Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КУРСАНТОВ 1-4-ГО КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КУРСАНТОВ 1-4-ГО КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА ПРОФЕССОРА С.А. ДУШАНИНА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гибадуллин И. Г., Анисимова А. Ю., Хузин А. Ф.

Физическое состояние - это совокупность показателей, характеризующих физическое развитие, физическую подготовленность и функциональное состояние организма. Физическая подготовленность и функциональные возможности организма в первую очередь определяют уровень состояния здоровья курсантов военного института. Отличная физическая подготовленность в период обучения курсантов в военном институте - залог не только здоровья и успешного освоения учебного материала, но и развитие в дальнейшем физических качеств будущих офицеров Росгвардии и других силовых структур. Материалы . Анализ показателей функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов 1-4-го курсов обучения. Методы исследования . Анализ и обобщение научной литературы; методика профессора С.А. Душанина с использованием экспресс-диагностики аппаратно-программного комплекса «D&K-Test», доработанная и усовершенствованная профессором В.П. Карленко; методы математической статистики. Результаты . Представлен анализ показателей функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов 1-4-го курсов обучения, полученный путем применения многофакторной экспресс-диагностики по методике профессора С. А. Душанина. С помощью данной методики были получены объективные данные об уровне развития мощности и емкости источников энергообеспечения мышечной деятельности курсантов военного института по курсам обучения. В результате проведенного исследования выявлено, что на 1-4-м курсах обучения среди курсантов наблюдаются различные уровни развития мощности и емкости источников энергообеспечения мышечной деятельности курсантов. У курсантов 2-го курса обучения прослеживается более низкий уровень функционального состояния и резервных возможностей организма, чем у курсантов 1,3 и 4-го курсов обучения факультета (кинологического). Заключение . Анализ изучаемых показателей выявил необходимость пересмотра тренировочных воздействий на организм курсантов 1-4-го курсов обучения факультета (кинологического), так как нагрузка в разумных пределах позволяет курсанту на занятиях по физической подготовке тренироваться по смешанной схеме разумного соотношения объема и интенсивности тренировочных нагрузок по принципу одинакового распределения физических воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гибадуллин И. Г., Анисимова А. Ю., Хузин А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL AND RESERVE ORGANISM CAPACITIES OF THE 1ST-4TH COURSE CADETS

Physical state is a range of indices. They characterize physical development, physical fitness and functional state of an organism. Physical fitness and functional abilities of an organism first of all condition health state level in cadets of a military Institute. Perfect physical fitness of cadets at a military Institute is not only the base for health and successful material mastering, but also further physical qualities development among the future officers of Russian Guards and other force structures. Materials . Functional state and reserve capacities indices analysis in the 1st-4th course cadets. Research methods . Information sources analysis and summarizing; professor S.A. Dushanin methodology using express-diagnostics of hardware-software «D&K- Test» complex, improved and added by professor V.P. Karlenko; methods of mathematical statistics. Results . We present the functional state and reserve capacities indices analysis in the 1st-4th course cadets. This analysis was received by means of multiple-factor express-diagnostics according professor S.A. Dushanin methodology. With the help of this methodology we received objective results concerning the level of power and capacity of cadets’ muscle activity energy supply sources development. As a result of the held research we revealed that at the 1st-4th course cadets have different levels of power and capacity of muscle activity energy supply sources development. The 2nd course cadets have the lowest level of a functional state and organism reserve capacities, than the cadets of the 1st, 3rd and the 4th courses (cynological faculty). Conclusion . The studied indices analysis revealed the necessity to reconsider the training effects in the 1st-4th course cadets at cynological faculty, as a reasonable load helps a cadet to train according to the mixed scheme at physical culture lessons (reasonable balance of the training loads volume and intensity according to the principle of identical physical effects distribution).

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КУРСАНТОВ 1-4-ГО КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378:796 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-100-104

Функциональные и резервные возможности организма курсантов 1-4-го

курсов обучения

Гибадуллин И.Г.1, Анисимова А.Ю.1, Хузин А.Ф.2*

'Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

г. Ижевск, Россия ORCID: 0000-0001-6386-1121, [email protected] ORCID: 0000-0002-5899-91, [email protected] 2Чайковский государственный институт физической культуры г. Чайковский, Россия [email protected]*

Аннотация: Физическое состояние - это совокупность показателей, характеризующих физическое развитие, физическую подготовленность и функциональное состояние организма. Физическая подготовленность и функциональные возможности организма в первую очередь определяют уровень состояния здоровья курсантов военного института. Отличная физическая подготовленность в период обучения курсантов в военном институте - залог не только здоровья и успешного освоения учебного материала, но и развитие в дальнейшем физических качеств будущих офицеров Росгвардии и других силовых структур. Материалы. Анализ показателей функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов 1-4-го курсов обучения. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы; методика профессора С.А. Душанина с использованием экспресс-диагностики аппаратно-программного комплекса «D&K-Test», доработанная и усовершенствованная профессором В.П. Карленко; методы математической статистики. Результаты. Представлен анализ показателей функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов 1-4-го курсов обучения, полученный путем применения многофакторной экспресс-диагностики по методике профессора С. А. Душанина. С помощью данной методики были получены объективные данные об уровне развития мощности и емкости источников энергообеспечения мышечной деятельности курсантов военного института по курсам обучения. В результате проведенного исследования выявлено, что на 1-4-м курсах обучения среди курсантов наблюдаются различные уровни развития мощности и емкости источников энергообеспечения мышечной деятельности курсантов. У курсантов 2-го курса обучения прослеживается более низкий уровень функционального состояния и резервных возможностей организма, чем у курсантов 1,3 и 4-го курсов обучения факультета (кинологического). Заключение. Анализ изучаемых показателей выявил необходимость пересмотра тренировочных воздействий на организм курсантов 1-4-го курсов обучения факультета (кинологического), так как нагрузка в разумных пределах позволяет курсанту на занятиях по физической подготовке тренироваться по смешанной схеме разумного соотношения объема и интенсивности тренировочных нагрузок по принципу одинакового распределения физических воздействий.

Ключевые слова: курсанты, физическая подготовка, методика профессора С.А. Душанина, функциональное состояние и резервные возможности организма.

Для цитирования: Гибадуллин И.Г., Анисимова А.Ю., Хузин А.Ф.* Функциональные и резервные возможности организма курсантов 1-4-го курсов обучения. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(3): 100-104. DOI: 10.14526/20704798-2021-16-3-100-104

Functional and reserve organism capacities of the 1st-4th course cadets

Ildus G. Gibadullin', Aleksandra Yu. Anisimova1, Azat F. Khuzin2*

'M.T. Kalashnikov State Technical University, Izhevsk Izhevsk, Russia ORCID: 0000-0001-6386-1121, [email protected]

ORCID: 0000-0002-5899-91, [email protected] 2 Chaykovskiy State Institute of Physical Culture Chaykovskiy, Russia [email protected]*

Abstract: Physical state is a range of indices. They characterize physical development, physical fitness and functional state of an organism. Physical fitness and functional abilities of an organism first of all condition health state level in cadets of a military Institute. Perfect physical fitness of cadets at a military Institute is not only the base for health and successful material mastering, but also further physical qualities development among the future officers of Russian Guards and other force structures. Materials. Functional state and reserve capacities indices analysis in the ist-4th course cadets. Research methods. Information sources analysis and summarizing; professor S.A. Dushanin methodology using express-diagnostics of hardware-software «D&K-Test» complex, improved and added by professor V.P. Karlenko; methods of mathematical statistics. Results. We present the functional state and reserve capacities indices analysis in the ist-4th course cadets. This analysis was received by means of multiple-factor express-diagnostics according professor S.A. Dushanin methodology. With the help of this methodology we received objective results concerning the level of power and capacity of cadets' muscle activity energy supply sources development. As a result of the held research we revealed that at the ist-4th course cadets have different levels of power and capacity of muscle activity energy supply sources development. The 2nd course cadets have the lowest level of a functional state and organism reserve capacities, than the cadets of the 1st, 3rd and the 4th courses (cynological faculty). Conclusion. The studied indices analysis revealed the necessity to reconsider the training effects in the ist-4th course cadets at cynological faculty, as a reasonable load helps a cadet to train according to the mixed scheme at physical culture lessons (reasonable balance of the training loads volume and intensity according to the principle of identical physical effects distribution).

Keywords: cadets' physical training, professor S.A. Dushanin methodology, functional state and reserve capacities of an organism.

For citation: Ildus G. Gibadullin, Aleksandra Yu. Anisimova, Azat F. Khuzin*. Functional and reserve organism capacities of the ist-4th course cadets. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(3): 100-104. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-100-104

ВВЕДЕНИЕ

Физическое состояние - это совокупность показателей, характеризующих физическое развитие, физическую подготовленность и функциональное состояние организма [4,5,6,7].

Физическая подготовленность и функциональные возможности организма в первую очередь определяют уровень состояния здоровья курсантов военного института.

Отличная физическая подготовленность в период обучения курсантов в военном институте - залог не только здоровья и успешного освоения учебного материала, но и развитие в дальнейшем физических качеств будущих офицеров Росгвардии и других силовых структур.

В процессе обучения курсантов на занятиях по физической подготовке важное место отводится использованию эффективных средств отбора и прогнозирования

результатов курсантов, а также контроля их работоспособности.

Для обоснования данной методики по физической подготовке были проанализированы функциональное состояние и резервные возможности организма курсантов 1-4-го курсов обучения Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации.

В ходе исследования была применена методика профессора С.А. Душанина с использованием экспресс-диагностики

аппаратно-программного комплекса <^&К-Test», доработанная и усовершенствованная профессором В.П. Карленко. [1, 2, 3].

Для анализа исходного уровня функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов оценены показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов

Полное название показателя по «D&K-Test» Сокращенный вариант Характеристика

Общая метаболическая емкость ОМЕ Характеризует генетически предопределенный уровень возможностей организма и способность к выполнению общего количества физических и других типов нагрузок

Мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения Мощ. Кр.Ф Характеризует уровень холеричности, реактивность, силовую выносливость, взрывную силу

Мощность гликолитического источника энергообеспечения Мощ. Гликол. Детерминирует репродуктивную и утилизационную функцию печени, уровень скоростной выносливости

Мощность аэробного источника энергообеспечения МАИЭО Определяет способности к проявлению общей выносливости, а также к восстановлению после анаэробной работы

Критерий эффективности использования аэробного источника ЧСС пано Определяет пульсовые границы зон интенсивности физических нагрузок различной мощности

Общий энергетический фонд dOME Отражает перманентное состояние организма

В исследовании приняли участие 93 курсанта кинологического факультета, из них 25 человек - обучающиеся 1-го курса, 23 человека -2-го курса, 21 человек - 3-го курса и 24 человека - обучающиеся 4-го курса.

Количественные показатели

функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов 1-4-го курсов обучения и их соотношение представлены в таблице 2 и на рисунке 1.

Таблица 2 - Показатели среднего значения функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов ПВИ войск национальной гвардии

Курс обучения Кол-во чел. D&K-Test

ОМЕ Мощ. Кр.Ф. Мощ. Гликог. МАИЭО ЧССпано аОМЕ

1 25 305,08 34,23 31,33 66,14 166,33 200,54

2 23 282,33 33,31 32,30 63,32 159,72 196,17

3 21 308,74 33,13 31,70 65,41 164,93 198,33

4 24 310,39 32,91 32,92 68,66 168,93 200,16

С учетом полученных значений выполнен сравнительный анализ изучаемых показателей функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов 1-4-го курсов обучения факультета (кинологического). Общая метаболическая емкость у курсантов 1,2 и 4-го курсов обучения значимо не отличается, но

при этом абсолютные значения у курсантов 2-го курса обучения ниже, чем у других курсантов факультета (кинологического).

ОМЕ

ЧССчан

166.» ----46^93

аЮМЕ

млиэо

бб^^д 41 Г

Мощ. Кр. Ф Мощ.Гпикоп

41 32 3 .11 7 32-92

пц.Гпикоп

V7

■ 1 курс ■ 2 курс 3 курс ■ 4 курс

Рисунок 1 - Соотношение функционального состояния и резервных возможностей организма

курсантов 1-4-го курсов

Это связано прежде всего с тем, что у данных курсантов низкий уровень возможностей организма и низкая способность к выполнению общего количества физических и других типов нагрузок.

Мощность креатинфосфатного

источника энергообеспечения у курсантов 1-4-го курса обучения факультета (кинологического) раскрывает уровень силовой выносливости, взрывной силы, находится в диапазоне нормальных значений. Мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения организма просматривается примерно на одном уровне и в диапазоне нормальных колебаний. Следовательно, тренировочные нагрузки на занятиях по физической подготовке у курсантов 1-4-го курсов обучения имели преимущественно силовую направленность. Данная направленность необходима на занятиях по дисциплине «Дрессировка служебных собак».

Мощность гликолитического источника энергообеспечения у курсантов 1-4-го курсов обучения факультета (кинологического) характеризует более выраженное проявление скоростных возможностей и высокий уровень

готовности к работе максимальной мощности мышечной деятельности.

Мощность аэробного источника энергообеспечения - показатель величины физической нагрузки до уровня порога анаэробного обмена. У курсантов 2-го курса обучения отмечены значения существенно ниже, чем у курсантов 1,3 и 4-го курсов обучения факультета (кинологического). Следовательно, тренировочные нагрузки на занятиях по физической подготовке скоростного и скоростно-силового характера не до конца раскрывают мощность аэробного источника. Совершенствование мощности аэробного источника энергообеспечения необходимо проводить с использованием тренировочных нагрузок физической подготовки и спортивно-массовых работ.

Критерий эффективности использования аэробного источника - показатель пульсовых границ зон интенсивности физических нагрузок различной мощности. У курсантов 2-го курса обучения результаты ниже, чем у курсантов 1,3 и 4-го курсов обучения факультета (кинологического) .

Общий энергетический фонд - у

курсантов 1 и 4-го курсов обучения факультета (кинологического) перманентное состояние организма выше, чем у курсантов 2 и 3-го курсов обучения.

Анализ изучаемых показателей выявил необходимость пересмотра тренировочных воздействий на организм курсантов 1-4-го курсов обучения факультета (кинологического), особенно 2-го курса обучения, так как нагрузка в разумных пределах позволяет курсанту на занятиях по физической подготовке тренироваться по смешанной схеме разумного соотношения объема и интенсивности тренировочных нагрузок по принципу одинакового распределения физических воздействий.

В результате проведенного исследования выявлено, что на 1-4-м курсах обучения среди курсантов наблюдаются различные уровни развития мощности и емкости источников энергообеспечения мышечной деятельности курсантов.

У курсантов 2-го курса обучения прослеживается более низкий уровень функционального состояния и резервных возможностей организма, чем у курсантов 1,3 и 4-го курсов обучения факультета (кинологического).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мутаева И.Ш., Гизатуллина Ч.А., Селиверстова А.С. Оценка функциональных и резервных возможностей организма бегунов

на короткие дистанции по показателям «D&K-Test» с учетом биопрофиля. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 3: 48-55. DOI: 10.14526/2070-4798-202015-3-48-55.

2. Голец В.А. Применение многофакторной экспресс-диагностики С. А. Душанина для прогнозирования реакции на физическую нагрузку / В. А. Голец, Е. И. Евдокимов. Институт здоровья, спорта и туризма Классического приватного университета. Запорожский Национальный университет. 2009; 3: 6-11.

3. Карленко В.П., Карленко Н.В. Использование компьютерной технологи «D&K-TEST» в практике подготовки квалифицированных спортсменов. Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта. Москва. 2003: 134-136.

4. Filipa A., Byrnes R., Patemo M.V., Myer G.D., Hewett T.E. Neuromuscular training improves performance on the star excursion balance test in young female athletes. Journal of Ortopaedic and Sports Physical Therapy. 2010; 40: 551-558.

5. Granata K.P., Marras W.S., Davis K.G. Biomechanical assessment of lifting dynamics, muscle activity and spinal loads while using three different styles of lifting belt. Clinical Biomechanics. 1997; 12(2): 107-115.

6. Keating X.D., Guan J., Pinero J.C., Bridges D.M. A meta-analysis of college students' physical activity behaviors. Journal of American College Health. 2005; 54л 116-126.

7. Pratt M., Norris J., Lobelo F., Roux L., Wang G. The cost of physical inactivity: Moving into the 21st century. British Journal of Sports Medicine. 2012. DOI: 10.1136/bjsports-2012-091810.

Статья поступила в редакцию: 20.07.2021

Гибадуллин Ильдус Гиниатулович - доктор педагогических наук, профессор, Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, 426000, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 67, e-mail: gIbadullinildus @yandex.ru

Анисимова Александра Юрьевна — кандидат педагогических наук, доцент, Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, 426000, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 67, e-mail: [email protected]

Хузин Азат Фаргатович - заместитель начальника отделения комплектования строевого отдела, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, 614112, Россия, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, дом 1, ПВИ войск национальной гвардии. e-mail: azath.huzin@ yandex.ru*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.