / ТАКОМУЛ / ТАЙЁРИИ ОМӯЗГОРОН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудова Н. Н., Ашурова Т. А.

В данной статье рассматривается системный подход, который может стать самым верным научным принципом, соответствующим специфической особенности профессионально-методической подготовки будущих учителей, в частности, технологии, и служит её правильной методологической основой. Системный анализ учения показывает, что структура учения складывается из отдельных деятельностей, действий и операций, которые непосредственно зависят в обучении от условий достижения учащимися конкретной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Консепсияи педагогии равиши системавӣ ва фаъолиятӣ дар ташаккули тайёрии касбӣ методии омӯзгорони оянда

The given article dwells on the systemic approach which can be considered as a very authentic scientific principle corresponding the specific peculiarities of vocational-methodical training of future teachers, in particular, technology, and serves as its the proper methodological ground. Systemic analysis of the tenet shows that the structure of teaching is formed from separate activity, actions and operations which directly depend on conditions of the achievement of concrete objectives by pupils.

Текст научной работы на тему «Педагогическая концепция системного и деятельностного подходовк профессионально- методической подготовке будущих учителей»

УДК 37.0 Н.Н.МАХМУДОВА

ББК 74.20

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНОГО И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Общеизвестно, что любое научное исследование ведется на основе определённых методологических принципов. Относительно нашего исследования есть объективная необходимость в использовании системного и деятельностного подходов, поскольку, учитель оперирует системой научных знаний, умений и навыков, и, во-вторых, учительская профессия -это профессионально-трудовая деятельность, которая также предполагает системный подход для реализации целей и задач данной деятельности.

Не подлежит сомнению, что психологические и педагогические явления относятся к явлениям, требующим системного подхода. Можно сказать, что в педагогике и психологии такая позиция считается общепризнанной. Это видно из работ известных психологов и педагогов Т.А.Ильиной, Ф.Ф.Королева, Н.В.Кузьминой, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, К.К.Платонова и др.

Как известно, системные представления становятся важным компонентом современного научного знания. Системные знания стали важной и необходимой ступенью познания предметов и явлений объективной действительности. Системный подход, понимаемый как совокупность некоторых выработанных принципов, особенно необходим для уяснения и уточнения задачи, связанной с классификацией явлений (или процессов) и их описанием. Познавательные функции системного исследования, прежде всего, связаны с необходимостью комплексного подхода к сложным явлениям действительности и поиска междисциплинных средств.

В современной теории познания понятие «система» является общеметодологическим. В общей теории систем оно определяется как множество взаимосвязанных элементов, образующих целостность, устойчивое единство со средой, обладающей свойствами и закономерностями.

В общетеоретических исследованиях (В.Н.Садовский, А.И.Уемов и др.) система рассматривается как множество элементов с отношениями и связями между ними, образующими определенную целостность.

По определению философов, система представляет собой вид упорядоченности на основании определенных свойств.

Принцип системности - методологический подход к анализу психологических явлений, когда явление рассматривается как система, а свойства элемента определяются его местом в структуре.

С позиций системного подхода как метода научного познания выполнялись исследования по системно-комплексному изучению человека (В.М.Бехтерев), физиологии высшей нервной деятельности (И.П.Павлов), функциональным системам мозга (П.К.Анохин), динамической локализации психических функций (А.Р.Лурия), инженерной психологии (Б.Ф.Ломов и др.), структуре личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалев, К.К.Платонов), периодизации интеллектуального развития (Б.Г.Ананьев и др.), структуре и функции педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина и др.), функционированию целостного педагогического процесса (Н.Д.Хмель).

Суть гносеологической функции общенаучных принципов можно правильно понять, исходя из главного назначения научного познания, основной задачей которого являются постоянные попытки свести внешнюю сложность естественных явлений к некоторым простым и фундаментальным идеям и отношениям. Именно применение структурно - системного подхода к анализу профессиональной подготовки учителя, как методологический принцип, дало возможность нам «свести сложность» этого круга вопросов к определённым «отношениям» и функциональным связям.

Б.Ф.Ломов писал о правомерности использования системно-структурного анализа к психологическим явлениям: «Более плодотворным оказался подход, рассматривающий психологические качества как функциональные. Собственно говоря, с понимания психологических качеств как функциональных и начинается развитие научной психологии» (8,36).

Б.Ф.Ломов далее наметил следующие общие требования структурно-функционального анализа применительно к психологической науке:

1. Когда мы рассматриваем психологические явления в какой-либо системе координат и, абстрагируя от их других измерений, то, естественно, мы выявляем только какой - то один ряд свойств, получаем как бы срез в какой - то одной плоскости. Такая абстракция, конечно, правомерна в целях научного познания;

2. Система психических явлений многоуровневая и, по-видимому, строится иерархически. Она включает ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами;

3. Системный анализ требует рассмотреть явления в их развитии (8).

«Системный подход, - подчеркивал Ф.Ф.Королев, - должен выступать в качестве одного из руководящих методологических оснований, когда ставится вопрос об определении перспектив развития системы народного образования в целом и её отдельных компонентов -общеобразовательной школы, высшей школы, системы подготовки научных и педагогических кадров. Его роль становится ощутимой и особенно важной в прогнозировании развития на длительный период» (5,118). Нам думается, что рассмотрение с таких позиций совершенствования подготовки будущих учителей может обеспечить квалифицированное решение нами исследуемой проблемы.

Предложенный Б.Г.Ананьевым деятельностный подход к личности является системно -структурным на том основании, что он предполагает в одинаковой степени изучение составляющих системы личности компонентов, которые могут относиться к разным уровням её развития. Изучению должны быть подвергнуты взаимосвязи компонентов, а не только компоненты сами по себе. Взаимосвязи компонентов едва ли остаются постоянными. Складывается не только личность в целом, как интегральная система, но и составляющие её структуры. Надо полагать, что в какие-то периоды жизни человека одни компоненты этой структуры являются ведущими и определяют формирование личности в целом (1).

Говоря о возможности системного подхода в психологии, Б.Ф.Ломов писал: «Нам представляется, что природа психического может быть понята только на основе системного подхода, т.е. рассмотрения психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная система. Только на основе системного подхода могут быть объединены многочисленные области психологической науки» (11,40).

Исходя из данных психолого - педагогической науки, проблему подготовки учителей технологии мы правомерно рассматриваем как систему. При этом, нам надо принять определение понятия «система», адекватно отражающее характер и сущность исследуемой нами проблемы. С этой целью, нам необходимо было проанализировать философскую, педагогическую и психологическую литературу о принципах системного исследования.

Как показывает наш анализ, в определении понятия «система», данного в «Философской энциклопедии» (т.5) недостаёт принципов иерархичности и управляемости; в определении К.К.Платонова отсутствует признак управляемости системы; у Т.А.Ильиной не указывается свойство иерархичности.

Для изучения проблемы совершенствования профессионально-методической подготовки учителей технологии нам показалось подходящим понятие системы, имеющей следующие свойства (признаки):

- целостность системы;

- множество элементов системы;

- наличие связи компонентов;

- иерархичность (ступенчатость);

- функционирование системы.

Эти свойства можно изучить, руководствуясь различными принципами системного исследования, о чем свидетельствует употребление различных терминов: «системный подход», «системный анализ», «системный метод», «системно-структурный анализ», «структурно-функциональный подход». Как видно, понятие «системный подход» определяется как система образующих понятий, ибо на его основе формируются такие понятия, как: «системный анализ», «системный метод», «системно-структурный анализ», «структурно-функциональный подход» и др., которые в совокупности раскрывают различные аспекты и оттенки данного понятия. Более того, сам процесс формирования личности учителя, формирование профессионально-педагогической и профессионально-методической готовности имеют системный характер. Организация, проведение и анализ деятельности учителя технологии также должны быть рассмотрены через призму системно-функционального подхода, что позволяет выявлять, насколько рационально и оптимально выполняет свои функциональные задачи учитель технологии на различных этапах своей профессионально-педагогической деятельности.

Модель системы образования, прежде всего, иллюстрирует динамику этой системы, помогает интерпретировать статистические данные, прогнозирует тенденции развития системы, указывает «узкие» места в подготовке кадров для народного хозяйства. По мнению М.А.Берманта «узким» местом такой системы являются абитуриенты (процесс приема в вуз). На наш взгляд, в условиях новых рыночных отношений к таким «узким» местам можно отнести вузовский процесс преподавания и влияние внешней социально-экономической среды (см: рис.1).

Рисунок №1. Модель системы образования.

Нельзя рассматривать образовательную среду независимо от внешней среды, ибо они взаимосвязаны и взаимообусловлены. И, в таком смысле, их можно рассматривать как систему.

Исходными предпосылками структурно - системного подхода служит то, что изучаемый процесс (или явление) рассматривается в качестве целостной структуры, отдельные компоненты которой проникают друг в друга и, таким образом, выполняют как бы служебную (функциональную) роль по отношению друг к другу в системе, т.е. устанавливается зависимость в рамках данной системы, когда изменения в данной части системы являются производными (или функцией) от изменения в другой её части.

С>бъект Объект

Учитель Педагогическая -► Педагогический

— Деятельность процесс

Рисунок №2. Педагогическая система в виде структурной ячейки

Рассуждая о структуре педагогической деятельности, в педагогическом процессе, элементах системы, можно выразить основную педагогическую систему в виде модели (рис.2).

Следовательно, структурно - системный подход может стать самым верным научным принципом, соответствующим специфической особенности профессионально-методической подготовки будущих учителей, в частности, технологии, и служит её правильной методологической основой.

Субъект „ Объект

Последовательность

(коппектти$Л Рисунок №3 Учебно-педагогическая система

Анализируя педагогическую деятельность, мы выделяем три компонента учебно-педагогической системы: субъект, объект, деятельность субъекта, направленная на объект (целенаправленное воздействие) (рис.3.).

В указанной модели учитель является субъектом профессионально-педагогической деятельности, а ученик является субъектом учебно - познавательной деятельности. В данном случае имеется два вида связи: прямая связь, - которая осуществляется в процессе программирования знаний, умений и навыков, и обратная - когда осуществляется контроль и оценка сформированных знаний, умений и навыков учащихся.

Выясняя структуры педагогического процесса, можно вычленить педагогическую систему и её функционирование (смену состояний), которые и приведут к эффективному результату обучения и воспитания учащихся.

В общеметодологических трудах человеческая деятельность определяется как система, что, следовательно, относится и к деятельности учителя.

Деятельность - одна из философско-психологических категорий. По определению С.Л.Рубинштейна, деятельность - «процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру (другим людям), к задачам, которые ставит перед ним жизнь» (14, 256-257). По утверждению А.Н.Леонтьева, компонентами деятельности являются: «1) отдельные (особенные) деятельности - по критерию побуждающих их мотивов; 2) действия -процессы, подчиняющиеся сознательным целям; 3) операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Эти «единицы» человеческой деятельности и образуют её макроструктуру» (10,151, 98-99). «Человеческая деятельность ... - это такая форма взаимосвязи со средой, в которой человек осуществляет сознательно поставленную цель... Структура любой деятельности, как утверждает К.К.Платонов, может быть уложена в такую общую схему: цель -> мотив -> способ -> результат» (12, 150-151).

В трудах учёных-психологов была сформулирована общепсихологическая теория деятельности. Такой деятельностный подход был заложен в основу развития учения о личности.

Общепсихологическая модель педагогической деятельности по Б.Ф.Ломову имеет следующую структуру: 1) мотив, 2) цель, 3) планирование, 4) переработка текущей информации, 5) оперативный образ, 6) принятие решений, 7) действия, 8) проверка результатов, 9) коррекция действий (11).

А.Н.Леонтьевым была установлена диалектическая взаимосвязь понятий «деятельность», «личность», «действие», «операция», «мотив», «цель» как психологический фундамент развития личности:

- мотив -> цель -> личностный смысл;

- деятельность -> потребность -> деятельность;

- мотив -> действие; действие -> деятельность;

- мотив -> потребность; мотив -> смысл -> стимул.

Они служат исходными параметрами развития личности. В свою очередь, потребности и интересы порождают у людей другие побудительные силы деятельности: идеалы, мечты, стремления, взгляды, убеждения.

Анализируя отношение человека к социальной действительности, А.Н.Леонтьев ввёл новое понятие «ведущей» деятельности. Такой деятельностью он называет деятельность, наиболее часто встречающую на данном этапе развития личности (учёба для студентов): 1) деятельность, внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности (ребёнок учится играть); 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психологические процессы (например, в учении формируются процессы абстрактного мышления; 3) деятельность, от которой ближайшим образом зависит наблюдаемое в данный период развитие основных психологических изменений личности (10,147).

В студенческом возрасте учебная деятельность является ведущей. В сфере последней изменяется мотивация учения, поэтому для студента самообразование и самосовершенствование является ведущим смыслом его учебной деятельности, в результате этого он получает определённую направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни, на выработку политических, эстетических, профессиональных идеалов.

Закономерная смена ведущих типов деятельности устанавливает общие границы периодов психического развития человека, его становления как личности.

Следует подчеркнуть, что понятие «ведущая» деятельность открывает возможность целенаправленного воздействия на формирование психических процессов и личности студента (ученика), что позволяет реализовать принцип опережающего обучения (идти «впереди»

развития). Опережающий характер обучения обеспечивается предвидением ближайших перспектив психического, личностного развития каждого индивида.

Разработка принципа «ведущей» деятельности способствовала дальнейшему развитию теории деятельности, служащей научной основой формирования личности. Поэтому деятельностный подход выступает как конкретно - научная методология, как теория о порождении психического отражения в процессах деятельности, как принцип изучения психики, в основу которого положено учение о единстве строения внешней и внутренней деятельности.

Только сознательно регулируемая деятельность приносит успех. Организация деятельности учащихся в педагогическом процессе осуществляется учителем, направлена на формирование творческой личности ученика и обусловлена его положением в системе управления педагогическим процессом.

В процессе изучения педагогической деятельности, построенной на описаниях, а не на принципах сравнительного исследования качественно-количественного анализа, представляется перспективным применение системного подхода к анализу педагогической деятельности и построению её моделей (рис. 1 -4).

Применяя общую теорию систем к педагогике и вводя понятие педагогической системы, Н.В. Кузьмина выявила структурные и функциональные компоненты этой системы (см. раз. 1.1).

При рассмотрении педагогических систем следует решить, что есть целое (система) и часть, т.е. подсистема, в чём состоит результат конечный (или психологический), промежуточный (или функциональный) и сопутствующий (или побочный). Кроме того, нужно решить, с какими структурными и функциональными элементами педагогических систем его связать и как измерить эти прямые и обратные связи.

Общепедагогическая структура деятельности учителя характеризуется схемой субъект -> «деятельность» -> объект. Их закономерные взаимосвязи показаны в следующей модели педагогического процесса (рис.4).

Субъект

Педагогическая -►

деятельность <-

_Объект учителя

Субъект Объект ученика

ученик предмет

Рисунок М4. Взаимосвязь объектов деятельности учителя и учащихся в

педагогической системе

В зависимости от полноты условий действие закона выступает либо как возможная тенденция, либо как организующий принцип, преобразующий действительность. Именно во взаимосвязи условий и закона состоит возможность использования людьми действия объективных законов природы и общества в своих целях. Исходя из этого можно заключить, что «педагогический закон» - объективная, необходимая, общая и существенная связь и взаимозависимость между задачами, содержанием и методами педагогического процесса и его результатами, проявляющимися в изменении знаний, умений, убеждений и поведении воспитуемых.

Как известно, в психолого - педагогической и методической литературе отсутствует единство взглядов о роли знания и умения в развитии личности и деятельности человека, об их формировании. Однако факт роли мышления и сознания в формировании знания и умения считается общепризнанным.

Исследования Н.А.Менчинской, Д.Н.Богоявленского, Ю.А.Самарина, Е.Н.Кабановой-Меллер и др. показали решающую роль мышления в функционировании знаний и умений.

Учёт закономерностей умственной деятельности обучающихся требует, чтобы в основе каждой системы принципов и методов обучения лежала определенная психологическая теория научения. С психологической точки зрения Л.Б.Ительсон указывает, что формирование знаний и умений достигается путём преобразований объекта с помощью синтеза через анализ. Схема, наметка таких преобразований и есть план решения задачи. Обучение таким планам решения определенных классов задач и составляет основу формирования знаний и умений. Для учителя эта задача -педагогическая задача, интеллектуальная, требующая мыслительных операций, вытекающая из специфики педагогической деятельности.

Учение как специфический вид познавательной деятельности предполагает усвоение учащимися знаний, овладение умениями и навыками. Управление им требует моделирования учебной деятельности как системы действий и операций, приводящих к формированию творческих знаний и умений.

Учение включает в себя: а) усвоение информации об основных свойствах изучаемых явлений и процессов, необходимых для успешной организации тех или иных видов деятельности (продуктом этого процесса являются знания); б) освоение приёмов и операций, из которых складываются все эти виды деятельности (продукт этого процесса - навыки); в) овладение способами использования указанной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций в соответствии с условиями задачи и поставленной целью (продукт этого процесса - умения). Следовательно, «формирование умений представляет собой... владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности, имеющимися у субъекта знаниями и навыками».

Учение предусматривает формирование умственной деятельности, выполняемой во внутреннем плане сознания. Управление процессами формирования умственных действий открывает известные перспективы совершенствования обучения и целенаправленного влияния на развитие учебной деятельности.

Деятельность учителя имеет два аспекта: планирование обучения (проектирование деятельности учащихся) и его непосредственное осуществление (реализация собственной преподавательской деятельности учителя). Первый аспект деятельности учителя пока практически не моделируется. Он постепенно передаётся автоматическими устройствами, тренажерами. Такой подход к моделированию деятельности учителя эффективен, прежде всего, потому, что курс обучения, спланированный учителем один раз, может использоваться многократно при помощи машин, обеспечивая при этом наилучшие условия учебной деятельности для многих учащихся.

Системный анализ учения показывает, что структура учения складывается из отдельных видов деятельности, действий и операций, которые непосредственно зависят в обучении от условий достижения учащимися конкретной цели. Отсюда вытекает, что предметом учения является не механическое усвоение знаний и умений, а сама учебная деятельность обучающегося. В процессе этой деятельности и происходит усвоение, где знания и умения выступают и как условия, и как результат деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ананьев, Б.Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний/Б.Г.Ананьев// Вестник высшей школы, 1972.- №1. -С. 42-56

2. Бермонт, М.А. и др. Математические модели планирования образования/М.А.Бермонт. - М.: Наука, 1972 - 113 с.

3. Ильина Т.А. Структурно - системный подход к организации обучения. Вып. 1,2,3/Т.А.Ильина.-М.: Знания, 1972.- 1973. - 383 с.

4. Ковалёв, А.Г. Психология личности/А.Г.Ковалёв. -М.: Просвещение, 1970. - 215 с.

5. Королёв, Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях/Ф.Ф.Ковалёв.- 1970, №2-12-24 с.

6. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности/Н.В.Кузмиьна. - Л.: ЛГУ, 1970. - 186 с.

7. Кузьмина, Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности/Н.В.Кузьмина. -Санкт - Петербург: НИИПТО, 2003. - 54 с.

8. Леонтьев, А.Н. Обучение как проблема психологии/А.Н.Леоньтев //Вопросы психологии.-1972.- №9. -С. 44 - 57

9. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики/А.Н.Леоньтев. - М.: Наука,1972.

10.Ломов,Б.Ф.О системном подходе в психологии/Б.Ф.Ломов//Вопросы психологии. 1975.-С. 17-32

11.Платонов, К.К. Вопросы психологии труда/К.К.Плптонов.- М.: Медицина, изд.2 - е, 1970. -218 с.

12.Платонов, К.К. Структура и развитие личности/К.К.Платонов. - М.: Наука, 1986. - 256 с.

13.Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии/С.Л.Рубинштейн. - М. 1973. - 378 с.

14.Уемов, А.И. Основные принципы классификации систем/А.И.Уемов// Материалы к симпозиуму по логике науки. Киев, 1966. - 215 с.

15.Хмель Н.Д. Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителей. -Алма-ата, Мектеп, 1984. - 115 с.

REFERENCES:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ananyev, B.G. Psychohysiology of Student's Age and Assimilation of Knowledge. /"Bulletin of Higher School", 1972, #1, - Р. 42 - 56. (in Russian)

2. Bermont M.A. Mathematical Models of Education Planning. - M.: Science, 1972 - 113 pp. (in Russian)

3. Ilyina T.A. Structural-Systemic Approach to Training Organization. Issues 1, 2, 3. M.: Knowledge, 1972, 1973. - 383 pp. (in Russian)

4. Kovalyov A.G. Psychology of the Personality. - The 3-d edition, - M.: Enlightenment, 1970. - 215 pp. (in Russian)

5. Korolyov F.F. Systemic Approach and Potentialities of its Application in Pedagogical Researches, 1970, -#2. - pp. 12 - 24. (in Russian)

6. Kuzmina N.V. Methods of Pedagogical Activity Research. / - L.: Leningrad State University, 1970. -186 pp. (in Russian)

7. Kuzmina N.V. Rean A.A. Professionalism of Pedagogical Activity. - St. Peterburg: (Scientific Research Institute of Pedagogical Education), 2003. - 54 pp. (in Russian)

8. Leontyev A.N. Tuition as a Psychology Problem.// "Issues of Psychology ", 1972, -#9. - pp. 44 - 57. (in Russian)

9. Leontyev A.N. Problems of Development of Mentality. - M.: Science, 1972. (in Russian)

10.Lomov B.F. On Systemic Approach in Psychology. 2/ 1975. - pp. 17 - 32. (in Russian)

11.Platonov K.K. Issues of Labor Psychology. - M.: Medicine, The 2 -nd edition, 1970. - 218 pp. (in Russian)

12.Platonov K.K. Structure and Development of an Individual. - M.: Science 1986. - 256 pp. (in Russian)

13.Rubinstein S.L. Problems of General Psychology. - M., 1973. - 378 pp. (in Russian)

14.Uyomov A.I. The Basic Principles of Classification of Systems.// Materials to the Symposium on Logic as Science. Kiev, 1966. - 215 p. (in Russian)

15.Khmel N.D. Pedagogical Process as a Subject of Vocational Teachers Training./- Alma-Ata: School, 1984. - 115 p. (in Russian)

Консепсияи педагогии равиши системави ва фаъолияти дар ташаккули тайёрии касби- методии омузгорони оянда

Вожа^ои калиди: равиши системави, фаъолият, системаи педагоги, амалиёт, омузиш, тайёрии метода, дониш, малака,такомул, тайёрии омузгорон

Дар мацолаи мазкур равиши системави аз назар гузаронида мешавад, ки чун сохтори дурусти илми ба цисоб меравад ва ба хусусиятхои касби-методии омузгорони оянда мусоидат менамояд, чун асоси дурусти методологи барои омузгорони оянда, алалхусус омузгори технология хизмат мекунад.

Инчунин тацлили системавии омузиш нишон медщад, ки сохтори таълим аз фаъолиятцои алоцида, амал ва амалиётцое ташаккул меёбад, ки бевосита вобаста ба омузиш ва шароити ба даст овардани мацсадцои конкретии хонандагон мебошанд.

Педагогическая концепция системного и деятельностного подходов к профессионально- методической подготовке будущих учителей

Ключевые слова: системный подход, деятельностный подход, педагогическая система, деятельность, учение, методическая подготовка, знания, умения, совершенствование, подготовка учителей

В данной статье рассматривается системный подход, который может стать самым верным научным принципом, соответствующим специфической особенности профессионально-методической подготовки будущих учителей, в частности, технологии, и служит её правильной методологической основой.

Системный анализ учения показывает, что структура учения складывается из отдельных деятельностей, действий и операций, которые непосредственно зависят в обучении от условий достижения учащимися конкретной цели.

Pedagogical Conception of Systemic and Activity Approaches to Professional-Methodical

Training of Future Teachers

Keywords: systemic approach, activity approach, pedagogical system, activity, doctrine, methodical preparation, knowledge, abilities, improvement, teachers' training

The given article dwells on the systemic approach which can be considered as a very authentic scientific principle corresponding the specific peculiarities of vocational-methodical training of future teachers, in particular, technology, and serves as its the proper methodological ground.

Systemic analysis of the tenet shows that the structure of teaching is formed from separate activity, actions and operations which directly depend on conditions of the achievement of concrete objectives by pupils.

Маълумот дар бораи муалллифон:

Махмудова Нигора Носировна, дотсенти кафедраи электроникаи факултети физикаю техникаи Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail: [email protected]

Ашурова Та^мина Абдулатифовна, дотсенти кафедраи электроникаи факултети физикаю техникаи Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail: [email protected] Сведения об авторе:

Махмудова Нигора Насировна, доцент кафедры электроники физико технического факултета Худжандского государстевенного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected]

Ашурова Тахмина Абдулатифовна, доцент кафедры электроники физико технического факултета Худжандского государстевенного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected] Information about authors:

Mahmudova Nigora Nosirovna, Associate Professor of the department of electronics attached to the faculty of physics and technics under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]

Ashurova Takhmina Abdulatifovna, Associate Professor of the department of electronics attached to the faculty of physics and technics under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.