Научная статья на тему 'Учебные понятийные комплексы как средство реализации комплексного системного подхода в процессе изучения физики в вузе'

Учебные понятийные комплексы как средство реализации комплексного системного подхода в процессе изучения физики в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SYSTEMIC APPROACH / COMPREHENSIVE APPROACH / COMPETENCE-ACTIVITY APPROACH / EDUCATIONAL CONCEPTUAL COMPLEX / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКСНЫЕ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНЫЙ ПОНЯТИЙНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудашова Е.И.

В статье рассматривается проблема использования понятийных комплексов как средств реализации комплексного системного подхода в процессе формирования системных знаний студентов при обучении физике в вузе. Это обусловлено тем, что в последнее время в обучении возникло противоречие между необходимостью формирования системности знаний студентов и традиционным формально-логическим подходом к формированию понятий, доминирующим в методике обучения физике. Предметом формальной логики служит простое готовое понятие, рассматриваемое с позиций его структуры, результата, достигнутого на определенном пути познания, отвлеченно от самого процесса, а предметом диалектической логики служит развивающееся понятие как теоретическая система; как процесс мышления, ведущий к истине. Поэтому можно с большой уверенностью сказать, что применительно к формированию теоретических систем понятий в курсе общей физики общенаучной методологией выступает системно-комплексный подход. Он обусловлен их системным и комплексным характером, а также необходимостью определения оптимальных структур, функционирование которых в учебно-воспитательном процессе позволит ускорить системное усвоение основ науки и интеллектуальное развитие учащихся. В статье приведён анализ использования комплексного системного подхода в процессе познавательной деятельности, позволяющего наиболее полно реализовать компетентностный подход в профессиональной подготовке учителя физики в ВУЗе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF USE OF CONCEPTUAL SYSTEMS AS A MEANS OF USE OF A COMPREHENSIVE SYSTEM APPROACH IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with a problem of the use of conceptual systems as a means of implementation a comprehensive system approach in the process of forming a system of knowledge of students in teaching Physics in higher education school. There is a fact that the contradiction appears between the need to develop systematic knowledge of students and the traditional formal-logical approach to the formation of concepts, which dominate in methods of teaching Physics. The subject of formal logic is a simple ready-term, considered from the point of its structure and the results achieved in a particular way of cognition, abstracted from the process itself, and the subject of dialectical logic is the development of a concept as a theoretical system, as a thinking process leading to the truth. The researcher states that with regard to the formation of the theoretical system of concepts in the course of General Physics scientific methodology performs as a system comprehensive approach. It is conditioned by their systemic and complex character, as well as the need to determine the optimal structure, the functioning of which in the educational process will accelerate systemic absorption of the foundations of science and intellectual development of students. The article analyzes the use of the comprehensive system approach in the process of cognitive activity that allows most fully apply the competence approach to professional training of Physics teachers at a university.

Текст научной работы на тему «Учебные понятийные комплексы как средство реализации комплексного системного подхода в процессе изучения физики в вузе»

23. Chelovenko T.G. Integraciya znanij vprocesse 'ekologo-mirovozzrencheskogo razvitiya starsheklassnikov. Avtoreferat dissertacii ... kandida-ta pedagogicheskih nauk Moskva, MGPU, 1993.

24. 'Ekologiya ikul'tura: uchebnoe posobie dlya 10-11 klassov. Pod redakciej I.A. Zhernosenko. Gorno-Altajsk Barnaul: Artika, 2009.

25. Zverev I.D. 'Ekologiya v shkol'nom obuchenii. Novyj aspekt obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 1980.

26. United Nations Department of Public Information, DPI/1344/Rev.1-97-01888- February 1997-5m, Earth Summit Agenda 21 The United Nations Programme of Action From Rio. R. 22.

27. Making Development Sustainable. Washington D.C.: The World Bank. 1994. R. 15.

28. Kornell Dzh. Davajte naslazhdat'sya prirodoj vmeste s det'mi. Nastol'naya kniga po vospriyatiyu prirody dlya uchitelej iroditelej. Vladivostok: ISAR-Dal'nij Vostok, 1995.

29. Kavtaradze D.N. Interaktivnaya model' 'ekologicheskogo vospitaniya. Nacional'no-regional'nye osobennosti 'ekologicheskogo vospitaniya i vospitaniya: tezisy dokladov vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: 'Ekos, 2007: 6-9.

30. Leopol'd O. Kalendar'peschanogo grafstva. Moskva: Progress, 1983.

31. Bonntfous E.L' Homme ou la natur? Hachette. Paris, 1970.

32. Platonov G.V. Dialektika vzaimodejstviya obschestva iprirody. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1989.

33. Protopopova I.V. Zajceva I.V., Intigrinova T.P. 'Ekologicheskie tradiciinarodovsevera Burguzinskojdoliny. Ulan-Ud'e: B'eling, 1999.

34. Braus Dzh., Vud D. Strategii 'ekologicheskogo vospitaniya, kotorye rabotayut. List'ya vladonyah. 2008; 8: 8-27.

Статья поступила в редакцию 24.03.16

УДК 378

Kudashova E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia),

E-mail: elenakudashova@bk.ru

METHODOLOGICAL ASPECTS OF USE OF CONCEPTUAL SYSTEMS AS A MEANS OF USE OF A COMPREHENSIVE SYSTEM APPROACH IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The article deals with a problem of the use of conceptual systems as a means of implementation a comprehensive system approach in the process of forming a system of knowledge of students in teaching Physics in higher education school. There is a fact that the contradiction appears between the need to develop systematic knowledge of students and the traditional formal-logical approach to the formation of concepts, which dominate in methods of teaching Physics. The subject of formal logic is a simple ready-term, considered from the point of its structure and the results achieved in a particular way of cognition, abstracted from the process itself, and the subject of dialectical logic is the development of a concept as a theoretical system, as a thinking process leading to the truth. The researcher states that with regard to the formation of the theoretical system of concepts in the course of General Physics scientific methodology performs as a system comprehensive approach. It is conditioned by their systemic and complex character, as well as the need to determine the optimal structure, the functioning of which in the educational process will accelerate systemic absorption of the foundations of science and intellectual development of students. The article analyzes the use of the comprehensive system approach in the process of cognitive activity that allows most fully apply the competence approach to professional training of Physics teachers at a university.

Key words: systemic approach, comprehensive approach, competence-activity approach, educational conceptual complex.

Е.И. Кудашова, канд. пед. наук, доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,

E-mail: elenakudashova@bk.ru

УЧЕБНЫЕ ПОНЯТИЙНЫЕ КОМПЛЕКСЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В ВУЗЕ

В статье рассматривается проблема использования понятийных комплексов как средств реализации комплексного системного подхода в процессе формирования системных знаний студентов при обучении физике в вузе. Это обусловлено тем, что в последнее время в обучении возникло противоречие между необходимостью формирования системности знаний студентов и традиционным формально-логическим подходом к формированию понятий, доминирующим в методике обучения физике. Предметом формальной логики служит простое готовое понятие, рассматриваемое с позиций его структуры, результата, достигнутого на определенном пути познания, отвлеченно от самого процесса, а предметом диалектической логики служит развивающееся понятие как теоретическая система; как процесс мышления, ведущий к истине. Поэтому можно с большой уверенностью сказать, что применительно к формированию теоретических систем понятий в курсе общей физики общенаучной методологией выступает системно-комплексный подход. Он обусловлен их системным и комплексным характером, а также необходимостью определения оптимальных структур, функционирование которых в учебно-воспитательном процессе позволит ускорить системное усвоение основ науки и интеллектуальное развитие учащихся. В статье приведён анализ использования комплексного системного подхода в процессе познавательной деятельности, позволяющего наиболее полно реализовать компетентностный подход в профессиональной подготовке учителя физики в ВУЗе.

Ключевые слова: системный подход, комплексные подход, компетентностно-деятельностный подход, учебный понятийный комплекс.

Анализ методических работ показывает, что комплексный подход в настоящее время начинает активно использоваться в решении проблем совершенствования системы образования в школе и вузе.

Чёткому усвоению основных сложных понятий, на которые опирается весь курс физики, способствует содержательное их обобщение, систематизация, комплексный и системный подходы к их анализу. Позитивными тенденциями в этом процессе являются следующие факторы усовершенствования содержания и методики формирования понятий и их систем в обучении физике: увеличение в составе понятийного содержания курса объема и емкости теоретических и практико-ориентированных вопросов; усиление межпредметных и внутрипредметных связей

и категориального синтеза знаний; рациональное соотношение между эмпирическими, теоретическими, практическими и фило-софско-методологическими методами в формировании понятий; расширение роли общефизических и общенаучных понятий как особого уровня концептуального отражения; активизация познавательной деятельности студентов и школьников по оперированию понятиями; усиление философско-методологического осмысления понятий, увеличивающего мировоззренческий потенциал этих знаний и облегчающий их перенос в новые условия, а также реализация компетентностного подхода для совершенствования практико-ориентированного обучения.

В этом плане важная роль отводится разработке методологии, направленной на рациональную организацию системы

понятий, на анализ её структуры, на определение методики, способствующей активизации познавательной деятельности студентов, на интенсификацию процесса формирования теоретических систем знаний, усиливающих возможности творческого познания и развития интеллекта студентов и школьников при обучении физике, а также соотношение теории и практики.

Определение основ методики формирования систем понятий базируется на методологических взглядах на развитие научных знаний, на тенденциях развития современного физического познания, на прогрессивных концепциях психологии и дидактики.

Понятие есть одна из форм мысленного отражения единства существенных признаков, связей отношений предметов и явлений, обобщаемых им. Образование понятий - сложный процесс, в котором применяются такие приемы познания, как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение и умозаключение. Значимость каждого понятия в отражении мира, в его познании может быть правильно оценена в системе и в связи с другими понятиями. Это приводит к необходимости использования комплексного и системного подходов к исследованию понятий, характеризующих тот или иной объект, явление или процесс.

При этом, если системный подход в настоящее время является достаточно развитым в науке, то комплексный подход имеет весьма неоднозначное представление. Многие авторы в своих работах часто употребляют эти понятия как синонимы, как, например, мы можем видеть это в работах И.Т. Фролова [1, 2]. Поэтому появляется необходимость сопоставить роль системного и комплексного подходов не только в науке, но и в обучении, что позволяет оценить более полно роль комплексного подхода в этом процессе (таблица 1). Основной материал для формирования таблицы взят из нашей статьи в межвузовском сборнике научных трудов «Компетентностный подход в системе образования» [3, с. 25 - 44].

Анализ содержания таблицы показывает, что оба рассматриваемых подхода целесообразно использовать в учебном процессе. Для этих целей мы предлагаем учебные понятийные комплексы, которые дают возможность раскрывать многосторонние межпредметные связи сторон объекта в их единстве и целостности. Это внутреннее диалектическое единство различных многообразных сторон исследуемого объекта мы и называем комплексом в собственном смысле слова.

Подобные понятийные комплексы мы широко используем при обучении студентов общей физике в классическом университете.

Формирование у студентов научных понятий в условиях использования системного и комплексного подходов осуществляется в следующих взаимосвязанных случаях: 1) сложный объект исследования; 2) методы исследования сложных объектов; 3) понятийный комплекс; 4) методологическая программа познавательной деятельности в виде обобщенного плана самостоятельной познавательной деятельности по изучению сложных понятий. Данный подход определяет методологические установки на отказ при изучении процесса формирования сложных научных понятий от однонаправленных, узких одноаспектных исследовательских программ в пользу сложных, многоаспектных, разноуровневых программ. Это приводит к необходимости разработки дидактических и методических средств для использования системно-комплексного подхода в процессе формирования у студентов сложных научных понятий на уровне предметных, философско-методологических и профессиональных знаний и умений, которые в этом случае преобразуются в соответствующие компетенции. Это позволяет делать вывод о том, что системный и комплексный подходы приводят к необходимости использовать в учебном процессе не классический деятельностный подход, а компетентностно-деятельност-ный подход.

Если использовать более полно комплексный системный подход в рамках компетентностно-деятельностного подхода, то появляется реальная возможность проектировать такие методы реализации комплексного системного подхода, когда студенты и школьники будут действительно самостоятельно проходить все этапы формирования и развития сложных научных понятий, используя методологические возможности данного подхода как метода познавательной деятельности. И в этом большую методическую ценность могут оказать понятийные комплексы, на которых студенты должны отрабатывать все этапы использования системного и комплексного подходов при формировании сложных физических понятий. Считаем, что только в сопоставлении

этих подходов друг с другом и появляется возможность более полного и диалектически осознанного развития объектов, явлений, процессов и знаний о них.

Разработанные нами учебные понятийные комплексы, являются не произвольно выбранными множествами понятий и связей между ними, а упорядоченной определенным образом целостной структурой, единым множеством взаимодействующих понятий или методически целесообразно организованной на основе единого связующего стержня целостностью - системой, имеющей целевое назначение и методологическую программу преобразования и развития [4, с. 27].

Понятийный комплекс по форме - это множество понятий, наиболее полно раскрывающих содержание изучаемого объекта (процесса, явления) и отобранных в учебных предметах на основе обоснования их методической целесообразности. Понятийный комплекс по содержанию - это целостное, интегративное образование, объединяющее понятия в определённую систему, посредством которой раскрывается структура и содержание исследуемого объекта с учетом принципа всесторонности исследования, а значит, с выходом за пределы предметного рассмотрения объекта изучения. В основе такого образования лежит философское представление о том, что «отдельные понятия - это только содержательный элемент, а множество понятий в системе связей - само содержание» [5, с. 334], а также методологический принцип всесторонности рассмотрения объекта изучения его свойств и качеств.

В связи с этим, появляется необходимость в специальных исследованиях, касающихся использования понятийных комплексов при формировании и развитии таких сложных понятий, как основополагающие, фундаментальные, общенаучные, которые по своему содержанию всегда являются комплексами. Такие комплексы требуют особого внимания, так как они способны интегрировать знания не только одной, но и разных областей. Все это и привело к тому, что роль системного и комплексного подходов в современной науке существенно возросла и понятийные формы мышления стали принимать в современной науке и обучении все более системный многоуровневый и комплексный характер. В содержании комплексных понятий необходимо выделять инвариантное теоретическое ядро, отражающее сущностные, всеобщие и периферийные уровни, а также отражающие единичное и особенное в понятии. Понятийные комплексы являются наиболее развитой понятийной формой концептуального отражения действительности, обладающей полифункциональностью, что облегчает их перенос в другие области знаний. Практика показывает, что понятийные комплексы - наиболее продуктивные средства организации самостоятельной познавательной деятельности и формирования современного стиля мышления. Их формирование отличается тем, что они, благодаря своей структуре, дают возможность включать студентов в системный познавательный процесс, позволяющий выводить их на фило-софско-методологический уровень познавательной деятельности. Такая организация познавательного процесса требует глубокого и разностороннего анализа, определения четких методологических позиций и методических подходов, использования диалектического метода познания. Конечная цель формирования понятийных комплексов - освоение методов использования системного и комплексного подходов в практике изучения физики и самостоятельное получение знаний на предметном и философском уровне; а на профессиональном - освоение этих подходов с точки зрения их дидактических возможностей в области формирования и развития основополагающих физических понятий при обучении студентов и школьников физике.

Конструирование понятийных комплексов представляет собой мыслительную деятельность, в процессе которой изучаемые отдельные понятия организуются в определенную целостность, к которой применяются методы комплексного системного подхода.

Это находится в полном соответствии с выводами В.П. Коха-новского о том, что «...стиль мышления сегодня все более ориентируется на комплексный системный подход.» [6, с. 483], что дает нам возможность разрабатывать разнообразные методы и средства оптимизации учебного процесса.

При конструировании понятийных комплексов осуществляются такие мыслительные операции, как анализ и синтез соответственно при системном и комплексном подходах; сравнение и классификация, в ходе которых студенты выделяют сходство и различие между понятиями, группируют их в соответствии с выбранными признаками или основаниями, устанавливают

Таблица 1

Анализ содержания системного и комплексного подходов

Основания для сравнения и интеграции системного и комплексного подходов Системный подход (СП) Комплексный подход (КП)

Назначение Выявляет структуру и организацию системы как идеального объекта; основные принципы управления ею. Изучает реальные объекты в целом в динамике их развития, что является основанием для использования комплексного подхода (практико-о-риентированное образование)в обучении.

Средства реализации Системный анализ и синтез Комплексный анализ и синтез, которые отличаются от системного полнотой исследования объекта за счет использования принципа всесторонности.

Методологические принципы Принцип научности; Принцип системности Принцип всесторонности; Принцип единства исторического и логического; Принцип комплексности; Принцип межпредметных связей.

Основные категории Объект; свойства; системообразующие связи; структура; система; системный анализ и синтез; упорядоченное множество элементов и отношений; целостность и единство; модель; интегративные свойства; факторы диалектики развития; принцип системности. Все категории системного подхода, а также принцип комплексности, методологический принцип всесторонности

Роль в познавательной деятельности Обеспечивает функциональную структуру изучаемого объекта Обеспечивает не только функциональную структуру объекта и взаимодействия элементов структуры, но и выявляет роль внешних взаимодействий в определении содержания исследуемого объекта, подчеркивая его всесторонность и одновременно целостность.

Очередность использования в процессе познания Доминирует при движении познания от чувственно-конкретного к абстрактному, так как в познании сложных объектов важное значение имеет изучение системных закономерностей. Выходит на первый план при движении от абстрактного к конкретному - на высшей стадии познания, когда возникает необходимость во всестороннем постижении исследуемого объекта как развивающейся целостности.

Сфера применения Работает преимущественно в рамках одной дисциплины и играет роль общенаучного метода. Он не является всеохватывающим, препятствует познанию сложных целостно-стей, так как содержит внутренние ограничения (внутренние связи играют главную роль). Является всеохватывающим, так как внешние связи играют существенную роль. Позволяет рассматривать изучаемый объект на межпредметном уровне с выходом на методологию, что характеризует его как философский метод, как форму проявления диалектики в познании. Он обеспечивает выявление в объекте взаимосвязей различного характера (вплоть до схватывания диалектического единства противоположных сторон и отношений объекта) и, тем самым, усиливает роль принципа саморазвития объекта.

Интеграция СП и КП (комплексный системный подход) 1. Современный стиль мышления должен быть комплексным системным. 2. Системный и комплексный подходы дополняют друг друга. 3. Более полно диалектический метод раскрывается за счет взаимодействия общенаучного метода (СП), обогащенного контекстом развивающейся науки в целом (КП). 4. Раскрывается роль философии и методологии, позволяющих формировать мировоззрение человека и представление о научной картине мира. 5. Снимается ограничение СП за счет КП, учитывающего внешние связи. 6. Возникает реальная возможность организации развития научных знаний в учебном процес- 7. КП при такой интеграции не нивелирует СП, а, наоборот, является продуктивным средством более полной его реализации.

причинно-следственные связи, сущностные отношения между ними. В таком процессе систематизации знаний устанавливаются не только смысловые, причинно-следственные, но и структурные связи, в частности связи между компонентами понятийного комплекса: связи внутри физических понятий, законов, теорий, картины мира. В этом случае решается задача формирования системности и комплексности знаний студентов.

Методологической основой конструирования понятийных комплексов являются принятые в науке системный и комплексный подходы, представляющие собой методологическое средство изучения интегрированных объектов и интегральных зависимостей и взаимодействий, который позволяет, с одной стороны, дать общее представление о процессе, явлении, объекте, а с другой стороны, увидеть их компоненты, связи между

ними, место данной системы в составе другой, более сложной системы.

Объективной научной основой конструирования понятийных комплексов являются особенности физической науки и физики - учебного предмета, отличающегося логической стройностью, как самого научного знания, так и процесса его становления.

Дидактической основой конструирования понятийных комплексов являются закономерности усвоения студентами знаний и способов деятельности, отражённые в принципе систематичности и последовательности в обучении, а также в принципе системности и комплексности.

Психологической основой конструирования понятийных комплексов является образование ассоциативных связей: локальных, частносистемных, внутрисистемных и межсистемных. Это составляет психологическую основу формирования компетенций, а не только знаний, умений и навыков.

Помимо этого, может осуществляться конструирование понятийных комплексов на основе тех или иных стержневых идей курса. В частности, целесообразно конструирование понятийных комплексов, отражающих мировоззренческие и методологические знания в соответствии с циклом научного познания или на основе философских категорий материи, движения, пространства-времени, взаимодействия, представления о которых развиваются по мере изучения курса общей физики.

В случае конструирования понятийных комплексов на межпредметном уровне речь должна идти соответственно об общих естественнонаучных понятиях, законах, теориях, о естественнонаучной картине мира, на базе которых формируется современное естественнонаучное мировоззрение.

Дидактическая роль конструирования понятийных комплексов заключается в том, что объединение в систему понятий позволяет раскрыть новые, неизвестные студентам до этого связи и отношения между ними, сделать обобщения мировоззренческого и методологического характера и превратить таким образом этот процесс в средство познания реального мира на

Библиографический список

новом интегративном уровне. Качественный уровень сформиро-ванности сущности явлений природы у студентов является важным показателем интеллектуального развития, он определяет возможности студентов самостоятельно справляться с новыми познавательными задачами, перестраивать знания, включать их в новые системы, т. е. служит показателем профессиональной компетентности будущего специалиста. В процессе конструирования понятийных комплексов внимание и деятельность студентов направлены на выделение главного, на объединение множества, казалось бы, изолированных понятий, осмысление значимости каждого из этих понятий с позиции всеобщего, единичного и особенного, что дает возможность философского осмысления формируемых физических понятий с позиции всесторонности рассмотрения исследуемого объекта. При этом часто происходит обобщение знаний студентов, т. е. переход на более высокую ступень абстракции путем выделения общих признаков объединяемых понятий, а затем переход к конкретному, наполненному теорией, осознанной на более высоком фило-софско-методологическом уровне. Такое обобщение знаний приводит к существенному изменению их качества, к усвоению ядра знаний, их системы. В этом смысле конструирование понятийных комплексов тесно связано с принципом генерализации, который предполагает, что результатом обучения студентов является такая система знаний, в которой частное подчинено общему, несущественное и второстепенное - главному.

Такой подход по реализации учебных понятийных комплексов в учебном процессе, на наш взгляд, должен стать ведущим при формировании сложных понятий в курсе общей физики. Быстрое нарастание учебной информации, усиление развивающих функций обучения, направленность формирования и обобщения понятий курса общей физики в сторону не только теоретических знаний, обеспечивающих более быстрое достижение системности знаний студентов и их понятийного мышления, но и на прак-тико-ориентированное обучение, позволяющее формировать более полно профессиональную компетентность выпускников вузов.

1. Фролов И.Т. Перспективы человека. Издание 2-е, перераб. и доп. Москва, 1983.

2. Фролов И.Т. Природа современного биологического познания (методологический очерк). Вопросы философии. 1972; 11.

3. Компетентностный подход в системе образования: межвузовский сборник научных трудов. Под редакцией А.В. Петрова. Горно-Алтайск: ООО «РМНКО», 2015.

4. Кудашова Е.И. Методика использования учебных понятийных комплексов в условиях развивающего обучения физике в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2012.

5. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учебное методическое пособие. Москва, 1980.

6. Кохановский В.П. Философия и методология науки: учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1999. References

1. Frolov I.T. Perspektivy cheloveka. Izdanie 2-e, pererab. i dop. Moskva, 1983.

2. Frolov I.T. Priroda sovremennogo biologicheskogo poznaniya (metodologicheskij ocherk). Voprosy filosofii. 1972; 11.

3. Kompetentnostnyjpodhod vsisteme obrazovaniya: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej A.V. Petrova. Gorno-Altajsk: OOO «RMNKO», 2015.

4. Kudashova E.I. Metodika ispol'zovaniya uchebnyh ponyatijnyh kompleksov v usloviyah razvivayuschego obucheniya fizike v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2012.

5. Arhangel'skij S.I. Uchebnyj process v vysshej shkole, ego zakonomernye osnovy i metody: uchebnoe metodicheskoe posobie. Moskva, 1980.

6. Kohanovskij V.P. Filosofiya imetodologiya nauki: uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij. Rostov-na-Donu, 1999.

Статья поступила в редакцию 28.03.16

УДК 378

Tyulina O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Dean of Faculty of Economics, St. Petersburg branch of Russian Customs

Academy n. a. V. B. Bobkov (St. Petersburg, Russia), E-mail: economrta@mail.ru

Semyonov A.V., Professor, Department of Civil Law and Process, St. Petersburg branch of Russian Customs Academy

n. a. V. B. Bobkov (St. Petersburg, Russia), E-mail: economrta@mail.ru

ORGANIZATION OF METHODICAL WORK IN A MODERN UNIVERSITY. The article attempts to categorize and organize the methodological work in modern higher education school by studying the works of several authors, dealing with the organization of methodical work in educational institutions. Methodical work at a university is divided by the authors into a few types, i.e. educational-methodological, scientific-methodological and organizational-methodical work. The article gives a brief description of each type of methodical work and reveals the contents of each of the activities. The author dwells on the regulatory framework of methodical work in higher education system, tasks and stages of the assessment of the methodical work.

Key words: activities in a higher education school, educational, scientific and organizational methodical work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.