УДК: 796.01:61
Содержание методики занятий физической культурой у студентов специальной медицинской группы УдГАУ, имеющих различные биоэнергетические типы организма
Рубцова Л.В.1*, Фарбей В.В.2
Удмуртский государственный аграрный университет г. Ижевск, Россия ORCID: 0000-0002-8972-6259, [email protected]* 2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-002-0019-5421, [email protected]*
Аннотация: В статье рассматривается методика занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы УдГАУ, имеющих различные биоэнергетические типы организма. Сложность организации занятий студентов специальной медицинской группы состоит в подборе средств физической культуры для студентов с различными заболеваниями. Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма каждого. Поэтому мы видим необходимость разработки методики занятий на основе кругового метода с учетом механизма энергообеспечения мышечной деятельности со студентами специальной медицинской группы. Научная новизна состоит в том, что получены новые данные о методике занятий физической культурой со студентами СМГ на основе кругового метода с учетом механизма энергообеспечения мышечной деятельности: выявлены факторы, определяющие необходимость применения кругового метода. Определен уровень функционального состояния организма и здоровья у студентов СМГ. Выявлены различия в показателях антропометрии, физического развития, функционального состояния и резервных возможностей у студентов СМГ разных факультетов УдГАУ Обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения состояния здоровья студентов СМГ. Практическая значимость работы заключается в разработке и внедрении в учебный процесс вуза методики занятий физической культурой со студентами СМГ на основе кругового метода с учетом механизма энергообеспечения мышечной деятельности. Кроме того, определены перспективы практического применения разработанной методики занятий на основе кругового метода с учетом механизма энергообеспечения мышечной деятельности. Материалы и методы. Исследования проводились на базе УдГАУ и ИжГТУ с участием студентов УдГАУ 2-го курса специальной группы здоровья. У студентов определен биоэнергетический тип по методике С.А. Душанина. Результаты. Разработана методика занятий на основе кругового метода с учетом механизма энергообеспечения мышечной деятельности. Проведено разделение студентов специальной медицинской группы на три типа: аэробный, смешанный и анаэробный, что облегчает формирование структурных компонентов комплексов упражнений по круговому методу. Приведен примерный вариант построения заданий по круговому методу для студентов аэробного, смешанного и анаэробного типов. Всего студентам ЭГ было предложено 3 комплекса заданий (станций), т.е. 3 уровня сложности: простой, средний, сложный, по 3 занятия на каждом уровне. Отдых после каждой станции был в форме измерения ЧСС. Студенты всех трех типов биоэнергетики выполняли одинаковые задания. Но с разной дозировкой. Студенты аэробного типа выполняли большее количество повторений на станции «Выносливость». Испытуемые анаэробного типа - на станции «Быстрота», а студенты смешанного типа - одинаковое количество повторений на всех станциях. С учетом уровня сложности количество повторений повышалось. Такое распределение позволило учитывать индивидуальные особенности организма студентов, их типы биоэнергетики. Заключение. Разработанная методика позволила повысить эффективность процесса физического воспитания путем улучшения состояния здоровья, повышения уровня физической подготовленности и мотивации студентов к занятиям по
физическому воспитанию.
Ключевые слова: круговой метод, биоэнергетические типы организма, специальная группа здоровья, студенты.
Для цитирования: Рубцова Л.В.*, Фарбей В.В. Содержание методики занятий физической культурой у студентов специальной медицинской группы УдГАУ, имеющих различные биоэнергетические типы организма. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1) .
The content of the physical education methodology for the Udmurt State Agrarian University special medical group students with various bioenergetic
body types
Lubov V Rubtsova1 *, Vadim V. Farbey2
1Udmurt State Agrarian University Izhevsk, Russia
ORCID: 0000-0002-8972-6259, [email protected]* 2Herzen State Pedagogical University of Russia St. Petersburg Russia ORCID: 0000-002-0019-5421, [email protected]
Abstract: The article discusses the methodology of physical education classes with students of the Udmurt State Agrarian University special medical group who have various bioenergetics body types. The complexity of organizing classes for students of special medical group consists in the selection of physical education facilities for students with various diseases. It is necessary to take into account the individual characteristics of everyone's body. That is why we see the need to develop a methodology of classes based on the circular method taking into account the mechanism of muscular activity energy supply with students of a special medical group. The scientific novelty consists in the fact that new data are obtained on methodology of physical education with students of special medical group. It is based on the circular method taking into account the mechanism of muscular activity energy supply. The factors determining the need for the circular method are determined. Differences in indicators of anthropometry and physical development revealed the functional state and reserve capabilities of special medical group students from different faculties of the Udmurt State Agrarian University. The psychological and pedagogical conditions necessary to improve the health of special medical group students are substantiated. The practical significance of the work lies in the development and introduction into the educational process of the university physical education methodology with special medical group students based on the circular method taking into account the mechanism of muscular activity energy supply. In addition, the prospects for the practical application of the developed training methodology based on the circular method taking into account the mechanism of muscular activity energy supply are determined. Materials and methods. The research was conducted on the basis of the Udmurt State Agrarian University and M.T. Kalashnikov State Technical University with the participation of the Udmurt State Agrarian University 2nd year students of a special health group. The students' bioenergetic type was determined according to the method of S.A.Dushanin. Results. The methodology based on the circular method has been developed taking into account the mechanism of muscular activity energy supply. The students of the special medical group were divided into three types: aerobic, mixed and anaerobic types. It facilitates the formation of exercise complexes according to the circular method. In total, experimental group students were offered 3 sets of tasks (stations), 3 levels of difficulty: simple, medium, complex 3 classes at each levels. Rest after each station was in the form of heart rate measurement. Students of all three types of bioenergetics performed the same tasks, but with different dosages. Aerobic students performed more repetitions at the Endurance station. Anaerobic type subjects are at the Speed station and mixed type students
have the same number of repetitions at all stations. Taking into account the level of difficulty the number of repetitions increased. This distribution made it possible to take into account the individual characteristics of the students' body, their types of bioenergetics. Conclusion. The developed methodology made it possible to increase the effectiveness of the physical education process by improving the state of health, increasing the level of physical fitness and motivation of students for physical education classes.
Keywords: circular method, bioenergetics body types, special health group, students.
For citation: Lubov' V. Rubtsova, Vadim V. Farbey. The content of the physical education methodology for the Udmurt State Agrarian University special medical group students with various bioenergetic body types. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .
Введение
Анализ современной литературы по проблемам физической культуры и спорта показал, что одной из актуальных является проблема, связанная с повышением здоровья молодежи. Многочисленное количество специалистов в области физической культуры и спорта отмечают, что именно регулярные занятия в режиме дня помогают повысить уровень здоровья, снизить количество заболеваний, укрепить иммунитет и тд. Основной формой занятий у студентов остаются занятия физической культурой согласно расписания, 2 раза в неделю, на протяжении 3-х лет обучения.
На многих кафедрах вузов принято распределять студентов на группы по спортивным интересам (по видам спорта: волейбол, футбол, легкая атлетика и тд.). Такое распределение подходит для студентов, имеющих основную и подготовительную группы здоровья, и нам известны авторы, полагающиеся на оздоровительное значение каких-либо видов спорта для студентов специальной группы здоровья. Мараховская О.В., Бугай М.В. в своих исследованиях применяют передвижения на лыжах [7]. Кизилов Л.И. считает эффективным средством в работе со студентами СМГ занятия с уклоном на футбол [3]. Ряд ученых, Букша С.Б., 2018; Жихорева В.А., 2017; Максимова Т.А., 2011; Осипов А.Ю., 2012 отдают предпочтение аэробике. Думаем, это интересный подход, но он имеет некоторые минусы, например, не всем студентам по состоянию здоровья можно заниматься лыжами, некоторым с недугами выделительной системы, нельзя переохлаждаться. Также занятия футболом связаны с большими физическими нагрузками, которые противопоказаны студентам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы [].
Другие авторы в работе со студентами СМГ предлагают распределять их на группы по заболеваниям различных систем организма: сердечно-сосудистой, опорно-двигательного аппарата, органов зрения. На наш взгляд, данный подход является традиционным и, с одной стороны, учитывает особенности заболеваний, но с другой, не учитывает индивидуальные особенности организма каждого занимающегося.
Целая плеяда ученых ведут исследования по изучению вопроса развития каких-либо отдельных физических качеств у студентов СМГ: координации, выносливости и др. [1,4,6]. Данный подход имеет место быть, но мы думаем, что эффективнее развивать физические качества комплексно.
Нами рассмотрены различные подходы к проведению занятий со студентами специальной медицинской группы. На наш взгляд, обзор литературных источников показал, что имеющиеся методики не решают полностью задач, связанных с организацией занятий по физической культуре со студентами СМГ. В связи с этим, мы предположили, что для студентов СМГ необходим учет индивидуальных особенностей организма, к которым относится и учет биоэнергетики организма. Исследования повествуют о широком применении экспресс-диагностики Душанина-Карленко среди спортсменов, но отсутствуют исследования о применении ее со студентами СМГ.
По мнению ряда исследователей, (И.Г. Гибадуллин, Ч.А. Гизатуллина, С.А. Душанин, В.П. Карленко, В.С. Кожевников, Р.Е. Петров и др.), функциональные и резервные возможности организма индивидуальны, что определено генотипической обусловленностью аэробных и анаэробных возможностей.
Также нами было выдвинуто предположение о том, что наиболее оптимальным средством на занятиях со студентами СМГ будет круговой метод. Данный метод позволяет развивать физические качества комплексно. С помощью него можно следить за изменением состояния здоровья по ЧСС. Самое главное - круговой метод позволяет подобрать физическую нагрузку, исходя из индивидуальных особенностей биоэнергетики организма.
Нами поставлены задачи: 1. Определить динамику состояния здоровья студентов СМГ, провести сравнительный анализ количества студентов СМГ из города и села, провести анализ уровня основных заболеваний студентов СМГ УдГАУ по результатам медицинского осмотра; 2. Определить с помощью экспресс-диагностики Душанина-Карленко особенности биоэнергетики студентов СМГ; 3. Разработать методику занятий студентов СМГ с использованием кругового метода и учетом биоэнергетики организма.
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе УдГАУ и ИжГТУ г. Ижевска Республики Удмуртия, с участием студентов, отнесенных по итогам медицинского осмотра к специальной группе здоровья. У каждого студента определен биоэнергетический тип по методике С.А. Душанина «D&K - TEST». Отмечено, что среди испытуемых наблюдается 25 типы биоэнергетики: аэробно-гликолитический, аэробно-анаэробный, анаэробно-аэробный и анаэробный.
Вместе с тем, проведен анализ методической литературы, который не дал объективной оценки о методике занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы на основе кругового метода с учетом механизма энергообеспечения мышечной деятельности. Возникает необходимость разработать методику занятий физической культурой с учетом механизма энергообеспечения мышечной деятельности со студентами специальной медицинской группы.
Результаты и обсуждение
Согласно 1-ой задаче, нами выявлена динамика состояния здоровья студентов СМГ УдГАУ: по результатам углубленного осмотра медиков ежегодно в УдГАУ поступает до 20% студентов, имеющих специальную группу здоровья. Количество студентов 1-го курса УдГАУ, отнесенных к специальной медицинской группе (в %) представлено на рисунке 1.
70 60 50 40 30 20 10 0
4
о
и
5 §
Рис. 1 Количество студентов 1 -го курса УдГАУ, отнесенных к специальной медицинской
группе (в %)
20% студентов - это примерно по 1-ой группе из 10-15 человек на каждом факультете. Для проведения занятий со студентами специальной медицинской группы всегда выделяется 1 преподаватель из штата кафедры. В основном, студенты специальной медицинской группы занимаются с учетом своих заболеваний. Также нужно отметить, что у некоторых студентов, имеется не 1, а несколько заболеваний. Анализ медосмотров студентов 1-го курса УдГАУ также показал, что имеются различия в заболеваемости студентов - выходцев из городов и сельской местности. Результаты представлены на рисунке 2.
и* (ч (ч (ч (ч (ч (ч (ч (ч (ч (ч (ч (ч (ч (ч (ч (ч
^ч ^ч т ^ч ^ч т
ос О о о о о ^ч ^ч _ _ ^ч г^
О о о о о о о 1 1 о о о
ГЧ гч гч ГЧ ГЧ ГЧ гч гч ГЧ гч
ю О ■4 ОО О ГЧ ■4 ю О гч чо О гч
ОС О о о о о ^ч ^ч ^ч г^ г^
о о о о о о о о о о
20 15 10 5 0
Рис. 2 Количество студентов 1-го курса УдГАУ из села и города, отнесенных к специальной медицинской группе (в %)
Как можно заметить из рисунка 2, за последние 5 лет, количество студентов специальной медицинской группы из сельской местности меньше, чем их сверстников из городов, кроме учебного года 2023-2024, в котором значительно выросло количество поступивших первокурсников, имеющих специальную медицинскую группу здоровья.
Кроме того, нами выявлены наиболее распространенные заболевания студентов, которые делятся на группы: сердечно-сосудистые, дыхательные, и тд.
К распространенным заболеваниям у студентов УдГАУ на протяжении ряда лет относятся: сердечно-сосудистые, заболевания органов зрения (в основном, МСС - миопия средней степени) и заболевания опорно-двигательного аппарата.
Проведя более детальный анализ, мы выявили динамику заболеваемости у студентов УдГАУ из городов и сел по основным заболеваниям, представленную в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ основных заболеваний студентов из села и города с 2013 по 2024 г. _____(%)______
Уч.г./ 2013- 2015- 2016- 2017- 2018- 2019- 2020- 2021- 2022- 2023-
территория 2014 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Сердечно -сосудистые заболевания
город 33 27,1 34,8 44,5 39,1 31,7 25,4 29,1 40,6 30,4
село 31,3 24,5 38,8 46,1 44,5 23,7 27,5 26,4 33 27,2
Миопия средней степени
город 12,9 15,6 10 22,7 11,5 23,5 22,6 15,8 16 18,9
село 16,3 16,3 20 19,6 17,8 25 22,5 25 16,9 27,2
Заболевания опорно-двигательного аппарата
город 12,2 10,9 4,5 7,2 12,3 32,3 14,6 25 9,6 20,1
село 9 10 7 7,6 15,2 21,7 19,1 27,9 7,3 14,7
Как видно из таблицы 1, у студентов УдГАУ из городов и сел, имеются количественные различия по основным заболеваниям. Так, у студентов из городов более высокий процент заболеваний сосудов и сердца. У студентов из сел прослеживается более высокий процент, имеющих заболеваемость органов зрения и опорно-двигательного
2019-2020 2020-2021 2021-2022 2022-2023 2023-2024 г. г. г. г. г.
-СМГ город---СМГ село
аппарата.
Согласно 2-ой задаче, нами определены биоэнергетические особенности организма студентов СМГ. Мы применили обследование студентов СМГ с помощью экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей организма - «Б&К-ТББТ» [2]. Результаты распределения студентов на биоэнергетические группы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Распределение студентов специальной медицинской группы по принадлежности к
биоэнергетическому профилю
№ п/п Биоэнергетический профиль Биоэнергетическая Кол-во % Кол-во %
группа студентов ЭГ (23 человека) студентов КГ (18 человек)
1 Аэробный 1 (первая) - -
2 Аэробно -гликолитический 2 (вторая) 21,4% -
3 Аэробно -анаэробный 3 (третья) 21,4% 60%
4 Анаэробно-аэробный 4(четвертая) 35,8% 40%
5 Анаэробно-максимальный 5(пятая) 21,4% -
В ходе решения 3 -ей задачи, нами была разработана методика занятий физической культурой со студентами СМГ на основе кругового метода с учетом механизма энергообеспечения мышечной деятельности.
Методика включала в себя проведение занятий по физической культуре, где в основной части занятия использовался круговой метод, а в заключительной части -дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой А.Н. Методика велась на протяжении 1-го семестра. Упражнения на основе кругового метода подбирались с использованием учебного пособия И.А. Гуревича «1500 упражнений для круговой тренировки». Круг состоял из пяти станций на развитие основных физических качеств: сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость.
Организация и проведение занятий на основе кругового метода с учетом механизма энергообеспечения мышечной деятельности студентов СМГ предусматривает распределение средств на основе кругового метода, включающее соответствующие количество повторений на станциях «быстрота» и «выносливость». Основным отличием данной методики является учет механизма энергообеспечения мышечной деятельности и изменение количества повторений на станциях «быстрота» и «выносливость» в аэробной и анаэробной группе по типу энергообеспечения.
Всего студентам ЭГ было предложено 3 комплекса, т.е. 3 уровня сложности: простой, средний, сложный, по 3 занятия на каждом уровне. Отдых после каждой станции был в форме измерения ЧСС и записи ее в специальные карточки. На наш взгляд, студенты СМГ, это также будущие специалисты сельского хозяйства. В своей профессии им предстоит проявлять профессиональные и физические качества: работоспособность,
выносливость, силу, устойчивость нервной системы и тд., именно поэтому круговой метод был разноуровневый, чтобы с помощью повышения повторений на станциях от простого уровня к сложному, студенты СМГ могли в полной мере подготовиться к предстоящим профессиональным условиям их трудовой деятельности, повысить производительность труда, сопротивляться утомлению, чтобы у них появилась тренированность организма, воспитались физические качества.
Ниже нами описаны упражнения 3-х комплексов (простого, среднего и сложного уровня, а также указана дозировка упражнений для студентов, имеющих аэробный, анаэробный и смешанный биоэнергетические типы организма.
Примерный комплекс упражнений кругового метода (Простой уровень)
Станция «Быстрота» 1.И.п. - лежа на животе, руки вдоль туловища, ладонями вниз.
Выполнение: прогибать спину, поднимая голову вверх в быстром темпе. Вдох делать перед прогибанием, выдох - опускаясь.
Станция «Сила» 1. И.п. - лежа на спине, гантели на груди.
Выполнение: выжимать гантели, сгибая и разгибая руки. Вдох делать перед жимом, выдох - во время опускания гантелей. Вес гантелей 4-5 кг.
Станция «Выносливость» 1.И.п. - упор сидя сзади, согнув ноги.
Выполнение: переход из упора сидя в упор сзади. Вдох в начале выпрямления, выдох - при седе.
Станция «Ловкость» 1. И.п. - лежа на животе, держать малый мяч впереди. Выполнение: подбрасывать и ловить мяч двумя руками.
Станция «Гибкость»
1.И.п. - основная стойка.
Выполнение: ходьба выпадами вперед с опорой на колено.
Примерный комплекс упражнений кругового метода (средний уровень)
Станция «Быстрота» 1.И.п. - лежа на животе, руки за голову.
Выполнение: прогибать спину, поднимая голову вверх в быстром темпе. Вдох делать перед прогибанием, выдох - опускаясь.
Станция «Сила»
1. И.п. - сидя на гимнастической скамейке, гантели на груди.
Выполнение: выжимать гантели, сгибая и разгибая руки. Вдох делать перед жимом, выдох - во время опускания гантелей. Вес гантелей 4-5 кг.
Станция «Выносливость» 1.И.п. - упор сидя сзади, согнув ноги.
Выполнение: переход из упора сидя в упор сзади прогнувшись. Вдох в начале выпрямления, выдох при седе.
Станция «Ловкость» 1. И.п. - лежа на животе, держать малый мяч впереди.
Выполнение: держать малый мяч в левой (правой) руке и перебрасывать из руки в руку.
Станция «Гибкость»
1.И.п. - основная стойка.
Выполнение: ходьба выпадами вперед, с выносом гантелей вперед. Вес гантелей 1,5 кг. Примерный комплекс упражнений кругового метода (сложный уровень)
Станция «Быстрота» 1.И.п. - лежа на животе, в руках набивной мяч.
Выполнение: прогибать спину, поднимая голову вверх в быстром темпе. Вдох делать перед прогибанием, выдох - опускаясь. Вес мяча 1-3 кг.
Станция «Сила»
1. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч. Выполнение: выжимать гантели, сгибая и разгибая руки. Вдох делать перед жимом, выдох - во время опускания гантелей. Вес гантелей 5-8 кг.
Станция «Выносливость» 1.И.п. - упор сидя сзади, согнув ноги.
Выполнение: переход из упора сидя в упор сзади прогнувшись, во время упора сзади поочередно поднимать правую (левую) ногу. Вдох в начале выпрямления, выдох при седе.
Станция «Ловкость» 1. И.п. - лежа на животе, держать малый мяч в руках впереди.
Выполнение: подбрасывать малый мяч вверх с последующим хлопком ладонями о пол.
Станция «Гибкость»
1.И.п. - основная стойка.
Выполнение: ходьба выпадами вперед, с выносом гантелей вперед. Вес гантелей 3 кг. Количество кругов при выполнении каждого комплекса - 3.
До и после каждого круга замер ЧСС за 1 минуту, после каждой станции - за 15 секунд.
Таблица 3
Дозировка упражнений на станциях по круговому методу студентов ЭГ, имеющих _различные биоэнергетические типы_
Биоэнергетические типы организма Дозировка (количество раз)
Название станций и характер упражнений по круговому методу Быстрота Сила Выносливость Ловкость Гибкость
Простой уровень
аэробный 25 15 15 15 15
смешанный 20 15 20 15 15
анаэробный 15 15 25 15 15
Средний уровень
аэробный 30 20 20 20 20
смешанный 25 20 25 20 20
анаэробный 20 20 30 20 20
Сложный уровень
аэробный 35 25 25 25 25
смешанный 30 25 30 25 25
анаэробный 25 25 35 25 25
Для определения эффективности экспериментальной методики занятий нами проведен анализ показателей ЧСС после эксперимента.
Экспериментальная группа
-•-Аэробный -»-Анаэробный -»—Смешанный
Рис. 3 Средние значения ЧСС (уд/мин) у студентов ЭГ, имеющих различные типы биоэнергетики организма (показанные после каждого уровня сложности с 1 по 9)
Таблица 4
Средние значения ЧСС (уд/мин) у студентов ЭГ, имеющих различные типы __биоэнергетики организма _
Простой уровень Средний уровень Сложный уровень
Тип биоэнергетики 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Аэробный 104 125 116,5 127 113,5 116 107 106,5 106,5
Анаэробный 114 120,5 108,5 118 118 107 115 112 116
Смешанный 112 111 104,5 111 102 108 99 112 107
Из рисунка 3 можно заключить, что: круговой метод применялся на 9-ти занятиях, которые шли по уровням простой, средний и сложный. Наибольшие показатели повышения ЧСС было замечено у студентов ЭГ аэробного типа на простом уровне на 2-м занятии, на среднем уровне на 1-м занятии. У студентов ЭГ анаэробного типа на 2-м занятии простого
уровня, на 1-м и 2-м занятии среднего уровня. У студентов ЭГ смешанного типа на 1-м и 2-м занятии простого уровня, на 1-м занятии среднего уровня и 2-м занятии сложного уровня. Повышение ЧСС было небольшим и в аэробной зоне до 125 уд/мин.
Изменение ЧСС студентов ЭГ, имеющих различные типы биоэнергетики организма, во-первых, показывает их реакцию на выполнение упражнений комплекса по круговому методу. Во-вторых, по увеличенным данным ЧСС на простом и среднем уровне у студентов, имеющих аэробный и анаэробный тип и снижение ЧСС на сложном уровне комплекса, можно судить о происходящих процессах адаптации организма и приспособлении его к повышению нагрузки. В-третьих, следует отметить, что повышение показателей ЧСС после нагрузки, связанной с выполнением упражнений комплекса, в сравнении с ЧСС до нагрузки, было максимальным до 127 уд/мин, и данные изменения благоприятны для студентов специальной медицинской группы, т.к. повышение является допустимым и в аэробной или оздоровительной зоне.
Нами выявлены средние значения показателей ЧСС у студентов ЭГ различных биоэнерготипов до и после эксперимента, представленные на рисунке 4,5, 6 и в таблице 4.
Аэробный тип
150
127
99
100
50
0
до
после
Рис. 4 Средние значения ЧСС до и после эксперимента у студентов, имеющих аэробный тип биоэнергетики организма (%)
Смешанный тип
200
121
92
100
0
до
после
Рис. 5 Средние значения ЧСС до и после эксперимента у студентов, имеющих смешанный тип биоэнергетики организма
Анаэробный тип
200 100 0
до
после
Рис. 6 Средние значения ЧСС до и после эксперимента у студентов, имеющих анаэробный тип биоэнергетики организма
Таблица 4
Средние значения ЧСС студентов ЭГ, имеющих различные типы биоэнергетики до и __после нагрузки_
Аэробный тип
До ±т После ±т ф и 1гр. р
х 99±1,2 127±1,6 23,6>1,99 р>0,05
Смешанный тип
х 92±1,8 121±1,5 17,1>1,99 р>0,05
Анаэробный тип
х 101±1,4 122±1,7 15,3>1,97 р>0,05
Где х - среднее арифметическое значение; ±т - стандартная ошибка среднего арифметического; 1р - расчетное значение; ^р - граничное значение, определяемое по таблице Приложения 3 (Петров П.К. Математико-статистическая обработка и графическое представление результатов педагогических исследований с использованием информационных технологий, 2013); р - достоверность различий.
С помощью измерения ЧСС студенты СМГ смогли следить за состоянием здоровья вовремя и после упражнений комплекса по круговому методу. Из таблицы 4 можно заключить, что у студентов всех типов биоэнергетики заметно увеличился пульс после выполнения комплекса по круговому методу, но достоверность данных значений отсутствует. Возможно это связано с малой продолжительностью эксперимента (9 занятий - 1,5 месяца занятий), необходимо продолжить эксперимент, повторить его.
Следует отметить, что в наших предыдущих работах показана эффективность экспериментальной методики с помощью повышения показателей физической подготовленности. Достоверно увеличились значения в подтягивании на низкой перекладине, в наклоне вперед стоя, в приседе на правой и левой ноге, в упражнениях на мышцы живота и спины. Также нами показаны изменения показателей психофизических качеств. Прирост показателей в тесте «Теппинг-тест», в тесте «Змейка», в тесте «Тремор» и в тесте «Светофор» [9-12].
Заключение
Таким образом, проведя анализ литературных источников, нами выявлена актуальность вопросов проведения занятий физической культурой со студентами СМГ. Поставлены и решены научные задачи и сделаны положительные выводы. Разработана и обоснована методика занятий физической культурой со студентами СМГ на основе кругового метода с учетом механизма энергообеспечения мышечной деятельности.
Список литературы
1. Машанов В.С. Корреляционный анализ показателей общей и специальной физической подготовленности, функциональных и резервных возможностей организма на основе энергообеспечения мышечной деятельности у студенток УдГУ. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 189-196.
2. Пономарева М.С., Алексеев М.А. Становление и развитие лыжного спорта в республике Саха (Якутия). Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 209-212/
3. Кизилов Л.И. Футбол как средство оздоровления студентов специальных медицинских групп. Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию Благовещенского государственного педагогического университета. 2015: 201-204.
4. Комарова Н.А., Грызлова Л.В., Курдюшкина Я.Ю. Дифференцированный подход к организации физического воспитания студентов специальной медицинской группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Проблемы современного педагогического образования. 2017: 199-206.
5. Куатова Г.А., Сайдулин В.Н., Шойынбекова А.К. Физическая культура студентов специальной медицинской группы с различными заболеваниями зрения. Актуальные научные исследования в современном мире. 2018; 2-8(34): 123-127.
6. Лебедева Л.Ф., Слуцкая Н.Ю. Развитие координации движений у студентов специальной медицинской группы. Научная сессия ГУАП: сборник докладов в 3 ч. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. 2017: 211-213.
7. Мараховская О.В., Бугай М.В. Проведение учебных занятий по лыжной подготовке со студентами специальных медицинских групп. Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи: материалы 4-ой международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию ОмГТУ. 2018: 204-207.
8. Ражникова Т.Н., Кох Ю.А., Герасимов Е.М. Особенности проведения занятий со студентами специальной медицинской группы, имеющими заболевания сердечнососудистой системы. Новая наука: теоретический и практический взгляд: сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017: 126-130.
9. Зюкин А.В., Анисимова А.Ю., Воротова М.С., Рубцова Л.В. Динамика показателей резервных и функциональных возможностей организма студентов 1-3 курсов ИжГСА. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(1): 176-186. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-1-176-186.
10. Рубцова Л.В. Динамика состояния здоровья студентов 1 -го курса Ижевской государственной Сельскохозяйственной академии. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Волгоград. 2022.
11. Рубцова Л.В., Воротова М.С., Анисимова А.Ю., Жуйков Р.А. Методика проведения занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы с учетом биоэнергетической типов организма. Воронеж. 2022.
12. Рубцова Л.В., Дружинина О.Ю., Жуйков Р.А. Применение круговой тренировки с учетом биоэнергетических типов у студентов специальной медицинской группы. Технологические тренды устойчивого функционирования и развития АПК : мат.-лы докл. Международ. науч.-практ. конф. (Ижевск, 24-26 февраля 2021). Ижевск. 2021: 214-218.
13. Татарова С.Ю. Воспитание общей выносливости студентов специальных медицинских групп посредством беговой подготовки. Альманах мировой науки. 2016; 3-3(6): 115-118.
References
1. Vadim S. Mashanov. Correlation analysis of general and special physical fitness indicators, functional and reserve capabilities of the body on the basis of muscular activity energy supply in female students of UdSU. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 189-196 [In Russ., In Engl.].
2. Mariya S. Ponomareva, Mikhail A. Alekseev. Formation and development of skiing in the Republic of Sakha (Yakutia). Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 209212 [In Russ., In Engl.].
3. Kizilov L.I. Football as a means of improving the health of students of special medical groups. Teoreticheskie I prakticheskie problemy fizicheskoj kul;tury I sporta: materialy Vserrossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyachennoj 85-letiyu Blagovechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo unicersiteta [Theoretical and practical problems of physical culture and sports: materials of the All-Russian Scientific and Practical conference with international participation dedicated to the 85th anniversary of the Blagoveshchensk State Pedagogical University]. 2015: 201-204 [In Russ.].
4. Komarova N.A., Gryzlova L.V., Kurdyushkina Ya.Yu. A differentiated approach to the organization of physical education of students of a special medical group with disorders of the musculoskeletal system. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017: 199206 [In Russ.].
5. Kuatova G.A., Saidulin V.N., Shoynbekova A.K. Physical culture of students of a special medical group with various visual diseases. Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2018; 2-8(34): 123-127 [In Russ.].
6. Lebedeva L.F., Slutskaya N.Yu. Development of movement coordination among students of a special medical group. Nauchnaya sessiya GUAP: sbornik doklafov v 3 chastyah [GUAP scientific session: collection of reports at 3 parts]. St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation. 2017: 211-213 [In Russ.].
7. Marakhovskaya O.V., Bugai M.V. Conducting ski training sessions with students of special medical groups. Fizicheskaya kul'tura I sport v zhizni studencheskoj molodezhi: materialy 4-oj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyachennoj 75-letiyu OmGTU [Physical culture and sports in the life of students: materials of the 4th international scientific and practical conference dedicated to the 75th anniversary of OmSTU]. 2018: 204-207 [In Russ.].
8. Razhnikova T.N., Koch Yu.A., Gerasimov E.M. Features of conducting classes with students of a special medical group who have diseases of the cardiovascular system. Novaya nauka: teoreticheskij I prakticheskij vzglyad: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [New science: a theoretical and practical view: a collection of materials of the International Scientific and Practical Conference]. 2017: 126-130 [In Russ.].
9. Anatoliy V.Zyukin, Aleksandra Yu. Anisimova, Mariya S. Vorotova, Lyubov V. Rubtsova. Dynamics of indices of reserve and functional abilities of the 1st-3rd course students' organism at Izhevsk State Agricultural Academy. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2020; 15(1): 176-186. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-1-176-186 [In Russ., In Engl.].
10. Rubtsova L.V. Dynamics of the health status of 1st year students of the Izhevsk State Agricultural Academy. Fizicheskoe vospitanie I sportivnaya trenirovka. Volgograd. 2022 [In Russ.].
11. Rubtsova L.V., Voronova M.S., Anisimova A.Yu., Zhuikov R.A. Metodika provedeniya zanyatij po fizicheskoj kul'ture so studentami special'noj medicinskoj gruppy s uchetom bioenergeticheskih tipov organizma [Methods of conducting physical education classes with students of a special medical group, taking into account the bioenergetic types of the body]. Voronezh. 2022 [In Russ.].
12. Rubtsova L.V., Druzhinina O.Yu., Zhuikov R.A. The use of circular training taking into account bioenergetic types in students of a special medical group. Tehnologicheskie trendy ustojchivogo funkcionirovaniya I razvitiya APK: materialy dokladov Mezdhunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Izhevsk, 24-26fevralya 2021) [Technological trends in the sustainable functioning and development of the agro-industrial complex: articles materials of International scientific and practical conf. (Izhevsk, February 24-26, 2021)]. Izhevsk. 2021: 214-218 [In Russ.].
13. Tatarova S.Y. Education of general endurance of students of special medical groups through running training. Al'manah mirovoj nauki. 2016; 3-3(6): 115-118 [In Russ.].
Статья поступила в редакцию: 08.02.2024
Рубцова Любовь Владимировна - аспирант, Удмуртский государственный универвситет, 426069 Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 11, e-mail: rubcoval12504@,gmail.com Фарбей Вадим Валерьевич -доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 192007, Россия, г. Санкт-Петербург, Лиговский проспект, дом 275, корпус 1, e-mail:[email protected]