Научная статья на тему 'Методика коррекции и развития двигательных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития'

Методика коррекции и развития двигательных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1380
102
Поделиться
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Прописнова Елена Павловна, Иванась Наталья Ивановна

В статье представлена методика формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Ее основа базируется на положениях ведущих концепций физиологии, дефектологии, общей педагогики, теории и методики физического воспитания. Представленная методика характеризуется целостностью и взаимосвязанностью таких ее компонентов как цель, задачи, средства, методы педагогического процесса, а так же формы образовательного процесса. Целевые установки разработанной методики направлены на развитие и коррекцию двигательных навыков у детей с задержкой психического развития в таких видах движений как ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Ведущими средствами педагогического воздействия явились специальные физические упражнения, дополненные средствами наглядного и вербального воздействия. В качестве основных методов развития и коррекции двигательных навыков выделены методы строго регламентированного упражнения. Коррекционное направление экспериментальной методики усилено методами сенсорного воздействия (зрительными и слуховыми ориентирами, тактильными воздействиями), вербального сопровождения, игровыми ситуациями.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Прописнова Елена Павловна, Иванась Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Correction and development methodology for the motor skills at preschool children with mental retardation

The article presents the methodology for the formation of motor skills among the preschool children with mental retardation. Its foundation is based on the provisions of the leading concepts of physiology, pathologist, general pedagogy, theory and methodology of physical education. The presented method is characterized with wholeness and interconnectedness of its components such as the purpose, objectives, means, methods, pedagogical process, as well as forms of the educational process. Target settings of the developed technique aimed at the development and correction of the motor skills among the children with mental retardation in such kinds of movements like walking, running, jumping, throwing, and climbing. Leading means of the pedagogical influence were the special physical exercises, supplemented by means of visual and verbal feedback. The main methods of correction and development of the motor skills include the methods of strictly regulated exercises. Correcting direction of the experimental procedure is enhanced with the methods of sensory impact (visual and auditory landmarks, tactile effects), verbal accompaniment, and the game situations.

Текст научной работы на тему «Методика коррекции и развития двигательных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

ровку в индивидуальном тренировочном плане каждого спортсмена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунак, В. В. Антропометрия / В.В. Бунак. - М. : Учпедгиз, 1941. - 368 с.

2. Лхагвасурэн, Г. Исследование проблемы учебно-спортивных традиций и обновлений в Монголии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Лхагвасурэн Г. - Улан-Батор, 1996. - 22 с.

3. Кузнецов, В.В. К проблеме модельных характеристик квалифицированных спортсменов / В.В. Кузнецов, А.А. Новиков // Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 1. - С. 59.

4. Кузнецов, В.В. О разработке модельных характеристик спортсменов / В.В. Кузнецов, Б.Н. Шустин // Теория и практика физической культуры. - 1976. - № 6. - С. 58.

5. Лхагвасурэн, Г. Научные основания традиций и обновлений подготовки и тренировки высококвалифицированных спортсменов Монголии : автореф. . д-ра пед. наук / Лхагвасурэн Г. -Улан-Батор, 1999. - 50 с.

6. Платонов, В.Н. Современная спортивная тренировка / В.Н. Платонов. - Киев : Здоровье, 1980. - 336 с.

7. Тарваа, Н. Физическое развитие спортсменов : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Тарваа Н. - Улан-Батор, 1972. - 16 с.

REFERENCES

1. Bunak, V.V. (1941), Anthropometry, publishing house "Uchpedgiz", Moscow.

2. Lhagvasuren, G. (1996), Study on educational and sporting traditions and updates in Mongolia, dissertation, Ulan Bator.

3. Kuznetsov, V.V. and Novikov, A.A. (1975), "On the problem of modeling characteristics qualified athletes", Theory and Practice of Physical Culture, No.1, pp. 59.

4. Kuznetsov, V.V. and Shustin, B.N. (1976), "About development of model characteristics of athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 58.

5. Lhagvasuren, G. (1999), Scientific foundation of tradition and update training and training highly skilled athletes Mongolia, dissertation, Ulan Bator.

6. Platonov, V.N. (1980), Modern sports training, Health, Kiev.

7. Tarvaa, N. (1972), Physical development of athletes, dissertation, Ulan Bator.

Контактная информация: mongol_gunde@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2015.

УДК 796.011.3

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

Светлана Юрьевна Максимова, доктор педагогических наук, доцент, Елена Павловна Прописнова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Ивановна Иванась, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В статье представлена методика формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Ее основа базируется на положениях ведущих концепций физиологии, дефектологии, общей педагогики, теории и методики физического воспитания. Представленная методика характеризуется целостностью и взаимосвязанностью таких ее компонентов как цель, задачи, средства, методы педагогического процесса, а так же формы образовательного процесса. Целевые установки разработанной методики направлены на развитие и коррекцию двигательных навыков у детей с задержкой психического развития в таких видах движений как ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Ведущими средствами педагогического воздействия явились специальные физические упражнения, дополненные средствами наглядного и вербального

воздействия. В качестве основных методов развития и коррекции двигательных навыков выделены методы строго регламентированного упражнения. Коррекционное направление экспериментальной методики усилено методами сенсорного воздействия (зрительными и слуховыми ориентирами, тактильными воздействиями), вербального сопровождения, игровыми ситуациями.

Ключевые слова: двигательный навык, дети дошкольного возраста, задержка психического развития.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p113-118

CORRECTION AND DEVELOPMENT METHODOLOGY FOR THE MOTOR

SKILLS AT PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Svetlana Yurievna Maximova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Elena Pavlovna Propisnova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalya Ivanovna Ivanas, the senior teacher, Volgograd State Academy of Physical Culture

Annotation

The article presents the methodology for the formation of motor skills among the preschool children with mental retardation. Its foundation is based on the provisions of the leading concepts of physiology, pathologist, general pedagogy, theory and methodology of physical education. The presented method is characterized with wholeness and interconnectedness of its components such as the purpose, objectives, means, methods, pedagogical process, as well as forms of the educational process. Target settings of the developed technique aimed at the development and correction of the motor skills among the children with mental retardation in such kinds of movements like walking, running, jumping, throwing, and climbing. Leading means of the pedagogical influence were the special physical exercises, supplemented by means of visual and verbal feedback. The main methods of correction and development of the motor skills include the methods of strictly regulated exercises. Correcting direction of the experimental procedure is enhanced with the methods of sensory impact (visual and auditory landmarks, tactile effects), verbal accompaniment, and the game situations.

Keywords: motor skills, preschool children, mental retardation.

ВВЕДЕНИЕ

Основу двигательной сферы ребенка дошкольного возраста составляют так называемые основные виды движений, к которым относят ходьбу, бег, прыжки, метание и лазанье. Высокий уровень сформированности двигательных навыков этих локомоций создает условия для полноценного моторного развития ребенка, становления его здоровья, познания окружающего мира с двигательной позиции [3].

Вместе с тем результаты научных исследований констатируют наличие нарушений в формировании двигательных навыков у детей с ЗПР [5, 6]. Современная педагогическая практика адаптивного физического воспитания сталкивается с необходимостью обеспечения условий для коррекции и развития двигательных навыков у детей с ЗПР. Однако научно-методическая база такого педагогического воздействия требует дополнительного обоснования. На решение этой научной проблемы и была направлена наша исследовательская деятельность. Она осуществлялась на базе Волгоградской государственной академии физической культуры в соответствии с государственным заказом Министерства спорта Российской Федерации (приказ № 1032 от 17.12.2014).

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сущность и содержание экспериментальной методики обозначили положения теории деятельности, учения о функциональной системе и динамическом стереотипе. Они позволили рассматривать закономерности становления движения как основу единицы двигательной деятельности, имеющую как физиологическую, так и психологическую структуру.

В своих трудах П. К. Анохин [1] раскрыл принципы, согласно которым происходит формирование произвольного движения - это принципы цели, системогенеза, а также функционально-структурный принцип. Теория деятельности, обоснованная А.Н. Леонтьевым, рассматривает деятельность как кольцевую структуру, выделяя в ней взаимосвязанные цель, мотивы, способы достижения цели, анализ результатов деятельности. На основе данных физиологических и психологических механизмов происходит формирование двигательных навыков, закономерности образования которых приведены в трудах ученых теории и методики физического воспитания [4]. Становление последних происходит непосредственно в процессе обучения, педагогического взаимодействия между педагогом и воспитанником. Однако рассмотрение формирования двигательного навыка на основе физиологических и психологических механизмов позволяет выделить важные, необходимые для детей с ЗПР, методические особенности.

Так теория деятельности акцентирует важность и значимость цели и мотивов деятельности как таковой. Только значимая для индивида цель заставляет его действовать активно и осознанно. Именно она мотивирует его подбирать наиболее эффективные способы ее решения, сравнивать полученные результаты с намеченными, анализировать и корректировать свою деятельность. Данные положения акцентируют необходимость выдвигать значимые целевые установки при обучении детей дошкольного возраста с ЗПР движениям.

Важные методические ориентиры задают положения теории о функциональной системе и оптимальном двигательном стереотипе. Согласно им общее направление основания двигательного навыка базируется на экстренно формирующемся функциональном образовании (программа действий, афферентные и эфферентные пути, акцептор действий, проверяющий результативность осуществления локомоторной задачи). Данный механизм указывает на важные педагогические ориентиры - для эффективного формирования этой системы нужны дополнительные элементы обучения в виде сенсорных, тактильных средств воздействия. Это будет способствовать быстрому созданию стойкой функциональной системы со слаженным взаимодействием всех её составляющих и, как следствие, возникновению в центральной нервной системе динамического стереотипа.

Данные положения позволяют сделать заключение о том, что в процессе обучения детей с ЗПР двигательным действиям, и особенно коррекции локомоторных навыков, необходимо учитывать не только стадии формирования двигательного навыка как такового, но и значимость целевых установок, дополнительных ориентиров (зрительных, тактильных, слуховых).

Экспериментальная методика, направленная на развитие и коррекцию нарушений основных двигательных действий у детей дошкольного возраста с ЗПР, базируется на положениях теории и методики физического воспитания, адаптивной физической культуры [2] (рисунок 1). Она представлена как комплекс взаимосвязанных структурных компонентов - цели, задач, средств и методов педагогического воздействия, а так же форм образовательного процесса. Целью экспериментальной методики явилось путем целенаправленного воздействия средств физического воспитания содействовать развитию и коррекции двигательных навыков у детей 4-7 лет с ЗПР. Поставленная цель кон-кретизуется в задачах: 1) Способствовать развитию основных двигательных действий и становлению полноценной двигательной базы детей. 2) Содействовать коррекции нарушений основных двигательных действий. Ведущими явились специфические средства физического воспитания - специальные двигательные задания, физические упражнения, способствующие становлению двигательных навыков, а так же их коррекции. Основу методов педагогического воздействия составили методы общей педагогики (наглядный и вербальный), сенсорного воздействия (цветные ориентиры, тактильное влияние), физического воспитания (строго регламентированный, игровой и соревновательный). Базовыми методами, обеспечивающими коррекцию и развитие двигательных навыков, явились рас-

членено-конструктивный и целостно-конструктивный методы. Непосредственная реализация развивающих и коррекционных задач осуществляется в основных формах адаптивного физического воспитания.

Рисунок 1. Структура экспериментальной методики по развитию и коррекции двигательных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Экспериментальная методика коррекции и развития двигательных навыков базируется на его общепринятых стадиях формирования (таблица 1).

Таблица 1

Этапы обучения детей с ЗПР двигательным навыкам_

Этапы обучения Педагогические задачи Методы обучения и длительность этапа

1 2 3

Начального разучивания действия - ознакомить детей с новым двигательным материалом; - сформировать целостное представление о двигательном действии; - разучить движение в общих чертах; Вербальные методы: название, объяснение, игровая интерпретация. Наглядные методы: правильный, четкий показ в медленном темпе от начала до конца с вербальным подкреплением, зрительные ориентиры. Практические методы: показ движения по частям, самостоятельное выполнение движения по частям или целиком в медленном темпе. 1-3 занятия

Углубленного разучивания действия - сформировать у детей точные ориентиры выполнения как деталей разучиваемого действия, так и его целостного исполнения; - исправить ошибки выполняемого движения; - добиться выполнения движения без ошибок; Вербальные методы: название, краткое объяснение, игровая основа выполнения движения. Наглядные методы: целостный показ движения с речевым сопровождением, при необходимости показ движения по частям. Практические методы: многократное повторение движения в стандартных условиях. 3-6 занятий

Этапы обучения Педагогические задачи Методы обучения и длительность этапа

1 2 3

Результирующей обработки - закрепить двигательный навык; - совершенствовать технику двигательного навыка; - способствовать вариативному выполнению движения. Вербальные методы: название, игровая основа выполнения движения. Практические методы: выполнение движений в играх, праздниках, досугах, прогулках. От 10 и более занятий

Коррекционное направление экспериментальной методики усилено методами сенсорного воздействия (зрительными и слуховыми ориентирами, тактильными воздействиями), вербального сопровождения, игровыми ситуациями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, разработанная методика адаптивного физического воспитания, направленная на коррекцию и развитие нарушенных двигательных навыков у детей с ЗПР, позволяет повысить формирующий и коррекционный потенциал его педагогического процесса. Результаты формирующего эксперимента позволили выявить положительную динамику в изучаемых параметрах детей с ЗПР. Повторное тестирование показало у воспитанников экспериментальных коррекционных групп более высокие и максимально приближенные к возрастной норме показатели сформированности двигательных навыков ходьба, бега, метания, прыжков и лазанья. Следует отметить, что аналогичных сдвигов в контрольных коррекционных группах не наблюдалось.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Анохин, П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П.К. Анохин. - М. : Наука, 1979. - 453 с.

2. Евсеев, С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : учебник / С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2013. - 388 с.

3. Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: схемы и таблицы / Н.Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М.М. Борисова. - М. : ВЛАДОС, 2003. -192 с.

4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 80 с.

5. Максимова, С.Ю. Коррекционные возможности ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 2. - С. 15-16.

6. Максимова, С.Ю. Определение коррекционно-развивающего потенциала музыкального ритма в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). -С. 45-47.

REFERENCES

1. Anokhin, P.K. (1979), Systemic mechanisms of higher nervous activity, Science, Moscow.

2. Evseev, S.P. and Evseeva, O.E. (2013), Technologies sports activity in adaptive physical education: a textbook, Soviet Sport, Moscow.

3. Kozhukhova, N.N. Ryzhkova, L.A. and Borisova, M.M. (2003), Theory and technique of physical training of preschool children: Diagrams and tables, VLADOS, Moscow

4. Leontiev, A.N. (1975), Activity. Consciousness. Personality, Politizdat, Moscow.

5. Maximova, S.Y. (2011), "Correction capabilities of rhythmic gymnastics in adaptive physical education of preschool children with mental retardation", Adaptive physical education, Vol. 46, No. 2, pp. 15-16.

6. Maximova, S.Y. (2012), "Determination of correction and development potential of rhythm in adaptive physical education of preschool children with mental retardation", Adaptive physical education, No. 1 (49), pp. 45-47.

Контактная информация: mal-msy@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 07.04.2015.

УДК 796.011

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА АЛЬПИНИСТОВ И СКАЛОЛАЗОВ)

Виктор Викторович Маркелов, кандидат технических наук, доцент, Петр Викторович Половников, кандидат физико-математических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПб ГПУ); Татьяна

Евгеньевна Коваль, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ); Виктор Михайлович Ивахов, научный сотрудник, Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова, Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье представлена экспертная оценка подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности в области чрезвычайных ситуаций. Рассмотрены профессионально-прикладные виды спорта (альпинизм и скалолазание), как наиболее эффективные виды подготовки будущих специалистов спасателей.

Ключевые слова: профессионально-прикладные виды спорта, альпинизм, скалолазание, промышленный альпинизм.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p118-123

EXPERT EVALUATION OF TRAINING THE STUDENTS IN THE FIELD OF MANAGEMENT AND PROTECTION IN EMERGENCIES WITH THE USE OF PROFESSIONALLY APPLIED SPORTS (BASED ON THE EXPERIENCE OF MOUNTAINEERS AND CLIMBERS)

Victor Viktorovich Markelov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Petr Viktorovich Polovnikov, the candidate of physical-mathematical sciences, professor, St. Petersburg State Polytechnical University; Tatyana Eugenievna Koval, the candidate of geological and mineralogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University; Victor Mikhai-lovich Ivakhov, the researcher, Main Geophysical Observatory named after A.I. Voeikov,

St. Petersburg

Annotation

The article presents the expert estimates of the student's preparation for future professional activity in the field of emergencies. Professionally applied sports (on the example of mountaineering and rock climbing) are examined as the most effective type of training the students for future work as rescue specialists.

Keywords: professionally applied sports, mountaineering, climbing, industrial mountaineering.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что теоретическая и практическая подготовка специалистов-спасателей занимает около 5 лет [1]. Предполагается, что будущим выпускникам в подавляющем большинстве придётся работать в трудных опасных для жизни условиях, причём работа специалистов будет связана со значительными физическими и нервно-психическими нагрузками. Все это требует от молодых специалистов не только хорошей общей физической подготовленности, но и развития специальных психофизических качеств, готовности работать в сложных экстремальных условиях. В связи с этим актуальность качественной подготовки будущих специалистов-спасателей не вызывает сомнения. Однако был установлен факт, что отсутствует комплексная оценка, позволяющая достоверно