Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА'

СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ / ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / content / methods and techniques / enrichment of vocabulary / younger students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова А.С.

Рассмотрено содержание работы по расширению лексической стороны речи, выделены основные методы и приемы по обогащению словарного запаса детей с нарушением интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENTS AND METHODS OF WORK ON VOCABULARY ENRICHMENT YOUNGER STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The content of the work to expand the lexical aspects of speech, and the main methods and techniques to enrich the vocabulary of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

УДК 376.42

Павлова А.С. магистрант

кафедра специального (дефектологического) образования Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь Pavlova A.S. graduate student

science in the department of special (defectology) education

State budgetary educational institution of higher education of the Republic of Crimea «Crimean Engineering Pedagogical University»

Russia, Simferopol СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА THE CONTENTS AND METHODS OF WORK ON VOCABULARY ENRICHMENT YOUNGER STUDENTS WITH INTELLECTUAL

DISABILITIES

Аннотация: рассмотрено содержание работы по расширению лексической стороны речи, выделены основные методы и приемы по обогащению словарного запаса детей с нарушением интеллекта.

Ключевые слова: содержание, методы и приемы работы, обогащение словарного запаса, младшие школьники.

Annotation: the content of the work to expand the lexical aspects of speech, and the main methods and techniques to enrich the vocabulary of children with disabilities.

Keywords: content, methods and techniques, enrichment of vocabulary, younger students.

Обогащение словарного запаса является важнейшей задачей школьного обучения. Пополнение лексики происходит не только на уроках русского языка, но и на всех остальных, поэтому следует грамотно составлять содержание каждого школьного курса.

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть содержание и основные методы, приемы работы по обогащению словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта.

Проблемой изучения лексического запаса учащихся с нарушением интеллекта и разработкой содержания работы по его обогащению занимались А. К. Аксенова, М. Ф. Гнездилов, З. Н. Смирнова, Н. В. Тарасенко и другие.

Основными недостатками лексической стороны речи детей является ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание

пассивного словаря над активным. Программа по русскому языку ставит перед собой такие задачи работы над словом:

- обогащение словаря.

- уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.

- активизация словаря.

Данные задачи реализуются на всех уроках русского языка, но в зависимости от специфики предмета (чтение, грамматика и правописание, развитие устной речи).

Как отмечает А. К. Аксенова, на каждом уроке русского языка идет развитие определенной лексической стороны речи, это зависит от специфики урока. Так на уроках грамматики и правописания словарь обогащается с помощью использования специальной терминологии; названия частей речи, членов предложения. Помимо этого на уроках грамматики проводится работа по активизации словаря учащихся.

Что касается уроков развития устной речи, А. К. Аксенова пишет, что все задачи реализуются комплексно, в единстве. Школьники, при знакомстве с предметами и явлениями окружающего мира, усваивают или уточняют значения слов, учатся активно использовать эти слова при ответах на вопросы, составлении описаний предмета или явления, рассказов о них. Очень важно, чтобы новое слово в течение урока повторялось многократно. Требуется не механическое воспроизведение слова, а активное употребление его в ходе выполнения различных заданий. [1]

М. Ф. Гнездилов в своей работе «Обучение русскому языку в начальных классах вспомогательной школы» описывает определенное содержание работы по развитию словаря в зависимости от класса начальной школы. Рассмотрим содержание работы по обогащению лексического запаса на примере 1 класса.

Работа над содержанием речи учащихся.

В 1 классе конкретное содержание высказываний учащихся в основном должно создаваться путем непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности. Первые дни школьных занятий дети под руководством учителя знакомятся со своим классным помещением, его оборудованием, учебными принадлежностями, а потом и с другими школьными помещениями, в связи с этим они наблюдают, кто что делает в школе, и подводятся к пониманию своих обязанностей в школе. Во время прогулок дети ориентируются в расположении ближайших улиц, распознают типы построек, средства передвижения, виды растений в парке, а также различные виды труда людей (дворники, продавцы в палатках и т. д.).

Целесообразно регулярно проводить тематические беседы, связанные с повседневным опытом учащихся. В процессе этих бесед выявляется и уточняется имеющийся у учащихся запас представлений об окружающей действительности, а также и практических речевых навыков (правильность соотношения слов и реальных объектов, умение ответить на вопросы и пр.).

В качестве основы, на которой организуются тематические беседы в 1 классе, может быть рассматривание картин на темы из повседневной жизни детей. Тематика таких собеседований может быть представлена примерно в таком виде: комната и её обстановка; пища и посуда; одежда и обувь; времена года; конкретный случай из жизни детей.

Словарная работа с учащимися.

М. Ф. Гнездилов определяет три основных направления в работе над словарным запасом учащихся, начиная с 1 класса, а именно уточнение конкретного значения слов, которыми учащиеся пользуются в своей речи; обогащение словарного запаса учащихся новыми словами; развитие обобщающей функции слов.

Следует заметить, что практически нередко бывает трудно отграничить первую из этих задач от второй стремясь уточнить то или иное понятие, мы тем самым сплошь и рядом вводим в речь ребёнка слова, которыми он до этого не пользовался. Так, например, ребёнок в своей речи обычно употребляет такие выражения: «Цветок стоит на окне», «В окно вставили стекло». Учитель наглядно разъясняет, что в окне следует различать его части подоконники, раму и т. д. В связи с этим бывает возможно добиться более точной формулировки выражений, приведённых выше: «Цветок стоит на подоконнике», «В раму вставили стекло».

В целях уточнения и обогащения словарного запаса учащихся полезно проводить с ними, широко распространённые в школьной практике словарные упражнения типа: «У кого какие дети?», «Кто как голос подаёт?», «Каковы, на вкус?».

Наряду с обогащением словаря учащихся надо заботиться о том, чтобы они употребляли вновь усвоенные слова в своей речи. Работа в данном направлении должна начинаться с самых первых шагов школьного обучения, так как очень важно возможно ранее заложить основы для дальнейшего пополнения словарного запаса.

Как отмечает М. Ф. Гнездилов, во второй половине учебного года в 1 классе вспомогательной школы возможно подвести учащихся к пониманию значения слов, выражающих понятия о некоторых категориях предметов. Однако здесь пока следует брать такие термины, которые вполне очевидно определяют характер предметов, обобщаемых данным словом (например, игрушки - это то, во что играют; одежда - это то, во что одеваются, и т. п.). С целью уяснения учащимися понятия «игрушки», целесообразно провести работу по таблице, в верхней части которой изображены играющие дети, а внизу - группы различных игрушек. Работа начинается с рассмотрения верхней картинки, причём устанавливается, во что играют те или иные дети, какие игрушки у тех или иных детей. Далее учащиеся последовательно рассматривают отдельные игрушки, изображённые ниже, устанавливают, что каждый из этих предметов есть игрушка, как играют в эту игрушку, кто из детей играет с этой игрушкой (на картинке вверху). Конкретная основа беседы - картинка, использование слов игрушки, играют в различных их

сочетаниях и создают условия для подлинного усвоения, вырабатываемого у детей понятия и понимания обобщённого значения слова игрушки. В заключение можно дать задание назвать, у кого какие имеются игрушки, какие игрушки можно купить в игрушечном магазине, какие игрушки ещё не назвали и т. п. [2]

Таким образом, содержание работы по обогащению словарного запаса младших школьников включает в себя разнообразные методы и приемы работы. Важно, чтобы все поставленные задачи по пополнению лексической стороны речи реализовывались комплексно. Также, на ряду, с единством требований важно не забывать о постоянном повторении новых слов, так как в силу своих слабых мыслительных возможностей, дети не смогут самостоятельно вводить новые понятия в свой активный словарь.

Использованные источники:

1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксенова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.

2.Гнездилов, М.Ф. Обучение русскому языку в начальных классах вспомогательной школы / М.Ф. Гнездилов. - М. : АПН РСФСР, 1962. - 101 с.

УДК 34

Паращевина Е.А., кандидат юридических наук доцент кафедры «Государственно-правовых дисциплин»

КЮИ АГПРФ Российская Федерация, г. Симферополь ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы о правовой природе юридической ответственности в налоговом праве. Особенности ее проявления и сущности как юридической ответственности которая предусмотрена налоговым, административным и уголовным законодательством. Рассмотрены основные признаки и черты ответственности в сфере законодательства о налогах и сборах.

Ключевые слова: Налоговое право, налог, сборы, ответственность, признаки, функция, государственное принуждение.

Parashevina E.A., candidate of legal sciences associate Professor of the Department "State-legal disciplines"

CUIAPRF Russian Federation, Simferopol THEORETICAL AND LEGAL BASES OF LIABILITY FOR VIOLATION OF LEGISLATION ON TAXES AND FEES Abstract: this article examines the question of legal nature of legal responsibility in the tax law. Features of its manifestation and essence of legal responsibility which provides tax, administrative and criminal law. Describes the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.