Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЕТАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗПР'

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЕТАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗПР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Еркеева Елена Михайловна, Манина Наталья Александровна, Комарова Елена Александровна

В тексте статьи представлены результаты опытно-экспериментальной деятельности, обосновывающей методические характеристики формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В качестве основного алгоритма в ней приведены основные этапы обучения движениям. Методические характеристики представлены на примере обучения метанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Еркеева Елена Михайловна, Манина Наталья Александровна, Комарова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS METHOD OF FORMING MOTOR THROWING SKILLS IN CHILDREN 6-7 YEARS WITH CRA

The text of the article presents the results of research and experimental activities which justify methodological characteristics of the formation of motor skills in preschool children with mental retardation. As the basic algorithm in it are the main stages of motor learning. Methodological characteristics are shown in the example of throwing training.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЕТАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗПР»

Некоторые исследовательские данные показывают, что характер выполнения упражнений формирует различные проявления волевых качеств. К примеру длительная работа аэробного характера формирует у занимающегося способность длительное время сосредотачиваться на монотонной работе. А вот интервальные нагрузки анаэробного характера формируют способность выполнять интенсивную, но кратковременную работу.

Выше сказанное позволяет говорить о необходимости использования различных средств и методов развития выносливости у детей дошкольного возраста.

Литература

1. Мальцева И.С. Содержание и методика рекреативных занятий по адаптивному физическому воспитанию детей с задержкой психического развития: ав-тореф...дисс...канд.пед.наук: 13.00.04, Малаховка., 2011 - 23 с.

2. Овчинникова Т.С., Белов В.Г., Парфеов Ю.А., Чернов Д.А. Обучение и воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, приближенных к возрастной норме развития в условиях ДОУ комбинированного вида//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 124-130.

3. Осипенко Е. В. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий с младшими школьниками в группах продленного дня: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Смоленск: СГАФ-КСТ, 2013. - 22 с.

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы с детьми раннего возраста: практич. пособие. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 412 с.

5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.. - М.: Академия, 2000. - 368 с.

6. Солопов И. Н. Сентябрев Н. Н.,. Горбанева Е. П. Физиология человека с мультимедийным сопровождением: учебник для вузов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических вузов. - Волгоград: ВГАФК, 2012. - 288 с.

7. Смирнова Ю. В. Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - СПб.: НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2013. - 26 с.

8. Фомина Н.А. Карпушина С.В. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе интегрированного подхода // материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 18-20 октября 2012). - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - С. 51-56.

9. Ященко Л.Б. Влияние мышечных нагрузок на состояние нервной системы детей 5-7 лет // Научные основы гигиенического формирования физических нагрузок для детей и подростков: сборник научных трудов. - М. 1980. - С. 86 - 92.

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЕТАНИЯ

У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗПР

Максимова Светлана Юрьевна,

доктор пед. наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры

г. Волгоград Еркеева Елена Михайловна заведующий МОУ детский сад № 278, г. Волгоград Манина Наталья Александровна заведующий МОУ детский сад № 254, г. Волгоград Комарова Елена Александровна Старший воспитатель МОУ детский сад № 278, г. Волгоград

CONTENTS METHOD OF FORMING MOTOR THROWING SKILLS IN CHILDREN 6-7 YEARS WITH CRA Maximova Svetlana, doktor ped., Associate Professor Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd Erkeeva Elena, Head of the MOU kindergarten number 278, Volgograd Manino Natalia, Head of the MOU kindergarten number 254, Volgograd Komarova Elena Senior, tutor Nov. kindergarten number 278, Volgograd АННОТАЦИЯ

В тексте статьи представлены результаты опытно-экспериментальной деятельности, обосновывающей методические характеристики формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В качестве основного алгоритма в ней приведены основные этапы обучения движениям. Методические характеристики представлены на примере обучения метанию. ABSTRACT

The text of the article presents the results of research and experimental activities which justify methodological characteristics of the formation of motor skills in preschool children with mental retardation. As the basic algorithm in it are the main stages of motor learning. Methodological characteristics are shown in the example of throwing training.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста с задержкой психического развития, формирование двигательных навыков.

Keywords: preschool children with mental retardation, the formation of motor skills.

Проблемы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в современной сфере образования являются актуальными. Данные медицинской и педагогической статистики демонстрируют негативную картину увеличения числа детей, имеющих легкую интеллектуальную недостаточность [1]. Педагогическая практика сталкивается с необходимостью создания наиболее полноценных условий для их обучения и воспитания, а научно-методический потенциал специальной педагогики не всегда может удовлетворить ее запросы.

В равной мере эти проблемы присущи и адаптивному физическому воспитанию детей с задержкой психического развития (ЗПР). Основу двигательной сферы ребенка дошкольного возраста составляют так называемые основные виды движений, к которым относят ходьбу, бег, прыжки, метание и лазанье. Высокий уровень сформиро-ванности двигательных навыков этих локомоций создает

условия для полноценного моторного развития ребенка, становления его здоровья, познания окружающего мира с двигательной позиции [3].

Вместе с тем результаты научных исследований констатируют наличие нарушений в формировании двигательных навыков у детей с ЗПР [2]. Современная педагогическая практика адаптивного физического воспитания сталкивается с необходимостью обеспечения условий для их коррекции и развития. Однако научно-методическая база такого педагогического воздействия требует дополнительного обоснования.

В рамках экспериментальной работы, проводимой на базе специализированного дошкольного учреждения № 278 г. Волгограда проводилось обоснование методики развития двигательных навыков у детей с ЗПР. Она базируется на общепринятых стадиях формирования двигательного навыка (таблица 1).

Таблица 1

Этапы обучения детей с ЗПР двигательным навыкам

Этапы обучения Педагогические задачи Методы обучения и длительность этапа

Начального разучивания действия - ознакомить детей с новым двигательным материалом; - сформировать целостное представление о двигательном действии; - разучить движение в общих чертах; Вербальные методы: название, объяснение, игровая интерпретация. Наглядные методы: правильный, четкий показ в медленном темпе от начала до конца с вербальным подкреплением, зрительные ориентиры. Практические методы: показ движения по частям, самостоятельное выполнение движения по частям или целиком в медленном темпе. 1-3 занятия

Углубленного разучивания действия - сформировать у детей точные ориентиры выполнения как деталей разучиваемого действия, так и его целостного исполнения; - исправить ошибки выполняемого движения; - добиться выполнения движения без ошибок; Вербальные методы: название, краткое объяснение, игровая основа выполнения движения. Наглядные методы: целостный показ движения с речевым сопровождением, при необходимости показ движения по частям. Практические методы: многократное повторение движения в стандартных условиях. 3-6 занятий

Результирующей обработки - закрепить двигательный навык; - совершенствовать технику двигательного навыка; - способствовать вариативному выполнению движения. Вербальные методы: название, игровая основа выполнения движения. Практические методы: выполнение движений в играх, праздниках, досугах, прогулках. от 10 и более занятий

В соответствии с представленными методическими требованиями к каждому отдельному этапу становления двигательного навыка нами подбирались средства и методы для развития каждого вида основных локомоций до-

Содержание методики формирования дви

школьного детства - ходьбы, бега, прыжком, метания, лазания. В представленных ниже материалах приведены методические параметры, обеспечивающие развитие двигательного навыка метания у детей 6-7 лет с ЗПР (таблица 2).

Таблица 2

тьных навыков метания у детей 6-7 лет с ЗПР_

Этапы обучения Средства формирования ходьбы Методы формирования ходьбы Формы педагогического процесса

Начальное разучивание освоение положения - левая нога впереди, правая назад, корпус развернут левым боком, правая рука отведена назад, левая вытянута вперед; имитация метания правой рукой с наклоном корпуса вперед; мах рукой вперед-вверх до касания ладонью натянутой веревки; удары мяча об пол; вербальные: объяснения, пояснения, подача команд, вопросы к детям; наглядные: показ упражнения; демонстрация картинок; непосредственно организованная физкультурная деятельность (физкультурное занятие);

Этапы обучения Средства формирования ходьбы Методы формирования ходьбы Формы педагогического процесса

Углубленное разучивание выполнение метания мяча вдаль правой рукой с касанием ладонью натянутой веревки в конечной фазе движения; метание мяча в вертикальную цель, расположенную на расстоянии 6-8 м; метание мяча вдаль; вербальные:объяснения, пояснения, подача команд; наглядные: показ упражнения; тактильные: помощь педагога при контроле правильности положения корпуса, замаха руки, ее конечного махового положения, переноса тяжести корпуса; непосредственно организованная физкультурная деятельность (физкультурное занятие);

Результирующей обработки метание мяча в вертикальную цель; подвижные игры «Мяч через обруч»; «Ловкая пара», «Кто дальше»; вербальные: подача команд; наглядные: показ упражнения; практические: строго регламентированного упражнения; соревновательный, игровой. непосредственно организованная физкультурная деятельность (физкультурное занятие); утренняя гигиеническая гимнастика; игры на прогулках; динамические паузы; спортивные праздники.

Обучение метанию осуществляется на основе четкого и последовательного формирования фаз этого двигательного действия - исходного положения, замаха рукой, броска мяча. Немаловажным моментом является балансирование центром тяжести тела, владение которым может в значительной степени повысить результативность этой локомоции.

На начальном этапе обучения метанию в даль сильнейшей рукой используются специальные упражнения, обучающие правильному исходному положению. Вариантом такого упражнения является обучение положению левая нога впереди, правая назад, корпус развернут левым боком, правая рука отведена назад, левая вытянута вперед. По мере его освоения можно переходить к следующему упражнению - маху рукой. Важным моментом этого движения является конечная фаза движения - оно должно быть направлено не вниз (в пол), а вперед-вверх. Для этой цели можно использовать специально натянутую веревку (по росту детей), которой они должны коснуться по окончании маха. Далее идет освоение переноса центра тяжести тела. Для этого используются небольшие покачивания с ноги на ногу в требуемом исходном положении. И только по мере освоения всех составляющих движения можно переходить к имитации метания в даль сильнейшей рукой без мяча.

Этап углубленного обучения метанию характеризуется выполнением движения целиком, но с контролем конечной фазы махового движения. Для этой цели используется натянутая веревка, которой должны коснуться дети. Однако это упражнение можно выполнять не более 2-3 раз, так как оно может сформировать у детей желание перекидывать мяч через веревку. Достаточно эффективны здесь приемы метения в мишень, расположенную на расстоянии. Однако она должна быть расположена горизонтально, на уровне глаз ребенка.

И на этапе результирующей обработки двигательного навыка метания используются разнообразные подвижные игры, а также само метание на дальность, но в вертикальную цель.

Обучение метанию осуществляется на основе методов общей педагогики, и методов физического воспита-

ния. Однако в этом движении очень активно используются методы тактильного воздействия - контроля педагогом положения руки, корпуса, конечной фазы махового движения. Непосредственное пассивное выполнение правильного движения позволяет ребенку понять и прочувствовать суть движения как такового. Эти методы, подкрепляемые объяснениями, подсказками, комментариями и грамотным показом, позволяют избежать ошибок в становлении техники. Из практических методов на начальном этапе главенствующим является расчленено-конструктивный метод.

На этапе углубленного разучивания необходимо добиваться от детей речевого сопровождения проделываемой работы. Не теряют здесь эффективности методы вербального, наглядного и тактильного воздействия. Из практических методов уже используются методы целостно-конструктивного упражнения, а так же соревновательный и игровой. Группа аналогичных методов используется и на этапе результирующей обработки.

Обучение метанию в даль сильнейшей рукой целесообразнее всего осуществлять в процессе непосредственно организованной физкультурной деятельности. Его закрепление и совершенствование возможно в рамках утренней гигиенической гимнастики, прогулок, динамических пауз.

Литература

1. Мальцева, И.С. Содержание и методика рекреативных занятий по адаптивному физическому воспитанию детей с задержкой психического развития: ав-тореф...дисс...канд.пед.наук: 13.00.04 / И.С. Мальцева, Малаховка., 2011 - 23 с.

2. Максимова, С.Ю. Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами музыкально-двигательного воспитания // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2014. - № 9 (115). - С. 101-104.

3. Овчинникова, Т.С. Обучение и воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, приближенных к возрастной норме развития в условиях ДОУ комбинированного вида / Т.С. Овчинникова, В.Г. Белов, Ю.А. Парфеов, Д.А. Чернов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 124-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.