Научная статья на тему 'Корреляционный анализ показателей дыхательной системы, функциональных и резервных возможностей организма с показателями общей физической подготовленности студентов-юношей медицинской академии в зависимости от биоэнергетических типов'

Корреляционный анализ показателей дыхательной системы, функциональных и резервных возможностей организма с показателями общей физической подготовленности студентов-юношей медицинской академии в зависимости от биоэнергетических типов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / физическая подготовленность / показатели / тесты / корреляционный анализ / биоэнергетические типы / students / physical readiness / indices / tests / correlation analysis / bioenergetics types

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Торхов Александр Сергеевич, Ощепков Павел Сергеевич, Анисимова Александра Юрьевна, Заболотская Марина Генриховна

В настоящее время значительная часть студентов, обучающихся в вузах, имеет низкий уровень физического развития и физической подготовленности, которые являются важным условием достижения высокой физической и умственной работоспособности, поддержания здоровья на достойном уровне. Формирование физической подготовленности студентов в условиях обучения в вузе является приоритетной задачей любого высшего учебного заведения, для решения которой необходим поиск новых, более эффективных методов и/или методик. Материалы. Определение факторов, влияющих на эффективное развитие физических качеств у студентов-юношей медицинского вуза с разными биоэнергетическими типами энергообеспечения организма. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, метод экспресс-диагностики «D&K-Test», исследование дыхательной системы (прибор «Spirolab III»), методы математической статистики (данные обрабатывались в программе IBM SPSS Statistics 24.0), общепринятые тесты общей физической подготовленности. Результаты.Проведен корреляционный анализ показателей дыхательной системы, функциональных и резервных возможностей организма с показателями тестов общей физической подготовленности в зависимости от типа энергообеспечения мышечной деятельности (аэробный, смешанный или анаэробный) студентов-юношей первого курса медицинской академии. Корреляционный анализ показал, что результаты выполнения тестов физической подготовленности зависят от функциональных и резервных возможностей организма и особенностей развития дыхательной системы. Есть значимые различия в показателях тестов в зависимости от типа энергообеспечения мышечной деятельности. Заключение. Полученные взаимосвязи показывают, что изменения значений показателей физической подготовленности достигаются в разных группах биоэнергетического типа по-разному. В зависимости от типа это могут быть особенности развития дыхательной системы или показатели функциональных и резервных возможностей организма. Особенно яркими являются различия в группах анаэробного и аэробного типов, что свидетельствует о разных способах адаптации организма к нагрузкам. В связи с этим особое значение для гармоничного физического развития студентов имеет дифференцированный подход с учетом этих особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Торхов Александр Сергеевич, Ощепков Павел Сергеевич, Анисимова Александра Юрьевна, Заболотская Марина Генриховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation analysis of respiratory system indices, functional and reserve capacities of an organism with the indices of general physical readiness of male students from medical academy depending on bioenergetic types

Nowadays most part of students, who study at higher educational establishments, has a low level of physical development and physical readiness. They are important for high physical and mental working capacity achievement, health support. Physical readiness formation in the students in terms of studying at a higher educational establishment is a priority objective of any higher educational establishment. For this purpose it is necessary to search for new more effective methods and/or methodologies. Materials. Defining the factors, which influence effective development of physical qualities among male students from medical higher educational establishment with different bioenergetics types of organism energy supply. Research methods. Information sources analysis and summarizing, method of express-diagnostics “D&K-Test”, respiratory system study (“Spirolab III” device), methods of mathematical statistics (the results were handled in the program IBM SPSS Statistics 24.0), generally adopted tests of general physical readiness. Results. We organized correlation analysis of respiratory system indices, functional and reserve capacities of an organism with the indices of the general physical readiness tests depending on the type of muscle activity energy supply (aerobic, mixed and anaerobic) among male student from the 1st course at medical academy. Correlation analysis showed that the results of physical readiness tests fulfillment depend on functional and reserve capacities of an organism and the peculiarities of respiratory system development. There are considerable differences in tests indices depending on the type of muscle activity energy supply. Conclusion. The received interconnections show that physical readiness values changes are achieved in different groups of bioenergetics type in different ways. Depending on the type these can be the peculiarities of respiratory system development or the indices of the functional and reserve capacities of an organism. Especially vivid are the differences in the groups of anaerobic and aerobic types and it shows different ways of organism adaptation to the loads. In this connection the differentiated approach, which takes into account these peculiarities, is especially important for a harmonious physical development of students.

Текст научной работы на тему «Корреляционный анализ показателей дыхательной системы, функциональных и резервных возможностей организма с показателями общей физической подготовленности студентов-юношей медицинской академии в зависимости от биоэнергетических типов»

DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2-112-120

Т/* *-» __« «

Корреляционный анализ показателей дыхательной системы, функциональных и резервных возможностей организма с показателями

^ и 1 О I» U

общей физической подготовленности студентов-юношей медицинской академии в зависимости от биоэнергетических типов

Торхов А.С.1*, Ощепков П.С. 1, Анисимова А.Ю.2, Заболотская М.Г.3

Шжевская государственная медицинская академия г. Ижевск, Россия ORCID: 0000-0001-8580-0944, [email protected]* ORCID: 0000-0002-9416-2531, [email protected] 2Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова г. Ижевск, Россия ORCID: 0000-0002-5899-91, [email protected] ЗУдмуртский государственный университет г. Ижевск, Россия ORCID: 0000-0003-2418-8688, [email protected]

Аннотация: В настоящее время значительная часть студентов, обучающихся в вузах, имеет низкий уровень физического развития и физической подготовленности, которые являются важным условием достижения высокой физической и умственной работоспособности, поддержания здоровья на достойном уровне. Формирование физической подготовленности студентов в условиях обучения в вузе является приоритетной задачей любого высшего учебного заведения, для решения которой необходим поиск новых, более эффективных методов и/или методик. Материалы. Определение факторов, влияющих на эффективное развитие физических качеств у студентов-юношей медицинского вуза с разными биоэнергетическими типами энергообеспечения организма. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, метод экспресс-диагностики «D&K-Test», исследование дыхательной системы (прибор «Spirolab III»), методы математической статистики (данные обрабатывались в программе IBM SPSS Statistics 24.0), общепринятые тесты общей физической подготовленности. Результаты.Проведен корреляционный анализ показателей дыхательной системы, функциональных и резервных возможностей организма с показателями тестов общей физической подготовленности в зависимости от типа энергообеспечения мышечной деятельности (аэробный, смешанный или анаэробный) студентов-юношей первого курса медицинской академии. Корреляционный анализ показал, что результаты выполнения тестов физической подготовленности зависят от функциональных и резервных возможностей организма и особенностей развития дыхательной системы. Есть значимые различия в показателях тестов в зависимости от типа энергообеспечения мышечной деятельности. Заключение. Полученные взаимосвязи показывают, что изменения значений показателей физической подготовленности достигаются в разных группах биоэнергетического типа по-разному. В зависимости от типа это могут быть особенности развития дыхательной системы или показатели функциональных и резервных возможностей организма. Особенно яркими являются различия в группах анаэробного и аэробного типов, что свидетельствует о разных способах адаптации организма к нагрузкам. В связи с этим особое значение для гармоничного физического развития студентов имеет дифференцированный подход с учетом этих особенностей.

Ключевые слова: студенты, физическая подготовленность, показатели, тесты, корреляционный анализ, биоэнергетические типы.

Дляцитирования: ТорховА.С.*,ОщепковП.С.,АнисимоваА.Ю.,ЗаболотскаяМ.Г. Корреляционный анализ показателей дыхательной системы, функциональных и резервных возможностей организма с показателями общей физической подготовленности студентов-юношей медицинской академии в зависимости от биоэнергетических типов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(2): 112-120. DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2112-120

Correlation analysis of respiratory system indices, functional and reserve capacities of an organism with the indices of general physical readiness of male students from medical academy depending on bioenergetic types

Aleksandr S. Torkhov1*, Pavel S. Oshchepkov 1, Aleksandra Yu. Anisimova2, Marina G.

Zabolotskaya3

llzhevsk State Medical Academy Izhevsk, Russia ORCID: 0000-0001-8580-0944, [email protected]* ORCID: 0000-0002-9416-2531, [email protected] 2M.T. Kalashnikov State Technical University, Izhevsk Izhevsk, Russia ORCID: 0000-0002-5899-91, [email protected] 3Udmurt State University Izhevsk, Russia

ORCID: 0000-0003-2418-8688, [email protected]

Abstract: Nowadays most part of students, who study at higher educational establishments, has a low level of physical development and physical readiness. They are important for high physical and mental working capacity achievement, health support. Physical readiness formation in the students in terms of studying at a higher educational establishment is a priority objective of any higher educational establishment. For this purpose it is necessary to search for new more effective methods and/or methodologies. Materials. Defining the factors, which influence effective development of physical qualities among male students from medical higher educational establishment with different bioenergetics types of organism energy supply. Research methods. Information sources analysis and summarizing, method of express-diagnostics "D&K-Test", respiratory system study ("Spirolab III" device), methods of mathematical statistics (the results were handled in the program IBM SPSS Statistics 24.0), generally adopted tests of general physical readiness. Results. We organized correlation analysis of respiratory system indices, functional and reserve capacities of an organism with the indices of the general physical readiness tests depending on the type of muscle activity energy supply (aerobic, mixed and anaerobic) among male student from the 1st course at medical academy. Correlation analysis showed that the results of physical readiness tests fulfillment depend on functional and reserve capacities of an organism and the peculiarities of respiratory system development. There are considerable differences in tests indices depending on the type of muscle activity energy supply. Conclusion. The received interconnections show that physical readiness values changes are achieved in different groups of bioenergetics type in different ways. Depending on the type these can be the peculiarities of respiratory system development or the indices of the functional and reserve capacities of an organism. Especially vivid are the differences in the groups of anaerobic and aerobic types and it shows different ways of organism adaptation to the loads. In this connection the differentiated approach, which takes into account these peculiarities, is especially important for a harmonious physical development of students.

Keywords: students, physical readiness, indices, tests, correlation analysis, bioenergetics types.

For citation: Aleksandr S. Torkhov*, Pavel S. Oshchepkov, Aleksandra Yu. Anisimova, Marina G. Zabolotskaya. Correlation analysis of respiratory system indices, functional and reserve capacities of an organism with the indices of general physical readiness of male students from medical academy depending on bioenergetic types. Russian Journal of Physical education and Sport. 2022; 17(2): 12-120. DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2-112-120

Актуальность

Специалисты отмечают, что

значительная часть студентов, обучающихся в вузах, имеет низкий уровень физического развития и физической подготовленности [1]. Это может быть связано с тем, что в последние

годы отмечается устойчивая тенденция снижения уровня физической подготовленности абитуриентов, поступающих в вузы. Причиной этого может быть увеличение учебной нагрузки, приводящей к переутомлению и гиподинамии, проблемы в социальном и межличностном

общении [5,9]. Такое положение не может не отражаться на уровне физической подготовленности студентов в процессе обучения в вузе.

Черенко В.А. в результате проведённого исследования определил, что на первом курсе уровень физической подготовленности студентов оценивается как средний, на втором курсе - ниже среднего, а на третьем курсе -низкий [8].

О.В. Тиунова в своём исследовании отмечает, что от физической подготовленности непосредственно зависит успешность будущего специалиста в профессиональной (трудовой) деятельности. Кроме того, физическая подготовленность является необходимым условием достижения высокой физической и умственной работоспособности, поддержания здоровья на достойном для человека уровне [7]. Формирование физической подготовленности студентов в условиях обучения в вузе является приоритетной задачей любого высшего учебного заведения. Данная концепция способствует концентрации усилий на воспитании здоровых, гармонично развитых молодых людей и содействует формированию здорового образа жизни студентов. Активные занятия физической культурой и спортом помогают молодому поколению не только повысить свою физическую подготовленность, но и укрепить здоровье [6]. Проблема здоровья студентов вузов является первостепенной задачей для формирования отношения к здоровому образу жизни. Перспективность реализации оздоровительных и тренировочных программ для студентов заключается в создании базы данных физического здоровья как основы повышения профессиональной работоспособности и жизнедеятельности организма в стрессовых ситуациях, возникающих в современном обществе. Для коррекции всех компонентов в структуре здоровья необходимо корректировать оздоровительные и тренировочные программы студентов с учетом ошибок методического характера [2]. В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, необходим поиск новых методов и/или методик развития физических

качеств студентов, которые будут эффективнее традиционного подхода, существующего в системе физкультурного образования высших учебных заведений. Для этого требуется провести комплексный анализ показателей физической подготовленности, функциональных и резервных возможностей организма, дыхательной системы с применением коэффициента корреляции Пирсона.

Цель исследования. Определить факторы, которые окажут влияние на эффективное развитие физических качеств у студентов-юношей медицинского вуза с разными биоэнергетическими типами энергообеспечения организма.

Задачи исследования. Выявить зависимость показателей дыхательной системы, функциональных и резервных возможностей организма от показателей общей физической подготовленности у студентов-юношей медицинского вуза.

Материалы и методы

В работе применялись следующие методы: анализ научной литературы, метод экспресс-диагностики«D&K-Test»,исследование дыхательной системы (прибор «Spirolab III»), методы математической статистики (данные обрабатывались в программе IBM SPSS Statistics 24.0), общепринятые тесты общей физической подготовленности.

В исследовании принял участие 61 студент, юноши первого курса медицинской академии. Применялась методика

многофакторной экспресс-диагностики «D&K-Test» (показатели функциональных и резервных возможностей организма) [4], были измерены показатели дыхательной системы при помощи прибора «Spirolab III» (в литрах и % от должного: ЖЕЛ - жизненная ёмкость лёгких; ФЖЕЛ -форсированная жизненная ёмкость лёгких; МВЛ - максимальный вентиляция лёгких) и проведено тестирование общей физической подготовленности с использованием общепринятых тестов: бег 100 м - характеризует быстроту; бег 3 км - характеризует выносливость; прыжок в длину с места толчком двух ног -

характеризует динамическую силу; сгибание-разгибание рук в висе на перекладине -характеризует силовую выносливость; подъем туловища из положения «лежа» в положение «сидя, руки за головой, ноги согнуты под углом 45 градусов», кол-во раз за 1 мин - характеризует скоростно-силовую выносливость.

При помощи метода многофакторной экспресс-диагностики «D&K - Test» профессора С.А. Душанина определили функциональные и резервные возможности организма. По этим показателям определяли биоэнергетические профили студентов. Суть данной методики заключается в регистрации электрокардиограммы грудных однополюсных отведений по Вильсону. По полученным показателям «D&K-Test» были выявлены пять биоэнергетических профилей студентов. В первую группу отнесли студентов, имеющих АНАМЕ (1-11%) и АМЕ (89-99%) - 5 студентов, во вторую группу вошли студенты, имеющие АНАМЕ (12-20%) и АМЕ (80-88%) - 8 студентов, в третью группу отнесли студентов, имеющих АНАМЕ (21-29%) и АМЕ (71-79%) - 34 студент, в четвертую группу - имеющих АНАМЕ (3038%) и АМЕ (62-70%) - 6 студентов, в пятую группу отнесли студентов, имеющих АНАМЕ (39-83%) и АМЕ (17-61%) - 8 студентов. Исходя из этого, студентов 1-го и 2-го биоэнергетического профиля отнесли в группу аэробного типа (13 студентов), студентов 3-го биоэнергетического профиля отнесли в группу смешанного типа (34 студент) и студентов 4 и 5-го биоэнергетического профиля отнесли в группу анаэробного типа (14 студентов). Данное разделение биоэнергетических профилей на биоэнергетические типы энергообеспечения мышечной деятельности предлагает

использовать профессор Душанин С.А. с соавторами [3].

Результаты и обсуждение

Проведя корреляционный анализ взаимосвязей физической подготовленности и показателей дыхательной системы в зависимости от биоэнергетических типов энергообеспечения мышечной деятельности, определили наличие либо отсутствие линейной связи между

двумя количественными показателями и оценили её тесноту, а также статистическую значимость. Результаты корреляционного анализа показателей студентов аэробного типа представлены в таблице 1, смешанного типа - в таблице 2, анаэробного типа энергообеспечения - в таблице 3.

Корреляционный анализ результатов студентов-юношей первого курса медицинской академии аэробного типа энергообеспечения выявил сильную обратную связь теста «бег 100 м» с показателями ФЖЕЛ, л (г=-0,78 при р<0,05) и ФЖЕЛ, % (г=-0,80 при р<0,05), МВЛ, л (г=-0,73 при р<0,05) и среднюю с МВЛ,% (г=-0,69 при р>0,05). У группы студентов смешанного типа энергообеспечения выявлена слабая корреляционная связь теста «бег 100 м» со всеми рассматриваемыми показателями дыхательной системы и только с показателем МВЛ, л (г=0,30 при р<0,05) определена прямая средняя корреляционная связь.

Корреляционный анализ результатов у студентов-юношей первого курса медицинской академии аэробного типа энергообеспечения выявил сильную обратную связь теста «бег 100 м» с показателями ФЖЕЛ, л (г=-0,78 при р<0,05) и ФЖЕЛ, % (г=-0,80 при р<0,05), МВЛ, л (г=-0,73 при р<0,05) и среднюю с МВЛ,% (г=-0,69 при р>0,05). У группы студентов смешанного типа энергообеспечения выявлена слабая корреляционная связь теста «бег 100 м» со всеми рассматриваемыми показателями дыхательной системы и только с показателем МВЛ, л (г=0,30 при р<0,05) определена прямая средняя корреляционная связь.

Таблица 1

Корреляционный анализ показателей студентов аэробного типа

Показатели Бег 100 м Бег 3 км Сгибание-разгибание рук в висе Прыжок в длину с места Пресс за 1 мин

Дыхательная система Г R Г Г Г

ЖЕЛ л -0,243 -0,383 0,106 0,601 0,055

% -0,118 -0,388 0,13 0,528 -0,014

ФЖЕЛ л -0,784 -0,621 0,325 0,632 0,295

% -0,799 -0,725 0,438 0,655 0,304

МВЛ л -0,728 -0,765 0,38 0,578 0,222

% -0,691 -0,799 0,406 0,548 0,192

D&K тест Г R Г Г г

OME 0,12 -0,099 0,08 -0,099 -0,541

МКФ 0,142 0,341 -0,425 0,193 -0,029

МГЛ 0,323 0,759 -0,785 -0,365 -0,186

МАИЭО 0,084 0,247 -0,484 0,091 -0,462

ЧССпано 0,089 0,253 -0,494 0,091 -0,461

dOME -0,089 0,327 -0,527 0,358 -0,036

В группе студентов анаэробного типа энергообеспечения выявлена средняя прямая связь с показателями ФЖЕЛ, л (г=0,48 при р>0,05) и ФЖЕЛ, % (г=0,50 при р>0,05). В результате корреляционного анализа полученных данных у студентов-юношей первого курса медицинской академии аэробного типа энергообеспечения выявлена средняя обратная связь в тесте «бег 3 км» с показателями ЖЕЛ, л (г=-0,з8 при р>0,05) и ЖЕЛ,% (г=-0,39 при р>0,05), ФЖЕЛ, л (г=-0,62 при р>0,05) и сильная обратная связь с показателями ФЖЕЛ, % (г=-0,73 при р<0,05), МВЛ, л (г=-0,7б при р<0,05), и МВЛ, % (г=-0,80 при р<0,05). У группы студентов смешанного типа энергообеспечения выявлена средняя прямая связь этого теста с показателем МВЛ, л (г=0,35 при р>0,05) и МВЛ, % (г=0,зз при р>0,05). В группе студентов анаэробного типа энергообеспечения выявлена средняя обратная корреляционная связь с показателями ЖЕЛ, % (г=-0,43 при р>0,05) и МВЛ, % (г=-0,44 при р>0,05), а также прямая средняя корреляционная связь с показателями

ФЖЕЛ, л (г=0,50 при р>0,05) и ФЖЕЛ, % (г=0,40 при р>0,05).

Корреляционный анализ полученных данных у студентов-юношей первого курса медицинской академии аэробного типа определил прямую среднюю связь теста «сгибание-разгибание рук в висе на перекладине» с показателями ФЖЕЛ, л (г=0,33 при р>0,05) и ФЖЕЛ,% (г=0,44 при р>0,05), МВЛ, л (г=0,з8 при р>0,05) и МВЛ,% (г=0,41 при р>0,05). Этот же тест в группе смешанного типа энергообеспечения имеет среднюю обратную корреляцию с показателем МВЛ, л (г=-0,32 при р>0,05). У группы студентов анаэробного типа энергообеспечения выявлена средняя обратная корреляционная связь с показателями ЖЕЛ, л (г=-0,32 при р>0,05) и ФЖЕЛ, л (г=-0,34 при р>0,05), а также прямая связь с показателем МВЛ, % (г=0,31 при р>0,05).

Таблица 2

Корреляционный анализ показателей студентов смешанного типа

Показатели Бег 100 м Бег 3 км Сгибание-разгибание рук в висе Прыжок в длину с места Пресс за 1 мин

Дыхательная система Г R Г Г Г

ЖЕЛ л 0,095 0,198 0,037 -0,067 -0,002

% -0,031 0,172 0,018 -0,047 0,1

ФЖЕЛ л 0,096 -0,006 0,122 -0,103 -0,102

% -0,014 -0,028 0,253 -0,081 -0,065

МВЛ л 0,304 0,346 -0,323 -0,392 -0,483

% 0,212 0,332 -0,249 -0,342 -0,459

D&K тест Г R Г Г г

OME -0,018 -0,209 0,234 0,028 0,079

МКФ -0,422 -0,322 0,188 0,469 0,277

МГЛ -0,148 -0,026 0,026 0,019 0,202

МАИЭО 0,171 0,095 0,032 -0,229 0,054

ЧССпано 0,163 0,097 0,021 -0,23 0,058

dOME 0,069 0,022 0,075 -0,131 0,141

Прямая средняя корреляционная связь выявлена у студентов-юношей первого курса медицинской академии в тесте «прыжок в длину с места» со всеми рассматриваемыми показателями дыхательной системы: ЖЕЛ, л (г=0,60 при р>0,05) и ЖЕЛ,% (г=0,53 при р>0,05), ФЖЕЛ, л (г=0,63 при р>0,05) и ФЖЕЛ,% (г=0,66 при р>0,05), МВЛ, л (г=0,58 при р>0,05), и МВЛ,% (г=0,55 при р>0,05). В группе студентов смешенного типа энергообеспечения только в двух показателях выявлена средняя обратная связь МВЛ, л (г=-0,39 при р>0,05), и МВЛ, % (г=-0,34 при р>0,05). Как и у группы студентов анаэробного типа энергообеспечения, только в двух рассматриваемых показателях выявлена обратная средняя корреляционная связь с тестом «прыжок в длину с места», это показатели ФЖЕЛ, л (г=-0,47 при р>0,05) и ФЖЕЛ, % (г=-0,50 при р>0,05).

Анализ корреляционной связи результатов теста «подъем туловища из положения лежа в положение «сидя, руки за головой, ноги согнуты под углом 45 градусов, кол-во раз за 1 мин» у студентов-юношей

первого курса медицинской академии аэробного типа энергообеспечения с показателями дыхательной системы выявил прямую среднюю связь с ФЖЕЛ, л (г=0,30 при р>0,05) и ФЖЕЛ,% (г=0,30 при р>0,05). У студентов смешанного типа энергообеспечения выявлена средняя обратная корреляционная связь между данным тестом и показателями МВЛ, л (г=-0,48 при р>0,05), и МВЛ, % (г=-0,4б при р>0,05). У студентов анаэробного типа обнаружена прямая средняя корреляционная связь этого теста с ЖЕЛ, л (г=0,48 при р>0,05) и ЖЕЛ, % (г=0,б1 при р>0,05), обратная средняя связь - с ФЖЕЛ, % (г=-0,30 при р>0,05).

Таблица 3

Корреляционный анализ показателей студентов анаэробного типа

Показатели Бег 100 м Бег 3 км Сгибание-разгибание рук в висе Прыжок в длину с места Пресс за 1 мин

Дыхательная система Г R Г Г Г

ЖЕЛ л 0,199 -0,127 -0,319 -0,178 0,483

% 0,11 -0,425 -0,142 -0,115 0,612

ФЖЕЛ л 0,477 0,499 -0,341 -0,467 -0,287

% 0,498 0,395 -0,263 -0,5 -0,296

МВЛ л -0,004 -0,272 0,159 0,193 0,285

% -0,051 -0,438 0,308 0,205 0,288

D&K тест Г R Г Г г

OME 0,168 0,389 0,073 -0,046 -0,77

МКФ 0,17 0,477 0,274 -0,267 -0,338

МГЛ -0,742 -0,08 0,388 0,814 0,25

МАИЭО 0,359 0,265 -0,547 -0,277 -0,468

ЧССпано 0,199 0,219 -0,476 -0,1 -0,411

dOME 0,302 0,455 -0,442 -0,227 -0,619

Взаимосвязь физической

подготовленности и показателей

функциональных и резервных возможностей организма в зависимости от биоэнергетических типов энергообеспечения мышечной деятельности была выявлена при помощи корреляционного анализа, который помог определить наличие либо отсутствие линейной связи между двумя количественными показателями и оценить её тесноту, а также получить статистическую значимость.

Только в одном из рассматриваемых показателей выявлена прямая средняя корреляционная связь у группы студентов-юношей первого курса медицинской академии аэробного типа энергообеспечения между показателями в тесте «бег 100 м» и МГЛ (г=0,32 при р>0,05). Также у группы студентов смешанного типа энергообеспечения только в одном показателе выявлена средняя обратная связь, это показатель МКФ (г=-0,42 при р>0,05). У группы студентов анаэробного типа энергообеспечения выявлена сильная обратная корреляционная связь между тестом «бег 100 м» и МГЛ (г=-0,74 при р<0,05) и средняя прямая связь с МАИЭО (г=0,з6 при р>0,05) и dОМЕ (г=0,30 при р>0,05).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резул Взаимосвяз ыиза

полученных физической подготовленностивого курса медици показателей функциональныхсипа энергообеспм резервных возможностеймую связь в тестюрганизма в зависимости оМКФ (г=0,34 при ^биоэнергетических типов>5) и сильную пряэнергообеспечения юышечноМГЛ (г=0,7б при деятельности была выявленале у студентов смпри помощи корреляционногония обнаружена анализа, который помог«бег 3 км» с МКФ (г=-0,32 при р>0,05). Результаты теста «бег з км» у студентов группы анаэробного типа энергообеспечения имеют среднюю прямую корреляционную связь с показателями ОМЕ (г=0,39 при р>0,05), МКФ (г=0,48 при р>0,05) и dОМЕ (г=0,45 при р>0,05).

Корреляционный анализ полученных результатов теста «сгибание-разгибание рук в висе на перекладине» у студентов-юношей первого курса медицинской академии аэробного типа энергообеспечения определил обратную среднюю связь с показателями МКФ (г=-0,4з при р>0,05), МАИЭО (г=-0,48 при р>0,05), ЧССпано (г=-0,49 при р>0,05), и dОМЕ (г=-0,53 при р>0,05) и сильную связь с МГЛ (г=-0,79 при р<0,05). У студентов, вошедших в группу смешанного типа энергообеспечения, обнару -

жена слабая прямая корреляционная связь теста «сгибание-разгибание рук в висе на перекладине» со всеми рассматриваемыми показателям функциональных и резервных возможностей организма. Этот тест устудентов анаэробного типа энергообеспечения показывает среднюю прямую корреляционную связь с МГЛ (г=0,39 при р>0,05) и среднюю обратную связь с МАИЭО (г=-0,55 при р>0,05), ЧССпано (г=-0,48 при р>0,05) и dOME (г=-0,44 при р>0,05).

Результаты теста «прыжок в длину с места» у студентов-юношей первого курса медицинской академии аэробного типа имеют среднюю обратную корреляционную связь с показателем МГЛ (г=-0,з6 при р>0,05) и среднюю прямую связь с dOME (r=0,36 при р>0,05). Показатели группы студентов смешанного типа энергообеспечения имеют прямую среднюю корреляционную связь с МКФ (r=0,47 при р<0,05), а в группе анаэробного типа - прямую сильную связь с МГЛ (r=0,8i при р<0,05).

Анализ корреляционной взаимосвязи между тестом «подъем туловища из положения лежа в положение «сидя, руки за головой, ноги согнуты под углом 45 градусов, кол-во раз за 1 мин» и функциональных и резервных возможностей организма у студентов-юношей первого курса медицинской академии аэробного типа энергообеспечения выявил обратную среднюю связь с ОМЕ (r=-0,54 при р>0,05), МАИЭО (r=-0,46 при р>0,05) и ЧССпано (r=-0,46 при р>0,05). В данном тесте результаты у студентов, вошедших в группу смешанного типа энергообеспечения, имеют слабую прямую корреляционную связь со всеми рассматриваемыми показателям функциональных и резервных возможностей организма. Результаты теста студентов анаэробного типа энергообеспечения имеют обратную сильную корреляционную связь с ОМЕ (r=-0,77 при р<0,05) и среднюю обратную связь с МКФ (r=-0,34 при р>0,05), МАИЭО (r=-0,47 при р>0,05), ЧССпано (r=-0,4i при р>0,05) и dOME (r=-0,62 при р>0,05).

Заключение

В группе аэробного типа обнаружена прямая взаимосвязь между результативностью выполнения силовых тестов и показателями дыхательной системы: чем выше показатели дыхательной системы, тем выше будут результаты выполнения тестов «подтягивание» и «прыжок в длину». Показатели быстроты и выносливости зависят от функциональных и резервных возможностей организма, в частности, мощности гликолитического источника энергообеспечения (МГЛ).

В группе смешанного типа значения показателей тестов зависят только от 2 компонентов - МВЛ и МКФ. Высокие значения МВЛ и низкие МКФ соответствуют высоким значениям выполнения беговых тестов («бег 100 м» и «бег 3 км»). Высокие значения МКФ и низкие МВЛ соответствуют высоким значениям динамической силы (тест «прыжок в длину). Низкие значения МВЛ наблюдаются у студентов, имеющих высокие значения выполнения силовых тестов.

В группе анаэробного типа высокие показатели развития дыхательной системы (ФЖЕЛ - форсированная жизненная емкость легких) соотносятся с высокими скоростными показателями (тест «бег 100 метров) и низкими значениями показателя мощности гликолитического источника энергообеспечения. В то же время при выполнении тестов на динамическую силу («прыжок в длину») значения напрямую зависят от значений МГЛ.

Корреляционный анализ выявил, что результаты выполнения тестов физической подготовленности зависят от функциональных и резервных возможностей организма и особенностей развития дыхательной системы. Есть значимые различия в показателях тестов в зависимости от типа энергообеспечения мышечной деятельности.

Полученные взаимосвязи показывают, что изменения значений показателей физической подготовленности достигаются в разных группах биоэнергетического типа по разному. В зависимости от типа это могут быть особенности развития дыхательной системы или показатели функциональных и резервных

возможностей организма. Особенно яркими являются различия в группах анаэробного и аэробного типов, что свидетельствует о разных способах адаптации организма к нагрузкам. В связи с этим особое значение для гармоничного физического развития студентов имеет дифференцированный подход с учетом этих особенностей.

Список литературы

1. Губа В.П. Валеологические основы «паспорта здоровья» как индивидуальной здоровьесберегающей технологии в системе высшего педагогического образования учащейся молодежи. Известия Смоленского государственного университета. 2008; 2: 170178.;

2. Гибадуллин И.Г. Структура формирования здоровья студентов медицинской академии: проблемы и инновации. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 101-108. DOI: 10.14526/2070-47982021-16-1-101-108.

3. Душанин С.А. Кардиомониторинг «D&K-TEST» как метод диагностики для определения функционального состояния и резервных возможностей организма спортсменов. Актуальные проблемы физической культуры и спорта. 2008;15: 39-50.

4. Душанин С.А. Система многофакторной экспресс-диагностики функциональной подготовленности спортсменов при текущем и оперативном врачебно-педагогическом контроле. Киев. 1986: 24.

5. Ортабаев З.С. Планирование учебного процесса по физическому воспитанию на основе результатов мониторинга физической подготовленности студентов. Научен вектор на Балканите. 2019; 3(5): 33-36.

6. Сидорова Т.В. Элективные курсы по физической культуре и спорту: учеб.-метод. пособие. Ч. 2. Оздоровительно-профилактические возможности занятий физическими упражнениями. Арзамас: Арзамас. филиал ННГУ. 2017: 79.

7. Тиунова О.В., Фильченков, Д.А., Томилова, М.В. Использование различных форм мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом : метод. Рекомендации. М.: Советский спорт. 2013: 23.

8. Черненко В.А. Количественная оценка показателей физической подготовленности студентов. Вестник спортивной науки. 2011; 2: 69-71.

9. АбдрахмановаА.Ш. Оценка физической подготовленности фехтовальщиков на основе комплексного функционального тестирования. Наука и спорт: современные тенденции. 2021; 9(2): 12-21. DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-2-

Статья поступила в редакцию: 12.03.2022

Торхов Александр Сергеевич — старший преподаватель, Ижевская государственная медицинская академия, 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Коммунаров, дом 281, e-mail: torhov78@ mail.ru

Ощепков Павел Сергеевич — старший преподаватель, Ижевская государственная медицинская академия, 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Коммунаров, дом 281, e-mail: pawel2904@ yandex.ru

Анисимова Александра Юрьевна — кандидат педагогических наук, доцент, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Россия, г. Ижевск, Студенческая ул., дом 7, e-mail: [email protected]

Заболотская Марина Генриховна — доцент, Удмуртский государственный университет, 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, дом 1, e-mail: zabolotskayamarina1968@gmail. com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.