Научная статья на тему 'Содержание конституционно-правовых гарантий деятельности органов местного самоуправления как формы народовластия'

Содержание конституционно-правовых гарантий деятельности органов местного самоуправления как формы народовластия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
251
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание конституционно-правовых гарантий деятельности органов местного самоуправления как формы народовластия»

DOI:10.24412/2076-1503-2021-4-122-130 КАЛЛАГОВ Таймураз Эльбрусович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Горский государственный аграрный университет» ,

e-mail: [email protected]

СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ФОРМЫ НАРОДОВЛАСТИЯ

Аннотация. В статье автор исследует аспекты конституционно-правовых гарантий деятельности органов местного самоуправления как формы народовластия в современной России. Содержание права граждан на участие в местном самоуправлении включает право контролировать и оценивать деятельность его органов, право на равный доступ к муниципальной службе, обращение в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, получение полной и достоверной информации об их деятельности.

Ключевые слова: муниципальная служба, местное самоуправление, гарантии прав и свобод, государственное управление, муниципальные акты, муниципальное образование, народовластие, Конституция.

KALLAGOV Taimuraz Elbrusovich,

PhD in Law, Associate Professor, head of the Department of constitutional law of the federal state budgetary educational institution of higher education "Gorsky state agrarian University"

CONTENT OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL GUARANTEES OF THE ACTIVITIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES AS A FORM OF PEOPLE'S POWER

Annotation. In the article, the author explores aspects of constitutional and legal guarantees of the activities of local governments as a form of democracy in modern Russia. The content of the right of citizens to participate in local self-government includes the right to monitor and evaluate the activities of its bodies, the right to equal access to the municipal service, contacting local self-government bodies and local self-government officials, and obtaining complete and reliable information about their activities.

Key words: municipal service, local self-government, guarantees of rights and freedoms, state administration, municipal acts, municipality, people's power, Constitution.

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля определяет гарантию (франц. garantie, от garantir — обеспечивать, охранять) как ручательство, обеспечение, заверение и безопасенье [1]. Большая Советская Энциклопедия под гарантиями прав граждан понимает условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться правами, установленными конституцией и другими законами [2].

Каждое право может быть реализовано только тогда, когда ему соответствует обязанность государства или другого лица, органа (которых государство в случае их неправомерных действий

привлекает к ответственности) его обеспечить [3]. Гарантии призваны обеспечить такую благоприятную обстановку, в атмосфере которой зафиксированные в конституции и других законах положения о юридическом статусе личности, ее правах и свободах стали бы фактическим положением каждого человека. Гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод [4].

В широком плане понятием «гарантии прав человека» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устране-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

ние возможных причин и препятствий их неполного осуществления. Хотя эти факторы и весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов и методов правильного его осуществления [5].

Абсолютное большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную обстановку, в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе [6].

Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом, государством, коллективом и используются ими для претворения указанных прав и свобод в жизнь. Однако вместе с этим существуют и такие условия и средства охраны конституционных прав и свобод граждан, формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания. То есть под гарантиями понимаются условия и средства, при наличии и с помощью которых обеспечиваются фактическая реализация и всесторонняя охрана прав и свобод всех и каждого человека в отдельности.

В юридической литературе при исследовании проблемы гарантий высказываются следующие идеи: во-первых, рассматривать гарантии в качестве элемента правовой системы [7]; во-вторых, не отождествлять гарантии с другими понятиями, а именно мерами правовой охраны, мерами правовой защиты, юридической ответственностью [8]; в-третьих, исследовать в качестве самостоятельной категории, имеющей свои черты, объект воздействия, структуру, систему, методы реализации [9], а также в аспекте формы определенной общности конституционных норм [10].

В.С. Афанасьев внес в позицию С.С. Алексеева и Н.В. Витрука несколько существенных дополнений, согласно которым, во-первых, необходимо рассматривать негативные воздействия на процесс реализации прав человека (без изучения и профилактики которых невозможна эффективная деятельность по укреплению законности и обеспечению прав личности), и, во-вторых, на практике гарантии действуют только как совокупность каких-либо явлений и процессов, включающих как положительные, так и отрицательные воздействия [11].

Юридические гарантии будут эффективно действовать только в том случае, если они будут основываться и функционировать на принципе

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

«гарантия гарантиям» [12], что по большому счету являлось и является несбыточным идеалом для многих поколений. Подход В.В. Петрова к проблеме гарантий не отрицает в своих работах В.С. Нерсесянц, утверждающий, что юридические гарантии воплощают идею такого согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат вместе с тем защитным механизмом для других и наоборот. Получается сложная и многоликая соподчиненная система регуляции. Именно в контексте взаимной поддержки и согласованности разных частей и аспектов государственно-правового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юридических гарантий прав и свобод личности могут реально осуществить свою защитную роль [13].

Получается, что юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях, в форме которых выступают правовое государство и правовые законы. Действительно, мнение В.С. Нерсесянца весьма аргументировано. Однако, на наш взгляд, «соподчиненная система регуляции», упомянутая выше, является продуктом (результатом) нередко длительного государственно-правового строительства в стране [14].

В России начала XXI в. с очевидностью можно констатировать, что юридические гарантии юридических гарантий (по В.С. Нерсесянцу — правовое государство и правовые законы) не созданы, что эти понятия «на бумаге», скрупулезно занесенные законодателем в Конституцию РФ и другие нормативные правовые акты, не являются «гарантиями гарантий» хотя бы потому, что их просто не существует в реальной действительности [15].

Если рассматривать модель идеального функционирования юридических гарантий прав и свобод, то ее вершиной будет правовое государство. По нашему мнению, как невозможно в процессе строительства дома построить сначала крышу, а потом фундамент и стены, так и нельзя применительно к России (да и любой другой стране, где демократические принципы только начинают вписываться во внутригосударственную систему) говорить в первую очередь о необходимости абстрагированного строительства правового государства, а во вторую — о взаимодействии конкретного гражданина с конкретным государственным органом [16].

Поскольку все отрасли права имеют нормы, закрепляющие те или иные средства и способы соблюдения, исполнения и использования прав и свобод, представляется целесообразной классификация юридических гарантий в соответствии с делением системы права на отдельные отрасли:

конституционно-правовые, административно-правовые, административно-процессуальные, гражданско-правовые, гражданско-процессуальные, гражданско-правовые, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, трудовые гарантии, семейно-правовые, международно-правовые гарантии и др. Классификация гарантий прав и свобод (кстати, так же, как и классификация основных прав и свобод) достаточно условна [17]. Наличие специальных государственных органов и материальная поддержка отдельных социальных групп могут рассматриваться как экономические гарантии. Наличие соответствующих нормативных актов, возможность обжаловать в суд действия или бездействие государственных органов — как гарантии юридические [18].

Итак, гарантии могут быть определены как «юридически значимые и организационно-определенные средства реализации предписаний, содержащихся в нормах права, способы достижения целей этих норм, организационно-правовые условия перевода регулирующих возможностей права в действительность, в фактическое поведение субъектов правоотношений» [19]. В случае возникновения угрозы существованию конституционных прав и свобод вступают в действие гарантии — средства защиты. Такой подход позволяет определить их как условия и средства (факторы), обеспечивающие фактическую реализацию прав, свобод и защиту в случае неправомерного посягательства на них [20].

Современное демократическое государство не может обеспечить оптимальное управление экономическими и социальными процессами, если не гарантирует существование местного самоуправления [21]. Конституция РФ впервые провозгласила местное самоуправление, наряду с государственной властью, формой осуществления публичной власти. Развивая конституционные положения, в 1995 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепивший организационные, территориальные, финансовые, экономические основы местного самоуправления.

В 2003 г. принимается новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», составивший основу реформирования муниципального управления в нашей стране. Согласно Конституции РФ и этому Закону, местное самоуправление представляет собой комплексное, сложное, многообразное явление, которое можно рассматривать в нескольких аспектах: как основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который определяет систему управления демократического правового

государства и является одним из элементов конституционного строя России; как право граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения; как форму народовластия [22].

В качестве основ конституционного строя местное самоуправление получает оформление в ст. 3 и 12 Конституции РФ. В первой из названных статей местное самоуправление рассматривается как одна из форм народовластия, составляющая сущность конституционного строя России. Согласно ей, единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Статья 12 гарантирует незыблемость и самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Закон о местном самоуправлении от 6 октября 2003 г. (ст. 1) также содержит положения о том, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории нашего государства. Выступая в качестве субъективного права граждан, местное самоуправление составляет важный элемент их конституционного статуса. Прямо не названное в гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина, косвенное закрепление это право находит в ст. 32, где провозглашается право граждан на участие в управлении делами государства и их возможность избирать и быть избранными, в т.ч. в органы местного самоуправления [23].

Содержание права граждан на участие в местном самоуправлении включает право контролировать и оценивать деятельность его органов, право на равный доступ к муниципальной службе, обращение в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, получение полной и достоверной информации об их деятельности. Население муниципального образования может осуществлять право на местное самоуправление как на общественных, непрофессиональных началах, так и на постоянной основе - в качестве выборных должностных лиц, депутатов представительных органов, служащих муниципальной службы. Право гражданина на осуществление местного самоуправления не может быть ограничено по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Таким образом, это право, как и другие конституционные права и свободы человека и гражданина, основывается на принципе равноправия [24].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. Согласно этому определению, местное самоуправление - это «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Указанное определение принципиально отличается от прежнего, содержавшегося в одноименном Законе 1995 г., в котором местное самоуправление определялось как деятельность населения, а не как форма власти. Примечательно, что до принятия нового закона термин «власть» с местным самоуправлением не употреблялся, что давало основания считать местное самоуправление общественной организацией, хотя реально -это действительно форма власти, т.к. без властных полномочий ни о каком решении местных вопросов не может быть и речи [25]. Исходя из характеристик местного самоуправления, можно выделить присущие ему признаки:

- самостоятельное решение населением вопросов местного значения;

- пределы самостоятельности устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- многообразие организационных форм осуществления;

- организационное обособление органов местного самоуправления в системе органов публичной власти;

- учет мнения населения, исторических, культурных, национальных и иных местных особенностей [26].

Формирование и развитие современной модели местного самоуправления в Российской Федерации осуществляется не только с учетом отечественного опыта, но и под влиянием зарубежного муниципального опыта [27].

В юридической литературе различаются четыре основные системы местного самоуправления: англосаксонская, французская, или континентальная, иберийская и система советов. Основным критерием для типологизации здесь служат принципы взаимоотношений и разделения компетенции между центральными и местными органами. В рамках первой модели (англосаксонской), получившей распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии и во многих дру-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

гих странах с англосаксонской правовой системой, местные представительные органы выступают автономно, прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует [28].

Вторая модель местного самоуправления -европейская континентальная, или французская, присуща Франции, Италии, Польше, Болгарии и была заимствована Турцией, Сенегалом, другими странами; строится на основе сочетания выборности представительных и исполнительных органов местного самоуправления и назначении из центра на места полномочных представителей государственной власти, которые имеют свой круг полномочий [29].

Третья модель может быть названа иберийской, поскольку она получила распространение в Испании, Португалии и многих испано-язычных государствах Латинской Америки. В рамках данной модели на всех уровнях административно-территориальной структуры государства есть выборные советы, а также избираемые населением или советом их исполнительные органы. Совет - местный нормотворческий орган, алькальд - его исполнительный орган [30].

Назначаемых сверху должностных лиц нет, однако избранный алькальд утверждается центром как представитель государства в данной административно-территориальной единице, в полномочия которого входит контроль за деятельностью совета. Принципиальное отличие от вышеуказанных систем муниципального управления имеет советская модель, которая к настоящему времени во многом отошла в историю. Она была характерна для Советского Союза и других стран «мировой системы социализма», а также для некоторых развивающихся государств, ориентирующихся на социалистическую перспективу. Сейчас в той или иной форме советская модель продолжает сохраняться лишь в немногих странах, таких как Китай, Куба, КНДР

В рамках этой модели совет рассматривается как орган государственной власти, избирающий в свою очередь другой государственный орган - исполнительный комитет - коллегиальный орган государственного управления в данной административно-территориальной единице. Государственные должностные лица для контроля за деятельностью совета не назначаются, но советы как органы государственной власти подчинены по вертикали вышестоящим представительным органам. При этом советы могут решать не только местные, но и общегосударственные вопросы [31].

Таким образом, в зарубежных странах четко прослеживается государственность местного самоуправления. Несмотря на то, что во многих странах наблюдается тенденция к разграничению

государственной администрации и местного самоуправления, тем не менее, органы местного самоуправления все в большей степени вовлекаются в решение государственных дел [32]. Суть европейского местного управления выражается в том, что государство передает часть своих полномочий непосредственно гражданам, реализующим их через органы власти на местах. В отличие от этого, в Российской Федерации акцент делается на самостоятельность и автономность местного самоуправления, на исключительные полномочия населения по решению вопросов местного значения [33]. В этом заключается особенность современной российской модели местного самоуправления, которая получила юридическое закрепление на конституционном уровне [34].

Список литературы:

[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955. - Т. 1. - С. 283.

[2] Большая Советская Энциклопедия. - 4-е изд. - 1989. - С. 277.

[3] Гандалоев Р.Б. Российский федерализм и национально-этнический фактор: проблемы взаимообусловленности // Этносоциум и межнациональная культура. - 2014. - № 12 (78). - С. 178 -181.

[4] Албогачиев А.А. К истории возникновения института народного представительства в Европе: сб. науч. тр. Ингушского гос. ун-та. - Магас, 2006.

- С. 291 - 304.

[5] Матвеева М.А. Теоретические основы соотношения нормотворчества и правотворчества // Образование и право. - 2014. - № 11-12 (63-64).

- С. 32 - 40; Мецгер А.А. Гарантии личной неприкосновенности граждан в правоприменительной деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Моск. ун-т МВД РФ. - М., 2005; Мецгер А.А. Понятие гарантий прав граждан в юридической науке // Образование и право. - 2019. - № 12. - С. 23 - 29; Мецгер А.А. Социальная сущность и значимость института гарантий прав граждан // Образование и право. - 2019. - № 11. - С. 47 - 53.

[6] Матвеева М.А. К вопросу о концептуально-методологических основах теории правотворчества // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2017. - № 4 (47). - С. 134 - 137; Матвеева М.А. Концепция правотворческой политики: проблема теоретического обоснования // Образование и право. - 2017. - № 3. - С. 24

- 32; Матвеева М.А. Нормотворчество и правотворчество: теоретические проблемы соотношения понятий // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2014. - № 3 (34). -С. 42 - 47; Матвеева М.А. Правотворчество как

юридическая деятельность // Новый юридический журнал. - 2014. - № 3. - С. 160 - 164.

[7] Матузов Н.И. Правовая система и личность. - Саратов, 1987. - С. 8.

[8] Толкачев Х.Б., Хабибуллин А.Г. Личные конституционные права и свободы граждан СССР: система, характеристики, особенности реализации. - Уфа, 1990. - С. 46.

[9] Синюкова Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности // Вопросы теории государства и права: межвуз. сб. науч. работ. - Саратов, 1991. - Вып. 9. -С. 150 - 160.

[10] Лучин В.О. Конституционные институты // Современный конституционализм. - М., 1990. -С. 35.

[11] Жарова А.К. О необходимости правовой классификации операторов сети Интернет // Бизнес-информатика. - 2011. - № 3 (17). - С. 60 - 65; Жарова А.К., Елин В.М. Обеспечение безопасности персональных данных в эпоху больших данных // Динамика институтов информационной безопасности. Правовые проблемы: сб. науч. тр. / отв. ред. Т.А. Полякова, В.Б. Наумов, Э.В. Тала-пина. - 2018. - С. 174 - 181; Ильгова Е.В., Сметан-никова А.И. К вопросу о снижении возраста административной ответственности // Вестник Саратовской государственной юридической академии.

- 2018. - № 5 (124). - С. 58-61; Каллагов Т.Э. История формирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления // Новый юридический журнал. - 2014. - № 3.

- С. 148 - 159; Каллагов Т.Э. К вопросу о совершении правонарушений в сфере государственной гражданской и муниципальной службы // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2014. - № 4 (35). - С. 93 - 96.

[12] Петров В.В. Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом РФ Закона «Об охране окружающей природной среды») // Вестник МГУ. — Сер. 11 «Право». — 1993. — № 3. — С. 10 - 12.

[13] Аушева И.А., Дугиева А.Я., Арчакова Р.Д. и др. Исследование кубового остатка, полученного из нефтей Республики Ингушетии // Технологии нефти и газа. - 2015. - № 4 (99). - С. 23 -25; Гаджиахмедов К.Г., Гандалоев Р.Б. Амнистия и помилование в законодательном развитии (краткий исторический экскурс) // Криминалистъ. - 2018.

- № 2 (23). - С. 75 - 82; Гаджиахмедов К.Г., Гандалоев Р.Б. Правовой статус адвоката и финансово-экономические аспекты адвокатской деятельности // Криминалистъ. - 2019. - № 3 (28). - С. 19 -22.

[14] Султыгова А.К., Бекбузаров М.Б., Темир-ханов Б.А., Султыгова З.Х. Синтез биодеградируе-мых полимеров на основе полиэфиров / В сбор-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

нике: Химия и химическое образование. XXI век. -2014. - С. 158-161.

[15] Султыгова А.К., Бекбузаров М.Б., Темир-ханов Б.А., Султыгова З.Х. Синтез биодеградируе-мых полимеров на основе полиэфиров: сб.: Химия и химическое образование. XXI век. - 2014. - С. 158 - 161.

[16] Саламов А.Х., Шогенов В.Н., Кумышева Ю.А. и др. Получение, свойства и применение полиэфиркетонов // Известия Кабардино-Балкарского гос. ун-та. - 2015. - Т. 5. - № 6. - С. 82 - 86; Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Права человека в России: учеб. для студ., обучающихся по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция». - М., 2019; Чернявский А.Г., Синяева Н.А., Самодуров Д.И. Международное право. - М., 2019.

[17] Гандалоев Р.Б., Гаппи Т.М. Понятие адвокатской деятельности и соотношение ее с предпринимательской деятельностью // Социально-гуманитарное обозрение. - 2019. - № 1 (1). - С. 65 - 68; Гоц Е.В. Вопросы регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации // Новый юридический журнал. - 2015. - № 3. - С. 81 - 86; Гоц Е.В. Законность и борьба с коррупцией в условиях развития демократического правового государства в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. - 2014. - № 1 (109). - С. 136 - 141; Жарова А.К. О конфликте интересов субъектов в информационных отношениях // Государство и право. - 2011. - № 4. - С. 42 - 49.

[18] Шанхоев И.И., Гандалоев Р.Б. Характеристика законодательства об амнистии и помиловании в современной России // Закон и право. -2018. - № 2. - С. 115 - 118; Шестак В.А. О некоторых положениях современной практики применения судами законодательства в сфере административного судопроизводства // Мировой судья. - 2018. - № 7. - С. 36 - 40; Шестак В.А. О типовых решениях, принимаемых судами по результатам рассмотрения административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современных условиях // Мировой судья. - 2018. - № 2. - С. 36 - 39; Шестак В.А. Порядок рассмотрения судами административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современных условиях // Мировой судья. - 2018. - № 1. - С. 37 - 40.

[19] Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. — Воронеж, 1984. -С. 19.

[20] Ильгова Е.В. Проблемы правового регулирования отнесения семей и несовершеннолет-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

них к категории находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении в отношении них профилактической работы // Право. Законодательство. Личность. - 2017.

- № 1 (24). - С. 62 - 70; Ильгова Е.В., Вершинина Г.И., Ермолаева Т.А., Стародубов А.А. К вопросу о должностных и уполномоченных лицах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Вестник СГЮА. - 2018. - № 6 (125). - С. 98 - 105; Ильгова Е.В., Горбачев М.В., Мрастьева О.С. др. Социально-экономические факторы детерминации преступного поведения несовершеннолетних. Саратов, 2017.

[21] Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М., 1996. - С. 14; Авакьян С.А. Местное самоуправление в РФ: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». -

1996. - № 2; Краснов М.А. Введение в муниципальное право. - М., 1993. - С. 34.

[22] Жарова А.К. Правовая классификация лицензий на программное обеспечение // Информационные ресурсы России. - 2010. - № 2 (114). -С. 38 - 41; Жарова А.К. Риски информационной безопасности и возможности правового регулирования криптовалюты в России // Информационное право. - 2018. - № 4. - С. 11 - 16; Жарова А.К. Сущность и структура информационного противоборства // Государство и право. - 2009. - № 2. - С. 48 -54.

[23] Елин В.М., Жарова А.К. О выделении информационных объектов в самостоятельную категорию объекта преступления // Труды ИГП РАН. - 2009. -№ 5. - С. 205 - 229; Жарова А.К. // Правовые проблемы обращения информации в Интернете. Опыт Республики Узбекистан: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002; Жарова А.К. Международные правовые концепции борьбы с распространением вредной информации // Бизнес-информатика. - 2010. - № 4 (14). - С. 46 - 53.

[24] Местное самоуправление. Основы системного подхода / под ред. А.Е. Когута, В.А. Гневко. - СПб., 1997. - С. 34.

[25] Скуратов Ю.И. О негативных процессах в практике применения законодательства о местном самоуправлении // Городское управление. -

1997. - № 3.

[26] Жарова А.К. Место сетевого информационного сообщества в системе правового регулирования // Репутациология. - 2009. - № 3 (4). - С. 29 - 46.

[27] Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства (США, Великобритания). - М., 1971.

[28] Гандалоев Р.Б., Богатырев Я.А. Теоретические основы продовольственной безопасности // Социально-гуманитарное обозрение. - 2019.

- № 2. - С. 21 - 27.

[29] Гоц Е.В. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации // Образование и право. - 2014. - № 11-12 (63-64). - С. 152 - 166; Дородонова Н.В., Евстифеева Е.В., Ильгова Е.В. Предупреждение преступности несовершеннолетних: опыт США и Новой Зеландии // Всероссийский криминологический журнал. - 2018. - Т. 12.

- № 4. - С. 601 - 608; Елин В.М., Жарова А.К. К вопросу о методологии информационного права // Право и государство: теория и практика. - 2013.

- № 4 (100). - С. 133 - 143.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[30] Албогачиев А.А. Политические и экономические предпосылки возникновения сослов-но-представительских органов в Европе: сб. науч. тр. Ингушского гос. ун-та. - Магас, 2002. - С. 31 -44.

[31] Албогачиев А.А. Аномия в ингушском обществе: социальная и политическая характеристика // В сб.: Вузовское образование и наука: материалы региональной науч.-практ. конф. -2007. - С. 221 - 225; Албогачиев А.А. Геополитика: между наукой и идеологией // В сб.: Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа. - 2011. - С. 50 - 58.

[32] Пашенцев Д.А., Чернявский А.Г. История отечественного государства и права: учеб. пособие. - М., 2019; Печников А.П., Печникова А.П. Правовая культура в деятельности государственных лечебно-профилактических учреждений // Модернизация образования в современном мире: материалы 2-й Всеросс. науч.-практ. конф. - М. -Тамбов, 2009. - С. 146-151; Печникова А.П. Становление государственных лечебно-профилактических учреждений в первые годы советской власти: сб. науч. тр. - М. - Тамбов: Тамбовский филиал МОСУ, 2007. - С. 581-591; Шанхоев И.И., Ганда-лоев Р.Б. Правовое регулирование помилования в системе российского законодательства // Государственная служба и кадры. - 2018. - № 1. - С. 128 -131.

[33] Гандалоев Р.Б. Понятие института гражданского общества // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 4. - С. 230 -232.

[34] Каллагов Т.Э. Муниципальная служба в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации // Образование и право. - 2014. - № 9 (61). - С. 20 - 36; Каллагов Т.Э. Особенности правового регулирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2014. - № 2 (33). - С. 36 - 38; Каллагов Т.Э. Формирование и развитие муниципальной службы в условиях модернизации мест-

ного самоуправления в современной России // Финансовое право и управление. - 2014. - № 2. - С. 32 - 40; Мартазанова Р.М., Султыгова З.Х., Сала-мов А.Х., Темирханов Б.А. Исследование ферментативного воздействия на высокомолекулярные полимеры соков методом планарной гельпроника-ющей хроматографии // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 12-3. - С. 480 - 484.

Spisok literatury:

[1] Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikoruss-kogo yazyka. - M., 1955. - T. 1. - S. 283.

[2] Bol'shaya Sovetskaya Enciklopediya. - 4-e izd. - 1989. - S. 277.

[3] Gandaloev R.B. Rossijskij federalizm i nacional'no-etnicheskij faktor: problemy vzaimoobus-lovlennosti // Etnosocium i mezhnacional'naya kul'tura. - 2014. - № 12 (78). - S. 178 - 181.

[4] Albogachiev A.A. K istorii vozniknoveniya instituta narodnogo predstavitel'stva v Evrope: sb. nauch. tr. Ingushskogo gos. un-ta. - Magas, 2006. - S. 291 - 304.

[5] Matveeva M.A. Teoreticheskie osnovy soot-nosheniya normotvorchestva i pravotvorchestva // Obrazovanie i pravo. - 2014. - № 11-12 (63-64). - S. 32 - 40; Mecger A.A. Garantii lichnoj neprikosnoven-nosti grazhdan v pravoprimenitel'noj deyatel'nosti organov vnutrennih del (teoretiko-pravovoj aspekt): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / Mosk. un-t MVD RF. - M., 2005; Mecger A.A. Ponyatie garantij prav grazhdan v yuridicheskoj nauke // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 12. - S. 23 - 29; Mecger A.A. Social'naya sushchnost' i znachimost' instituta garantij prav grazhdan // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 11. - S. 47 - 53.

[6] Matveeva M.A. K voprosu o konceptu-al'no-metodologicheskih osnovah teorii pravotvorchestva // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. - 2017. - № 4 (47). - S. 134 -137; Matveeva M.A. Koncepciya pravotvorcheskoj politiki: problema teoreticheskogo obosnovaniya // Obrazovanie i pravo. - 2017. - № 3. - S. 24 - 32; Matveeva M.A. Normotvorchestvo i pravotvorchestvo: teoreticheskie problemy sootnosheniya ponyatij // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. - 2014. - № 3 (34). - S. 42 - 47; Matveeva M.A. Pravotvorchestvo kak yuridicheskaya deya-tel'nost' // Novyj yuridicheskij zhurnal. - 2014. - № 3.

- S. 160 - 164.

[7] Matuzov N.I. Pravovaya sistema i lichnost'.

- Saratov, 1987. - S. 8.

[8] Tolkachev H.B., Habibullin A.G. Lichnye kon-stitucionnye prava i svobody grazhdan SSSR: sistema, harakteristiki, osobennosti realizacii. - Ufa, 1990. - S. 46.

[9] Sinyukova T.V. Yuridicheskie garantii kak metod regulirovaniya pravovogo polozheniya lich-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

nosti // Voprosy teorii gosudarstva i prava: mezhvuz. sb. nauch. rabot. - Saratov, 1991. - Vyp. 9. - S. 150 -160.

[10] Luchin V.O. Konstitucionnye instituty // Sovremennyj konstitucionalizm. - M., 1990. - S. 35.

[11] Zharova A.K. O neobhodimosti pravovoj klassifikacii operatorov seti Internet // Biznes-infor-matika. - 2011. - № 3 (17). - S. 60 - 65; Zharova A.K., Elin V.M. Obespechenie bezopasnosti personal'nyh dannyh v epohu bol'shih dannyh // Dinamika institu-tov informacionnoj bezopasnosti. Pravovye prob-lemy: sb. nauch. tr. / otv. red. T.A. Polyakova, V.B. Naumov, E.V. Talapina. - 2018. - S. 174 - 181; Il'gova E.V., Smetannikova A.I. K voprosu o snizhenii voz-rasta administrativnoj otvetstvennosti // Vestnik Sara-tovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. -2018. - № 5 (124). - S. 58-61; Kallagov T.E. Istoriya formirovaniya municipal'noj sluzhby v usloviyah reformirovaniya mestnogo samoupravleniya // Novyj yuridicheskij zhurnal. - 2014. - № 3. - S. 148 - 159; Kallagov T.E. K voprosu o sovershenii pravonarush-enij v sfere gosudarstvennoj grazhdanskoj i municipal'noj sluzhby // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. - 2014. - № 4 (35). - S. 93 - 96.

[12] Petrov V.V. Ekologicheskij kodeks Rossii (k prinyatiyu Verhovnym Sovetom RF Zakona «Ob ohrane okruzhayushchej prirodnoj sredy») // Vestnik MGU. — Ser. 11 «Pravo». — 1993. — № 3. — S. 10 - 12.

[13] Ausheva I.A., Dugieva A.Ya., Archakova R.D. i dr. Issledovanie kubovogo ostatka, poluchen-nogo iz neftej Respubliki Ingushetii // Tekhnologii nefti i gaza. - 2015. - № 4 (99). - S. 23 - 25; Gadzhiahme-dov K.G., Gandaloev R.B. Amnistiya i pomilovanie v zakonodatel'nom razvitii (kratkij istoricheskij ekskurs) // Kriminalist". - 2018. - № 2 (23). - S. 75 - 82; Gadzhi-ahmedov K.G., Gandaloev R.B. Pravovoj status advokata i finansovo-ekonomicheskie aspekty advokatskoj deyatel'nosti // Kriminalist". - 2019. - № 3 (28). - S. 19 - 22.

[14] Sultygova A.K., Bekbuzarov M.B., Temir-hanov B.A., Sultygova Z.H. Sintez biodegradiruemyh polimerov na osnove poliefirov / V sbornike: Himiya i himicheskoe obrazovanie. XXI vek. - 2014. - S. 158161.

[15] Sultygova A.K., Bekbuzarov M.B., Temir-hanov B.A., Sultygova Z.H. Sintez biodegradiruemyh polimerov na osnove poliefirov: sb.: Himiya i himicheskoe obrazovanie. XXI vek. - 2014. - S. 158 - 161.

[16] Salamov A.H., Shogenov V.N., Kumysheva Yu.A. i dr. Poluchenie, svojstva i primenenie poliefir-ketonov // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo gos. un-ta. - 2015. - T. 5. - № 6. - S. 82 - 86; Chernyavskij A.G., Grudcyna L.Yu. Prava cheloveka v Rossii: ucheb. dlya stud., obuchayushchihsya po naprav-leniyu podgotovki (special'nosti) «Yurisprudenciya».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

- M., 2019; Chernyavskij A.G., Sinyaeva N.A., Samo-durov D.I. Mezhdunarodnoe pravo. - M., 2019.

[17] Gandaloev R.B., Gappi T.M. Ponyatie advokatskoj deyatel'nosti i sootnoshenie ee s pred-prinimatel'skoj deyatel'nost'yu // Social'no-gumanitar-noe obozrenie. - 2019. - № 1 (1). - S. 65 - 68; Goc E.V. Voprosy regulirovaniya kontraktnoj sistemy v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespech-eniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd v Rossijskoj Federacii // Novyj yuridicheskij zhurnal. -2015. - № 3. - S. 81 - 86; Goc E.V. Zakonnost' i bor'ba s korrupciej v usloviyah razvitiya demokraticheskogo pravovogo gosudarstva v Rossijskoj Federacii // Agrarnoe i zemel'noe pravo. - 2014. - № 1 (109). - S. 136 - 141; Zharova A.K. O konflikte interesov sub»ek-tov v informacionnyh otnosheniyah // Gosudarstvo i pravo. - 2011. - № 4. - S. 42 - 49.

[18] Shanhoev I.I., Gandaloev R.B. Harakteris-tika zakonodatel'stva ob amnistii i pomilovanii v sovremennoj Rossii // Zakon i pravo. - 2018. - № 2. -S. 115 - 118; Shestak V.A. O nekotoryh polozheniyah sovremennoj praktiki primeneniya sudami zakonodatel'stva v sfere administrativnogo sudoproizvodstva // Mirovoj sud'ya. - 2018. - № 7. - S. 36 - 40; Shestak V.A. O tipovyh resheniyah, prinimaemyh sudami po rezul'tatam rassmotreniya administrativnyh del ob ustanovlenii administrativnogo nadzora za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody, v sovre-mennyh usloviyah // Mirovoj sud'ya. - 2018. - № 2. -S. 36 - 39; Shestak V.A. Poryadok rassmotreniya sudami administrativnyh del ob ustanovlenii administrativnogo nadzora za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody, v sovremennyh usloviyah // Mirovoj sud'ya. - 2018. - № 1. - S. 37 - 40.

[19] Bobrova N.A. Garantii realizacii gosudarst-venno-pravovyh norm. — Voronezh, 1984. - S. 19.

[20] Il'gova E.V. Problemy pravovogo regulirovaniya otneseniya semej i nesovershennoletnih k kategorii nahodyashchihsya v social'no opasnom polozhenii i nuzhdayushchihsya v provedenii v otnoshenii nih profilakticheskoj raboty // Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost'. - 2017. - № 1 (24). - S. 62 - 70; Il'gova E.V., Vershinina G.I., Ermolaeva T.A., Starodubov A.A. K voprosu o dolzhnostnyh i upolno-mochennyh licah komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav // Vestnik SGYuA. - 2018. -№ 6 (125). - S. 98 - 105; Il'gova E.V., Gorbachev M.V., Mrast'eva O.S. dr. Social'no-ekonomicheskie faktory determinacii prestupnogo povedeniya nesovershennoletnih. Saratov, 2017.

[21] Barabashev G.V. Mestnoe samoupravle-nie. - M., 1996. - S. 14; Avak'yan S.A. Mestnoe samoupravlenie v RF: koncepcii i resheniya novogo zakona // Vestnik MGU. Ser. 11 «Pravo». - 1996. - № 2; Krasnov M.A. Vvedenie v municipal'noe pravo. -M., 1993. - S. 34.

[22] Zharova A.K. Pravovaya klassifikaciya licenzij na programmnoe obespechenie // Informa-cionnye resursy Rossii. - 2010. - № 2 (114). - S. 38 -41; Zharova A.K. Riski informacionnoj bezopasnosti i vozmozhnosti pravovogo regulirovaniya kriptovalyuty v Rossii // Informacionnoe pravo. - 2018. - № 4. - S. 11 - 16; Zharova A.K. Sushchnost' i struktura informa-cionnogo protivoborstva // Gosudarstvo i pravo. -2009. - № 2. - S. 48 - 54.

[23] Elin V.M., Zharova A.K. O vydelenii infor-macionnyh ob»ektov v samostoyatel'nuyu kategoriyu ob»ekta prestupleniya // Trudy IGP RAN. - 2009. -№ 5. - S. 205 - 229; Zharova A.K. // Pravovye problemy obrashcheniya informacii v Internete. Opyt Respubliki Uzbekistan: dis. ...kand. yurid. nauk. - M., 2002; Zharova A.K. Mezhdunarodnye pravovye koncepcii bor'by s rasprostraneniem vrednoj informacii // Biznes-informatika. - 2010. - № 4 (14). - S. 46 - 53.

[24] Mestnoe samoupravlenie. Osnovy sistem-nogo podhoda / pod red. A.E. Koguta, V.A. Gnevko. - SPb., 1997. - S. 34.

[25] Skuratov Yu.I. O negativnyh processah v praktike primeneniya zakonodatel'stva o mestnom samoupravlenii // Gorodskoe upravlenie. - 1997. - № 3.

[26] Zharova A.K. Mesto setevogo informacion-nogo soobshchestva v sisteme pravovogo regulirovaniya // Reputaciologiya. - 2009. - № 3 (4). - S. 29 - 46.

[27] Barabashev G.V. Municipal'nye organy sovremennogo kapitalisticheskogo gosudarstva (SShA, Velikobritaniya). - M., 1971.

[28] Gandaloev R.B., Bogatyrev Ya.A. Teoret-icheskie osnovy prodovol'stvennoj bezopasnosti // Social'no-gumanitarnoe obozrenie. - 2019. - № 2. - S. 21 - 27.

[29] Goc E.V. Razmeshchenie zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd v Rossi-jskoj Federacii // Obrazovanie i pravo. - 2014. - № 11-12 (63-64). - S. 152 - 166; Dorodonova N.V., Evs-tifeeva E.V., Il'gova E.V. Preduprezhdenie prestupno-sti nesovershennoletnih: opyt SShA i Novoj Zelandii // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. - 2018. - T. 12. - № 4. - S. 601 - 608; Elin V.M., Zharova A.K. K voprosu o metodologii informacionnogo prava // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2013. - № 4 (100). - S. 133 - 143.

[30] Albogachiev A.A. Politicheskie i ekonom-icheskie predposylki vozniknoveniya soslovno-pred-stavitel'skih organov v Evrope: sb. nauch. tr. Ingush-skogo gos. un-ta. - Magas, 2002. - S. 31 - 44.

[31] Albogachiev A.A. Anomiya v ingushskom obshchestve: social'naya i politicheskaya harakteris-tika // V sb.: Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materi-aly regional'noj nauch.-prakt. konf. - 2007. - S. 221 -225; Albogachiev A.A. Geopolitika: mezhdu naukoj i ideologiej // V sb.: Gumanitarnye i social'no-politich-eskie problemy modernizacii Kavkaza. - 2011. - S. 50

- 58.

[32] Pashencev D.A., Chernyavskij A.G. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava: ucheb. poso-bie. - M., 2019; Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Pravovaya kul'tura v deyatel'nosti gosudarstvennyh lech-ebno-profilakticheskih uchrezhdenij // Modernizaciya obrazovaniya v sovremennom mire: materialy 2-j Vseross. nauch.-prakt. konf. - M. - Tambov, 2009. - S. 146-151; Pechnikova A.P. Stanovlenie gosudarstvennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij v pervye gody sovetskoj vlasti: sb. nauch. tr. - M. - Tambov: Tambovskij filial MOSU, 2007. - S. 581-591; Shanhoev I.I., Gandaloev R.B. Pravovoe reg-ulirovanie pomilovaniya v sisteme rossijskogo zakonodatel'stva // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. - 2018. - № 1. - S. 128 - 131.

[33] Gandaloev R.B. Ponyatie instituta grazh-danskogo obshchestva // Vestnik Moskovskogo uni-versiteta MVD Rossii. - 2014. - № 4. - S. 230 - 232.

[34] Kallagov T.E. Municipal'naya sluzhba v usloviyah reformirovaniya mestnogo samouprav-leniya v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo.

- 2014. - № 9 (61). - S. 20 - 36; Kallagov T.E. Osoben-nosti pravovogo regulirovaniya municipal'noj sluzhby v usloviyah reformirovaniya mestnogo samouprav-leniya v Rossijskoj Federacii // Uchenye trudy Rossi-jskoj akademii advokatury i notariata. - 2014. - № 2 (33). - S. 36 - 38; Kallagov T.E. Formirovanie i razvitie municipal'noj sluzhby v usloviyah modernizacii mestnogo samoupravleniya v sovremennoj Rossii // Finansovoe pravo i upravlenie. - 2014. - № 2. - S. 32

- 40; Martazanova R.M., Sultygova Z.H., Salamov A.H., Temirhanov B.A. Issledovanie fermentativnogo vozdejstviya na vysokomolekulyarnye polimery sokov metodom planarnoj gel'pronikayushchej hromato-grafii // Fundamental'nye issledovaniya. - 2015. - № 12-3. - S. 480 - 484.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.