Научная статья на тему 'Содержание компонентов в структуре Я-концепции современного логопеда'

Содержание компонентов в структуре Я-концепции современного логопеда Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
363
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФЕКТЫ РЕЧИ / КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛОГОПЕД / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРА / СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / SPEECH DEFECTS / CORRECTIONAL ACTIVITY / SPEECH THERAPIST / SOCIALIZATION OF PERSONALITY / STRUCTURE / SUBJECT OF PROFESSIONAL ACTIVITY / I-CONCEPT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плугина Мария Ивановна, Ягубова Ольга Владимировна

В статье рассмотрены вопросы, связанные личностью и деятельностью современного логопеда, с профессиональными задачами и функциями, которые он призван выполнять в соответствии с требованиями профессии. В процессе теоретического анализа обоснована необходимость выявления сущностного содержания компонентов структуры Я-концепции логопеда, которая заявлена как сложная личностная структура личности, и представление о которой позволяет субъекту деятельности определять не только организацию жизнедеятельности в настоящем, но намечать вектор своего будущего личностно-профессионального развития. В процессе исследования было показано, что в структуре Я-концепции логопеда правомерно выделить следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, профессионально-деятельностный, эмоционально-оценочный, волевой, коммуникативно-поведенческий, характеристики которых в полной мере отражают специфику профессии логопеда, позволяя ему формировать целостное представление о себе как субъекте деятельности, общения и познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Плугина Мария Ивановна, Ягубова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF COMPONENTS IN THE STRUCTURE OF SELF - CONCEPT OF MODERN SPEECH THERAPY

The article deals with the issues related to the personality and activities of the modern speech therapist, with professional tasks and functions that it is designed to perform in accordance with the requirements of the profession. In the process of theoretical analysis, the necessity of identifying the essential content of the components of the structure of the I-concept of speech therapist, which is stated as a complex personal structure of the individual, and the idea of which allows the subject to determine not only the organization of life in the present, but to outline the vector of their future personal and professional development. In the course of the study it was shown that in the structure of the Self-concept of a speech therapist it is legitimate to identify the following components: cognitive, motivational, professional activity, emotional-evaluative, volitional, communicative-behavioral, the characteristics of which fully reflect the specifics of the profession of speech therapist, allowing him to form a holistic view of himself as a subject of activity, communication and knowledge.

Текст научной работы на тему «Содержание компонентов в структуре Я-концепции современного логопеда»

Психология

УДК: 159.99

доктор психологических наук, профессор Плугина Мария Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Ставрополь); аспирант Ягубова Ольга Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

СОДЕРЖАНИЕ КОМПОНЕНТОВ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЛОГОПЕДА

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные личностью и деятельностью современного логопеда, с профессиональными задачами и функциями, которые он призван выполнять в соответствии с требованиями профессии. В процессе теоретического анализа обоснована необходимость выявления сущностного содержания компонентов структуры Я-концепции логопеда, которая заявлена как сложная личностная структура личности, и представление о которой позволяет субъекту деятельности определять не только организацию жизнедеятельности в настоящем, но намечать вектор своего будущего личностно-профессионального развития.

В процессе исследования было показано, что в структуре Я-концепции логопеда правомерно выделить следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, профессионально-деятельностный, эмоционально-оценочный, волевой, коммуникативно-поведенческий, характеристики которых в полной мере отражают специфику профессии логопеда, позволяя ему формировать целостное представление о себе как субъекте деятельности, общения и познания.

Ключевые слова: дефекты речи, коррекционная деятельность, логопед, социализация личности, структура, субъект профессиональной деятельности, Я-концепция.

Annоtation. The article deals with the issues related to the personality and activities of the modern speech therapist, with professional tasks and functions that it is designed to perform in accordance with the requirements of the profession. In the process of theoretical analysis, the necessity of identifying the essential content of the components of the structure of the I-concept of speech therapist, which is stated as a complex personal structure of the individual, and the idea of which allows the subject to determine not only the organization of life in the present, but to outline the vector of their future personal and professional development.

In the course of the study it was shown that in the structure of the Self-concept of a speech therapist it is legitimate to identify the following components: cognitive, motivational, professional activity, emotional-evaluative, volitional, communicative-behavioral, the characteristics of which fully reflect the specifics of the profession of speech therapist, allowing him to form a holistic view of himself as a subject of activity, communication and knowledge.

Keywords: speech defects, correctional activity, speech therapist, socialization of personality, structure, subject of professional activity, I-concept.

Введение. Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что сегодня практически во всех профессиональных сферах наблюдается рост требований к личности и деятельности их субъектов. Это объясняется тенденциями общественного развития, наличием кризисных явлений во всех сферах общества и необходимостью их преодоления. Но, решение задачи, связанной с преодолением негативных тенденций в политической, социально-экономической сферах, в сфере образования возможно только в том случае, если в каждой из них будут работать специалисты с высоким уровнем профессиональной компетентности, осознающих степень своей ответственности перед обществом и профессиональным сообществом за результаты своего труда.

Не является исключением и деятельность представителей практической сферы образования, призванных оказывать специализированную помощь детям, имеющим отклонения в развитии речи. Социум и образовательное сообщество предъявляет к современному логопеду высокий уровень требований не только к его академическим знаниям, умениям, профессиональным навыкам, но и к личностным качествам, оказывающим существенное влияние на качество выполняемой деятельности.

Изложение основного материала статьи. Ведущая цель данного исследования заключается в определении сущностного содержания компонентов Я-концепции современного логопеда, которая операционализирована рядом задач:

- провести анализ причин роста нарушений в развитии современных детей, в целом, и речевого развития, в частности;

- рассмотреть особенности личности и деятельности логопеда;

- определить требования общества к подготовке логопеда;

- рассмотреть феномен Я-концепции и особенности ее содержания у лопеда.

Практика показывает, что сегодня профессия логопеда весьма востребована. В качестве основных причин этого явления рассматривается большое количество факторов риска, негативно влияющих на процессы социализации личности в процессе ее развития. Наиболее сильно это влияние ощущается на этапе дошкольного и младшего школьного возраста. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих различные нарушения в развитии, к которым относится и нарушение речи, что, в целом, является следствием влияния, как наследственных, так и социальных факторов. К числу социальных факторов правомерно отнести низкий уровень родительской компетентности; снижение уровня непосредственного эмоционального общения взрослых с ребенком в сенситивные периоды развития, что оказывает значительное влияние на его речевое развитие, а также зависимость современного человека от технических средств, начиная практически с младенческого возраста, которые часто заменяют живое общение, и пр.

В связи с этим перед профессиональным образовательным сообществом поставлена весьма важная задача: подготовить конкурентоспособных специалистов в области предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений у детей. В последующем в соответствии с основными идеями концепции непрерывного образования осуществлять повышение их квалификации, что позволит каждому специалисту своевременно и эффективно осваивать новые технологии, необходимые не только для организации

коррекционной логопедической деятельности, но и при выполнении других предписанных профессиональных функций.

Если обратиться к анализу проблемы, связанной с личностью и деятельностью логопеда, то можно отметить, что она глубоко рассмотрена в трудах Волковой Л.С., Маринич Е.Е., Орфинской В.К., Петелиной Н.Г., Правдиной О.В., Селиверстова В.И., Филичевой Т.Б., Шаховской С.И. и др.

В работах этих и других исследователей заявлено, что, несмотря на достаточно большой круг задач, решаемых логопедами, главной остается задача коррекции дефектов устной и письменной речи, а также формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку [8; 9]. Для того чтобы все эти задачи решались на высоком уровне профессионализма, важно чтобы сам специалист имел целостное представление о себе как субъекте профессиональной деятельности, общения, познания и о степени своего влияния на процесс и результат деятельности. Все это находит свое отражение в структурных компонентах Я-концепции логопеда.

Феномен «Я-концепция» является предметом исследования психологов, педагогов, философов, социологов. Но наиболее полно вопросы, связанные с анализом этой научной категории, проработаны в трудах акмеологов (К.А. Абульханова, В.С. Агапов, Л.О. Андропова, Т.Л. Григорьева, Н.А. Пешкова, О.Б. Смирнова, И.Н. Торгаева, М.В. Федотова и др.). Акмеологи рассматривают Я-концепцию как:

- устойчивый, динамический результат личностного развития человека в процессе социализации; системное, интегральное и самоорганизующеся образование психики, сложная, переживаемая, многоуровневая, многокомпонентная и динамическая система выражения отношений личности к себе и внешнему миру [1];

- относительно устойчивая система выражения множественных Я [16];

- интегральное образование психики [14];

- центральная личностная структура, детерминирующая все психические процессы и влияющая на весь процесс жизнедеятельности человека [7];

- относительно устойчивая, осознанная система взглядов человека на самого себя, формируемая на более поздних этапах развития [13];

- система представлений о самом себе, которая включает сознание, самосознание, самопознание, самоотношение, а также диспозиционную систему, самоконтроль и саморегуляцию, образ [2; 15] и др.

Такое представление о феномене «Я-концепция» указывает на его сложность и многогранность. Поэтому вышеназванные и многие другие исследователи в качестве центрального рассматривали вопрос о структуре Я - концепции личности, в целом, и профессионала, в частности. И это не случайно, т.к. осведомленность субъекта деятельности в этом вопросе, осознание качеств, характеристик, требуемых в той или иной профессии, и которые могут быть описаны в структурных компонентах Я-концепции представителя определенной профессии, с одной стороны, позволяют субъекту деятельности определять способы организации своей жизнедеятельности в настоящее время, исходя из специфики профессии. С другой стороны, эти представления обеспечивают ему возможность проектировать стратегии продуктивного самоосуществления, осознанно выбирать предпочитаемый вектор процесса личностно-профессионального развития на последующих этапах профессионального становления.

Сегодня представлено множество вариантов структурных компонентов Я-концепции. Но, наиболее часто в структуре Я-концепции выделяются: когнитивный, эмоциональный, волевой, поведенческий и мотивационный компоненты (Агапов В.С., Ионцева М.В., Пешкова Н.А., Салтыкова О.А., Селюч М.Г.) [2; 10].

Считаем, что для понимания специфики профессии в целом, особенностей личности и деятельности логопеда, в частности, правомерно выделить и провести анализ следующих структурных компонентов его Я-концепции: когнитивный, мотивационный, профессионально-деятельностный, эмоционально-оценочный, волевой, коммуникативно-поведенческий компоненты.

Остановимся более подробно на содержании каждого из названных структурных компонентов.

Когнитивный компонент Я-концепции логопеда мы рассматриваем как совокупность его представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности, о своих способностях, потенциалах, необходимых для эффективного осуществления предписанных функций, о возможности и способности адекватно оценивать свои личностные качества, которые имеют значимость для профессий системы «человек - человек», обеспечивая выбор вектора и понимание перспективы своего личностно-профессионального развития. Все это позволяет, с одной стороны, сформировать необходимый уровень психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности, с другой стороны, выбрать пути, способы, технологи, механизмы для оптимального профессионального самоосуществления, повышения профессионализма личности и деятельности. Последнее подробно рассмотрено в трудах представителей акмеологического направления (Агапов В.С., Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Кузьмина Н.В., Плугина М.И. и др.) [3; 4; 5; 6].

Содержание мотивационного компонента связано с наличие у логопеда соответствующих мотивов, целей и потребностей в профессиональном обучении, в повышении профессиональной компетентности. Важное значение при этом имеет формирование интереса к профессиональной деятельности, к педагогическим ценностям, ориентации на саморазвитие.

Характеристики профессионально-деятельностного компонента описывают качество владения деятельностью. В данном случае речь идет об уровне профессионализма, которым должен овладеть субъект профессиональной деятельности. В контексте этого компонента следует вести речь не только о наличии специальных знаний, но и умений применять их на практике, т.е. способность субъекта выбирать средства и способы, обеспечивающие возможность эффективной реализации профессиональной деятельности. Относительно профессии логопеда - это его способность предвидеть и прогнозировать результаты коррекционно-педагогического процесса на речевое развитие ребенка, выбирать методы коррекционного воздействия, а также прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности в целом.

Эмоционально-оценочный компонент отражает степень переживания человеком своих представлений о себе в контексте профессии, своего статуса в обществе и профессиональном сообществе, степень ответственности за свою деятельность и выраженности потребности в личностно-профессиональных достижениях. На основе этого возникают показатели выраженности «эмоционального выгорания» (или их отсутствие), оценка себя и своей деятельности, а также связанные с этим проявления самоуважения или

самоуничтожения, сформированность высокого (или низкого) уровня притязаний и (позитивного или негативного) самоотношения.

Волевой компонент структуры Я-концепции логопеда можно описать с точки зрения его стремления как субъекта деятельности к самоуправлению, самореализации в профессии, к самоактуализации и к поддержанию самоуважения своей персоны в профессиональном сообществе и в социуме.

Коммуникативно-поведенческий компонент описывает те действия, которые осуществляет человек, исходя из системы представлений о себе, с наличием (или отсутствием) у него социальных установок в отношении себя и окружающих, его умения устанавливать межличностные связи, организовывать систему конструктивных взаимоотношений в коллективе, согласовывать свои действия и поведение с действиями и поведением коллег, выбирать наиболее оптимальный стиль общения и поведения в различных ситуациях [8; 9; 11; 12]. Важной здесь, на наш взгляд, является роль позитивного коммуникативного поведения в диаде «логопед - ребенок», что позволяет повысить качество и результат коррекционного процесса, сделать его более комфортным для ребенка.

Осознанное представление профессионала о своем образе, с одной стороны, позволит на основе личностной рефлексии сопоставить содержательные характеристики каждого компонента собственной Я-концепции с идеальной моделью личности и деятельности, Я-концепцией логопеда, с другой стороны, на основе этого представления логопед может реально определить не только организацию своей жизнедеятельности в настоящем, но наметить вектор будущего личностно-профессионального развития.

Выводы. В заключении необходимо подчеркнуть, что знание сущности и специфики собственной профессиональной деятельности, требования общества и профессионального сообщества, предъявляемые к специалисту определенной профессии, глубокий анализ наличия (или отсутствия) и уровня сформированности требуемых качеств в каждом из предложенных для понимания Я-концепции логопеда структурном компоненте, необходимых для его деятельности, создание специальных условий для их развития и совершенствования будет способствовать формированию на основе собственной рефлексии позитивной Я-концепции как целостного представления о себе (как личности и профессионале), станет залогом успеха в построении и реализации профессиональной карьеры на каждом этапе профессионализации, получения признания в социуме и профессиональном сообществе и позволит на более высоком уровне выполнять предписанные функции.

Литература:

1. Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: Дис.... д-ра психол. наук. - М., 1999.

2. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. 2013. №3(4). С. 26-31.

3. Агапов В.С., Плугина М.И. Акмеология профессионального становления преподавателей высшей школы. Монография. - М., 2012. 492 с.

4. Акмеология: Учебник. Изд. 2-е, перераб. / Под общ. Ред. А.А. Деркача. - М.: Из-во РАГС, 2006. - 424 с.

5. Зазыкин В.Г. Масштаб личности как акмеологическое условие профессионализма // Акмеология. - №2.

- 2013. С. 25-31.

6. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. -М.: ИЦПКС, 2001.

7. Максименко Ж.А. Особенности структурных компонентов Я-концепции коммуникативно-успешной личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2008. С. 13.

8. Маринич Е.Е. К вопросу о формировании личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда [Текст] // Е.Е. Маринич / Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Технологический подход к моделированию и реализации процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья». - Тамбов, 2011. С. 12-17.

9. Петелина Н.Г. Мастерство учителя-логопеда: содержание, формы, этапы и методы формирования: Учеб.-метод. пособие. Курск, 2006.

10. Пешкова Н.А. Изучение Я-концепции учителей начальных классов с разным уровнем саморазвития // Акмеология, 2015. - № 2. С. 114-122.

11. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. - М., Владос, 1997.

12. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. С. 911.

13. Торгаева И.Н. Психолого-акмеологические факторы формирования личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих по контракту: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Ульяновск, 2006. С. 16.

14. Федотова М.В. Развитие Я-концепции специалистов таможенной службы: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2002. С. 13.

15. Фельдман И.Л., Агапов В.С., Шайденкова Т.Н. Профессиональное самопознание педагога. Монография. Тула. Изд-во ТГПУ. 2010. 152 с.

16. Чернышова Е.В. Особенности Я-концепции личности осужденных: Автореф. дис. канд. психол. наук.

- Екатеринбург, 2005. С. 5.

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ: ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ, СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу феномена рефлексии. В работе обосновываются позиции ученых разных отраслей относительно определения сущности понятия «рефлексия». В работе раскрыто значение понятия «профессиональная рефлексия» и проанализирован такой ее вид, как педагогическая рефлексия. В исследовании обозначены факторы и средства формирования профессиональной рефлексии будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки в высшей школе, указаны организационно-педагогические, дидактические и методические условия реализации данного процесса.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная деятельность, профессиональная рефлексия, педагогическая рефлексия, факторы, средства формирования, организационно-педагогические условия, дидактические условия, методические условия, алгоритм рефлексивных действий.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the phenomenon of reflection. The paper substantiates the positions of scientists in different fields regarding the definition of the essence of the concept of "reflection". The paper reveals the meaning of the concept of "professional reflection" and analyzes its kind as a pedagogical reflection. The study identifies the factors and means of formation of professional reflection of future teachers in the system of their professional training in higher education, the organizational and pedagogical, didactic and methodological conditions for the implementation of this process.

Keywords: reflection, reflexive activity, professional reflection, pedagogical reflection, factors, means of formation, organizational and pedagogical conditions, didactic conditions, methodical conditions, algorithm of reflexive actions.

Введение. Проблема рефлексии привлекает внимание исследователей не одного поколения. Не менее актуальна данная проблема в современной педагогике, психологии, философии, социологии.

В контексте развития педагогической психологии интерес с рефлексии возрастает ввиду того, что основной задачей современного высшего образования становится не столько усвоение студентами научно-предметных знаний, сколько их понимание и владение способами применения этих умений. Данное утверждение актуализирует изучение аспектов, связанных с формированием рефлексии.

В системе профессиональной подготовки будущих педагогов важным условием на современном этапе развития высшего профессионального образования является формирование у будущих педагогов способности и готовности к реализации педагогической рефлексии, что актуализирует изучение особенностей ее формирования.

Изложение основного материала статьи. Рефлексия является предметом познания ряда наук. В частности, в исследованиях современных философов рефлексия рассматривается не только в традиционных онтологическом и гносеологическом аспектах, но и в аксиологическом, философско-антропологическом, а также в контексте проблематики сознания и деятельности [1].

Согласно концепции М.К. Мамардашвили, смысл и основная функция философии заключается в рефлексивном осмыслении человеком опыта своего индивидуального бытия с помощью системы категорий и по законам движения мысли, разработанных в философии. В таком контексте рефлексия антропологизуется, становится средством понимания субъектом собственного бытия и мышления, его отношения к мышлению и к миру внешних объектов [7].

С 20-х гг. ХХ века рефлексия стала предметом собственно психологических исследований. В психологии данная категория анализировалась с различных позиций и подходов:

- с точки зрения деятельностного подхода рефлексия рассматривается как компонент структуры деятельности [4; 6];

- рассмотрение рефлексии как единицы умственных действий в контексте проблематики психологии мышления [8];

- с точки зрения теорий коллективной деятельности, в которых рефлексия рассматривается как феномен группового взаимодействия;

- рассмотрение рефлексии как инструмента организации деятельности учения [2] и др.

По мнению В.И. Слободчикова, рефлексия является центральным феноменом субъектности [9].

Е.И. Кузьмина считает, что «рефлексия обеспечивает поиск личностного смысла как средства преодоления препятствий в системе деятельности. Этот поиск осуществляется с помощью анализа многих ценностей. Каждая ценность соотносится с «Я» и конкретной ситуацией, переживается в этом соотношении и завершается выбором одного из них» [5, с. 186].

Как видим, в отечественной психологии существуют различные подходы обоснованию сущности, природы и назначения рефлексии.

Анализ трудов по педагогической психологии дает право утверждать, что исследователи убедительно обосновывают значительное влияние рефлексии на развитие личности, раскрывающееся в том, что она дает целостное представление о содержании, способах и средствах своей деятельности, позволяет критически отнестись к себе и своей деятельности, делает человека субъектом своей активности.

В данном исследовании интерес представляет такая категория, как «профессиональная рефлексия», а именно: один из ее видов «педагогическая рефлексия».

По мнению Е.В. Черного, профессиональная рефлексия - это вывод на когнитивный уровень субъективных переживаний, связанных с профессиональной деятельностью. Профессиональная рефлексия, по мнению исследователя, предусматривает:

- осознание и понимание структуры своих взаимоотношений со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.