Научная статья на тему 'Работа с учебным словарем синонимов как средство обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка'

Работа с учебным словарем синонимов как средство обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1179
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА / АКТИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ЛЕКСИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ АНТОНИМЫ / УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Протасова Т.П.,

В статье анализируются педагогические условия обогащения словарного запаса учащихся начальных классов при организации работы с учебными лингвистическими словарями; приводятся примеры языковых лексических задач, решение которых осуществляется на основе использования в работе с младшими школьниками учебного словаря синонимов; показывается результативность лексикографической работы в языковом развитии обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с учебным словарем синонимов как средство обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка»

УДК 371

Т. П. Протасова,

студентка 5 курса Института непрерывного педагогического образования ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»

Научный руководитель - Т. Г. Иргашева, доктор педагогических наук, доцент Контактный e-mail: 89232776481@yandex.ru

РАБОТА С УЧЕБНЫМ СЛОВАРЕМ СИНОНИМОВ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье анализируются педагогические условия обогащения словарного запаса учащихся начальных классов при организации работы с учебными лингвистическими словарями; приводятся примеры языковых лексических задач, решение которых осуществляется на основе использования в работе с младшими школьниками учебного словаря синонимов; показывается результативность лексикографической работы в языковом развитии обучающихся.

Ключевые слова:

Обогащение словарного запаса, активный словарный запас, лексические синонимы, лексические

антонимы, учебный словарь, младший школьник.

В аспекте реализации основных положений и требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования авторы научно-теоретических исследований и практико-ориентированных публикаций последнего десятилетия неоднократно обращаются к идее повышения эффективной работы по обогащению словарного запаса младших школьников средствами предметного обучения. Одним из педагогических условий успешности лексической работы ученые-лингводидакты и ведущие учителя-методисты в области начального образования называют использование учебных лингвистических словарей и справочников русского языка.

Особое внимание методистов к словарно-лексикографической работе объясняется многими причинами психолого-педагогического и лингводидактического характера.

Прежде всего, словари относятся к активному средству познания объектов и отношений окружающего мира через изучение словарного состава, представленного в том или ином виде словаря, через ознакомление с основными сведениями о слове, его значении, образовании, особенностях употребления и функционирования в системе лексических единиц языка.

В работах по педагогической психологии справедливо отмечается, что в условиях репродуктивного обучения мыслительная активность обучающихся недостаточна, так как учебно-познавательный процесс строится преимущественно на основе образца и выстраивания готового алгоритма действий по решению той или иной учебной задачи, а не через самостоятельно организованное действие. Использование учебных словарей в качестве дополнительного учебно-познавательного средства способствует осмыслению изучаемого предметного материала и формированию соответствующих умений на основе предметных знаний, приобретаемых учащимися в процессе познавательной деятельности.

При активизации учебной деятельности, как правило, усиливается мотивационная сторона обучения. По утверждениям В. Э. Чудновского, перед педагогами встает необходимость «так организовать учебную деятельность, чтобы младшие школьники ориентировались не только на сами знания, но и на способ добывания знаний» [7, с. 180].

Показательным является также тот факт, что в условиях возрастания информационного потока в современном обществе увеличивается объем знаний, необходимых каждому человеку. Начиная с младшего школьного возраста и ранее важно развивать у учащихся потребность в постоянном пополнении своих

знаний, умение ориентироваться в новой информации, отбирать необходимые сведения для решения учебной или жизненно важной задачи. Словари выступают важнейшим лингвометодическим средством, предоставляющим богатый материал для развития лексики младшего школьника, ее систематизации и переформирования в отношении активно-пассивного запаса.

К собственно лингвистическим причинам внимательного отношения к учебным словарям со стороны учителей начальных классов и их использованию в процессе учебных занятий по русскому языку следует отнести углубленное понимание школьниками внутрипредметных связей между изучаемыми языковыми явлениями. В работе с учебным лингвистическим словарем происходит уточнение и последующее развитие лингвистического понятийного аппарата обучающихся.

Учитель начальных классов должен исходить из понимания необходимости организации лексической работы на основе лексикографических материалов учебных словарей в трех направлениях: 1) в плане уточнения и дальнейшего формирования лексических понятий; 2) в аспекте овладения мыслительными операциями анализа, синтеза, обобщения, классификации, др.; 3) для оперирования усвоенными словами в словосочетании, предложении, тексте.

Внимательное чтение словарных статей, выполнение тренировочных, проблемно-развивающих и творческих заданий на основе лексического состава словаря способствует более глубокому осознанию младшими школьниками взаимосвязи значений и сочетаемости слов в языке, его фонетических и грамматико-орфографических свойств.

В формулировке известного методиста А. А. Бондаренко [1], перед учителем начальных классов ставятся две основные задачи: 1) научить младших школьников пользоваться учебными словарями, разбираться в структуре словарной статьи и извлекать нужные сведения о словах русского языка; 2) по назначению использовать словари в учебной и в повседневной деятельности.

По окончании начальной школы ученики должны знать, какую полезную информацию о слове они могут извлечь из словарной статьи толкового словаря, орфографического словаря, этимологического словаря, фразеологического словаря, словаря синонимов и антонимов.

Несмотря на то что толковые словари являются универсальными справочными пособиями, где содержатся самые обширные сведения о слове, его значении, произношении, употреблении, грамматических формах и стилистических характеристиках, учебные словари синонимов играют не менее важную роль в развитии, упорядочении, обогащении и уточнении лексического запаса младших школьников.

Многофункциональность словарей синонимов объясняется лингвистической природой синонимии и той ролью, которую играют лексические синонимы в развитии речи любого носителя языка: способствовать точности, уместности, изобразительности и выразительности речевого высказывания, шире - разнообразию и образности речи.

При создании первого орфографического словаря для учащихся общеобразовательной школы П. А. Грушников писал, что работа со словарем на уроке должна быть организована в двух основных направлениях: «Первое - использование словаря как специального справочника. Второе - использование словаря в качестве учебника русского языка» [2, с. 13].

Учебный словарь синонимов делает возможным реализацию обоих направлений в их взаимосвязи. Во-первых, школьники могут отыскать в словаре дополнительные лексические единицы, раскрывающее наиболее точно выражаемое контекстом значение внутри синонимического ряда. Во-вторых, учитель использует словарь как учебник, содержащий богатый дидактический материал, на основе которого предлагает детям задания лексического характера.

Этапы словарной работы на основе учебного словаря синонимов в аспекте обогащения лексического запаса младших школьников М. Р. Львовым и др. отечественными методистами-филологами определяются как: 1) семантизация (толкование лексического значения) слова; 2) актуализация (контекстное употребление) слова; 3) активизация слова (использование слова в собственной речи школьника) [5, с. 235].

Чтобы слово вошло в активный словарь школьника, необходимы его семантическое определение и

контекстный анализ, способствующие раскрытию его смысла и сочетаемостных особенностей с другими словами языка. В каком бы классе ни вводился учебный словарь синонимов, учитель должен решить две взаимообусловленные задачи: научить младших школьников пользоваться словарем как справочным пособием и учебной книгой (умение находить слово по алфавиту и др.); научить разбираться в структуре и содержании словарной статьи (какие сведения о словах-синонимах можно узнать из словарного описания).

Работа с синонимическими рядами слов способствует более глубокому усвоению всех трех этапов, поскольку каждый из синонимов анализируется не изолированно, а в соотношении с подобными ему словами, отмечающимися семантическими и/или стилистическими оттенками значения и употребления. При этом работа со словарем на уроке должна методически строиться так, чтобы, говоря словами Н. М. Лавровой, «пристрастить ребенка к чтению такого рода книг» [5, с. 38]. По меткому выражению М. С. Соловейчик, следует «не прививать» любовь к словарю, а «культивировать» работу со словарями [6, с. 28].

По характеристике авторов, «Словарик синонимов и антонимов» для учащихся 1-4 классов М. Р. Львова «принадлежит к числу тех пособий для учащихся, которые не входят в состав учебных комплектов, не связаны жестко с основным учебником и рассчитаны на разнообразную, в основном самостоятельную работу учащихся, содержащую элементы творчества» [4, с. 7].

Работа со словами-синонимами имеющими близкое или (редко) тождественное значение, подводит учащихся к анализу антонимических пар, построенных на многозначности. В сопоставлении со словами, имеющими контрастно противоположные лексические значения, ученики более глубоко начинают понимать сущность явления синонимии; учатся сравнивать, всем ли словам синонимического ряда свойственны одинаковые антонимические противопоставления.

В качестве наиболее сложного языкового материала предлагаются комплексные задания на основе синонимично-антонимических отношений. Удобен «Словарик синонимов и антонимов» М. Р. Львова также тем, что работа на основе материалов словаря может быть организована во фронтальном и индивидуальном режиме на уроке и при подготовке домашних заданий. Несмотря на то что словарные статьи содержат задания ученикам, учитель по настоянию авторов, может предлагать собственные задания.

Поскольку младшие школьники еще не овладели широкой лингвистической терминологией, важно, что работать со словариком можно при минимальном количестве терминологических определений, практически без единого правила, только на основе анализа представленного лексического материала.

Результативность работы на основе учебного словаря в аспекте обогащения словарного запаса младших школьников достаточно велика. Главное, что младшие школьники знакомятся в практическом применении с основными свойствами лексики как системы: 1) постоянством звучания и значения слова; 2) способностью слова иметь одно или несколько лексических значений; 3) с явлением многозначности слов и соотношением прямого и производных (переносных) значений слова; 4) с явлением лексической синонимами; 5) с антонимами; 6) с соотношением синонимических и антонимических рядов между собой; 7) со способностью многозначного слова вступать в синонимические и антонимические отношения в каждом из своих значений; 8) со способностью слов иметь оттенки значений: смысловые, стилистические, эмоционально-оценочные; располагаться по степени нарастания или убывания обозначаемого признака, количества и т. п. (восходящая и нисходящая градация).

Все вышеназванное способствует выработке умения бережного отношения к слову в текстовом оформлении, отбора нужных лексических единиц для более точного, уместного образного выражения мысли. Приобщение к словарному богатству языка через аналитическую работу со словарями способствует развитию познавательной активности обучающихся, повышает познавательный интерес к изучению русского языка и собственному литературному творчеству младших школьников.

Список использованной литературы:

1.Бондаренко А. А. Словари на уроке / А. А. Бондаренко // Начальная школа. 2000. № 1. С. 27-31.

2. Грушников П. А. Орфографический словарик: пособие для учащихся начальных классов / П. А. Грушников. М.: Просвещение, 1987. 80 с.

3. Лаврова Н. М. Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями / Н. М. Лаврова // Начальная

школа плюс До и после. 2002. № 3. С. 30-34.

4. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. 1-4 классы / М. Р. Львов. Тула: Родничок; ООО «Издательство Астрель», 2000. 200 с.

5. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. М.: «Академия», 2010. 464 с.

6. Соловейчик М. С. К тайнам языка (работа над словом как лексической единицей) / М. С. Соловейчик // Начальная школа/ 2014. № 6. С. 27-30.

7. Чудновский В. Э. Познавательная потребность [Текст] / В. Э. Чудновский // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин, - М.: «Академия», 2011. 368 с.

©Протасова Т. П., 2019

УДК37

Цыдыпова Т.В.

студентка, Забайкальский государственный университет, Р.Ф., г. Чита

Новиков А. Н. научный руководитель,

профессор кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и технологий, доктор

географических наук Забайкальский государственный университет, Р.Ф., г. Чита

ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ В КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова:

Краеведение, краеведческая деятельность, виртуальная экскурсия.

«Без краеведения нет России». - Шмидт С.О., академик, председатель Союза краеведов России.

Краеведение является важным средством повышения качества знаний.

В школе краеведческая работа имеет значение как в воспитании, так и в обучении детей. Познавать свою малую Родину помогает внеурочная краеведческая работа, лучше познакомиться с родным краем в настоящее время помогает виртуальное путешествие. Знание истории родного края вызывает гордость и уважение к своему народу, культуре, обычаям и чувство патриотизма.

Виртуальная экскурсия может быть одной из форм краеведческой работы в школе. Во время виртуальной экскурсии учащиеся в полном объёме получают углублённые знания по историческим данным своего района, природе и культуре своего народа.

Такие экскурсии можно провести в любое время, и в любое место, учитывая интересы учащихся.

Краеведческо - географические экскурсии - это важное средство познания географии родного края, его истории, преобразования природы и хозяйства. Основоположник современной географической науки Н. Н. Баранский, писал: «Экскурсия - это перевод географии со страниц учебника в жизнь». Во время проведения виртуальных экскурсий, учащиеся узнают о самых сокровенных и удивительных местах своей малой родины. Знакомятся с интересными фактами и жизнью земляков, видят и убеждаются, что природные компоненты взаимосвязаны друг с другом и образуют природно - территориальные комплексы.

Виртуальные экскурсии не являются обязательными, но могут проводиться в рамках учебного времени. Они реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.