УДК 371
Барахоева Ж.М.
канд. фил. наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Ингушский государственный университет (г. Магас, Россия)
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: начальная школа - период, когда закладываются основы образования, следовательно, в этот период учащиеся должны получить прочную базу знаний, на которой в дальнейшем будет строиться весь учебный процесс. В настоящее время, когда наука шагнула далеко вперед, а, следовательно, появляется все большее количество новых терминов, слов, пополнение словарного запаса учащихся требует особого внимания.
Учитывая то, что для учащихся школ Республики Ингушетия русский язык не является родным, словарной работе на уроках русского языка необходимо уделять особое внимание.
Автор рассматривает в статье основные методы и приемы, направленные на пополнение словаря младших школьников.
Ключевые слова: словарная работа, методы, приемы, слова-синонимы, слова-антонимы, письменная речь, устная речь.
Основная задача начальной школы заключается в развитии речи младших школьников, поскольку речь выполняет функции общения. [1] Посредством речи реализуется процесс познания действительности, от степени владения связной речью зависит качество обучения. Изучение русского языка изначально вызывает сложности, если владение им ограничено. Особенно ярко это выражено в школах, где обучаются дети, для которых русский язык не является родным.
Цель исследования - рассмотрение и реализация методов, способствующих обогащению словаря младших школьников.
Цель исследования определила решение задачи:
- определить методы, приемы, направленные на развитие речи младших школьников.
В исследовании использованы методы анализа, синтеза, наблюдения.
Организации и проведению словарной работы на уроках русского языка в младшей школе посвящено множество работ: М.Р. Львова, Т.Г.Рамзаевой, Н.Н Светловской, Г.Г. Буржунова и других. [3;4]. Однако проблема проведения словарной работы на уроках русского сохраняет свою актуальность.
В процессе работы над изучением новых слов целесообразно подвести учащихся к составлению и запоминанию словосочетания с новым словом. Значит, словарную работу с детьми целесообразно проводить параллельно с работой над словосочетанием и предложением, так как слова входят в активный словарь через овладение учащимися грамматическим строем языка.
Определенные слова, предназначенные для активного усвоения, встречаются в заданиях и упражнениях не так часто, что приводит к недостаточному уровню усвоения их учащимися. Следовательно, учителям необходимо акцентировать внимание на таких словах и использовать систематически в упражнениях и письменных, и устных, составлять с ними словосочетания, предложения, подбирать к ним синонимы, антонимы и т.п.
В процессе выполнения упражнений, заданий необходимо учитывать особенности родного языка, разный объем значений и сочетаемости слов в русском и родном языках. К примеру, не во всех языках слова «жаркий» и «горячий» дифференцируются. Оба слова передают одно значение, в связи с чем учащиеся могут сказать «горячий день», «жаркий день», «жаркий борщ».
Составление предложений и маленьких рассказов способствует закреплению изученных слов и усвоению новых. При условии, что учащийся
употребит новое слово и сможет составить с ним предложение, учебная деятельность будет иметь эффективный результат. [4]
Содержание урока и его форма определяют характер задаваемых учителем вопросов.
Один из видов закрепления материала - распространение предложения второстепенными членами: Кому летчик пожелал легкой посадки? Летчик перед полетом пожелал пассажирам легкой посадки.
Г.Г. Буржунов пишет: «...учёт усвоенных слов выступает необходимым приёмом для пополнения активного словаря учащихся. [3, с. 52].
Регулярно осуществляемая проверка помогает выяснить степень усвоенности слов, уровень сформированности навыков употребления изученных слов, а также уровень сформированности их правописания. Подобный анализ дает возможность выяснить слабо усвоенные значения слов с тем, чтобы чаще других включать их в разного рода развивающие упражнения. К примеру, учащиеся не могут понять разницу в употреблении глаголов «стирать», «мыть». В процессе выполнения упражнений для закрепления и активизации изученной лексики акцент делается на мало усвоенных сторонах отдельных слов. Степень усвоенности материала можно выяснить посредством подбора к данным словам слов-синонимов или слов-антонимов. Целесообразно предложить учащимся образец подбора слов, по которому они будут работать дальше: большой-огромный, крупный, гигантский; холодный-жаркий, умный-глупый, белый-черный и т.д. В процессе работы учащиеся обращаются к словарям для выяснения лексического значения нового слова. Для закрепления изученного следует составлять со словами контекст.
Ученические словарики - большое подспорье в усвоении новых слов. На втором и третьем году обучения в школе целесообразнее всего использовать картинные словари - тетрадки со вклеенными картинками и рисунками, с помощью которых толкуется значение нового слова. Рядом с каждой картинкой
или рисунком, обозначающим изображенный предмет, записывается слово и его толкование. [1]
Словари настенные очень эффективны в работе. Они представлены в виде листа большого формата, где зафиксированы все слова.
На четвертом году обучения в школе вводятся алфавитные словарики, где учащиеся могут очень быстро найти нужное слово по алфавиту.
Обычно в этот словарь фиксируются слова, представляющие определенные трудности в правописании или произношении, слова, почти одинаково звучащие, но абсолютно разные по своему значению: был - бил, угол - угол и т.п. Подобные слова целесообразно систематически употреблять в письменной и устной речи. [2]
Слова, которыми учащиеся достаточно часто пользуются в речи, можно считать усвоенными. В связи с этим целесообразно предлагать учащимся упражнения и задания с частым употреблением данных слов, также повторять новые слова, слова, представляющие сложность в усвоении не менее 7-8 раз подряд в разных заданиях и возвращаться к ним во время литературного чтения. Актуальны: урок-беседа, урок-диалог, требующие практического применения изученных слов.
В процессе обучения в начальной школе стоит использовать задания для повторения и закрепления материала, имеющие следующее содержание:
назвать предметы, изображенные на картине; изученные слова включить в ответы на вопросы; использовать слова при составлении предложений, перевести слова на русский язык с родного и наоборот (для детей-билингвов), составить вопросы по тексту, употребляя усвоенные.
Во втором и третьем классе учащиеся должны выполнять упражнения и задания на нахождение в тексте однокоренных слов, слов с одинаковыми частями слова: приставкой, суффиксом и т.п. Эффективны упражнения, направленные на группировку слов по разным темам. Для первого класса можно подобрать группу слов:
- по лексическим темам, к примеру, школьные принадлежности, мебель, дикие животные, зимующие перелетные, и т.п.;
- с гласными а, о, у, и, е, в начале слова;
- с непроизносимыми согласными и т.п.;
- слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Что делать? Что делают? Какой? Какая? Какое?
Во 2-ом и 3-ем классах учащиеся должны уметь группировать слова по лексическим темам. Также возможно использование работы со словами, у которых общий суффикс, приставка: писатель, читатель.
Кроме того, учащиеся подбирают к слову, который обозначает предмет слово, дающее более полную характеристику предмету: снег идет, падает. Ветер холодный, пронизывающий, встречный, северный, холодный и т.п.
Также пополнению словарного запаса учащихся способствует процесс заучивания устойчивых словосочетаний: дождь льет как из ведра..., заучивание стихов с новыми словами.
Следующий прием - составление предложением с использованием изучаемых слов. На доске записываются слова, используя которые дети должны составить предложение. Для первого класса слова даются в той грамматической форме, которая соответствует смыслу предложения. Предложения предлагаются вначале в устной форме, а затем записываются в тетради.
К примеру, можно дать такое задание: на доске запись в столбиках: 1. подлежащее, 2. сказуемое, 3. дополнение или определение. Из приведенных слов нужно составить предложение: Мальчик дует во дворе Ветер танцует холодный снег льет задачу Мальчик падает хлопьями.
Уже в 3-ем классе подобные задания даются классе даются в более усложненной форме. Какие-то слова даются в начальной форме. Учащиеся, меняя падежную форму, составляют предложения:
Во дворе играют (мальчик)
Выпал снег (декабре)
В саду тюльпаны(расцвести)
Составление вопросов и ответов - следующий прием работы. Например: Кто починил туфли? Туфли починил сапожник. Кто посадил цветы? Цветы полил садовник. Кто управляет самолетом? Самолетом управляет пилот.
Прием подбора синонимов во 2-ом и 3-ем классах. Согласно условию задания, учащимся предстоит составить предложение, подбирая к подлежащему разные сказуемые-синонимы.
Дождь что делает?
Льет, идет, капает, летает
Вариант другой:
Что льет, идет, капает? дождь
Подготовительный и 1 -й класс предполагает для активного усвоения 2-или 3 слова. Больший акцент в этот период уделяется произношению усвоенных слов.
Во 2-м и 3-ем классах, на одном уроке рекомендуется давать 3-5 слов для активного усвоения.
Основное направление словарной работы - пополнение словаря школьника, чему способствует регулярное закрепление изученных слов, возможное при регулярном их повторении, употреблении в связной письменной, устной речи.
Изучение новых слов в младшей школе должно иметь определенную систему. Количество их должно соответствовать утвержденной норме. Перед
началом разговорного урока, беседы, экскурсии, учитель должен отобрать слова, с которыми учащиеся должны будут работать на уроке, разработать методические приемы разъяснения лексического значения слова.
Методические приемы и упражнения, способствующие организации словарной работы, должны подбираться с учетом фонетических и грамматических трудностей.
Процесс обучения, организованный с учетом методических рекомендаций, дает возможности для полноценного развития речи учащихся, а также способствует созданию прочной базы для овладения языком и учебным материалом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Барахоева Ж.М., Евлоева Ф.З. Формирование культуры речи у младших школьников на уроках русского языка// <^^ш-ишуегеит» №6.- Назрань: Пилигримм, 2016. - С.59-62
Барахоева Ж.М., Ваделова З.Д. Игровое обучение на уроках русского языка в начальной школе// <^^иа-ип^егеит» №6.- Назрань: Пилигримм, 2016. - С.56-59
Буржунов Г.Г. Виды звуковой интерференции в русской речи учащихся-дагестанцев - РЯНШ. 1975. № 4. С.30-40
Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Активизация словаря. - Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1987.-300 с.
Barakhoeva Zh.M.
Cand. Phil. Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education Ingush State University (Magas, Russia)
METHODS AND TECHNIQUES FOR ENRICHING
THE DICTIONARY OF CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE
Abstract: primary school is the period when the foundations of education are laid, therefore, during this period, students should receive a solid knowledge base, on which the entire educational process will be built in the future. At present, when science has stepped far forward, and, consequently, an increasing number of new terms and words appear, replenishing the vocabulary of students requires special attention.
Taking into account the fact that Russian is not a native language for schoolchildren in the Republic of Ingushetia, special attention should be paid to vocabulary work in Russian language lessons. The author considers in the article the main methods and techniques aimed at replenishing the vocabulary of younger students.
Keywords: vocabulary work, methods, techniques, synonymous words, antonymous words, written speech, oral speech.