Научная статья на тему 'Особенности формирования рабочих команд'

Особенности формирования рабочих команд Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
924
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FORMING WORKING TEAMS / SOCIOPSYCHOLOGICAL FACTORS OF TEAMBUILDING / DISTRIBUTION OF ROLES IN A TEAM / WORKING TEAM / ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧИХ КОМАНД / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В КОМАНДЕ / РАБОЧАЯ КОМАНДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сотникова Т.В.

В статье рассматриваются психологические аспекты формирования рабочих команд различного типа на предприятиях. Основной проблемой командообразования с точки зрения современной психологии является разноплановое понимание исследователями феномена рабочей команды, её типов и социально-психологических детерминант. Автором предложена классификация рабочих команд, определены социально-психологические факторы их формирования, а так же описаны особенности ролевого состава команд российских компаний различной отраслевой направленности. Представленный материал показывает, что в процессе комплектования команды, необходимо учитывать её вид, тип решаемых задач и структуру функционально-командных ролей. Это имеет практическое значение для управления персоналом организации и повышения эффективности формирования рабочих команд различного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сотникова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPESIFICS OF FORMING WORKING TEAMS

In the work the author discusses theoretical and practical aspects of the process of forming working teams. The main problem of teambuilding in the modern psychology, as the researcher understands it, is different understanding of the phenomenon of a researching work team, its types and socio-psychological characteristics. The author has presented a classification of work teams and has defined sociopsychological factors of team building. The work also helps to define particular features of command-role structure of divisions of the Russian organizations of a different branch orientation. The presented material suggests that while recruiting a work team, you should consider the type and structure of distribution of roles. It is of practical importance for human resource management at an organization and for modelling the process of forming working teams of various types.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования рабочих команд»

References

1. Glebov V.V. Kitajskie i afrikanskie studenty v moskovskih vuzah. Aziya iAfrika segodnya. 2013; 12 (677): 59 - 60.

2. Glebov V.V. Kitajskij student v rossijskoj stolice: socioobrazovatel'naya adaptaciya. Aziya iAfrika segodnya 2013; 1: 45 - 51.

3. O Federal'noj celevoj programme razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23 maya 2015 g. № 497. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2015; 22.

4. Glebov V.V., E.V., Ryazanceva . Razlichnye izucheniya adaptacionnyh cheloveka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya 2010; 5: 135 - 136.

5. Kuz'mina Ya.V., Glebov V.V. Dinamika adaptacii inogorodnih studentov k usloviyam 'ekologii stolichnogo megapolisa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 6-2: 305-307.

6. Kapitonova T.I. Problemy adaptacii inostrannyh studentov k obucheniyu v vuzah Rossii. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v inzhenernom obrazovanii: 7 Mezhdunarodnaya konferenciya. Sankt-Peterburg, 2-4 iyulya 2012 g.

7. Glebov V.V., Suvorova I.Yu., Anikina E.V. Vzaimosvyaz' social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov i ih identichnost' v processe obucheniya v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 258 - 261.

8. Glebov V.V., Kuz'mina Ya.V. 'Ekologo-psihofiziologicheskie osobennosti adaptacii inogorodnih studentov pervogo kursa v usloviyah stolichnogo megapolisa. VestnikRUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2015; 2: 92 - 98.

9. Ivanova M.A. Adaptaciya inostrannyh studentov: kratkaya istoriya stanovleniya i razvitiya v politehnicheskom universitete. Aktual'nye voprosy obucheniya inostrannyh studentov: sbornik nauchno-metodicheskih trudov. Sankt-Peterburg: Politehnicheskij universitet, 2014.

10. Glebov V.V., Soshnikov E.A. Dinamika adaptacii serdechno-sosudistoj sistemy kitajskih studentov v usloviyah stolichnogo megapolisa. Vestnikpsihofiziologii. 2015; 1: 101 - 104.

11. Anikina E.V., Glebov V.V. Psihofiziologicheskie pokazateli adaptacii afrikanskih studentov v usloviyah Moskvy. Vestnik psihofiziologii. 2015; 1: 90 - 93.

12. Soshnikov E.A., Anikina E.V., Glebov V.V. Vozdejstvie kompleksnyh faktorov stolichnogo megapolisa na adaptacionnye processy kitajskih i afrikanskih studentov. Psihologiya cheloveka vusloviyah zdorov'ya ibolezni: sbornik nauchnyh materialov vtoroj Mezhdunarodnoj konferencii. Tambov, TGU imeni G.R. Derzhavina-2012: 120 - 123.

13. Rudkova S. G. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptacii studentov v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Birobidzhan, 2005.

14. Glebov V.V. Processy akademicheskoj adaptacii inostrannyh studentov k processu vuzovskogo obrazovaniya v Rossii. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2012; 5: 8 - 10.

15. Anikina E.V., Glebov V.V. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya studentov stolicy, pribyvshih iz raznyh 'ekologo-klimaticheskih zon Rossii. Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk. Russkaya sekciya. 2010; 3: 117 - 119.

16. Glebov V.V., Mihajlichenko K.Yu., Chizhov A.Ya. Psihofiziologicheskaya adaptaciya populyacii cheloveka k usloviyam megapolisa: monografiya. Moskva: RUDN, 2013.

17. Kazanceva A.A. Rol' informacionnyh tehnologij v processe akademicheskoj adaptacii inostrannyh uchaschihsya v vysshej shkole Rossii. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika i psihologiya. 2011; 3: 42.

18. Kapitonova T.I., Zinkovskij A.V. Problemy adaptacii inostrannyh studentov k obucheniyu v vuzah Rossii. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v inzhenernom obrazovanii: materialy mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2-4 iyulya 2012 g. Available at: http://icee.dis.spbstu. ru/proceedings2012/papers/FSTU

19. Grebennikova I.A. Adaptaciya studentov: mehanizm faktory. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiriina Dal'nem Vostoke. 2011; 3: 98 - 100.

Статья поступила в редакцию 05.04.16

УДК 159

Sotnikova T.V., senior teacher, St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russia), E-mail: spacesot@mail.ru

SPESIFICS OF FORMING WORKING TEAMS. In the work the author discusses theoretical and practical aspects of the process of forming working teams. The main problem of teambuilding in the modern psychology, as the researcher understands it, is different understanding of the phenomenon of a researching work team, its types and socio-psychological characteristics. The author has presented a classification of work teams and has defined sociopsychological factors of team building. The work also helps to define particular features of command-role structure of divisions of the Russian organizations of a different branch orientation. The presented material suggests that while recruiting a work team, you should consider the type and structure of distribution of roles. It is of practical importance for human resource management at an organization and for modelling the process of forming working teams of various types.

Key words: forming working teams, sociopsychological factors of teambuilding, distribution of roles in a team, working team.

Т.В. Сотникова, ст. преп., Санкт-Петербургский Государственный Университет, г. Санкт-Петербург,

E-mail: spacesot@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧИХ КОМАНД

В статье рассматриваются психологические аспекты формирования рабочих команд различного типа на предприятиях. Основной проблемой командообразования с точки зрения современной психологии является разноплановое понимание исследователями феномена рабочей команды, её типов и социально-психологических детерминант. Автором предложена классификация рабочих команд, определены социально-психологические факторы их формирования, а так же описаны особенности ролевого состава команд российских компаний различной отраслевой направленности. Представленный материал показывает, что в процессе комплектования команды, необходимо учитывать её вид, тип решаемых задач и структуру функционально-командных ролей. Это имеет практическое значение для управления персоналом организации и повышения эффективности формирования рабочих команд различного типа.

Ключевые слова: формирование рабочих команд, социально-психологические факторы командообразования, распределение ролей в команде, рабочая команда.

Процесс командообразования представляет собой достаточно сложный предмет исследования и находится на стыке смежных научных дисциплин (психология, управление, экономика). Основной рассматриваемой в статье проблемой является отсутствие в социальной психологии общей концепции по вопросам классификации рабочих команд, особенностей их построе-

ния и определению основного перечня факторов, влияющих на процесс командного формирования.

Актуальность выбранной для статьи темы определяется высокими темпами роста технического прогресса, вынуждающими руководителей компаний изыскивать внутренние ресурсы повышения эффективности работы, в частности, через получе-

Таблица 1

Классификация типов команд (обзор исследований)

Критерии Тип Команды Исследователи

Род деятельности Совещательная, Производственная, Проектная, Команда Действий Д. Макинтош - Флетчер

Рабочая, Команда повышения эффективности, Интегрирующая Джозеф Г. Бойетт

Управляющая, Производственная Занимающиеся подготовкой рекомендаций Дж. Катценбах и Д. Смит

Принцип формирования (состав) Интра-функциональная ( Интактная) Кросс-функциональная Д. Макинтош - Флетчер

Гомогенная, Гетерогеная П.Л. Хасина

Монокультурная, Глобальная А.Л. Свенцицкий

Смешанная, Команда Экстравертов, Команда Лидера, Команда Апполо-нов РМ. Белбин

Оперативная, Предпринимательская, Исполнительная, Координационная, Самоуправляемая, Самонаправляемая, Виртуальная А.М. Карякин

Членство, управление Рабочая группа, Псевдокоманда, Потенциальная команда, Реальная команда, Высокоэффективная команда Т.П. Галкина

Групповая активность Команда специалистов, Управленческая Межфункциональная, Реформ, Решения задач, Самоуправляемая Ю.М. Жуков, A.B. Журавлев, E.H. Павлова

Функциональный диапазон Самоуправляемая, Самопроектируемая, Самоорганизующаяся, Управляемая Дж. Хэкман

Форма управления Вертикально-функциональная, горизонтально - операционная, Специализированная Т.П. Галкина

ние синергетического эффекта от командной деятельности сотрудников.

Анализ литературы и наши исследования подтверждают, что эффективность формирования рабочих команд в организациях будет тем выше, чем качественнее будет проведён этап их комплектования, чем точнее будут учитываться социально-психологические характеристики команд и их типовые особенности. Учитывая существующие в российских компаниях проблемы комплектации эффективных команд, мы описываем результаты и выводы исследования, которые вносят вклад в теорию и практику процесса командообразования и уже сейчас используются руководством исследуемых компаний в организации командной работы.

Анализируя литературу можно убедиться, что в исследованиях отечественных и зарубежных психологов много различных определений термина «рабочая команда» и критериев её описывающих, нет чёткой классификации и особенностей

формирования рабочих команд различного типа. Учитывая вышесказанное, нами были выделены следующие характеристики «рабочей команды»: общие командные цели, чёткая определённость функционально-ролевой структуры, хорошие коммуникации и взаимодействие, высокая интегрированность совместной деятельности. В связи с этим было предложено следующее совокупное определение:

Рабочая команда - это малая формальная группа, интегрированных в совместную деятельность, структурно организованных, взаимозависимых в работе людей, имеющих общекомандные цели и разделяющих ответственность за их достижение.

Обзор психологической литературы, показал, что для классификации команд авторами выбираются различные параметры и критерии (таблица 1).

К сожалению, отдельно выделенных типов рабочих команд в психологии практически не представлено. Поэтому была разработана авторская классификация (таблица 2).

Таблица 2

Классификация типов рабочих команд (авторская)

Критерии Тип Рабочей Команды Пример

Род деятельности (организационная принадлежность) Исполнительная (ИсК) Команды служб (подразделений), бригады

Проектная (ПрК) Проектные команды, НИОКР, лаборатории

Оперативная (ОпК) Советы, Комиссии, Комитеты экспертов

Координационная (КоК) Команды продуктов, направлений

Сфера деятельности (отраслевая принадлежность) Продуктовая (ПК) Производственные команды

Сервисная (СК) Команды, обслуживающие клиентов

Интеллектуальная (ИК) Команды служб 1Т, PR, маркетинга, дизайна

Коммерческая (КК) Команды продаж, закупок, логистики

Социально-Культурная Команды обучения, культуры, соцльгот

Принцип формирования Интра-функциональная Команда продаж, бригада цеха

Кросс-функциональная Маркетинговый Совет, Проект -дизайн

Социально-психологические детерминанты формирования команд, как правило, рассматриваются исследователями в контексте трех уровней: личности, группы, организации. Основными считаются следующие факторы:

- общее видение, чёткие командные цели (В.В. Авдеев [1], Ю.М. Жуков, A.B. Журавлев, E.H. Павлова [2]);

- сфера деятельности, тип задач, организационная и отраслевая принадлежность (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [3], А.М. Ка-рякин [4], Т.П. Галкина [5]);

- командные нормы, способы коммуникаций и разрешения конфликтов (А.М. Карякин [4], Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская [6]);

- состав, командно-ролевая структура, принципы формирования (Р.М. Белбин [7],

Т.П. Галкина [5], Ю.М. Жуков, A.B. Журавлев, E.H. Павлова

[2]);

- сплочённость членов команд, сработанность, совместимость, доверие (Т.П. Галкина [5], Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [3]);

- удовлетворённость и мотивированность членов команды (В.В. Авдеев [2], Р.М. Белбин [7], Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [3]);

- индивидуальные характеристики сотрудников (Т.П. Галкина [5], А.М. Карякин [4]);

В своих исследованиях мы придерживались модели формирования команды, предложенной Жуковым с соавторами [2, с. 111]: (комплектование, знакомство, институциализация, формирование общего видения, позиционирование).

Гипотеза, состоящая в том, что есть общие для всех типов рабочих команд социально-психологические факторы командо-образования, но существуют и особенности, зависящие от типа рабочей команды (в частности с точки зрения командно-ролевого состава и вида решаемых задач) была подтверждена нашими исследованиями. В них принимали участие 189 человек из 34 рабочих команд, реально работающих на 11 российских предприятиях различных сфер деятельности.

На подготовительном этапе в исследуемых организациях определялись критерии выделения различных типов рабочих команд, и проводилось структурированное интервью экспертов -руководителей компаний, направленное на выявление факторов построения успешных рабочих команд. Далее проводился сравнительный анализ выявленных факторов формирования различных команд и определение их ролевой структуры по методике Р.М. Белбина [7]. На основании полученных результатов были разработаны оптимальные профили командно-ролевого состава

и даны рекомендации по формированию рабочих команд с учётом их конкретного типа и особенностей.

Экспертный опрос топ-менеджеров и руководителей компаний подтвердил мнение многих современных психологов, что важнейшим фактором, влияющим на эффективное формирование рабочих команд, является «командно-ролевой состав» (пункты анкеты «подбор специалистов с необходимыми командными компетенциями», и «сбалансированный командный состав» набрали 9,4 и 9,1 баллов из 10 возможных).

По итогам исследований командной структуры, были получены результаты:

1. Существуют различия в интра-функциональных и кросс-функциональных командах (р =0,000): в интра-функцио-нальных командах больше ролей Tw (22,0%) и 1т (14,6%), а ведущей ролью в кросс- функциональных командах является Sh (33,3%).

2. В командах различной отраслевой принадлежности так же найдены различия (р = 0,014): в Продуктовых Командах больше сотрудников с ориентацией на роли Ме (25,0%) и 1т (15,9%), в Сервисных чаще встречаются роли 1т (21,2%) и Tw (39,4%), в Интеллектуальных сотрудники ориентированы на роли Ri (16,4%) и Р1 (18,0%), а в Коммерческих Командах приоритет за ролями Ri (19,6%), Sh (21,6%).

3. Выявлена гендерная дифференциация сотрудников исследуемых организаций (р = 0,048), мужчины больше склонны к роли Sh (21,3%), а женщины к Tw (17,5%).

4. Не были выявлены различия по критериям «возраст респондентов» (р = 0,172).

Используя результаты исследования, на основании ролевой модели Р.М. Белбина [8] мы разработали оптимальные профили команд разного типа (пример в таблице 3).

Дальнейшая работа автора в процессе двух лет с руководителями рабочих команд исследуемых предприятий, и обсуждение выполняемых ими рекомендаций по управлению персоналом в процессе командообразования, подтвердила достоверность его результатов и выводов. В будущем перспективным направлением изучения факторов командообразования может являться поиск моделей формирования рабочих команд различного типа, повышающих эффективность командной деятельности уже в процессе рабочего функционирования. Основная практическая трудность исследований, с которой мы встретились - это «закрытость» государственных и коммерческих организаций для исследований сторонними экспертами. Проблема может быть

Таблица 3

Пример оптимального профиля командно-ролевого состава интра-функциональной Коммерческой Команды (Отдел Продаж)

Роли Необходимость Описание характеристик Должности

Pl -Plant желательная роль (14%) креативен, амбициозен, сдержан, выдвигает идеи Бренд-менеджер, Маркетолог

Ri - Resource investigator необходимая роль (20%) энтузиаст, коммуникатор, развивает контакты Менеджер по развитию, Начальник отдела

Co -Coordinanor желательная роль (10%) дисциплинирован, целеустремлён, лидер Начальник отдела, Руководитель продукта

Sh - Shaper необходимая роль (22%) напорист, инициативен, побуждает к действиям Менеджер по продажам, Заместитель начальника

Me -Monitor evaiuator поддерживающая роль (8 %) стратег, аналитик, анализирует идеи Управляющий запасами, Менеджер -аналитик

Tw -Teamworker желательная роль (10 %) отзывчив, дружелюбен, сплачивает команду Любая должность

Im -Implementer поддерживающая роль (8 %) надежен, исполнителен, готов выполнять «рутину» Диспетчер, Оператор, Сервис - Менеджер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Com -Completer поддерживающая роль (8 %) перфекционист, ищет ошибки, контролирует всё Инспектор - контролёр, Менеджер по ДЗ

Sp -Specialist желательная роль самостоятелен, узкоспециализирован Любая должность

преодолена предоставлением руководителям прогнозной базы по повышению эффективности рабочих команд, сформированных с учётом социально-психологических факторов. Сделанные нами выводы, конечно, не являются бесспорными, но представ-

Библиографический список

ляют собой определённый теоретический и практический вклад в развитие представлений относительно процесса формирования рабочих команд в организации и эффективности командной деятельности в целом.

1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. Москва: Финансы и статистика, 2003.

2. Жуков Ю.М., Журавлев A.B., Павлова E.H. Технологии командообразования. Москва: Аспект Пресс, 2008.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования. Санкт-Петербург: Речь, 2004.

4. Карякин А.М. Рабочие команды: основы теории и практики. Иваново: ГОУ ВПО «ИГЭУ», 2009.

5. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. Москва: Финансы и статистика, 2003.

6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. Москва: «Аспект-Пресс», 2009.

7. Белбин Р.М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. Москва: HIPPO, 2003.

References

1. Avdeev V.V. Upravlenie personalom: tehnologiya formirovaniya komandy. Moskva: Finansy i statistika, 2003.

2. Zhukov Yu.M., Zhuravlev A.B., Pavlova E.H. Tehnologiikomandoobrazovaniya. Moskva: Aspekt Press, 2008.

3. Zinkevich-Evstigneeva T.D., Frolov D.F., Grabenko T.M. Teoriya ipraktika komandoobrazovaniya. Sankt-Peterburg: Rech', 2004.

4. Karyakin A.M. Rabochie komandy: osnovy teorii ipraktiki. Ivanovo: GOU VPO «IG'EU», 2009.

5. Galkina T.P. Sociologiya upravleniya: otgruppy kkomande. Moskva: Finansy i statistika, 2003.

6. Krichevskij R.L., Dubovskaya E.M. Social'naya psihologiya maloj gruppy. Moskva: «Aspekt-Press», 2009.

7. Belbin R.M. Komandy menedzherov. Sekrety uspeha iprichiny neudach. Moskva: HIPPO, 2003.

Статья поступила в редакцию 09.03.16

УДК 159.91

Fyodorov E.V., lecturer, Naval Polytechnic Institute (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: yan20220@mail.ru

Dnov K.V., Cand. of Sciences (Medicine), lecturer, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: yan20220@mail.ru

Dorofeyev I.I., Cand. of Sciences (Medicine), Head of Laboratory, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: yan20220@mail.ru

Tikhenko V.V., adjunct, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: yan20220@mail.ru Yusupov V.V., Doctor of Sciences (Medicine), Head of Department, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: yan20220@mail.ru

Yatmanov A.N., Cand. of Sciences (Medicine), Head of Laboratory, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: yan20220@mail.ru

GENERAL DYNAMICS OF THE LEVEL OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF CADETS IN A MILITARY HIGHER EDUCATION SCHOOL. The article discusses the dynamics of the level of general intellectual development of cadets in training in a military school of higher education. The dynamics of the general intellectual development of cadets in training in military high school is determined in research of 135 men according to a longitudinal study. The work has revealed that the intellectual abilities of the cadets are not static and are subject to change in the learning process. In the first year of university studies the researchers reveal an overall strong tendency to increase such indicators ad "analog", "visual memory", "Arithmetic counting", "Exclusion of words" as well as a tendency to a decrease in the indicators of "Numeral series", "Cubic calculation" and the integral index of FID. The best development of the psychophysiological professionally important qualities of students coincides with the second course. At the 3d and the 4th year of studies the authors of the papr mark a gradual decrease in the level of development of the main components of intellectual development.

Key words: cadets, intellectual development, dynamics change.

Е.В. Федоров, преподаватель, Военно-морской политехнический институт, г. Санкт-Петербург, E-mail: yan20220@mail.ru

К.В. Днов, канд. мед. наук, докторант, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, E-mail: yan20220@mail.ru

И.И. Дорофеев, канд. мед. наук, начальник лаборатории, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, E-mail: yan20220@mail.ru

В.В. Тихенко, адъюнкт, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, E-mail: yan20220@mail.ru В.В. Юсупов, д-р мед. наук, доц., начальник отдела, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, E-mail: yan20220@mail.ru

А.Н. Ятманов, канд. мед. наук, начальник лаборатории, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, E-mail: yan20220@mail.ru

ДИНАМИКА УРОВНЯ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

В статье рассмотрены вопросы динамики уровня общего интеллектуального развития у курсантов в процессе обучения в военном вузе. Динамика уровня общего интеллектуального развития у курсантов в процессе обучения в военном вузе определена на выборке из 135 мужчин по данным лонгитюдного исследования. Выявлено, что интеллектуальные способности у курсантов не статичны и подвержены изменениям в процессе обучения. На первом году обучения в вузе проявилась общая выраженная тенденция к возрастанию показателей «Аналогии», «Зрительная память», «Арифметический счёт», «Исключение слов», а также тенденция к убыванию показателей «Числовые ряды», «Кубы» и интегрального показателя ОИР Наилучшее развитие психофизиологических профессионально-важных качеств у курсантов совпадало со вторым курсом. На 3-м и последующих курсах отмечается постепенное уменьшение уровня развития основных компонентов интеллектуального развития.

Ключевые слова: курсанты, интеллектуальное развитие, динамика изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.