Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия обучения студентов в современной информационнокомпьютерной среде'

Психолого-педагогические условия обучения студентов в современной информационнокомпьютерной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES / MEANS AND METHODS OF COMPUTER-BASED LEARNING / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сунгурова Н. Л.

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты применения информационно-компьютерных образовательных технологий. Раскрываются функции, средства и методы современного компьютерного обучения. Предлагается технология психолого-педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EDUCATION OF STUDENTS IN MODERN INFORMATION AND COMPUTER ENVIRONMENT

The article considers the psychological and pedagogical aspects of the application of information and computer educational technologies. Disclosed functions, means and methods of modern computer-based learning. We offer the technology of psychological and pedagogical support.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия обучения студентов в современной информационнокомпьютерной среде»

3. Burish, M. Burnout-Sundrom-Theorie der innern Erschopfung. - Berlin, 1989.

4. Boyjko, V.V. Sindrom «ehmocionaljnogo vihgoraniya» v professionaljnom obthenii. - SPb., 2004.

5. Oryol, V.E. Issledovanie fenomena psikhicheskogo vihgoraniya v otechestvennoyj i zarubezhnoyj psikhologii // Problemih obtheyj i organizacionnoyj psikhologii: sb. nauch. trudov / pod red. prof. A.V. Karpova. - Yaroslavlj, 2005.

Статья поступила в редакцию 25.12.12

УДК 159.9:37.015.3

Sungurova N.L. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EDUCATION OF STUDENTS IN MODERN INFORMATION AND COMPUTER ENVIRONMENT. The article considers the psychological and pedagogical aspects of the application of information and computer educational technologies. Disclosed functions, means and methods of modern computer-based learning. We offer the technology of psychological and pedagogical support.

Key words: information and computer technologies, means and methods of computer-based learning, psychological and pedagogical support.

Н.Л. Сунгурова, доц., канд. психол. наук, каф. психологии и педагогики, Российский университет дружбы

народов, г. Москва, E-mail: sungurovanl@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЦЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЕ

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты применения информационно-компьютерных образовательных технологий. Раскрываются функции, средства и методы современного компьютерного обучения. Предлагается технология психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии, средства и методы компьютерного обучения, психолого-педагогическое сопровождение.

Сегодняшнее разнообразие использования информационно-компьютерных технологий в практике высшего учебного заведения обусловлено разным их предназначением, а также потенциалом или возможностями в решении образовательных задач разного вида. Информационно-компьютерные технологии в обучении ведут к изменениям содержания, методов, приемов и средств учебной деятельности.

Информационные технологии направлены на овладение новыми средствами поиска, применения и переработки учебной или научной информации, а именно средствами компьютерной техники, Интернета, аудио- и видеотехники.

Применение мела и доски можно рассматривать как революцию в истории развития образовательной технологии, позволившую выйти на новый уровень представления учебного материала. Затем появление печатных учебников на много лет вперед определило развитие технологии преподавания, добавив к учебной, аудиторной технологии организацию самостоятельной работы. Следует заметить, что, например, к началу XXI века свыше 90% учебных материалов, предоставляемым студентам отечественных вузов, являются печатными учебниками.

В XX в. достижения в развитии аппаратных средств были эффективно применены в образовательных технологиях. Фотография подняла на новый уровень иллюстративную часть учебных материалов. Проектор со слайдами, а затем overhead стали неотъемлемой частью аудиторного дизайна учебных заведений. Появление радио, а затем телевидения породило широкий спектр образовательных программ - как для индивидуального внеаудиторного использования, так и применяемых на аудиторных занятиях. В конце 60-х гг. XX в. развитие аппаратных средств привело к возникновению университета нового типа - в 1969 г. был создан Открытый университет Великобритании, применяющий для дистанционного обучения широкий спектр аппаратных средств - от печатных учебников до мультимедиа, от элементов очного обучения до теле- и видеоконференций.

В 1980-е гг. началась компьютеризация образования. Всемирное развитие Интернета открыло новые горизонты для развития новых информационных технологий и применения их в сфере образования [1].

По мере совершенствования технических характеристик самого компьютера и его программного обеспечения, расширения его дидактических возможностей утвердилась идея о принципиально новых свойствах компьютера как средства обучения. Изменилась оценка роли и места компьютеров в учебном процессе. Наряду с программами контроля знаний стали появляться обучающие компьютерные системы, тренажеры, средства демонстрации и поддержки изложения материала, средства компьютерного моделирования, средства подготовки раздаточного материала и т.д.

Современные информационные компьютерные технологии существенно отличаются от своих предшественников, они постоянно видоизменяются и приводят к пересмотру принципов и методов учебных взаимодействий.

Говоря о современных технических средствах, выделяют их функции в образовательной практике:

• представление учебной информации в деятельности преподавателей - дискеты, компакт-диски, гипертекст;

• воспроизведение этой информации - дисплеи и мультимедийные проекторы;

• доставка и передача информации - компьютерные сети и т.д. [1].

Компьютер с соответствующим программным обеспечением является универсальным средством, в большей или меньшей мере выполняющий все аппаратные функции, а также важнейшую функцию создания, хранения и применения учебных материалов для решения образовательных задач, организации самостоятельной работы, оценки образовательных результатов и контроля степени освоения дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта. Современная техника предоставляет пользователю одновременно целый комплекс электронных аппаратных технологий, что делает компьютер важным инструментом развития образовательных технологий.

Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса компьютерного обучения сегодня используются следующие средства: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, компьютерные лабораторные практикумы, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, контрольно-тестирующие комплекты, аудиозаписи, учебные видеофильмы, а также другие материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи. В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются дидактически проработанные информационные базы данных. Эти базы данных включают фонд основной учебной и учебно-методической литературы, фонд периодических изданий, фонд научной литературы.

Обобщая педагогический опыт в рассматриваемой исследовательской области можно выделить три группы методов информационно-компьютерного обучения:

1. Методы обучения, реализуемые посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение).

2. Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного сту-

дента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом (обучение «один к одному»).

2. Методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активной роли в коммуникации (обучение «один ко многим»). Эти методы, свойственные традиционной образовательной системе, получают новое развитие на базе современных информационных технологий.

Следующим важным аспектом процесса обучения в электронной образовательной среде является то, что он строится на основе классических дидактических принципов, однако использование информационно-коммуникационных технологий в обучении привносит в них новый смысл и изменяет сферу применимости.

В этой связи следует обратить внимание как на требования к технологиям передачи учебной информации, так и на место и роль современного преподавателя в процессе организации учебного процесса, на изменения в структуре преподавательской деятельности. Важно понимать, что в условиях информатизации образовательной среды педагога не заменяют компьютерными технологиями, а лишь изменяют его роль в учебном взаимодействии. Сегодня преподаватель должен:

1)разрабатывать содержание учебной дисциплины на основе новой технологии;

2)помогать студенту в работе с большим объемом учебной информации, составлять для него индивидуальную образовательную траекторию;

3)обеспечивать эффективное учебное взаимодействие.

Помимо умения работать на компьютере, пользоваться различными программными средствами, уверенно ориентироваться в Интернете, требуется умение эффективно использовать учебно-методические материалы в электронной форме. Наряду с необходимыми для традиционного обучения основами ораторского искусства, навыками речевой коммуникации, важным компонентом в структуре педагогической деятельности становится информационная культура, навыки профессионального педагогического общения в виртуальной среде, знание психологических особенностей взаимодействия в виртуальной образовательной среде.

Интенсивное внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование содержит в себе не только огромный развивающий потенциал, но и ряд негативных моментов, которые следует учитывать при проектировании учебно-методических комплексов:

- достаточно часто используется недопустимый объем учебной информации, представленной на экране, с различными «спецэффектами», направленными на усиление эмоциональности восприятия, обеспечение «мнимой» мотивации;

- в ряде программных продуктах наблюдается несоответствие представляемой на экране аудиовизуальной информации (по структуре, логическому построению, эстетическому оформлению, скорости подачи учебного материала и пр.) индивидуальным возможностям и возрастным особенностям обучаемого;

- частое включение в обучающие ситуации игровых реализаций, может инициировать «уход от реальности», «погружение» в неоправданно (с позиций психолого-педагогической науки) яркий эмоциональный виртуальный мир, «виртуализацию понятий» (например, смена пола, возраста);

- информатизация, стимулируя «наиболее удобные» для формализации виды деятельности, способствует постепенному угасанию «конкурирующих» способов познания. Легкий доступ к информации и эрудиция вытесняют самостоятельную выработку новых знаний, теряется способность самостоятельно осуществлять анализ, синтез информации, принимать решение в непредвиденной ситуации;

- электронное обучение не учитывает контекстуальность, многозначность знания. Электронное тестирование по своей природе требует однозначного ответа, то есть дизъюнктивного (или-или) мышления. Между тем пространство значений и смыслов таково, что многие вопросы не имеют однозначного ответа, ответы будут различны в зависимости от контекста (и то, и другое). Это конъюнктивное мышление.

- компьютерные технологии приводят к своеобразному «дефициту общения». Сегодня уже не редкость, когда студент, зная на экзамене ответ, стесняется говорить вслух [2].

Следует также отметить, что успешность студентов в условиях обучения в информационно-компьютерной среде обеспечивается рядом психологических условий:

- создание психологической установки на необходимость выработки самостоятельной концепции информационно-компьютерной деятельности, а также внутреннего видения своей профессиональной деятельности и определения в ней места информационно-компьютерной деятельности;

- актуализация субъективной позиции личности студента в отношении информационно-компьютерной деятельности;

- стимулирование личностных достижений студентов по использованию информационных технологий в учебной и профессионально направленной деятельности.

Соблюдение перечисленных выше аспектов возможно лишь при условии организации психолого-педагогического сопровождения и поддержки процесса обучения студентов в информационно-компьютерной среде, которое должно предполагать следующие направления работы: диагностическую и консультативную.

Диагностическая работа предусматривает:

- во-первых, осуществление мониторинга компьютерных сред обучения с целью оценки их эффективности;

- во-вторых, изучение индивидуальных особенностей личности студентов, выявление познавательных и профессиональных интересов, определение индивидуального стиля познавательной деятельности, т.е. осуществление индивидуального подхода в условиях Интернета, выработка «индивидуальной образовательной траектории» студента.

- в-третьих, организация мониторинга взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью профилактики и предупреждения конфликтных и проблемных ситуаций, связанных со спецификой общения в Интернет;

- в-четвертых, исследование психологической эффективности взаимодействия пользователя с компьютером, индивидуальных особенностей психических состояний, отношение к компьютеризированной деятельности, мотивационной регуляции; выявление особенностей Интернет-коммуникации и т.д.

Проведение диагностики должно предусматривать наряду с количественными применение качественных методов получения социально-психологической информации. Специфика проведения групповых качественных методов (фокус-групп, креативных групп, мозгового штурма) позволяет использовать их как в процессе индивидуальной диагностики, так и при анализе процессов групповой динамики.

Консультативная работа.

• Консультирование участников системы обучения по вопросам развития, обучения, профессионального и личностного самоопределения.

• Консультирование по конкретным личностным проблемам, возникающим в процессе обучения.

Консультирование может иметь несколько вариантов проведения в зависимости от поставленной преподавателем или учащимся проблемы:

1. Индивидуальное консультирование по переписке и в диалоговом режиме (чат или прямой контакт, если это необходимо).

2. Консультирование в режиме группового обсуждения («дискуссионный клуб») проводится по заявленной проблеме.

3. Тренинговые формы групповой работы. Тренинговые упражнения - представляют собой ролевые игры, направленные на выявление ситуационно-личностных отклонений субъектов, обусловливающих негативность отношения к использованию компьютера.

В зависимости от выявленных негативных последствий взаимодействия студентов с компьютером проводится следующая работа:

• коррекция технократических установок (типа «компьютер

- это техника и математика, которые мне никогда не давались», «для эффективного использования компьютера нужны специальные качества, которых у меня никогда не было и быть не может», «я - чистый гуманитарий и мои интересы не пересекаются с компьютером») и страхов, связанных с компьютером («так трудно установить контакт с людьми, которые обслуживают компьютер», «не хочется показывать свою некомпетентность», «с помощью компьютера я обязательно совершу ошибку»).

• установление соответствия между Я-образом и образом «успешного» пользователя компьютера.

• формирование социально ценной мотивации использования компьютера.

• формирование ощущения успеха при взаимодействии с компьютером.

В заключении, отметим, что внедрение различных стратегий обучения с использованием информационно-компьютерных технологий предполагает соблюдение описанных в статье пси-холого-педагогических условий, вне выполнения которых возникает риск утраты всех преимуществ информатизации обучения. Компьютерные технологии должны инициировать не только репродуктивные действия и формально-логические операции, но и образно-ассоциативное мышление, обращение к эмоционально значимым смыслам, к личностным ценностям.

Библиографический список

1. Современные информационные технологии / под ред. Н.В. Бордовской. - М., 2010.

2. Шадриков, В.Д. Информационные технологии в образовании: плюсы и минусы / В.Д. Шадриков, И.С. Шемет / Высшее образование в России. - 2009. - № 11.

Bibliography

1. Sovremennihe informacionnihe tekhnologii / pod red. N.V. Bordovskoyj. - M., 2010.

2. Shadrikov, V.D. Informacionnihe tekhnologii v obrazovanii: plyusih i minusih / V.D. Shadrikov, I.S. Shemet / Vihsshee obrazovanie v Rossii. -2009. - № 11.

Статья поступила в редакцию 23.12.12

УДК 378

Tichinina E.I. THE CONTENT OF COMPETENCY OF TEAM INTERACTION OF FUTURE BACHELORS OF ECONOMIC PROFILE. In the article problems of forming of competency of team interaction of future bachelors of economic profile. The definition of the competency of team interaction is given, marks out its structure and offers preparedness criteria and levels of its formation.

Key words: competence, team, team bilding, team progect, team work, competency of team interaction.

Е.И. Тычинина, аспирант каф. педагогики, ФГБОУ ВПО «Волгоградский гос. социально-педагогический университет», г. Волжский, E-mail: tichinina-ekaterina@yandex.ru

СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВНУТРИКОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В статье рассматриваются проблемы формирования компетентности внутрикомандного взаимодействия будущих бакалавров экономического профиля. Дано определение компетентности внутрикомандного взаимодействия, выделена ее структура, предлагаются критерии сформированности и уровни ее формирования.

Ключевые слова: компетентность, команда, командообразование, команда проекта, командная работа, компетенция внутрикомандного взаимодействия.

Многие современные производства требуют инновационных подходов в управлении, реализовать которые могут только специалисты, обладающие личностными качествами, необходимыми для развития экономических отношений и готовностью решать жизненные и профессиональные проблемы.

В настоящее время в педагогической науке активно реализуется тенденция компетентностного подхода к подготовке специалиста (Ю.В. Варданян, Б.С. Гершунский, И.Ф. Исаев, В.В. Сериков и др.). За последние годы в выполнен ряд исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности будущих экономистов на примере средних специальных учебных заведений (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков, В.А. Наперов, В.А. Поляков, и др.).

Признавая важность названных работ, следует заметить, что проблема формирования компетентности внутрикомандного взаимодействия до сих пор остается вне поля зрения исследователей. Одной из причин указанного обстоятельства является неразработанность понятия «компетентность внутрикоман-дного взаимодействия специалиста экономического профиля». Решение данной задачи, с нашей точки зрения, возможно с опорой на новые подходы: концепцию компетентностного образования и «командного подхода» в организации учебной, учебноисследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов.

В системе высшего профессионального образования ком-петентностный подход предполагает проектирование содержание образования, поиска эффективных технологий обучения, воспитания и развития обучаемых, разработки методики оценки сформированности компетентностей.

По мнению В.А. Болотова, В.В.Серикова, компетентность выступает как следствие собственной жизнетворческой активности человека, его личностного роста, самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта [1].

Характеризуя специфику профессиональной компетентности, мы пришли к выводу, что большинство авторов придерживаются единого мнения, выделяя в профессиональной компетентности практикоориентированную специфику и в качестве субъекта данной компетентности личность специалиста, который осуществляет профессиональную деятельность.

Другим подходом, представляющимся нам продуктивным при формировании компетентности внутрикомандного взаимодействия, выступает командный подход.

Среди исследователей, изучающих методы командного подхода в управлении можно выделить Мери Уолтон и Питера Шол-

терса. В работах Джона Катценбаха и Дугласа Смита дается понятие команды, и предлагаются пути создания рабочих команд в бизнесе. У. Бреддик, Джексон Грейсон младший и Карл О'Делл выделяют способы повышения эффективности деятельности команд. Среди отечественных авторов, которые занимаются изучением проблем внутрикомандного взаимодействия, следует назвать Г.Н Маркова, а также Т. Базарова, Т. Пыркову, И. Рыбина, которые рассматривают команду как организационную форму управления.

Словарное толкование «команды» имеет два значения: команда как приказание и команда как организация от 3-х человек организованная для определенной цели. В «Словаре иностранных слов» делается акцент на французские корни, означающие воинскую организационную единицу от 3-х человек и более, предназначенную для выполнения определенных обязанностей по службе, или каких-либо работ; личный состав; экипаж судна; спортивный коллектив [2].

В английском языке мы встречаем два термина - «group» (группа) и «team» (команда). Последнее однозначно используется в англоязычной литературе для обозначения команд в организации. В России широкое распространение получает термин тим-менеджмент это управление при помощи команды и смежное с ним понятие тим-билдинг (team-building) - командообразование или создание команды. В конце 20 века данный термин был признан многими компаниями - главным фактором в обеспечении качества услуг и сохранения конкурентоспособности. Большинство специалистов полагают, что «команда» означает особый вид группы.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, под командой понимает группу специалистов, заинтересованных в достижении общего результата. При этом команда не подавляет индивидуальность ее членов, а наоборот, каждый занимает в команде своё место, соответствующее его способностям и возможностям. Автор подчеркивает, что каждый член команды ощущает себя значимым и незаменимым, что в свою очередь является важнейшим условием удовлетворенности профессиональной деятельностью [3, с. 9].

Г.Р Латфулин, О.Н. Громова, отмечают команду как особый вид группы в организации, находящейся на более высокой ступени развития. Авторы рассматривают самоуправляемые команды, под которыми понимается автономная группа, наделенная ответственностью, за поведение своих членов и результаты деятельности [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.