Научная статья на тему 'Содержание компетентности внутрикомандного взаимодействия бакалавров экономического профиля'

Содержание компетентности внутрикомандного взаимодействия бакалавров экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМАНДА / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / КОМАНДА ПРОЕКТА / КОМАНДНАЯ РАБОТА / КОМПЕТЕНЦИЯ ВНУТРИКОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / COMPETENCE / TEAM / TEAM BILDING / TEAM PROGECT / TEAM WORK / COMPETENCY OF TEAM INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тычинина Е. И.

В статье рассматриваются проблемы формирования компетентности внутрикомандного взаимодействия будущих бакалавров экономического профиля. Дано определение компетентности внутрикомандного взаимодействия, выделена ее структура, предлагаются критерии сформированности и уровни ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF COMPETENCY OF TEAM INTERACTION OF FUTURE BACHELORS OF ECONOMIC PROFILE

In the article problems of forming of competency of team interaction of future bachelors of economic profile. The definition of the competency of team interaction is given, marks out its structure and offers preparedness criteria and levels of its formation.

Текст научной работы на тему «Содержание компетентности внутрикомандного взаимодействия бакалавров экономического профиля»

Библиографический список

1. Современные информационные технологии / под ред. Н.В. Бордовской. - М., 2010.

2. Шадриков, В.Д. Информационные технологии в образовании: плюсы и минусы / В.Д. Шадриков, И.С. Шемет / Высшее образование в России. - 2009. - № 11.

Bibliography

1. Sovremennihe informacionnihe tekhnologii / pod red. N.V. Bordovskoyj. - M., 2010.

2. Shadrikov, V.D. Informacionnihe tekhnologii v obrazovanii: plyusih i minusih / V.D. Shadrikov, I.S. Shemet / Vihsshee obrazovanie v Rossii. -2009. - № 11.

Статья поступила в редакцию 23.12.12

УДК 378

Tichinina E.I. THE CONTENT OF COMPETENCY OF TEAM INTERACTION OF FUTURE BACHELORS OF ECONOMIC PROFILE. In the article problems of forming of competency of team interaction of future bachelors of economic profile. The definition of the competency of team interaction is given, marks out its structure and offers preparedness criteria and levels of its formation.

Key words: competence, team, team bilding, team progect, team work, competency of team interaction.

Е.И. Тычинина, аспирант каф. педагогики, ФГБОУ ВПО «Волгоградский гос. социально-педагогический университет», г. Волжский, E-mail: [email protected]

СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВНУТРИКОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В статье рассматриваются проблемы формирования компетентности внутрикомандного взаимодействия будущих бакалавров экономического профиля. Дано определение компетентности внутрикомандного взаимодействия, выделена ее структура, предлагаются критерии сформированности и уровни ее формирования.

Ключевые слова: компетентность, команда, командообразование, команда проекта, командная работа, компетенция внутрикомандного взаимодействия.

Многие современные производства требуют инновационных подходов в управлении, реализовать которые могут только специалисты, обладающие личностными качествами, необходимыми для развития экономических отношений и готовностью решать жизненные и профессиональные проблемы.

В настоящее время в педагогической науке активно реализуется тенденция компетентностного подхода к подготовке специалиста (Ю.В. Варданян, Б.С. Гершунский, И.Ф. Исаев, В.В. Сериков и др.). За последние годы в выполнен ряд исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности будущих экономистов на примере средних специальных учебных заведений (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Г.В. Мухаметзянова, A.M. Новиков, В.А. Наперов, В.А. Поляков, и др.).

Признавая важность названных работ, следует заметить, что проблема формирования компетентности внутрикомандного взаимодействия до сих пор остается вне поля зрения исследователей. Одной из причин указанного обстоятельства является неразработанность понятия «компетентность внутрикомандного взаимодействия специалиста экономического профиля». Решение данной задачи, с нашей точки зрения, возможно с опорой на новые подходы: концепцию компетентностного образования и «командного подхода» в организации учебной, учебноисследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов.

В системе высшего профессионального образования ком-петентностный подход предполагает проектирование содержание образования, поиска эффективных технологий обучения, воспитания и развития обучаемых, разработки методики оценки сформированности компетентностей.

По мнению В.А. Болотова, В.В.Серикова, компетентность выступает как следствие собственной жизнетворческой активности человека, его личностного роста, самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта [1].

Характеризуя специфику профессиональной компетентности, мы пришли к выводу, что большинство авторов придерживаются единого мнения, выделяя в профессиональной компетентности практикоориентированную специфику и в качестве субъекта данной компетентности личность специалиста, который осуществляет профессиональную деятельность.

Другим подходом, представляющимся нам продуктивным при формировании компетентности внутрикомандного взаимодействия, выступает командный подход.

Среди исследователей, изучающих методы командного подхода в управлении можно выделить Мери Уолтон и Питера Шол-

терса. В работах Джона Катценбаха и Дугласа Смита дается понятие команды, и предлагаются пути создания рабочих команд в бизнесе. У. Бреддик, Джексон Грейсон младший и Карл О'Делл выделяют способы повышения эффективности деятельности команд. Среди отечественных авторов, которые занимаются изучением проблем внутрикомандного взаимодействия, следует назвать Г.Н Маркова, а также Т. Базарова, Т. Пыркову, И. Рыбина, которые рассматривают команду как организационную форму управления.

Словарное толкование «команды» имеет два значения: команда как приказание и команда как организация от 3-х человек организованная для определенной цели. В «Словаре иностранных слов» делается акцент на французские корни, означающие воинскую организационную единицу от 3-х человек и более, предназначенную для выполнения определенных обязанностей по службе, или каких-либо работ; личный состав; экипаж судна; спортивный коллектив [2].

В английском языке мы встречаем два термина - «group» (группа) и «team» (команда). Последнее однозначно используется в англоязычной литературе для обозначения команд в организации. В России широкое распространение получает термин тим-менеджмент это управление при помощи команды и смежное с ним понятие тим-билдинг (team-building) - командообразование или создание команды. В конце 20 века данный термин был признан многими компаниями - главным фактором в обеспечении качества услуг и сохранения конкурентоспособности. Большинство специалистов полагают, что «команда» означает особый вид группы.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, под командой понимает группу специалистов, заинтересованных в достижении общего результата. При этом команда не подавляет индивидуальность ее членов, а наоборот, каждый занимает в команде своё место, соответствующее его способностям и возможностям. Автор подчеркивает, что каждый член команды ощущает себя значимым и незаменимым, что в свою очередь является важнейшим условием удовлетворенности профессиональной деятельностью [3, с. 9].

Г.Р. Латфулин, О.Н. Громова, отмечают команду как особый вид группы в организации, находящейся на более высокой ступени развития. Авторы рассматривают самоуправляемые команды, под которыми понимается автономная группа, наделенная ответственностью, за поведение своих членов и результаты деятельности [4].

На основе анализа литературы, можно предложить обобщенное определение: команда - это небольшая группа людей, обладающая навыками взаимозаменяемости, совместно работающая для выполнения общей цели и несущая ответственность друг перед другом за ее выполнение. Командная работа - активный процесс выполнения совместной работы для достижения общих целей. Создание эффективной команды подразумевает распределение определенных социальных ролей, а также наличие признаков, необходимых для достижения общих целей группы.

К ним относятся: наличие четко сформулированных и понятных общих целей; наличие специальных знаний и умений (для студентов) и профессиональных компетенций (для специалистов); высокий уровень профессионализма (для специалиста); наличие мотивации совместной деятельности; развитое чувство общности; взаимозаменяемость членов команды; наличие знаний и опыта в области командного менеджмента.

Тем самым, компетентность внутрикомандного взаимодействия - это интегративное образование, проявляющееся в готовности и способности решать профессиональные задачи, связанные с командным способом выполнения экономических проектов и требующие опыта взаимодействия в команде.

Компетентность внутрикомандного взаимодействия экономиста структурно представлена единством ценностно-смысловой направленности личности на командное взаимодействие, принятия его; знаний об особенностях и закономерностях внут-рикомандного взаимодействия; умений проектировать ситуации командного поиска и реализации решений при выполнении экономических проектов; опыта работы в команде, проявляющегося в способах разрешения возникающих при этом профессиональных и межсубъектных проблем, знании и умении использовать критерии эффективности внутрикомандного взаимодействия; самооценки своих действий.

Критериями сформированности у будущего экономиста компетентности внутрикомандного взаимодействия в соответствии с представленными выше аналитическими материалами явля-

Библиографический список

ются: 1) осознание профессиональной и личностной значимости командного взаимодействия при разработке им выполнении экономических проектов, понимание своего соответствия образу профессии экономиста, самоактуализация (потребность в профессиональном самосовершенствовании); 2) владение ориентировочной основой деятельности в команде, построенной на целостном образе экономического продукта командной деятельности и логики его создания, знания студента в области процессов внутрикомандного взаимодействия; 3) опыт применения способов решения экономических задач, требующих командного взаимодействия; 4) психологическая и практическая готовность к взаимодействию в «проблемных условиях» (при дефиците информации и времени, невыявленности характеристик ситуации, непригодности известных вариантов решения); 5) рефлексия и самоконтроль своих действий, с использованием образцов и критериев эффективности работы в команде.

На основе указанных критериев выделено три уровня сфор-мированности компетентности внутрикомандного взаимодействия: низкий (недопустимый, когда отсутствуют характеристики, указанные в критериях), средний (характеризующийся общей ориентировкой выпускника в будущей деятельности); высокий (предполагающий владение опытом командного взаимодействия с высокой продуктивностью как в стандартных, так и нестандартных ситуациях).

Таким образом, компетентность внутрикомандного взаимодействия является основной составляющей профессиональной компетентности экономиста. Характеризуется наличием у студентов представления о профессиональной значимости и смысле данной компетентности не только как средства повышения эффективности деятельности проектной команды, но и как источника развития личностных качеств; сформированностью системы знаний об особенностях проектной команды и закономерностях ее формирования, на основе которой в ходе анализа студенты могут выводить собственные закономерности и прогнозы развития социально-психологического климата в конкретной проектной команде; сформированностью умения контролировать степень своего воздействия на другого человека, рефлексировать свое состояние и состояние других людей.

1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика, 2003. -№ 10.

2. Словарь иностранных слов [Э/р]. - Р/д: http://www.inslov.ru/html-komlev/k/komanda.html

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Ф. Фролов, Т.М. Грабенко. - СПб., 2004.

4. Организационное поведение: учебник для вузов / под ред. Г.Р. Латфуллина, О. Н. Громова. - СПб., 2004.

Bibliography

1. Bolotov, V.A. Kompetentnostnaya modelj: ot idei k obrazovateljnoyj programme / V.A. Bolotov, V.V. Serikov // Pedagogika, 2003. - № 10.

2. Slovarj inostrannihkh slov [Eh/r]. - R/d: http://www.inslov.ru/html-komlev/k/komanda.html

3. Zinkevich-Evstigneeva, T.D. Teoriya i praktika komandoobrazovaniya. Sovremennaya tekhnologiya sozdaniya komand / T.D. Zinkevich-Evstigneeva, D.F. Frolov, T.M. Grabenko. - SPb., 2004.

4. Organizacionnoe povedenie: uchebnik dlya vuzov / pod red. G.R. Latfullina, O. N. Gromova. - SPb., 2004.

Статья поступила в редакцию 16.12.12

УДК 34.9

Khantseva G.G. RESOCIALIZING FEMALE CONVICTS BASED ON MOTIVATIONAL PROGRAM- ORIENTED APPROACH. The paper summarizes the results of theoretical analysis and experimental research for studying motivational program-oriented management aimed at resocializing female convicts that makes it possible to state that it is highly necessary and required.

Key words: re-socialization of female convicts, the staff of the institution, motivational program-oriented approach, socialization of the individual, socio-pedagogical support.

Г.Г. Ханцева, канд. пед. наук, доц, Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВПО

«Алтайский гос. технический университет им. И.И. Ползунова, г. Рубцовск, E-mail: [email protected]

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН-ПРЕСТУПНИЦ НА ОСНОВЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА

В статье обобщены результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы по изучению мотивационного программно-целевого управления ресоциализацией женщин-преступниц, что позволяет констатировать актуальность и востребованность проведенного исследования.

Ключевые слова: ресоциализация женщин-преступниц, сотрудники пенитенциарного учреждения, мотивационный программно-целевой подход, социализация личности, социально-педагогическое содействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.