Научная статья на тему 'Планирование физической нагрузки на занятиях физической культурой со студентами с бронхолёгочной патологией'

Планирование физической нагрузки на занятиях физической культурой со студентами с бронхолёгочной патологией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
513
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНДЕКС ЭФФЕКТИВНОСТИ КРОВООБРАЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хомяков Геннадий Константинович, Кузьмина Ольга Ивановна

Переносимость физической нагрузки главным образом предопределяется уровнем развития сердечно-сосудистой и дыхательных систем организма. Работая со студентами специальной медицинской группы (СМГ), имеющими заболевания органов дыхания, важно в процессе планирования физической нагрузки учитывать их разную физическую подготовленность и, опираясь на исходный уровень функционального состояния, обеспечить оптимальную величину физической нагрузки каждому студенту. Индивидуальный подход в процессе планирования оптимальной величины нагрузки позволит избежать дистрофических изменений сердечной мышцы, а использование показателя индекса эффективности кровообращения, как объективного критерия переносимости нагрузки, позволит количественно определить объем выполнения заданий преподавателя конкретным студентом. Акцент развития физических качеств в микроциклах способствует адаптации к более высоким физическим нагрузкам. Непременным условием совершенствования физических качеств являются занятия по физической культуре по разработанному алгоритму, позволяющему поэтапно контролировать физическое состояние студента: своевременно повышать или понижать физическую нагрузку аэробного или анаэробного характера в соответствии с энергообеспечением организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хомяков Геннадий Константинович, Кузьмина Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning of physical activity during occupations of physical culture for students with bronchopulmonary pathology

The tolerability of a person’s physical activity is firstly predetermined by the level of both cardiovascular and respiratory systems development. While working with the students of the SM group who has diseases of the respiratory organs it is important to take their differences in physical development into account when planning the exercise stress, and ensure the optimum value for each student, basing on the initial level of the functional state. Making the approach to the planning of the optimal value of the physical stress individual for each student will help to avoid the dystrophic changes in the heart muscle and using the circulatory efficiency index as an objective criterion of the exercise stress tolerability will allow to give the quantitative assessment of the volume of tasks for each student.

Текст научной работы на тему «Планирование физической нагрузки на занятиях физической культурой со студентами с бронхолёгочной патологией»

4. Yavorsky, B.M. and Detlaf, A.A. (1978), Reference book on physics, Science, Moscow.

Контактная информация: girya-irk60@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.02.2018

УДК 796.011.3

ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ С БРОНХОЛЁГОЧНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Геннадий Константинович Хомяков, кандидат медицинских наук, доцент, Ольга Ивановна Кузьмина, кандидат педагогических наук, доцент,

Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ),

Иркутск

Аннотация

Переносимость физической нагрузки главным образом предопределяется уровнем развития сердечно-сосудистой и дыхательных систем организма. Работая со студентами специальной медицинской группы (СМГ), имеющими заболевания органов дыхания, важно в процессе планирования физической нагрузки учитывать их разную физическую подготовленность и, опираясь на исходный уровень функционального состояния, обеспечить оптимальную величину физической нагрузки каждому студенту. Индивидуальный подход в процессе планирования оптимальной величины нагрузки позволит избежать дистрофических изменений сердечной мышцы, а использование показателя индекса эффективности кровообращения, как объективного критерия переносимости нагрузки, позволит количественно определить объем выполнения заданий преподавателя конкретным студентом. Акцент развития физических качеств в микроциклах способствует адаптации к более высоким физическим нагрузкам. Непременным условием совершенствования физических качеств являются занятия по физической культуре по разработанному алгоритму, позволяющему поэтапно контролировать физическое состояние студента: своевременно повышать или понижать физическую нагрузку аэробного или анаэробного характера в соответствии с энергообеспечением организма.

Ключевые слова: планирование учебно-тренировочного процесса, индивидуальный подход, индекс эффективности кровообращения.

PLANNING OF PHYSICAL ACTIVITY DURING OCCUPATIONS OF PHYSICAL CULTURE FOR STUDENTS WITH BRONCHOPULMONARY PATHOLOGY

Gennady Konstantinovich Khomyakov, the candidate of medical sciences, senior lecturer,

Olga Ivanovna Kuzmina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk national research technical University, Irkutsk

Annotation

The tolerability of a person's physical activity is firstly predetermined by the level of both cardiovascular and respiratory systems development. While working with the students of the SM group who has diseases of the respiratory organs it is important to take their differences in physical development into account when planning the exercise stress, and ensure the optimum value for each student, basing on the initial level of the functional state. Making the approach to the planning of the optimal value of the physical stress individual for each student will help to avoid the dystrophic changes in the heart muscle and using the circulatory efficiency index as an objective criterion of the exercise stress tolerability will allow to give the quantitative assessment of the volume of tasks for each student.

Keywords: planning of educational process, individual approach, index of circulation efficiency.

ВВЕДЕНИЕ

Бронхолёгочная патология занимает стабильно первое место в структуре заболеваемости в Сибирском регионе. Жёсткие климатические условия, не благоприятная экологическая обстановка, раннее начало курения и другие вредные привычки формируют

развитие бронхолёгочной патологии среди студенческой молодёжи [2]. На педагогов вуза в силу сложившихся обстоятельств ложится ответственность по оздоровлению будущих специалистов в специальной медицинской группе (СМГ).

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мишенью поражения при бронхолёгочной патологии является функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и органов дыхания организма, определяющих способность переносить физическую нагрузку [3, 4].

Исследование проводилось на базе Иркутского национального технического университете. В эксперименте участвовало 20 студентов СМГ, имеющими заболевания органов дыхания (бронхиальная астма, обструктивный бронхит). Занятия физической культурой со студентами 2-го курса специальной медицинской группы, проводились в период ремиссии в течение семестра. Планирование адекватной физической нагрузки на занятиях физической культурой, направленной на улучшение функционального состояния и повышение адаптационных возможностей организма, проводились под оперативным контролем индекса эффективности кровообращения (ИЭК) - объективного критерия переносимости нагрузки. Он определяется отношением пульсового давления к частоте сердечных

Пульсовое давление

сокращений (ЧСС): ИЭК =-, Пульсовое давление = АДтах — АДтт,

ЧСС

где АДтах - максимальное артериальное давление, АДтт - минимальное артериальное давление.

Показатели границ артериального давления и частоты пульса зависят от индивидуальных особенностей организма студента. Нормальными считаются показатели систолического давления (у взрослого в состоянии покоя) в диапазоне 110-130 мм рт.ст., диасто-лического - 60-80 мм рт.ст. Оптимальным АД считают показатели - 120/70 мм. рт.ст. Однако, если предположить, что у первого студента АД будет соответствовать нижней границе «нормы» (110/60), а у второго - верхней границе (130/80), то и в первом, и во втором случае, а также если взять во внимание т. н. оптимальное давление (120/70), то и в третьем случае по формальным признакам пульсовое давление будет одинаковым (= 50 мм рт.ст.). Однако при разной ЧСС, соответствующей диапазону «норма» (60-80 уд/мин), ИЭК во всех трех случаях будет различным. Если, допустим, в первом случае ЧСС соответствует 60 уд/мин, во втором - 80 уд/мин, а в третьем (при оптимальном давлении) - 70 уд/мин, то ИЭК1 будет равен 0,83 усл.ед. (110-60)/60), ИЭК2 ((130-80):80) будет соответствовать 0,625 усл.ед., а ИЭК3 - 0,7 усл.ед.((120-70)/70). Получается даже при показателях артериального давления и частоты пульса, соответствующих диапазону «норма», адаптационные возможности студента с ИЭК2 ниже, чем у студентов с ИЭК3 на 12,5% и ИЭК на 21,9 %. Разберем еще один пример. Допустим, САД студента соответствует верхней границе «нормы» (130), ДАД - нижней (60), а ЧСС - средней (70). В этом случае ИЭК4 будет соответствовать 1 усл.ед. ((130-60)/70). Следовательно, работая в аэробном режиме, с заданной преподавателем равной нагрузкой без ущерба для здоровья справится студент с ИЭК4. Для других данная нагрузка будет соответствовать анаэробному режиму работы и потребует корректировки в плане снижения ее интенсивности, но увеличения объема.

Таким образом, индекс эффективности кровообращения (ИЭК), показывает какое количество (объём) крови выталкивается из левого желудочка на один удар пульса. Недостаточное обеспечение организма кислородом приводит к перенапряжению кардиальных и экстракардиальных факторов кровообращения.

ИЭК позволяет количественно определить объем выполнения заданий преподавателя конкретным студентом, контроль над динамикой ИЭК дает возможность своевременно корректировать оптимальную величину нагрузки, предупреждая перенапряжение сердечно-сосудистой системы в случае, если нагрузка неадекватна физиологическим возможностям организма студента.

Диапазон ИЭК у данной группы студентов составил в покое от 0,5 до 0,8, после нагрузки - от 0,4 до 0,8 условных единиц.

Таблица 1 - Студенты СМГ с показателями ИЭК до нагрузки

Уровень 0,5 0,6 0,7 0,8

Количество студентов 1 5 6 8

% студентов 5 25 30 40

% выполнения нагрузки 50 60 70 80

Резюмируя показатели ИЭК до нагрузки, необходимо отметить его низкие показатели в исследуемой группе.

Таблица 2 - Студенты СМГ с показателя ИЭК после нагрузки

Уровень 0,4 0,5 0,6 0,7

Количество студентов 1 11 5 2

% студентов 5 55 25 10

% выполнения нагрузки 40 50 60 70

После нагрузки ИЭК у 55% студентов уменьшается до 0,5 условных единиц, то есть к анаэробному рубежу энергообеспечения организма, при котором ресинтезируется лишь 2 молекулы адезинтрифосфорной кислоты (АТФ), по сравнению с аэробным энергообеспечением, при котором восстанавливается 38 молекул АТФ. Организм испытывает энергетический «голод», грозящий дистрофическими изменениями в органах и системах организма.

Ш1й

ь^ЫЩ

1Н) 1

Рисунок 1 - Комплекс упражнений при бронхолёгочной патологии (Использованы рисунки из: http://olegkih.ru/pnevmoniva/dvxatelnava-gimnastika-pri-pnevmonii.html и http://osankino.ru/wp-content/uploads/2017/09/uprazhneniva_pri_protruzivi_pozvonochnov-300x207.png)

Предлагаемый комплекс упражнений при заболеваниях системы органов дыхания (рисунок 1) [1, 2]. Упражнения выполняются в соответствии с очерёдностью микроциклов (таблица 3)

Физическое качество I неделя II неделя III неделя IV неделя

Выносливость

Сила

Скоростная сила (быстрота)

Силовая выносливость

Алгоритм тренировочного процесса (рисунок 2) может представлен сетевой моделью тренировочного процесса, где каждый оператор действия А1П{Л} изображен в виде направленной двойной стрелки с вершинами начала и конца действия. Сетевая модель допускает лучшее визуальное восприятия допустимых путей развития тренировочного процесса и порядка проверки логических условий (измерения ИЭК), определяющих выбор вариантов его реализации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Из приведенных данных видно, что эта группа студентов не выполняет 100% плановой нагрузки. Без ущерба для здоровья 40% студентов могут выполнить 80% нагрузки от заданной. Т.е. обладателям ИЭК=0,8 будет рекомендовано, к примеру, выполнить упражнение на «пресс» на 4 раза меньше по сравнению с общим заданием выполнить данное упражнение 20 раз, поскольку 80% от 100% соответствует 16 раз. Поскольку пренебрежение данными показателями ИЭК может привести к дистрофическим изменениям сердечной мышцы важно строго индивидуализировать физическую нагрузку на этапе ее планирования. Широкий диапазон разброса ИЭК объясняется принадлежностью студентов к СМГ и характерными особенностями данной нозологической группы. Важно пояснить, что шаг в 0,1 ИЭК, соответствующий 10% нагрузки, позволяет увеличить или, наоборот, уменьшить количество нагрузки, адаптируя ее к функциональным возможностям организма конкретного студента.

ВЫВОДЫ

1. Текущее состояние сердечно-сосудистой системы важно определить по индивидуальным показателям ИЭК в начале занятий и по мере выполнения задания.

2. Основываясь на его показателях можно индивидуализировать процесс планирования физической нагрузки студентам специальной медицинской группы и своевременно корректировать нагрузку в зависимости от конкретного функционального состояния организма студентов СМГ.

3. ИЭК позволяет определять индивидуальные границы перехода от аэробного режима работы к анаэробному.

4. Использование показателей ИЭК как объективного критерия здоровьесберегаю-щих технологий способствует прогнозированию функционального состояния организма студентов СМГ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура / В. А. Епифанов. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 568 с.

2. Клинико-функциональная эффективность резистивной тренировки дыхательной мускулатуры в реабилитации больных предастмой и бронхиальной астмой / Л.В. Борисенко, Т.Г. Смирнова, В.И. Амосов, Г.С. Амоаший // Пульмонология. - 1994. - № 1. - С. 48-53.

3. Ильченко, В.С. Болезни легких. Лучшие методы лечения и профилактики / В.С. Ильченко. - СПб. : Вектор, 2010. - 126 с.

4. Пульмонология / М.А. Осадчук, С.Ф. Усик, Е.А. Исламова, Е. Г. Зарубина. - Москва : Медицинское информационное агентство, 2010. - 296 с.

REFERENCES

1. Epifanov, V.A. (2006), Medical physical culture, GEOTAR-media, Moscow.

2. Borisenko, L.V., Smirnova, T.G., Amosov, V.I. and Amoashy, G.S. (1994), "Clinical and functional efficiency of a resistive training of respiratory muscles in rehabilitation of patients with preasthma and bronchial asthma", Pulmonology, No. 1, pp. 48-53.

3. Ilchenko, V. S. (2010), Lung disease. The best methods of treatment and prevention, Vector, St. Petersburg.

4. Osadchuk, M.A., Usik, S.F., Islamova, E.A. and Zarubina, E.G. (2010), Pulmonology, Medical News Agency, Moscow

Контактная информация: girya-irk60@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.02.2018

УДК 796.332

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРЕНЕРА ПО ФУТБОЛУ

Александр Александрович Шамардин, доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой, Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГБОУ ВО «ВГАФК»),

Волгоград

Аннотация

В статье приводятся специфические характеристики футбола, как командного вида спорта. Отмечается большое значение психологического аспекта подготовки спортсменов. Рассматриваются возможности повышения качества психолого-педагогического сопровождения спортивной деятельности футболистов.

Ключевые слова: футбол, психолого-педагогическое сопровождение, подготовка спортсмена-футболиста.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY OF

FOOTBALL TRAINER

Alexander Aleksandrovich Shamardin, doctor of pedagogical sciences, professor,

department chairman, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd

Annotation

The article describes the specific characteristics of football as a team sport. The importance of the psychological aspect of the training of athletes is noted. The possibilities of increasing the quality of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.