Научная статья на тему 'Методологические подходы разработки концепции формирования эмпатийной культуры будущих учителей'

Методологические подходы разработки концепции формирования эмпатийной культуры будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЙНАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОНСТРУКТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / EMPATHIC CULTURE OF FUTURE TEACHERS / SYSTEM-SYNERGETIC APPROACH / PERSONAL-HERMENEUTIC APPROACH / CONSTRUCTIVE-ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саламатина Юлия Валерьевна

В статье описаны методологические подходы, необходимые при разработке концепции формирования эмпатийной культуры будущих учителей, которыми являются: системно-синергетический, личностно-герменевтический и конструктивно-деятельностный. Такое объединение подходов позволяет учесть как конкретно-научный, так и философский аспект исследования. В представленном исследовании каждый подход выполняет определенные функции при разработке концепции формирования эмпатийной культуры будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES OF THE DEVELOPING CONCEPT OF FORMING THE EMPATHIC CULTURE OF FUTURE TEACHERS

The article describes the theoretical and methodological foundations which necessary for the development of the concept of the empathic culture formation of future teachers, they are: systemic-synergistic, personal-hermeneutic and constructive-activity approaches. Also, combining approaches allows to take into account both the specific scientific and the whole philosophical aspect of the research. In this study, each approach performs a certain function in developing the concept of forming the empathic culture of future teachers.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы разработки концепции формирования эмпатийной культуры будущих учителей»

УДК 378

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ

ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Ю.В. Саламатина

Аннотация. В статье описаны методологические подходы, необходимые при разработке концепции формирования эмпатийной культуры будущих учителей, которыми являются: системно-синергетический, личностно -герменевтический и конструктивно-деятельностный. Такое объединение подходов позволяет учесть как конкретно-научный, так и философский аспект исследования. В представленном исследовании каждый подход выполняет определенные функции при разработке концепции формирования эмпатийной культуры будущих учителей.

Ключевые слова: эмпатийная культура будущих учителей, системно-синергетический подход, личностно -герменевтический подход, конструктивно-деятельностный подход.

METHODOLOGICAL APPROACHES OF THE DEVELOPING CONCEPT

OF FORMING THE EMPATHIC CULTURE OF FUTURE TEACHERS

Y. Salamatina

Abstract. The article describes the theoretical and methodological foundations which necessary for the development of the concept of the empathic culture formation of future teachers, they are: systemic-synergistic, personal-hermeneutic and constructive-activity approaches. Also, combining approaches allows to take into account both the specific scientific and the whole philosophical aspect of the research. In this study, each approach performs a certain function in developing the concept of forming the empathic culture of future teachers.

Keywords: empathic culture of future teachers, system-synergetic approach, personal-hermeneutic approach, constructive-activity approach.

Анализ состояния проблемы формирования эмпатийной культуры будущих учителей показал, что в современных условиях эффективное осуществление данного процесса требует разработки педагогической концепции, которая всесторонне раскрывает его сущность, содержание, особенности, технологию.

Исходя из структуры концепции формирования эмпатийной культуры будущих учителей, которая включает теоретико-методологическое наполнение, ядро, ценностно-целевой и содержательно-смысловой компоненты, в качестве методологической базы исследования были выделены системно-синергетический, личностно-герменевтический и конструктивно-деятельностный подходы. По мнению многих исследователей [13], совокупность методологических подходов позволяет решить ряд проблем: а) упорядочить терминологичесое пространство науки; б) определить новые особенности и свойства изучаемого объекта или явления, в нашем случае, это формирование эмпатийной культуры будущих учителей и др. При рассмотрении выделенных подходов применительно к данному исследованию следует придерживаться следующей структуры изложения:

- определение самого подхода;

- цель применения подхода;

- основные положения подхода с точки зрения на исследуемую проблему;

- результат применения выбранного подхода.

Обоснованием комплексной разработки выделенных подходов при формировании эмпатийной культуры будущих учителей является следующее:

Системно-синергетический подход

выступает общенаучной основой исследования; он позволяет определить состав компонентов формирования эмпатийной культуры будущих учителей, а также выявить закономерности процесса формирования эмпатийной культуры будущих учителей как самоорганизующейся системы и раскрыть особенности межсистемного взаимодействия.

Исходя из проанализированных

исследований [12, 13 и др.], под системным подходом следует понимать направление методологии научного познания и практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем [13].

Анализируя сущность понятия

«синергетика», синергетический подход [7, с.34] представляет собой «методологическое направление исследования, при котором педагогические объекты рассматриваются как

открытые, сложные, самоорганизующиеся системы.

Таким образом, системно-синергетический подход применительно к данному исследованию представляет собой методологическое направление, в основе которого лежит рассмотрение процесса формирования эмпатийной культуры будущих учителей как открытой самоорганизующейся системы, развитие которой осуществляется на основе постоянного и активного взаимодействия с внешней средой.

Целью применения данного подхода по отношению к проблеме исследования является изучение процесса формирования эмпатийной культуры будущих учителей как открытой системы, подсистемой которой является личность будущих учителей, ее формирование.

Данный подход также позволяет более точно охарактеризовать процесс формирования эмпатийной культуры будущих учителей в структурно-функциональном аспекте.

Результатом применения системно-синергетического подхода является построение структурно-функциональной модели процесса формирования эмпатийной культуры будущих учителей, обеспечение проектирования индивидуального пути формирования данной культуры; а также данный подход позволит разработать и исследовать открытую самоорганизующуюся систему процесса формирования эмпатийной культуры будущих учителей как часть содержательно-смыслового наполнения концепции.

Личностно-герменевтический подход в данном исследовании интегрирует базовые основы личностного и герменевтического подходов и определяет совокупность методологических принципов

профессиональной подготовки будущих учителей с позиции формирования их личностных ценностей.

Герменевтический подход включает в себя общенаучную теорию и практику понимания и интерпретации богатейшего эмоционально-духовного опыта личности. В центре герменевтического подхода находится проблема понимания, основанная на постижении реальности через рефлексивное осмысление и затрагивающая интересы всех участников образовательного процесса [6].

Герменевтический подход помогает преодолевать психологические барьеры перед новизной ситуации, объемом работы, стереотипами традиционных представлений и, в результате, демонстрировать оригинальность суждений и решений, самостоятельность мысли,

способность принимать нестандартные решения. Понимание при этом высший уровень познавательного процесса и оно возможно лишь при условии владения будущими учителями эмпатийной культуры, в основе которой лежит эмпатия и рефлексия - связка между имеющимися и ожидаемым опытом [4, с.156].

Интерпретация идей герменевтического подхода позволяет расширить содержание и структуру эмпатийной культуры будущих учителей, определить индивидуальные образовательные пути и способы оптимизации процесса формирования данного личностного качества.

Основу личностного подхода образуют категории «личность» и «индивидуальность»; признание уникальности обучающихся; применение таких методов и технологий сотрудничества, при которых максимально учитываются потребности каждого, создаются условия развития Я-концепции, стимулируется саморазвитие [1, 3].

Интерпретация идей личностно-

герменевтического подхода дает возможность в представленном исследовании создать культурно-насыщенную диалогическую систему ценностей относительно личности будущего учителя при формировании эмпатийной культуры; реализовать ценностные аспекты у будущих учителей; построить индивидуально образовательную траекторию для усвоения компонентов эмпатийной культуры.

Результатом применения личностно-герменевтического подхода является изменение личности будущих учителей посредством воспитания у них ценностных аспектов эмпатийной культуры. Как методологический инструмент данный подход дает возможность исследовать влияние эмоционально-духовного опыта и ценностных ориентаций в контексте личностного роста и саморазвития будущих учителей. Как методологическое условие личностно-герменевтический подход позволяет разработать технологию концепции

формирования эмпатийной культуры будущих учителей.

Конструктивно-деятельностный подход является в исследовании практико-ориентированной тактикой и предполагает выполнение практических аспектов решения проблемы формирования эмпатийной культуры будущих учителей на основании совокупности научного опыта.

При изучении проблемы формирования эмпатийной культуры будущих учителей следует совместить идеи конструктивного и деятельностного подходов. Деятельностный

подход позволяет организовать

целенаправленную деятельность будущих учителей в процессе взаимодействия и сотрудничества с субъектами образовательного процесса в совместном решении педагогических задач. Но целью данного исследования является не просто реализация педагогической деятельности, а конструктивного

взаимодействия как основы конструирования будущими учителями эмпатийного поведения, позволяющего конструктивно реализовать формирование основных компонентов эмпатийной культуры.

Конструктивный подход, по мнению Н.П. Шаталовой, определяет «отношение личности к реальности и деятельности в ней, при котором она, познавая эту реальность, делает попытку изменить ее так, чтобы она стала полезной для личности» [11].

Следовательно, конструктивная

деятельность включает продуктивное общение будущих учителей с остальными субъектами образовательного процесса, в результате которого компоненты эмпатийной культуры осваиваются наиболее продуктивно.

Под конструктивно-деятельностным

подходом в представленном исследовании следует понимать методологическое

направление, в основе которого лежат продуктивная деятельность и конструктивное взаимодействие будущего учителя с другими субъектами образовательного процесса, в результате которых, будущие учителя могут построить и реализовать конструкты среды с учетом применения полученных знаний об эмпатийной культуре.

Целью применения конструктивно-деятельностного подхода является выявление конструктивной сущности эмпатийной культуры посредством взаимодействия и общения будущих учителей с другими субъектами

Лит

1. Мид Д., Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2002.

2. Пригожин И.Р. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И.Р. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Знание, 1986. - 432с.

3. Саламатина Ю.В. Формирование эмпатийной культуры будущих учителей: [монография] / Ю.В. Саламатина. - Екатеринбург: Урал. Гос. Экон. Ун-та, 2016. - 127с.

4. Селиванова Н.Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Н.Л. Селивановой - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 284 с.

5. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология [Электронный

образовательного процесса. Данный подход позволяет охарактеризовать свойства ожидаемого результата - формирования эмпатийной культуры.

Подводя итог теоретико-методологическим основаниям концепции формирования эмпатийной культуры будущих учителей, можно сделать вывод, что совокупность подходов: системно-синергетического как научной основы разработки структурно-функциональной модели изучаемого явления; личностно-

герменевтического подхода как

методологического условия разработки технологии формирования эмпатийной культуры будущих учителей и исследовать влияние эмоционально-духовного опыта и ценностных ориентаций личности будущего учителя; конструктивно-деятельностный подход является практико-ориентированной тактикой

исследования и дает возможность проектировать практику формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом реализации конструктивного общения и взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса посредством применения эмпатийных знаний и умений.

Концепция формирования эмпатийной культуры будущих учителей всесторонне раскрывает сущность данного процесса, содержание, особенности, а также технологию взаимодействия с ним в условиях современного высшего образования.

Также нельзя забывать, что основными источниками создания концепции формирования эмпатийной культуры будущих учителей являются социальный заказ, объективные потребности личности в саморазвитии, повышающиеся требования общества к проявлению учителями толерантности, эмпатии по отношению к учащимся.

ресурс] / В.В. Сериков. - Режим доступа: http://lll21 .petrsu.ru/jourml/atricle.php?id= 1943

6. Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: Культурологический подход / М.И. Ситникова, И.Ф. Исаев. - Белгород; М., 1999. -224 с.

7. Таланчук Н.М. Системно-синергетическая философия как методология современной педагогики / Н.М. Таланчук // Magister. - 1997. - С. 32-41.

8. Уварина Н.В. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе: [монография] / Н.В. Уварина.- Челябинск: Взгляд, 2007. - 296с.

9. Харланова Е.М. Развитие социальной активности студентов вуза в процессе интеграции формального и неформального образования: дис. .. д-

ра пед. наук: 13.00.08 / Елена Михайловна Харланова. -Челябинск, 2015. - 435 с.

10. Царев С.А. Становление готовности студента к конструктивному взаимодействию: практико-ориентированная монография / С.А. Царев. -Стерлитамак: Стерлит.гос.пед.академия им. З. Биишевой, 2010. - 170 с.

11. Шаталова Н.П. Конструктивный подход в

педагогике как ведущий принцип науки // Педагог.журнал. - 2016. - № 1. - С. 62-70.

12. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методические проблемы современной науки / Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1978. - 391 с.

13. Яковлев Е.В.. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.

Сведения об авторе:

Саламатина Юлия Валерьевна (г. Екатеринбург, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры Уральского государственного экономического университета,e-mail: [email protected]

Data about the author:

Y. Salamatina (Ekaterinburg, Russia), candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the Department of the Ural State University of Economics, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.