DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-168-173
Развитие физических качеств у студентов технического университета на занятиях по волейболу с учётом системы энергообеспечения мышечной
деятельности
Анисимова А.Ю.1*, ВоротоваМ.С.2, Рябов М.Е.1
1Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
г. Ижевск, Россия ORCID: 0000-0002-5899-91, [email protected]* ORCID: 0000-0003-0074-1338, [email protected] 2Ижевская сельскохозяйственная академия г. Ижевск, Россия ORCID: 0000-0002-3057-5046, [email protected]
Аннотация: Волейбол - один из популярнейших студенческих видов спорта. Спортивный отбор, мотивация, программирование, эффективная реализация тренировочного процесса, его кадровое обеспечение, сочетание интенсивных занятий спортом и процесса обучения этой элективной дисциплины на учебных занятиях, способствуют всестороннему развитию молодого человека и его адаптации к условиям самостоятельной жизни, позволяющим решать самые сложные производственные задачи по завершении учёбы в вузе. Материалы. В статье рассматривается физическая подготовка студентов-юношей первого курса технического университета на занятиях по волейболу с учётом их биоэнергетического типа организма, определённого по методу многофакторной экспресс-диагностики профессора С.А. Душанина [4]. Методы исследования. Анализ и обобщения научной литературы, метод многофакторной экспресс-диагностики С.А. Душанина, метод математической статистики (IBM SPSS Statistics 2.0). Результаты. Разработана методика развития физических качеств у студентов технического университета на занятиях по волейболу с учётом системы энергообеспечения мышечной деятельности. Проведена многофакторная экспресс-диагностика по С.А. Душанину студентов до и после эксперимента, анализ результатаов показал, что все рассматриваемые показатели в экспериментальной группе улучшаются, при этом все сравниваемые величины носят статистически значимые различия. Заключение. Результаты исследования показали, что предлагаемая нами методика физической подготовки студентов-волейболистов с учётом биоэнергетического типа энергообеспечения организма занимающегося эффективна и может быть рекомендована для проведения занятий по волейболу в технических вузах. Ключевые слова: студенты, биоэнергетический тип (аэробный, смешанный, анаэробный), многофакторная экспресс-диагностика, физическая подготовка, технический университет, волейбол.
Для цитирования: Анисимова А.Ю.*, Воротова М.С., Рябов М.Е. Развитие физических качеств у студентов технического университета на занятиях по волейболу с учётом системы энергообеспечения мышечной деятельности. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(2): 168-173. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-168-173.
The development of physical qualities among students of the Technical University during volleyball classes, taking into account the energy supply
system of muscle activity
Aleksandra Yu. Anisimova1*, Мariya S. Vorotova2, Mikhail Е. Ryabovi
1M.T. Kalashnikov State Technical University, Izhevsk Izhevsk, Russia ORCID: 0000-0002-5899-91, [email protected]* ORCID: 0000-0003-0074-1338, [email protected] 2Izhevsk Agricultural Academy Izhevsk, Russia ORCID: 0000-0002-3057-5046, [email protected]
Abstract: Volleyball is one of the most popular kinds of sport among students. Sports selection, motivation, programming, effective realization of the training process, its human resourcing, intensive sport classes and teaching process combination in this elective discipline provide thorough development of a young person and his adaptation to independent life conditions and help to cope with the most difficult production tasks after graduation. Materials. The article considers physical training of the 1st course male students at a technical University during volleyball lessons, taking into account their bioenergetic type of organism. It is revealed according to the method of multifactorial express-diagnostics by professor S.A. Dushanin [4]. Research methods. Information sources analysis and summarizing, multifactorial express-diagnostics method by S.A. Dushanin, method of mathematical statistics (IBM SPSS Statistics 2.0). Results. We created the methodology of physical qualities development among the students of technical University during volleyball classes, taking into account the energy supplying system of muscle activity. We organized multifactorial express-diagnostics by S.A. Dushanin among the students before and after the experiment. The results analysis showed that all considered indices in the experimental group improved. At the same time, all compared values had statistically valid differences. Conclusion.The research results showed that the offered by us physical training methodology among students-volleyball players, taking into account bioenergetic type of organism energy supply, was effective and can be recommended for volleyball classes at technical higher educational establishments.
Keywords: students, bioenergetic type (aerobic, mixed, anaerobic), multifactorial express diagnostics, physical training, technical University, volleyball.
For citation: Aleksandra Yu. Anisimova*, Mariya S. Vorotova, Mikhail E. Ryabov. The development of physical qualities among students of the Technical University during volleyball classes, taking into account the energy supply system of muscle activity. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(2): 168-173. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-168-173.
Актуальность
Волейбол - один из популярнейших студенческих видов спорта, его традиции и признанность широко распространены в мировом спорте. Спортивный отбор, мотивация, программирование, эффективная реализация тренировочного процесса, его кадровое обеспечение, сочетание интенсивных занятий спортом и процесса обучения этой элективной дисциплины на учебных занятиях, способствуют всестороннему развитию молодого человека и его адаптации к условиям самостоятельной жизни, позволяющим решать самые сложные производственные задачи по завершении учёбы в вузе [1].
В связи с этим сохраняется важность решения вопроса улучшения всех сторон физической подготовки студентов технического вуза, занимающихся волейболом. Особого внимания заслуживает совершенствование методики развития физических качеств с учётом механизма энергообеспечения мышечной деятельности (МЭМД). Поэтому перед специалистами, проводящими занятия по спортивным играм в техническом университете, в который входит дисциплина волейбол, стоит
задача избирательно воздействовать на развитие аэробной, анаэробной производительности, общей работоспособности и резервных адаптационных возможностей, а также акцентированного развития двигательных способностей без ущерба здоровья.
Цель исследования - выявить эффективность физической подготовки студентов юношей первого курса ИжГТУ на занятиях по волейболу с учётом их биоэнергетического типа энергообеспечения организма.
Задачи исследования: разработать методику развития физических качеств у студентов технического университета на занятиях по волейболу с учётом системы энергообеспечения мышечной деятельности
Материалы и методы
Методы исследования: анализ литературы, метод многофакторной
экспресс-диагностики С.А. Душанина, метод математической статистики (IBM SPSS Statistics 2.0).
В исследовании приняли участие 36 студентов-юношей первого курса ИжГТУ
(контрольная группа - 18, экспериментальная группа - 18), у которых была проведена многофакторнаяэкспресс-диагностикапометоду С.А. Душанина. По результатам диагностики экспериментальная группа была разделена на подгруппы с учётом биоэнергетического типа энергообеспечения организма (аэробная - 6, смешанная - 6, анаэробная - 6 студентов). В рамках экспериментальной методики нами была разработана программа занятий с включением в каждое занятие так называемой "полосы препятствий".Этопоточноепрохождениезаранее подготовленных препятствий в виде спортивных снарядов и оборудования для развития основных физических качеств. Полоса включала в себя станции с прыжками, перелезаниями, перекатываниями, ползаньями, равновесием и др. Для учета биоэнергетических типов студентов полоса препятствий дозировалась следующим образом - для аэробной группы предлагалось пройти полосу 8-10 раз подряд, для анаэробной - 3 раза подряд с учетом времени, для смешанной группы - 5 раз подряд. Первые 2-4 недели давался простой вариант полосы, затем упражнения на станциях усложнялись. Полоса препятствий использовалась в основной части учебного занятия, во время игры в волейбол,
в которой 2 команды играют, а 3-я проходит полосу. По завершении тайма до 15 или 25 очков происходила смена команд, таким образом каждая биоэнергетическая группа могла пройти полосу препятствий [3].
Данная нагрузка была подобрана дифференцированно в соответствии с типом энергообеспечения организма и, что немаловажно, уровнем физической подготовленности занимающегося.
Эксперимент проводился в течение учебного года, что составило 132 академических часа волейбольных занятий.
Занятия физической культурой по элективной дисциплине (модуль) «волейбол» в контрольной группе проводились в соответствии с ФГОС, утверждённым на момент проведения эксперимента.
Результаты и обсуждение
В заключение эксперимента повторно проведена многофакторная экспресс-диагностики по С.А. Душанину в контрольной и экспериментальной группах. Результаты до и после эксперимента представлены в таблице, на рисунках 1 (экспериментальная группа) и 2 (контрольная группа).
Показатели Этапы Экспериментальная группа Контрольная группа
X ± а прирост в % р X ± а прирост в % р
ОМЕ до 327,72±34,01 6,81% <0,05 329,76±62,74 1,06% >0,05
после 351,66±63,19 333,28±64,38
МКФ до 33,76±10,81 18,04% <0,05 32,32±6,04 7,81% >0,05
после 41,19±10,93 35,06±6,26
МГЛ до 30,88±5,69 13,59% <0,05 34,03±8,39 9,74% >0,05
после 35,73±8,17 37,71±7,78
МАИЭО до 56,16±10,63 11,63% <0,05 58,80±10,29 -16,20% >0,05
после 63,54±10,55 50,60±13,91
ЧССПАНО до 148,37±16,85 7,20% <0,05 156,25±16,37 -7,36% <0,05
после 159,88±16,99 145,54±20,23
аомЕ до 183,77±16,79 5,84% <0,05 188,98±13,91 -4,15% <0,05
после 195,18±16,68 181,46±16,37
Таблица
Показатели многофакторной экспресс-диагностики студентов-волейболистов первого курса ИжГТУ до и после эксперимента
Рассмотрим результаты шести показателей многофакторной экспресс-диагностики профессора С.А. Душанина в контрольной и экспериментальной группе до и после проведения эксперимента. В показателе «ОМЕ» (общая метаболическая мощность) у экспериментальной группы результаты увеличиваются с 327,72±34,01 до 351,66±33,8;
В показателе «МКФ» (мощность креатинфосфатного источника
энергообеспечения) студенты
экспериментальной группы демонстрируют рост результатов с 33,76±10,81 до 41,19±10,93, прирост составил 18,04%, между этими величинами статистически значимые различия (р <0,05).
В контрольной группе также наблюдается прирост результатов - с 32,32±6,04 до 35,06±6,26, прирост составил 7,81%, но различия статистически не значимы (р >0,05).
прирост составил 6,81%, между этими величинами статистически значимые различия (р <0,05). У студентов в контрольной группе наблюдается незначительное повышение результатов - с 329,76±62,74 до 333,28±64,38; прирост составил 1,06%, различия статистически не значимы (р >0,05).
В экспериментальной группе результаты показателя «МГЛ» (мощность гликолитического источника энергообеспечения) увеличиваются с 30,88±5,69 до 35,73±8,17, рост составил 13,59%, между этими величинами статистически значимые различия (р <0,05). У контрольной группы рост результатов составляет 9,74% - с 34,03±8,39 до 37,71±7,78, но различия сравниваемых величин статистически не значимы (р >0,05).
Рис. 1. Результаты многофакторной экспресс-диагностики студентов-волейболистов 1-го курса ИжГТУ до и после эксперимента (экспериментальная группа)
Контрольная группа
400,00 300,00 200,00 100,00 0.00
325,76 333,2Е
188,98 181,46 156,25 145,54
58,80 50,60 Щщ I
32,32 35,06 34,03 37,71 / Ц Ц
ОМЕ
МКФ
МГЛ
|ДО
МАИЭО ЧССПано сЮМЕ
I после
Рис. 2. Результаты многофакторной экспресс-диагностики студентов-волейболистов 1-го курса ИжГТУ до и после эксперимента (контрольная группа)
Показатели «МАИЭО» (мощность аэробного источника энергообеспечения, МПК) в экспериментальной группе растут с 56,16±10,63 до 63,54±10,55, рост составил 11,63%, различия между этими величинами носят статистически значимый характер (р <0,05). Студенты контрольной группы в данном показателе показывают значительное падение результатов - с 58,8±10,29 до 50,6±13,91 (на 16,2%), различия сравниваемых величин статистически не значимы (р>0,05). У студентов экспериментальной группы показатели «ЧССпано» (критерий эффективности использования аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности) увеличиваются с 148,37±16,85 до 159,88±16,99,
рост составил 7,2%, между этими величинами статистически значимые различия (р<0,05). Вновь наблюдаем снижение результатов у контрольной группы и в показателе «ЧССпано» - с 156,25±16,37 до 145,54±20,23 (7,36%) при статистически значимых различиях сравниваемых величин (р<0,05). Наблюдаем рост 5,84% в показателе <^ОМЕ» (общий энергетический фонд) в экспериментальной группе - с 183,77±16,79 до 195,18±16,68; между этими величинами статистически значимые различия (р<0,05). В контрольной группе наблюдаем снижение результатов в показателе «^ОМЕ» на 4,15% - с 188,98±13,91 до 181,46±16,37 при статистически значимых различиях сравниваемых величин (р<0,05).
Рис. 3. Показатели функциональных и резервных возможностей организма студентов-волейболистов 1-го курса ИжГТУ в конце эксперимента, %
Заключение
Проведённый эксперимент показал, что все рассматриваемые показатели, определённые по многофакторной экспресс-диагностике профессора С.А. Душанина, в экспериментальной группе улучшаются, при этом все сравниваемые величины носят статистически значимые различия. Следовательно, предлагаемая нами методика физической подготовки студентов-волейболистов с учётом биоэнергетического типа энергообеспечения организма занимающегося эффективна и может быть рекомендована для проведения занятий по волейболу в технических вузах.
Список литературы
1. Алешин В.А., Раевский Р.Т., Смолякова И.Д. Современный подход в подготовке
волейболистов высокого уровня в вузе. Физическое воспитание студентов. - Х.: ХГАДИ. 2011: 141.
2. Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов. Теория и практика физической культуры. 2008; 5: 51-52.
3. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. Минск: Высшая школа. 1980: 253.
4. Душанин С.А. Система многофакторной экспресс-диагностики функциональной подготовленности спортсменов при текущем и оперативном врачебно-педагогическом контроле. Киев. 1986: 24.
Статья поступила в редакцию: 02.05.2022
Анисимова Александра Юрьевна — кандидат педагогических наук, доцент, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 7, e-mail: [email protected].
ВоротоваМария Сергеевна — кандидат педагогических наук, Ижевская сельскохозяйственная академия, 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 11, e-mail: [email protected] Рябов Михаил Егорович — старший преподаватель, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 7, e-mail: [email protected]