REFERENCES
1. Pegov, V.A. (2016), "The problem of corporeality in modern education", Izvestiya Smo-lenskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 2 (34), pp. 238-249.
2. Kelly, G.A. (1955), The psychology of personal constructs. V. 1: A theory of personality, Norton, N. Y.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.12.2017
УДК 796.011.3
МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО
ПОДХОДА Эдуард Юрьевич Ржевский, соискатель, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Волгоград
Аннотация
В рамках статьи автором затрагивается проблема оптимизации педагогического процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе дифференцированного подхода. В ней представлена методика, где расписаны ее элементы и структура их взаимодействия.
Ключевые слова: процесс физического воспитания, дети дошкольного возраста, дифференцированный подход.
METHODS OF PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE ON THE BASIS OF DIFFERENTIATED APPROACH
Eduard Yuryevich Rzhevskii, the competitor, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd
Annotation
In the article the author addresses the problem of optimization of pedagogical process of physical education of children of preschool age on the basis of differentiated approach. It presents a methodology, where the elements and the structure of their interaction have been determined.
Keywords: process of physical education, preschool children, differentiated approach.
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим периодом в жизни человека, когда формируется человеческая личность, закладываются психофизиологические и морфофункциональные компоненты здоровья является дошкольный возраст. Традиционный подход к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста на основе принципа индивидуализации не оказывает заметного влияния на оздоровление детей и не способствует формированию установок на практическое осуществление принципов здорового образа жизни. Сложившаяся ситуация является следствием неэффективности на настоящем этапе программы воспитания и обучения в детском саду, не разработанности методологического и организационно-методического подходов к индивидуализации процесса физического воспитания на основе принципов дифференциации.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Нами организована научная работа, в которой мы разработали методику физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе дифференцированного подхода. В рамках научной деятельности мы выявили, что при комплексной дифференциации физических нагрузок с учетом уровня физического развития, функциональной и
физической подготовленности, а также состояния здоровья дошкольников эффективность педагогического процесса повышается.
Исходя из основополагающих позиций теории и методики физического воспитания (Л.П. Матвеев 1991), методика представляет собой комплекс ее интегрированных компонентов - целей, задач, средств, методов, форм педагогического процесса и принципов его осуществления, а также контроля его результативности.
Анализ научно-методической литературы [1, 2, 3, 4], обобщение результатов предварительного эксперимента позволили заключить, что традиционный подход физического воспитания детей дошкольного возраста, ориентированный на среднестатистического ребенка не позволяет значительно улучшить уровень физической и функциональной подготовленности, а также состояния здоровья.
Полученные результаты позволили нам перейти к разработке экспериментальной методики. Ключевой идеей ее организации и осуществления явился дифференцированный подход. Его наличие просматривается в средствах, методах, формах организации педагогического процесса (рисунок 1).
ЦЕЛЬ
Повышение эффективности процесса физического воспитания детей старшего до школ ь-
_пою возраста на основе дифференцированного подхода_
ЗАДАЧИ
1. Способствовать формированию двигательной базы детей.
2. Развивать основные физические качества ребенка.
3. Повышать возможности функциональных систем организма ребенка.
4. Способствовать профилактике простудных заболевании и укреплению здоровья детей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
/
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование
ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАН-НОГОФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ФОРМЫ.
Основные: непосредственно организованная двигательная деятельность. Малые; утренняя гимнастика. Дополнительные: прогулка на свежем воздухе
СРЕДСТВА
Основные виды движений. Подвижные игры разной интенсивности. Естественные силы > природы. Гигиенические фактор 1.1
МЕТОДЫ
Строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный. Словесно-наглядный.
Способы организации детей: групповой, фронтальный, поточный
Рисунок 1 - Структура экспериментальной методики
Целью экспериментальной методики являлось повышение эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе дифференцированного подхода.
Поставленная цель конкретизировалась в следующем ряде задач:
1. Способствовать формированию двигательной базы детей.
2. Развивать основные физические качества ребенка (сила, выносливость, быстрота, координационные способности).
3. Повышать возможности функциональных систем организма ребенка.
4. Способствовать профилактике простудных заболеваний и укреплению здоровья
детей.
Исходя из целей и задач методики, были определены средства, методы и формы педагогического воздействия. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста нами применялись основные и дополнительные средства.
В качестве основного средства были использованы основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метание и броски мяча, лазанье по гимнастической стенке и ползанье по скамейке. Исходя из уровня физической подготовки детей, параметры нагрузки при выполнении физических упражнений изменялись по объему или интенсивности, в зависимости от того, какое качество развивалось.
Вторую группу средств составили подвижные игры. Их классификация осуществлялась на основе методических рекомендаций предшествующих исследований (О.И. Плешакова, 1998). Мы выделяли подвижные игры разной интенсивности: большой - ЧСС от 160 до 180 уд/мин; средней - ЧСС от 120 до 160 уд/мин; малой - ЧСС от 100 до 120 уд/мин. Подвижные игры использовались с учетом характера воздействия на те или иные физические качества. Для оптимизации основных параметров игровой нагрузки нами был применен принцип дифференцированного физического воспитания.
В качестве дополнительных средств при проведении физкультурных занятий использовались естественные силы природы в сочетании с двигательными действиями. Также учитывались гигиенические факторы.
Нами применялись как специфические, так и общедидактические методы.
Основными методами обучения двигательным действиям являлись показ и объяснение. При развитии физических качеств и освоении новых видов движений нами применялся специфический метод строго-регламентированного упражнения.
В процессе разучивания двигательных действий метод расчленено-конструктив-ного упражнения помогал детям освоить технику движений поэтапно, по 2-3 основных элемента. Для закрепления и совершенствования двигательных действий, развития физических способностей эффективно использовать метод стандартно-повторного и вариативного упражнения как слитного, так и дискретного.
Игровой метод имел место при проведении подвижных игр. Соревновательный метод применялся нами при проведении эстафет на физкультурных занятиях.
Методы педагогического воздействия так же подчинялись дифференцированному подходу. Дети, имеющие средний уровень физической подготовленности выполняли физическую нагрузку, приравненной к 100%, что является базовым показателем для дальнейших расчетов. Дети, имеющие уровень физической подготовленности выше средних нормативов, выполняли физическую нагрузку на 25% больше по объему или интенсивности, в зависимости от того, какое физическое качество развивалось. Детям, имеющим физическую подготовленность ниже среднего уровня, физическая нагрузка снижалась на 25% от базового показателя.
В качестве основной формы организации педагогического процесса использовались физкультурные занятия на основе дифференцированного подхода. В старшей возрастной группе занятия физкультурой проводились 3 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут и состояли из подготовительной, основной и заключительной части.
Утренняя гимнастика, как малая форма организации педагогического процесса, проводилась ежедневно продолжительностью 10-15 минут. В качестве дополнительной формы коллективной организации двигательной активности нами использовались прогулки на свежем воздухе продолжительность 25-30 минут.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Весь педагогический процесс заканчивается контрольно-оценочной процедурой, которая определяет эффективность процесса физического воспитания и корректирует
средства и методы в случае необходимости.
Основополагающей закономерностью функционирования разработанной методики является принцип дифференцированного физического воспитания. Он основывается на комплексной дифференциации нагрузок, исходя из индивидуального уровня физической подготовленности детей.
Применение данного принципа определяет эффективность педагогического процесса и обеспечивает положительное влияние на показатели физической подготовленности, функциональное состояние детского организма и показатели физического развития дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Максимова, С.Ю. Система адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе музыкально-двигательной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Максимова С.Ю. - Волгоград, 2014. - 46 с.
2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) : учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
3. Плешакова, О.И. Планирование физической нагрузки с учетом сезонных «зон риска» здоровью детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Плешакова О.И. - Волгоград, 1998. - 24 с.
4. Фомина, Н.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики : автореферат дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Фомина Н.А. - Майкоп, 2004. - 50 с.
REFERENCES
1. Maksimovа, S. Yu. (2014), System adaptive physical education of preschool children with delay of mental development on the basis music and movement activities, dissertation, Volgograd.
2. Matveev, L.P. (1991), Theory and methodology of physical culture (General basics of the theory and methodology of physical education; theoretical and methodological aspects of sports and profes-sional-appliedform of physical culture): textbook, Physical culture and sport, Moscow.
3. Pleshakova, O. I. (1998), Planning physical activity into account seasonal "zones of risk" to the health of preschool age children, dissertation, Volgograd.
4. Fomina, N.A. (2004), Physical education of children of preschool age on the basis system of role-playing rhythmic gymnastics, dissertation, Maykop.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.12.2017
УДК 316.422
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ОПЕРАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КАЧЕСТВ
Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Татьяна Сергеевна Беспалова (Зацарная), преподаватель, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград
Аннотация
Цель исследования - разработка инновационного метода диагностики компетенций и лич-ностно-профессиональных качеств. Согласно современным воззрениям, операционный компонент -