Научная статья на тему 'ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1897
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ЛЕКСИЧЕСКИЙ ЗАПАС / ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Елизавета Андреевна, Мамедова Лариса Викторовна

В данной статье рассматривается роль расширения активного словарного запаса младших школьников на уроках русского языка, влияние его формирования на развитие учащихся начального звена, а также роль учителя начальных классов в формировании лексического запаса учащихся. Подробно описаны результаты экспресс - исследования уровня обогащения словарного запаса младших школьников. Целью настоящего экспресс - исследования является определение уровня активного словарного запаса младших школьников. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 15 в г. Нерюнгри. Период настоящего исследования - четыре учебных недели (февраль - март 2020 - 2021 учебного года). Приведены результаты диагностик исходного уровня обогащения словарного запаса и промежуточный результат, последующие результаты будут выявлены по окончанию исследования. Также в статье подробно описаны методики, направленные на выявление уровня словарного запаса младших школьников, приведены типы упражнений, направленных на данную проблему, а также приведены примеры упражнений, используемых в работе по обогащению словарного запаса в рамках школьной образовательной программы. Также приведены несколько путей отбора слов с целью создания лексического минимума и их особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENRICHING THE VOCABULARY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

This article examines the role of expanding the active vocabulary of primary school students in the Russian language lessons, the impact of its formation on the development of primary school students, as well as the role of primary school teachers in the formation of the lexical stock of students. The results of an express study of the level of vocabulary enrichment in primary school children are described in detail. The purpose of this express study is to determine the level of active vocabulary of primary school students. The study was conducted on the basis of MBOU Secondary school No. 15 in Neryungri. The period of this study is four academic weeks (February - March 2020-2021 academic year). The results of diagnostics of the initial level of vocabulary enrichment and the intermediate result are presented, and subsequent results will be revealed at the end of the study. The article also describes in detail the methods aimed at identifying the level of vocabulary of primary school students, the types of exercises aimed at this problem, as well as examples of exercises used in the work on vocabulary enrichment within the school educational program. There are also several ways to select words in order to create a lexical minimum and their features.

Текст научной работы на тему «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

9. Иванова Т.А. Гуманитаризация общего математического образования. - Новгород, 1999. - 206 с.

УДК 373.31 ГРНТИ 14.25.07

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Захарова Елизавета Андреевна,

студентка 3 курса гр. БА-НО-18 ТИ (ф) СВФУ в г. Нерюнгри

Мамедова Лариса Викторовна,

к.п.н., зав. кафедры ПиМНО ТИ (ф) СВФУ в г. Нерюнгри ТИ (Ф) СВФУ «Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»,

г. Нерюнгри

ENRICHING THE VOCABULARY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Zakharova E. A., Mamedova L. V.

TI (F) NEFU "Technical Institute (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education" North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov», Neryungri

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается роль расширения активного словарного запаса младших школьников на уроках русского языка, влияние его формирования на развитие учащихся начального звена, а также роль учителя начальных классов в формировании лексического запаса учащихся. Подробно описаны результаты экспресс - исследования уровня обогащения словарного запаса младших школьников. Целью настоящего экспресс - исследования является определение уровня активного словарного запаса младших школьников. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 15 в г. Нерюнгри. Период настоящего исследования - четыре учебных недели (февраль - март 2020 - 2021 учебного года). Приведены результаты диагностик исходного уровня обогащения словарного запаса и промежуточный результат, последующие результаты будут выявлены по окончанию исследования. Также в статье подробно описаны методики, направленные на выявление уровня словарного запаса младших школьников, приведены типы упражнений, направленных на данную проблему, а также приведены примеры упражнений, используемых в работе по обогащению словарного запаса в рамках школьной образовательной программы. Также приведены несколько путей отбора слов с целью создания лексического минимума и их особенности.

ABSTRACT

This article examines the role of expanding the active vocabulary of primary school students in the Russian language lessons, the impact of its formation on the development of primary school students, as well as the role of primary school teachers in the formation of the lexical stock of students. The results of an express study of the level of vocabulary enrichment in primary school children are described in detail. The purpose of this express study is to determine the level of active vocabulary of primary school students. The study was conducted on the basis of MBOU Secondary school No. 15 in Neryungri. The period of this study is four academic weeks (February - March 2020-2021 academic year). The results of diagnostics of the initial level of vocabulary enrichment and the intermediate result are presented, and subsequent results will be revealed at the end of the study. The article also describes in detail the methods aimed at identifying the level of vocabulary of primary school students, the types of exercises aimed at this problem, as well as examples of exercises used in the work on vocabulary enrichment within the school educational program. There are also several ways to select words in order to create a lexical minimum and their features.

Ключевые слова: младший школьник, словарный запас, лексический запас, лексические упражнения, словарные слова.

Keywords: junior school student, vocabulary, vocabulary, vocabulary exercises, vocabulary words.

Введение

Важную роль в решении задачи языковой подготовки учащихся начальной школы является пополнение активного и пассивного словарного запаса обучающихся. Активный запас лексики - это слова, значение которых ребенок хорошо усвоил и ежедневно употребляет в своей письменной и устной речи, а пассивный лексический запас слов включает в себя устаревшие слова и неологизмы, то есть те слова которые младший школьник употребляет редко или не употребляет совсем [1]. Необходимо научить детей использовать слова в наиболее точном значении, выбирать те из них, которые наиболее соответствуют ситуации в зависимости от жанра и стиля.

Проблемами развития речи школьников, родным языком, который является русский, в течение многих десятилетий занимались многие ученые. Следует отметить заслуги Л. А. Гдалевича, Н. И. Жинкина, О. И. Зимней, Т. А. Ладыженской, Л. Н. Федоренко и др. В разное время ими создавались целые направления и научные школы в области формирования и развития речевых навыков устной и письменной речи у младших школьников. Но все они склоняются к тому, что развитие речи должно носить систематический и многоплановый характер.

Для совершенствования собственно речевой деятельности младших школьников проходило успешно, нужна параллельно проводимая целенаправленная работа по ряду направлений: над расширением кругозора учащихся, над их способностью наблюдать, эмоционально воспринимать, сравнивать, оценивать, обобщать: мысли, чувства, возникающие у детей, - это потенциальные предметы их речевой деятельности; над осознанием школьника системы языка, назначением различных языковых единиц, правил их функционирования, обогащением арсенала средств, используемых детьми; над умением выбирать средства языка с учётом ситуации общения и грамотно формулировать мысли; над умением отбирать содержание высказывания и организовывать его в соответствии с замыслом [2].

В целом, вышеперечисленные требования между собой тесно связаны и выступают в комплексе системе школьной работы. Стремления к их соблюдению у школьников развивает умения совершенствования культуры речи к обнаружению и исправлению недостатков собственных устных и письменных высказываний

В настоящее время вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника очень актуален. Качество реализуемой коммуникации между людьми на прямую зависит от количества слов, которыми владеет человек.

Целью учителя начальных классов является пробудить познавательный интерес учащихся к слову, а также развивать умения размышлять, анализировать, самостоятельно формировать и контролировать собственную устную и письменную речь. Несомненно, немало важной задачей педагога является устранение негативной

лексики учащихся, исправление ошибок в произношении и употреблении значения слов. Данная проблема активно распространяется среди современных детей.

Цель исследования

Целью настоящего экспресс - исследования является определение уровня активного словарного запаса младших школьников. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 15 в г. Нерюнгри. В исследовании приняли участие 27 учеников 3 класса. Период проведения настоящего исследования февраль - март 2020 - 2021 учебного года.

Материалы и методы исследования

Для определения исходного уровня активного словарного запаса младших нами была использована методика «Определение активного словарного запаса» и методика «Определение понятий».

Работа методики «Определение активного словарного запаса» заключается в том, что младшему школьнику предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, изображение бытовой ситуации). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется. В данном протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. 10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков. В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков. 6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков. Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков. 2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака. 0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1 -2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

В методике «Определение понятий» ребенку предлагают различные наборы слов, например: мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый. Перед учеником стоит задача объяснить значение каждого слова из ряда, человеку, который не знает значение данных слов. За каждое правильно определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово. Также если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершенно неточном

определении — 0 баллов. Выводы об уровне развитии определяются следующим образом: 10 баллов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий; 47 баллов — средний; 2-3 балла — низкий; 0-1 балл — очень низкий.

На уроках русского языка в начальной школе лексическая работа органически связана с изучением словообразования, грамматики и орфографии. При изучении грамматики, особенно морфологии, происходит не только осознание грамматического строя, но и углубляется понимание значения слова.

Выбор того или иного лексического упражнения определяется темой и целью урока, а также завит от речевой подготовленности учащихся. В работе по расширению словарного запаса у младших школьников выделяют следующие типы упражнений:

1) объяснение лексического значения слова в виде изолированного логического толкования, приведенного в тексте учебника, словаре или устном объяснении учителя, или синонимического ряда;

2) составление тематических групп слов с выявлением синонимических, антонимических, словообразовательных и родовидовых связей;

3) анализ лексических средств образцового или негативного текста;

4) определение функций использования лексической единицы в тексте;

5) редакторская правка негативного текста;

6) составление словосочетаний, предложений, текста.

Одним из видов работы по обогащению словарного запаса младших школьников является работа по запоминанию и употреблению ряда «словарных» слов, то есть слов с непроверяемыми написаниями. Как правило, учащимся начальным классов трудно дается изучение словарных слов, потому что чаще всего ребенку отводится «пассивная» роль в процессе их изучения. Учащемуся чаще предлагается лишь списать и заучить слово, и данное механическое заучивание не формирует у него познавательного интереса к языку [3]. Именно поэтому в процессе изучения новых слов целесообразно использовать разнообразные способы, например, чтение загадок, прослушивание аудиозаписей с последующим определением предмета, использование наглядного материала, использование синонимов при описании слова и другие способы.

Результаты исследования и обсуждение

Результаты уровня активного словарного запаса младших школьников на начальном этапе исследования по методике «Определение активного словарного запаса» показали, что, из всех учащихся 3 класса 14% имеют высокий уровень развития, средний уровень развития - 35%, 29% учеников имеют низкий уровень развития, 22% - очень низкий уровень. По результатам диагностики уровня словарного запаса по методике «Определения понятий» высокий уровень развития имеют лишь 8% младших школьников, средний

уровень - 42%, низкий уровень - 36% и очень низкий уровень имеют 14% всех опрашиваемых. Исходя из результатов двух методик очень высокий уровень активного словарного запаса ни имеет ни один ученик.

Исходя из результатов по вышеописанным методикам нами было составлено электронное методическое пособие по обогащению словарного запаса младших школьников включающее в себя упражнения в соответствии с школьной программой и учетом возрастных особенностей учащихся. В течении 4 учебных недель на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира учащиеся выполняли различные упражнения направленных на обогащение словарного запаса. Упражнения также были составлены в соответствии с календарно -тематическим планом школьной программы учащихся 3 класса по программе «Школа России». На уроках русского языка были использованы следующие упражнения: определение и составление однокоренных слов, поиск однокоренных слов в тексте, определение правильных пропущенных слов в тексте с пояснением, выявление ошибок в тексте и другие упражнения. На уроках литературного чтения ученикам предлагались упражнения по типу: «Объясни значение слов в строке / тексте», работа с многозначным словами и омонимами, «Объясни смысл фразеологизмов, поговорок и пословиц» и другие. На уроках окружающего мира использовались такие игры как «Кто скажет иначе», «Какое слово лишнее?» и другие. А также упражнения на расположение слов по различных категориям, определение общих признаков, определение предмета по описанию, и использование картинок с задачей описания происходящего.

Затем нами была проведена промежуточная диагностика по методикам используемых ранее. Результаты по методике «Определение активного словарного запаса» по истечению 4 недель работы оказались следующие: 14% имеют высокий уровень развития, средний уровень развития - 35%, 33% учеников имеют низкий уровень развития, 16% - очень низкий уровень. Методика «Определение понятий» показала следующие результаты: высокий уровень развития имеют также 8% младших школьников, средний уровень -48%, низкий уровень - 36% и очень низкий уровень имеют 8% всех опрашиваемых. Динамика развития изменяется медленно, но результат работы над обогащением словарного запаса есть. Учащиеся с интересом выполняли все упражнения в период промежуточного исследования, что дает нам право говорить не только о развитии активного словарного запаса, но и о развитии познавательного интереса. Также следует отметить, что в период исследования учебная успеваемость учащихся 3 класса на уроках русского языка возросла. Работа по расширению словарного запаса посредством данных упражнений будет продолжаться,

окончательные результаты исследования будут представлены по окончанию учебного года.

Заключение

Обогащение словарного запаса направлено на то, чтобы учащийся владел свободной контекстуальной заменой слов для уточнения мысли, устранения повторов, создания образности и стилистической нормы. При восприятии текста богатый лексикон позволяет адекватно воспринимать информацию не только через понимание словарных значений слов, но и их коннотаций. Обогащение словаря происходит через введение в языковое сознание тематических групп слов, синонимических рядов, в том числе включающих фразеологизмы, антонимических пар, позволяющих сделать выбор необходимой единицы [4].

Работа по расширению словарного запаса младших школьников - это в первую очередь различные лексические работы. К лексическим упражнениям следует отнести такие виды работ, в процессе выполнения которых младшие школьники овладевают новыми лексическими понятиями, что положительно сказывается на развитие их речевых умений и навыков.

Расширение словарного запаса является важной и ответственной задачей, которую во многом призваны разрешить уроки русского языка, на которых ведется работа над пополнением активного словарного запаса учащихся. Расширение словарного запаса младших школьников направлено на то, чтобы обучающиеся

владели свободной уместной заменой слов для уточнения своих мыслей. Только у ребенка, обладающего богатым словарным запасом, будет формироваться правильная грамотная речь, и главная задача учителя начального звена максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря.

Список литературы:

1. Иванова А.В. Повышение словарного запаса младших школьников. URL: https://infourok.ru/statya-povishenie-slovarnogo-zapasa-mladshih-shkolnikov-3113484. html (дата обращения 11.03.2021)

2. Рагимова С.Р. Способы и пути обогащения словарного запаса младшего школьника. URL: https://infourok.ru/sposobi-i-puti-obogascheniya-slovarnogo-zapasa-mladshego-shkolnika-2214729.html (дата обращения 12.03.2021)

3. Арсентьева Е.М. Виды работ по обогащению словарного запаса младших школьников. URL: https://infourok.ru/vidi-rabot-po-obogascheniyu-slovarnogo-zapasa-mladshih-shkolnikov-1052230.html (дата обращения 12.03.2021)

4. Моргунова А.Н. Методика обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка. URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/02/27/metodika-obogashcheniya-slovarnogo-zapasa-uchashchihsya-na (дата обращения 12.03.2021)

ТЕХНИЧЕСКИЙ ЭТАП МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБЩЕНИЮ КАК ОСНОВА ХОРОШЕЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧАСТНИКОВ СКРИПИЧНОГО АНСАМБЛЯ

РР!: 10.31618^^2413-9335.2021.1.84.1269 Курлапов Михаил Николаевич

Преподаватель МАУКДО ДМШ№3 им. Д.Д. Шостаковича

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются важные вопросы ансамблевого взаимодействия, приведены конкретные примеры игр и заданий для повышения исполнительской техники, взаимопонимания и слаженности.

ANNOTATION

The article discusses important issues of ensemble interaction, provides specific examples of games and tasks to improve the performing technique, mutual understanding and coherence.

Ключевые слова: методика, ансамбль скрипачей, художественное общение, ансамбль, исполнительская техника.

Key words: technique, violin ensemble, artistic communication, ensemble, performing technique.

Методика формирования готовности к художественному общению младших школьников в ансамбле скрипачей представляет собой взаимосвязанный, последовательно осваиваемый каждым ребенком-участником ансамбля скрипачей трехэтапный алгоритм действий педагога с целью формирования у ансамблистов готовности к художественному общению.

Структура применяемой методики включает в себя последовательную и неразрывную работу по следующим видам художественного общения в ансамбле: взаимодействие между исполнителями

по поводу музыкального произведения, т.е. обмен мнениями, который способствует пробуждению и поддержанию интереса к разучиваемому, а впоследствии и исполняемому на концертах произведению (взаимодействие между

участниками в процессе репетиционной работы и исполнения. При этом взаимодействии у участников ансамбля оттачиваются технические навыки; взаимодействие между участниками и дирижером в процессе репетиционной работы и исполнения. При данном взаимодействии тренируются технические навыки, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.