Научная статья на тему 'Решение проблемы ресоциализации женщин-преступниц на основе мотивационного программно-целевого подхода'

Решение проблемы ресоциализации женщин-преступниц на основе мотивационного программно-целевого подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЖЕНЩИН-ПРЕСТУПНИЦ / СОТРУДНИКИ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / RE-SOCIALIZATION OF FEMALE CONVICTS / THE STAFF OF THE INSTITUTION / MOTIVATIONAL PROGRAM-ORIENTED APPROACH / SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL / SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханцева Г. Г.

В статье обобщены результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы по изучению мотивационного программно-целевого управления ресоциализацией женщин-преступниц, что позволяет констатировать актуальность и востребованность проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOCIALIZING FEMALE CONVICTS BASED ON MOTIVATIONAL PROGRAMORIENTED APPROACH

The paper summarizes the results of theoretical analysis and experimental research for studying motivational program-oriented management aimed at resocializing female convicts that makes it possible to state that it is highly necessary and required.

Текст научной работы на тему «Решение проблемы ресоциализации женщин-преступниц на основе мотивационного программно-целевого подхода»

На основе анализа литературы, можно предложить обобщенное определение: команда - это небольшая группа людей, обладающая навыками взаимозаменяемости, совместно работающая для выполнения общей цели и несущая ответственность друг перед другом за ее выполнение. Командная работа - активный процесс выполнения совместной работы для достижения общих целей. Создание эффективной команды подразумевает распределение определенных социальных ролей, а также наличие признаков, необходимых для достижения общих целей группы.

К ним относятся: наличие четко сформулированных и понятных общих целей; наличие специальных знаний и умений (для студентов) и профессиональных компетенций (для специалистов); высокий уровень профессионализма (для специалиста); наличие мотивации совместной деятельности; развитое чувство общности; взаимозаменяемость членов команды; наличие знаний и опыта в области командного менеджмента.

Тем самым, компетентность внутрикомандного взаимодействия - это интегративное образование, проявляющееся в готовности и способности решать профессиональные задачи, связанные с командным способом выполнения экономических проектов и требующие опыта взаимодействия в команде.

Компетентность внутрикомандного взаимодействия экономиста структурно представлена единством ценностно-смысловой направленности личности на командное взаимодействие, принятия его; знаний об особенностях и закономерностях внут-рикомандного взаимодействия; умений проектировать ситуации командного поиска и реализации решений при выполнении экономических проектов; опыта работы в команде, проявляющегося в способах разрешения возникающих при этом профессиональных и межсубъектных проблем, знании и умении использовать критерии эффективности внутрикомандного взаимодействия; самооценки своих действий.

Критериями сформированности у будущего экономиста компетентности внутрикомандного взаимодействия в соответствии с представленными выше аналитическими материалами явля-

Библиографический список

ются: 1) осознание профессиональной и личностной значимости командного взаимодействия при разработке им выполнении экономических проектов, понимание своего соответствия образу профессии экономиста, самоактуализация (потребность в профессиональном самосовершенствовании); 2) владение ориентировочной основой деятельности в команде, построенной на целостном образе экономического продукта командной деятельности и логики его создания, знания студента в области процессов внутрикомандного взаимодействия; 3) опыт применения способов решения экономических задач, требующих командного взаимодействия; 4) психологическая и практическая готовность к взаимодействию в «проблемных условиях» (при дефиците информации и времени, невыявленности характеристик ситуации, непригодности известных вариантов решения); 5) рефлексия и самоконтроль своих действий, с использованием образцов и критериев эффективности работы в команде.

На основе указанных критериев выделено три уровня сфор-мированности компетентности внутрикомандного взаимодействия: низкий (недопустимый, когда отсутствуют характеристики, указанные в критериях), средний (характеризующийся общей ориентировкой выпускника в будущей деятельности); высокий (предполагающий владение опытом командного взаимодействия с высокой продуктивностью как в стандартных, так и нестандартных ситуациях).

Таким образом, компетентность внутрикомандного взаимодействия является основной составляющей профессиональной компетентности экономиста. Характеризуется наличием у студентов представления о профессиональной значимости и смысле данной компетентности не только как средства повышения эффективности деятельности проектной команды, но и как источника развития личностных качеств; сформированностью системы знаний об особенностях проектной команды и закономерностях ее формирования, на основе которой в ходе анализа студенты могут выводить собственные закономерности и прогнозы развития социально-психологического климата в конкретной проектной команде; сформированностью умения контролировать степень своего воздействия на другого человека, рефлексировать свое состояние и состояние других людей.

1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика, 2003. -№ 10.

2. Словарь иностранных слов [Э/р]. - Р/д: http://www.inslov.rU/html-komlev/k/komanda.html

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Ф. Фролов, Т.М. Грабенко. - СПб., 2004.

4. Организационное поведение: учебник для вузов / под ред. Г.Р Латфуллина, О. Н. Громова. - СПб., 2004.

Bibliography

1. Bolotov, V.A. Kompetentnostnaya modelj: ot idei k obrazovateljnoyj programme / V.A. Bolotov, V.V. Serikov // Pedagogika, 2003. - № 10.

2. Slovarj inostrannihkh slov [Eh/r]. - R/d: http://www.inslov.rU/html-komlev/k/komanda.html

3. Zinkevich-Evstigneeva, T.D. Teoriya i praktika komandoobrazovaniya. Sovremennaya tekhnologiya sozdaniya komand / T.D. Zinkevich-Evstigneeva, D.F. Frolov, T.M. Grabenko. - SPb., 2004.

4. Organizacionnoe povedenie: uchebnik dlya vuzov / pod red. G.R. Latfullina, O. N. Gromova. - SPb., 2004.

Статья поступила в редакцию 16.12.12

УДК 34.9

Khantseva G.G. RESOCIALIZING FEMALE CONVICTS BASED ON MOTIVATIONAL PROGRAM- ORIENTED APPROACH. The paper summarizes the results of theoretical analysis and experimental research for studying motivational program-oriented management aimed at resocializing female convicts that makes it possible to state that it is highly necessary and required.

Key words: re-socialization of female convicts, the staff of the institution, motivational program-oriented approach, socialization of the individual, socio-pedagogical support.

Г.Г. Ханцева, канд. пед. наук, доц, Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВПО

«Алтайский гос. технический университет им. И.И. Ползунова, г. Рубцовск, E-mail: zorinanati@yandex.ru

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН-ПРЕСТУПНИЦ НА ОСНОВЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА

В статье обобщены результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы по изучению мотивационного программно-целевого управления ресоциализацией женщин-преступниц, что позволяет констатировать актуальность и востребованность проведенного исследования.

Ключевые слова: ресоциализация женщин-преступниц, сотрудники пенитенциарного учреждения, мотивационный программно-целевой подход, социализация личности, социально-педагогическое содействие.

Экономические и социальные преобразования в российском обществе не только вызвали позитивные сдвиги в жизни страны, но и обострили целый ряд «старых» проблем. В настоящее время в колониях России содержится около 65 тысяч женщин, что составляет более 5% всего тюремного населения (примерно из 920 тысяч человек). Всего в России проживает 78,6 миллионов женщин - это 53,1% населения РФ. На 100 тысяч женского населения приходится примерно 80 женщин, лишенных свободы.

В последнее время преступления, совершаемые женщинами, привлекают пристальное внимание, как ученых, так и практических работников. Обстоятельное их изучение показывает, что проблема женской преступности не так проста, как кажется на первый взгляд. Среди особо опасных тенденций современного женского криминального поведения выделяются такие, как интенсивный рост тяжких деяний, устойчивый удельный вес рецидивных преступлений, снижение возраста (омоложение) преступниц и, вместе с тем, увеличение количества женщин пожилого и старческого возраста, а также инвалидов [1].

Женская преступность оказывает самое отрицательное влияние на общество, затрагивает широкий спектр явлений социальной жизни, соответственно влияя на динамику всей преступности. Пагубность последствий женской преступности очевидна:

- нарушается правильное функционирование, а иногда и совсем исчезает семья как ячейки общества;

- значительный ущерб наносится детям, а реальное воздействие воспитательной функции оказывается практически негативным;

- моральный климат в семье, где женщина ведет преступный образ жизни, оказывается для несовершеннолетних много опаснее, чем там, где преступник отец;

- постпенитенциарная социальная адаптация женщин, женщин-преступниц к лишению свободы, включение ее в сферу семьи, быта, в трудовую деятельность происходит значительно труднее, чем у мужчин.

Социализация личности путем образовательно-воспитательной деятельности представляется наиболее эффективным и оптимальным направлением в государственной социальной политике, и технологическое решение указанной проблемы состоит в создании государственной социально-педагогической системы, в которую должны входить все институты и органы государственной власти, средства массовой информации, правоохранительная система и система образовательно-воспитательных учреждений.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием. Таким образом, исправление - результат воспитательного воздействия на осужденных во время отбытия ими наказания.

Несовершение осужденными новых преступлений является показателем реализации и цели исправления, и цели частной превенции. В конечном счете, юридическое исправление осужденного (ресоциализация) является необходимым условием для реализации этих целей. Под юридическим исправлением понимается несовершение осужденным нового (повторного) преступления.

Пенитенциарное учреждение должно занять свою нишу в качестве подсистемы государственной социально-педагогической системы, призванной оказывать воспитательное воздействие на граждан в целях обеспечения их правопослушного поведения, являющегося важнейшим условием нормальной жизнедеятельности общества и государства.

Работа по теме исследования позволила выявить путь качественного изменения эффективности труда сотрудников пенитенциарного учреждения - повышение квалификации посредством обучения по методологии мотивационного программноцелевого управления. Сконструирована модель ресоциализации женщин-преступниц на основе мотивационного программно-целевого подхода. Она получила экспериментальное подтверждение, показав, что результативное управляемое обучение сотрудников пенитенциарного учреждения реально [2].

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ, принятом в 1997 году, основной целью пенитенциарной системы провозглашено исправление осуждённых. Это создает необходимые правовые предпосылки для усовершенствования социально-педагогической деятельности в исправительных учреждениях и развития со-

ответствующих областей педагогических знаний, в частности пенитенциарной педагогики, учитывающей специфику объекта деятельности - женщины-преступницы и условия, в которых они находятся, - пенитенциарные учреждения.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика остро нуждаются в отечественных разработках, оценивающих состояние дел в исследуемой области.

Раскрытие указанных проблем возможно посредством изучения особенностей личности женщин-преступниц в процессе взаимодействия с социальной средой. Все это приобретает особую значимость применительно к состоянию и тенденциям проявления женской преступности в условиях и особенностях РФ.

Ориентация в развитии системы общественных отношений на возрастание социальной активности личности и ее самореализацию, либерализация действующим законодательством социально-правового статуса личности предопределили необходимость социально-педагогического содействия женщинам-пре-ступницам в решении их жизненно важных проблем в условиях учреждений пенитенциарной системы. Это обусловило целесообразность включения в существующую систему содействия широкого арсенала социально-педагогических средств, расширения исправительно-воспитательного потенциала пенитенциарных учреждений, общественного воздействия, активизации личностных возможностей женщин-преступниц путем специально организованной педагогической работы.

В последние годы в исправительных учреждениях России происходят значительные изменения в сочетании карательноисправительных мер с социально-воспитательными. Проектируются новые варианты организационных структур, ориентированные на гуманизацию отношений в исправительных учреждениях. Формируется новый подход к организации исполнения уголовных наказаний, соответствующий принятым международным нормам и стандартам обращения с заключенными, основанным на гуманизации и демократизации отношений. Однако далеко не всегда осуществляемые преобразования приводят к качественным изменениям, позитивным результатам.

Система исправительных учреждений слабо ориентирована на социально-педагогическое содействие женщинам-преступ-ницам в решении их жизненно важных проблем, обеспечение охраны их прав и законных интересов, скоординированное участие в этом процессе всех субъектов государственно-общественной исправительно-воспитательной системы на межведомственной основе.

Успешность ресоциализации женщин-преступниц мы связываем с использованием мотивационного программно-целевого подхода (И.К. Шалаев) в управлении процессом ресоциализации.

Мотивационное программно-целевое управление не только обеспечивает индивидуализацию воспитательного воздействия в зависимости от способностей и интересов женщин-пре-ступниц, но и кардинально меняют сотрудника пенитенциарного учреждения: повышают его педагогическую культуру, развивают творческий потенциал, освобождают от монотонной и рутинной работы.

Целостная система ресоциализации женщин-преступниц на основе мотивационного программно-целевого управления является одной из форм подготовки женщин к жизни на свободе в современных социально-экономических условиях в которой специфично отражаются задачи, педагогические условия, направленные на формирование готовности к жизни в социуме, а также эффективные организационно-управленческие методы и технологии ресоциализации, способствующие достижению целей качественной подготовки женщин-преступниц к жизни на свободе.

Значимость исследования заключается не только в разработке теоретических основ ресоциализации женщин-преступниц с использованием мотивационного программно-целевого подхода, но и в создании концептуальной модели управления ресоциализацией, которая существенно дополняет современное представление о возможностях использования системы мероприятий по ресоциализации женщин-преступниц в новых социально-экономических условиях развития общества. Кроме этого, полученные результаты дают возможность разработать принципиально новые подходы к дальнейшему структурному и дидактическому совершенствованию мотивационного программноцелевого управления воспитательной работой с женщинами-пре-ступницами не только в процессе ресоциализации женщин-пре-ступниц, но и в ресоциализации других категорий преступников.

Впервые в педагогической науке России осуществлен целостный (а не дискретный) подход к решению проблемы эффективности управления с использованием мотивационного программно-целевого подхода к ресоциализации женщин-преступниц.

Новаторством автора исследования можно считать тот факт, что объектом внимания являются:

- жещина-преступница;

- сотрудник пенитенциарной системы.

Этапное построение процесса ресоциализации женщин-преступниц на основе мотивационного программно-целевого управления в процессе реализации дерева целей с помощью исполняющей и управляющей программ позволяет обеспечить необходимый уровень сформированности морально-нравственных качеств женщин-преступниц, развивать способности самостоятельного решения жизненно-важных проблем и применять их в условиях жизни на свободе [2].

Мотивационный программно-целевой подход к ресоциализации женщин-преступниц характеризует новое качественное состояние пенитенциарной системы России, предполагающее изменение социально-правового статуса женщин-преступниц, активизацию их личностного потенциала; демократизацию и расширение адаптивных возможностей социально-педагогической

Библиографический список

среды исправительных учреждений, взаимодействия исправительных учреждений с социальными институтами внешней среды [3].

Результаты многолетнего исследования показали, что ресоциализация женщин-преступниц на основе мотивационного программно-целевого подхода позволяет научить женщин-преступ-ниц ситуативному управлению поведением и личной дисциплинированности, обеспечить личностную и социальную направленность исправительно-воспитательной работы; обеспечить дифференциацию содержания и технологий социально-педагогической работы в исправительном учреждении, доступность трудовой, образовательной, культурно-спортивной и других видов позитивно направленной деятельности. Использование мотивационного программно-целевого подхода в управлении деятельностью исправительного учреждения как субъекта государственнообщественной системы создает возможности осуществления более демократичной организации процесса управления функционированием и развитием исправительного учреждения [3].

1. Комлева, Н.К. Криминалогические особенности женской преступности // Альманах современной науки и образования, Тамбов. -2009. - № 7 (26). - Ч. II. [Э/р]. - Р/д: http://www.gramota.net/articles/issn 1993-5552 2009 7-2 21.pdf

2. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления: учебное пособие. - Барнаул, 2007.

3. Ханцева, Г. Повышение эффективности управления ресоциализацией женщин-преступниц на основе мотивационного программноцелевого подхода / Г. Ханцева, Н. Зорина. - Germany, 2012.

Bibliography

1. Komleva, N.K. Kriminalogicheskie osobennosti zhenskoyj prestupnosti // Aljmanakh sovremennoyj nauki i obrazovaniya, Tambov. - 2009. -№ 7 (26). - Ch. II. [Eh/r]. - R/d: http://www.gramota.net/articles/issn_1993-5552_2009_7-2_21.pdf

2. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya upravleniya: uchebnoe posobie. - Barnaul, 2007.

3. Khanceva, G. Povihshenie ehffektivnosti upravleniya resocializacieyj zhenthin-prestupnic na osnove motivacionnogo programmno-celevogo podkhoda / G. Khanceva, N. Zorina. - Germany, 2012.

Статья поступила в редакцию 06.12.12

УДК 14.07.07

Kul’byakina L.Ya. CYCLES OF PROBLEMS (SUMS) IN THE SYSTEM OF EDUCATION. The article under consideration continues the previous article «Problem as a System». Since there exist various approaches to the system of educational problems, the author appeals to the unified theory of cycles. The theory is supported by the fact that the reiteration of phenomena is observed in nature, society, history; it participates in the formation of separate culture, in the development and research of any science: history, pedagogy, psychology, mathematics, etc. The consideration of different points of view on the cycles of mathematical sums (problems) in the process of education may serve as a basis of their systematization.

Key words: cycle, unified theory of cycles, cyclicity of the pedagogical process, circular processes, formulation, subject-matter, the system of problems (sums).

Л.Я. Кульбякина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: 3505555@mail.ru

ЦИКЛЫ ЗАДАЧ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

Представленная статья продолжает изложение материала предыдущей публикации «Задача как система». Так как существуют различные подходы к рассмотрению систем задач, то автор обращается к единой теории циклов. Это обосновывается тем, что повторяемость явлений наблюдается в природе, в развитии общества, в истории и формировании отдельно взятой культуры, в развитии и исследовании любой науки: истории, педагогики, психологии, математики и т.д. Рассмотрение различных точек зрения о циклах математических задач в процессе обучения может быть основой их систематизации.

Ключевые слова: цикл, единая теория циклов, цикличность педагогического процесса, кольцевые процессы, формулировка, сюжет, система задач.

Данная статья является составной частью работ автора, посвященных решению проблемы эффективности методики обучения учащихся решению математических задач, посредством создания циклов взаимосвязанных задач. В исследовании проведен анализ научных работ философов и ученых-ме-тодистов, отражающих различные подходы к определению понятия «цикл задач».

В дидактике существуют различные подходы к рассмотрению систем задач. Один из них уже показан в статье «Задача как система» [1]. Ниже будет проведен анализ цикла задач в системе обучения.

Обратимся к теории циклов. Эта теория существует с тех пор, как греческие философы, обобщая накопленные эмпири-

ческие знания, попытались проникнуть в суть периодической повторяемости явлений. Начало этому положено два с половиной тысячелетия назад. Ученые заметили повторяемость явлений не только в природе, но и в развитии общества.

Первоначально циклы были представлены циклическими кругами, где тождественно повторялись одни и те же фазы явлений. Позднее, на следующей ступени научного познания, понятие цикла стало отождествляться со спиралью, с волнообразными колебаниями, чередованием подъемов и кризисов.

Основы единой теории циклов заложены всемирно признанным российским ученым-экономистом Н.Д. Кондратьевым (1892-1938) [2]. Ю.Н. Мельников [3] показал цикличность истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.