Научная статья на тему 'Содержание интеллектуальной подготовки подростка с учетом специфики соревновательной деятельности вида спорта и игрового амплуа'

Содержание интеллектуальной подготовки подростка с учетом специфики соревновательной деятельности вида спорта и игрового амплуа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / TEENAGER / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЮНОГО СПОРТСМЕНА / YOUNG SPORTSMEN'S INTELLECTUAL TRAINING / ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА / SPORTS RESERVE TRAINING / СПЕЦИФИКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SPECIFIC CHARACTER OF COMPETITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко Галина Анатольевна

В статье автор размышляет о повышенных требованиях современного спорта к качеству подготовки спортивного резерва, которая в том числе определяется содержанием спортивной деятельности. Содержание интеллектуальной подготовки юного спортсмена соотносится, по мнению автора, с динамикой психического и функционального развития, условиями соревновательной деятельности, комплексом требований, позволяющих решать интеллектуальные задачи в определенном виде спорта и игровом амплуа. Преемственное использование средств, направленных на развитие интеллектуальных способностей, выбор которых обусловлен тенденцией усложнения структуры и содержания соревновательной деятельности, позволяет определить направленность интеллектуальной подготовки юного спортсмена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьменко Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents of Teenagers` Intellectual Training in Accordance with Specific Character of Sports Activity in Certain Kind of Sports and Certain Game Role

The author discusses the increased requirements in sports nowadays for training quality of sports reserve, which, among other factors, is defined by the sports activities contents. The contents of young sportsmen`s intellectual training correlates with the dynamics of their psychological and functional development, conditions of competitive activity, complex of requirements that allow to solve intellectual tasks in certain kinds of sport and game roles. Successive use of means aimed at developing intellectual capabilities, whose selection is determined by the increasingly complicated character of competitive activity structure and contents, allows to define the direction of young sportsmen`s intellectual training

Текст научной работы на тему «Содержание интеллектуальной подготовки подростка с учетом специфики соревновательной деятельности вида спорта и игрового амплуа»

СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКА С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИДА СПОРТА И ИГРОВОГО АМПЛУА

Г. А. Кузьменко

Аннотация. В статье автор размышляет о повышенных требованиях современного спорта к качеству подготовки спортивного резерва, которая в том числе определяется содержанием спортивной деятельности. Содержание интеллектуальной подготовки юного спортсмена соотносится, по мнению автора, с динамикой психического и функционального развития, условиями соревновательной деятельности, комплексом требований, позволяющих решать интеллектуальные задачи в определенном виде спорта и игровом амплуа. Преемственное использованш средств, направленных на развитие интеллектуальных способностей, выбор которых обусловлен тенденцией усложнения структуры и содержания соревновательной деятельности, позволяет определить направленность интеллектуальной подготовки юного спортсмена.

Ключевые слова: подросток, интеллектуальная подготовка юного спортсмена, подготовка спортивного резерва, специфика соревновательной деятельности.

Summary. The author discusses the increased requirements in sports nowadays for training quality of sports reserve, which, among other factors, is defined by the sports activities contents. The contents of young sportsmen, s intellectual training correlates with the dynamics of their psychological and functional development, conditions ofcompetitive activity, complex of requirements that allow to solve intellectual tasks in certain kinds of sport and game roles. Successive use of means aimed at developing intellectual capabilities, whose selection is determined by the increasingly complicated character of competitive activity structure and contents, allows to define the direction of young sportsmen, s intellectual training.

Keywords: teenager, young sportsmen s intellectual training, sports reserve training, specific character of competitive activity.

129

Интеллектуальные способности, задействованные в спортивной деятельности подростка, содержательно и объективно детерминированы, с одной стороны, условиями деятельности, а с другой - комплексом

требований к субъекту деятельности, предъявляемым данными условиями. Эти требования характеризуются: в процессуальном аспекте - осуществлением адекватных ситуации интеллектуально опосредованных действий в

130

соответствии с текущими задачами деятельности; в результативном аспекте - достижением заявленной цели в условиях проявления подростком-спортсменом необходимых интеллектуальных способностей (А. Ц. Пуни, 1959; Т. Т. Джамгаров, 1979; О. И. Ка-маев, 2000; Ч. Т. Иванков, 2001; Е. В. Федотова, 2001; Б. П. Яковлев, 2001; О. И. Павлова, 2005; Ю. В. Воронов, 2009; А. В. Родионов, 2008 и др.).

Рассмотрение направленности интеллектуальной подготовки юного спортсмена через призму философских категорий единичного, особенного и всеобщего позволяет выделить содержательное отличие между общей, специальной и специфической интеллектуальной подготовкой. Так, общая интеллектуальная подготовка юного спортсмена ориентирована на формирование интеллектуальных способностей, востребованных во всех видах спорта, и, прежде всего, она связана с 1) развитием когнитивных функций, освоением способов и исполнительских стилей в различных видах спортивной деятельности, формированием информационной компетентности в спортивной деятельности, 2) мотивационно-ценностным отношением к учебно-тренировочному процессу и соревнованию в целом,

3) совершенствованием способности к обучению и формированию вариативных двигательных навыков на базе различных элементов видов спорта,

4) развитием эмоционально-волевого и регулятивного компонентов интеллектуально опосредованной спортивной деятельности.

Специальная интеллектуальная подготовка направлена на развитие интеллектуальных способностей, позволяющих наиболее эффективно

приспосабливаться к условиям спортивной деятельности в избранном виде спорта или группе видов спорта. Психофизиологические особенности (реакция на движущийся объект, лабильность нервной системы и др.) выступают основанием к более или менее успешному проявлению интеллектуальных способностей. И частные когнитивные функции позволяют осуществлять операции, решать специальные интеллектуальные задачи в соревновательных условиях и в условиях, приближенных к соревновательным (восприятие дистанции юным баскетболистом, оценка темпо-ритмовых характеристик деятельности спарринг-партнера в борьбе, слежение за определенным соперником, сохраняя объем внимания, взятие инициативы на себя в спортивной игре, принятие рационального решения и др.).

Специальная интеллектуальная подготовка направлена на универсализацию требований к содержанию компонентов соревновательной готовности подростка в виде спорта, освоению широкого диапазона операций и действий, позволяющих в конкретных околоэкстремальных условиях соревнования выступать механизмом приспособления к частной ситуации и отбирать целесообразные способы решения интеллектуально-опосредован ной задачи.

В большинстве видов спорта подросток к 15-16 годам должен овладеть полным объемом технических элементов, освоить технико-тактический арсенал, позволяющий успешно решать интеллектуальные задачи различными способами с учетом вариативных требований соревновательной деятельности, и постоянно совершен-

ствоваться в избранном и иных амплуа. По мнению исследователей, «комплекс доминантных показателей в структуре соревновательной деятельности характеризуется их стабилизацией в 16-17 лет» [1]. И если в специальной интеллектуальной подготовке спортсменов-подростков просматривается стилевое многообразие деятельности (юные легкоатлеты-бегуны осваивают технико-тактические особенности бега на смежных дистанциях, борцы совершенствуют исполнительское мастерство в других видах единоборств), то основным подходом к организации специфической интеллектуальной подготовки в определенном амплуа выступает индивидуализация. Данное направление позволяет сформировать индивидуальный стиль деятельности подростка с учетом комплекса личностно-обусловленных интеллектуальных, психомоторных, функциональных способностей.

Соотношение общей, специальной и специфической интеллектуальной подготовки обусловлено: этапом многолетней спортивной подготовки; этапом подготовки в структуре макроцикла; направленностью мезо- и микроцикла тренировочных нагрузок, определяющей содержание образовательного материала. Так, исследуя содержание интеллектуальной подготовки, прежде всего, целесообразно рассмотреть соотношение психологической, тактической и интеллектуальной подготовки юного спортсмена.

Теоретико-методические аспекты организации психологической, интеллектуальной, тактической подготовки юных спортсменов раскрывают сущность происходящих процессов и явлений «от общего - к частному», например: общее понятие о так-

тике; особенности тактической подготовки в избранном виде спорта; частная (единичная) характеристика тактических действий в определенном амплуа. Практика реализации тактических действий в условиях спортивной деятельности опирается на реально существующие психолого-педагогические ситуации, которые возникают в ходе тренировки или соревнования. Только конкретная ситуация позволяет ответить на вопрос: «Как осуществить тактически целесообразное действие?» Соответственно, и решаемая тактическая задача конкретна, узконаправленна и несет интеллектуальную нагрузку.

В содержание психологической подготовки в качестве более частных компонентов встраиваются интеллектуальный и тактический компоненты. Соответственно, объем содержания каждого из видов подготовки в общей массе представлен следующим соотношением: психологическая подготовка > интеллектуальная подготовка > тактическая подготовка. Тактическая подготовка является частью интеллектуальной и психологической. При этом конкретная тактическая задача может быть решена посредством эффективного проявления интеллектуальных и психомоторных способностей.

Несмотря на то, что в структуру психологической подготовки входят интеллектуальная и тактическая (от большего объема - к меньшему), с позиции деятельностного подхода и анализа конкретной психологической ситуации, место и ведущая позиция видов подготовки определяются направленностью деятельности. Это происходит потому, что вид деятельности обусловливает содержание цели деятельности и определяет ведущий вид под-

131

Механизм достижения цели

Рис. Алгоритм организации деятельности юного спортсмена в видах подготовки (психологической, интеллектуальной, тактической)

132

готовки (психологическая, интеллектуальная, тактическая) (рис.).

Обратим внимание на место тактической подготовки с учетом различной направленности моделирования развивающих ситуаций в детско-юношеском спорте.

1) Если ведущим процессом и видом деятельности юного спортсмена является психологическая подготовка, а тактическая схема деятельности выступает способом формирования (механизмом достижения цели) заданной тренером психологической способности, то тактическая подготовка входит в структуру психологической. Например, целью совместной деятельности тренера и спортсмена-подростка является развитие у последнего решительности. Для актуализации данного качества важна психологическая ситуация, которая моделируется при применении определенной тактической комбинации или схемы действий. В данной ситуации тактическая комбинация выступает средством, формой, механизмом достижения цели.

2) Если условием для решения тактической задачи является активизация психологических способностей (например, психологической устойчивости к навязыванию тактики спортивного поединка), и при этом в тактической задаче оцениваются и качество процесса, и достигнутый результат, то психологическая подготовка входит в

структуру тактической. Если цель сформулирована в контексте: «Решить тактическую задачу...», а психологические, интеллектуальные способности при этом, как и тактические комбинации, являются способом (механизмом) достижения данной цели, то мы рассматриваем процесс тактической подготовки, поскольку в данной ситуации действия тренера и юного спортсмена подчинены достижению цели именно тактической подготовки.

Эффективность решения задач тактической подготовки обусловлена уровнем развития интеллектуальных способностей, помехоустойчивости, степени сформированности волевых качеств, и все эти компоненты содержательно представляют собой 1-й блок - психологическое основание к деятельности, которое является предпосылкой к достижению цели. Психологическим основанием к осуществлению деятельности (рис.) могут выступать: интеллектуальные способности (психофизиологические показатели; когнитивные функции: ощущение, восприятие, внимание и др.; когнитивные стили и др.); отдельные психологические способности или комплекс психологических способностей.

Соотнесение видов подготовки юного спортсмена позволяет выделить следующую закономерность: интеллектуальная подготовка сопровождает физическую, техническую, тактическую,

психологическую и др., выступая в большей мере - психологическим основанием, условием и механизмом достижения цели, в меньшей - целью спортивной деятельности.

Кроме того, в хронологическом аспекте интеллектуальная подготовка значительно раньше тактической входит в структуру деятельности юного спортсмена, поскольку ее содержание опосредовано целями перечисленных видов подготовки и без оптимального развития интеллектуальных способностей невозможно решение задач физической, технической, тактической, психологической и других видов подготовки.

Условия осуществления соревновательной деятельности влияют на характер специальной интеллектуальной подготовки спортсмена-подростка. Специальная интеллектуальная подготовка ориентирована на формирование готовности к соревновательной деятельности, проистекающей в условиях жесткого физического контакта на фоне совместно-взаимосвязанных (1) или совместно-индивидуальных (2) действий; физического контакта на фоне совместно-взаимосвязанных (3) или совместно-индивидуальных (4) действий; условного физического контакта на фоне совместно-си нер ге ти че-ских (5), совместно-последовательных

(6) или совместно-индивидуальных

(7) действий; отсутствия физического контакта на фоне совместно-взаимосвязанных (8) или совместно-индивидуальных (9) действий [2, с. 35-37]. Данные условия определяют характер соперничества, ограничений в реализации интеллектуально опосредованных действий.

Вероятностный характер соревновательной деятельности объединяет

спортивные игры и единоборства в группу ситуационных видов спорта, соответственно, в ряду значимых выступает способность решать интеллектуальные задачи в постоянно меняющихся условиях деятельности.

Моделирование специальной интеллектуальной подготовки осуществляется посредством применения средств, форм и методов, максимально-приближенных к соревновательным. В процессе подбора развивающих методов для моделирования соревновательных ситуаций целесообразно выделять факторы, приближенные к объективным, и субъективные. Факторы, приближенные к объективным, характеризуют минимум объективно существующих требований к осуществлению соревновательной деятельности. Среди них: положение о проведении соревнования, правила соревнований и др.

К субъективным факторам, часто усложняющим условия деятельности и рассматриваемым как помеховлия-ния, лимитирующие уровень проявления интеллектуальных способностей, можно отнести: подвижность психоэмоциональных проявлений партнеров по команде, тренеров, соперников, значимых близких, зрителей; присутствие многочисленных болельщиков, не всегда благожелательно настроенных; субъективную оценку правильности и неправильности действий соперников и судей; некорректные установки тренера и др. Данные факторы актуализируют значимость развития компонентов эмоционального и социального интеллекта спортсмена-подростка, проявляющихся в: отношении к себе, к другим, к деятельности, самоотношении, самооценке, уровне притязаний, эмпатии, комму-

133

134

никативной толерантности, ассертив-ности; социально-психологической адаптации; психологической атмосфере в коллективе; групповой сплоченности; социальной креативности; особенностях отношений «тренер-спортсмен», «ребенок-родитель». Достаточный уровень их сформированности способствует более успешной реализации когнитивных функций и стилей деятельности [3].

При рассмотрении условий интеллектуально опосредованной спортивной деятельности можно выделить их особенные характеристики в различных видах спорта. На примере трех групп видов спорта покажем различие условий деятельности подростка-спортсмена.

В спортивных играх (1) условия представлены: информационной неопределенностью; дефицитом времени и пространства; необходимостью держать в поле зрения сразу несколько объектов, проявления контрольных функций психомоторики, внимания, перцепции; невозможностью точно предугадать характер, количество и последовательность действий; большим объемом, разнообразием, сложностью и импровизационностью различных по скорости, способам и направлениям действий и перемещений (от 500 технико-тактических действий за матч) в различных ситуациях коллективного взаимодействия; необходимостью дифференцировать усилия. Особенности спортивно-игровой деятельности, по мнению О. П. Топыше-ва [4], также определяются: непрерывностью деятельности, связанной с непременной активностью каждого игрока; необходимостью проявления инициативы и ее перехвата; соотношением сил, необходимостью проявления превосходства и концентрации

сил в месте решающей схватки; активностью в создании численного преимущества над соперником; поддержанием темпа, опережающего действия соперника и др. В хоккее с шайбой условия деятельности предполагают: 1) аритмичность и асинхронность движения рук и ног, усложняющих координацию и нарушающих взаимосвязь двигательных навыков передвижения хоккеиста на коньках и владения клюшкой и шайбой; 2) постоянное жесткое (силовое) контактное противоборство игроков противника; 3) высокие скорости передвижения хоккеистов на коньках в относительно малом пространстве [5].

Условия соревновательной деятельности в единоборствах (2) определяются высоким уровнем требований к проявлению: ориентировки в пространстве и во времени; адекватного ситуации восприятия, скоростной переработки информации, действий при дефиците времени и пространства, принятия эффективного решения и осуществления действий вне зависимости от эмоционального фона соревнований, рефлексивности мышления. Также деятельность побуждает к: принятию и реализации тактических решений в условиях непосредственного контактного противоборства; неоднократному развитию максимальных физических и психических усилий с учетом вариативно изменяющейся ситуации соревнований; индивидуально максимальным физическим усилиям на фоне целесообразных технико-тактических действий вне зависимости от текущего результата единоборства с равным и доминирующим соперником.

Условия соревновательной деятельности в бадминтоне и в большом теннисе

(парный разряд) (3) характеризуются необходимостью проявления способностей к: распределению зон ответственности; согласованности действий в условиях быстрой смены ситуаций; восприятию, оценке и выбору рациональных приемов мяча и волана с высокой скоростью полета (до 100 км/ч, и мяча до 500 оборотов/мин); результативной активности при выполнении деятельности в рваном ритме, в режиме «челночного» бега; проявлению координационных и кондиционных способностей в ударах/ приемах мяча (волана) из различных позиций и исходных положений; мгновенному определению открытой зоны и точному выполнению подач; адекватной дифференциации в восприятии пространственно-временных и темпо-ритмовых параметров движения партнера, соперника, ракетки, мяча (волана); скоростному принятию решения; поддержанию состояния уверенности, оптимистического настроя; забыванию вынужденных и невынужденных ошибок партнера и собственных.

Содержание интеллектуальной подготовки опирается на возрастно-ква-лификационные изменения двигательной активности спортсменов. Например, в хоккее на траве (О. А. Фатеева, 2007), показатели соревновательной деятельности 13 и 15-летних спортсменов характеризуются: увеличением активного игрового времени матча с 51% до 58%, снижением удельного времени медленного бега с 70% до 44%, времени владения мячом с 31% до 14%, удельного веса ведения и обводки с 37% до 16%; увеличением времени на взаимодействие с игроком и противодействием сопернику. В более старших возрастах

игрок в большей мере использует приемы групповой и командной тактики с применением разнообразного тактического материала.

Специфическая интеллектуальная подготовка ориентирована на успешную реализацию способностей юного спортсмена в определенном амплуа или предпочитаемых индивидуальных стилях соревновательной деятельности. Содержательное наполнение конкретного спортивного амплуа обусловлено комплексом решаемых специфических задач, способствующих достижению общей соревновательной цели и осуществляемых во взаимодействии с другими амплуа и ролевыми позициями отдельных спортсменов, тогда как стиль деятельности представляет собой индивидуально обусловленный эффективный способ осуществления поставленной задачи в рамках (или за рамками) спортивного амплуа.

В практике подготовки спортивного резерва отправной точкой определения того или иного амплуа для юного спортсмена являются: 1) индивидуальная предрасположенность (психологическая, интеллектуальная, '35 психомоторная, функциональная); 2) ситуативная/относительно постоянная (пролонгированная) потребность команды/тренера в игроке с определенным амплуа; 3) ценностно-мотиваци-онные предпочтения личности спортсмена-подростка «хочу быть...». Идеальный вариант состоит в совпадении всех треж компонентов: социальный запрос адресован к мотивированному юному спортсмену, обладающему высоким уровнем развития психомоторных качеств и интеллектуальных способностей, опосредующих данный вид деятельности. Результаты интервьюирования тренеров ДЮСШ по игровым

136

видам спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, гандбол) позволяют отметить, что лишь у 11±0,4% подростков совпадают все названные позиции.

В игровых видах спорта происходит распределение игровых ролей, характеризующих поле ответственности каждого спортсмена (защитник, полузащитник, центральный, крайний нападающий, разыгрывающий, либеро и др.); данные роли как амплуа отличаются задачами и структурой деятельности, актуализирующей проявление соревновательно-значимых качеств и интеллектуальных способностей.

Амплуа в спортивной деятельности рассматривается как тип исполня-емых(-ой) ролей(-и), основанный на: особенностях психофизиологического состояния, специфике осуществления когнитивных процессов, характере проявления когнитивных стилей, интеллекта, направленности личности, особенностях физической (психомоторной), технико-тактической и других видов подготовленности. В амплуа сопрягаются требования деятельности, в том числе и социальные, а также - индивидуальная предрасположенность личности юного спортсмена к успешному осуществлению данного вида деятельности.

Так, например, в спортивных играх амплуа характеризуется определенным преимущественным объемом тех или иных действий, из чего складывается структура деятельности. Разыгрывающий должен успешно разыгрывать мяч, создавать удобные для атаки кольца (ворот) ситуации в тактически целесообразных, экономичных и эффективных для достижения цели взаиморасположения игроков. И при этом недостаточная скорость реаги-

рования может компенсироваться адекватностью принятия решения, рациональностью действий.

Интеллектуальные способности, востребованные в амплуа юных хоккеистов, содержательно обусловлены целью деятельности (Иванов А. А., 2005; Полянчиков Д. В., 2006). Цель соревновательной деятельности крайних нападающих - активная результативная атака ворот соперника. Востребованные качества - комбинационное мышление, мгновенное принятие решений, агрессивность, решительность, высокая эмоциональность. Цель соревновательной деятельности центрального нападающего - организация взаимодействия между крайними нападающими и защитниками команды. Востребованные качества - оперативный мониторинг ситуации, тактическое мышление, маневренность, спокойствие и уравновешенность, ловкость. Цель соревновательной деятельности защитников - не допустить прорыва обороны. Востребованные качества - устойчивость, переключа-емость, объем внимания, своевременность принятия оптимального решения, способность свободно ориентироваться в обстановке, психологическая устойчивость против чувства вины. Цель соревновательной деятельности вратаря состоит в обороне пространства ворот. Соревновательно-значимые интеллектуальные качества - развитая способность к оценке пространственно-временных и динамических критериев движений, экстраполяция, скорость принятия решения, ловкость, маневренность, способность к мгновенному реагированию, самообладание.

Контроль качества в условиях реализации содержания интеллектуаль-

ной подготовки подростка в различных видах спорта определяется тестами на оценку психофизиологического состояния, когнитивных функций, тестами интеллекта, когнитивных стилей и универсальными показателями соревновательной успешности. В ряду имеющихся отсутствуют тесты, позволяющие соотнести уровень интеллектуальной готовности (информационной, мотивационной, операци ональ но-дея-тельностной, эмоционально-волевой, регулятивной), демонстрируемый в различных видах спорта и вариативных условиях деятельности. С учетом множественности показателей когнитивной готовности отсутствуют данные о парциальном вкладе каждой когнитивной функции в эффективность осуществления спортивного действия. Например, при оценке способности к дифференцированию пространственных признаков (тест «Глазомер»), не выявлено достоверных различий между спортсменами-ориентировщиками, игровиками и единоборцами (11-14 лет), что подтверждает значимость дифференцировочной способности в названных видах спорта.

В содержании интеллектуальной подготовки преломляются требования деятельности и способности личности, реализуя которые каждый подросток стремится к эффективному решению текущей интеллектуальной задачи. Характер актуализации интеллектуальных способностей спортсмена-подростка различен и обусловлен информационным, мотивационным, когнитивным, операционально-дея-тельностным, эмоционально-волевым и регулятивным компонентами деятельности: в одном виде спорта и одном амплуа в разной степени значимости проявляются те или иные интеллектуальные способности. Необходимо обратить внимание, что интеллектуальная задача не решается при использовании только одного психомоторного качества, когнитивной функции или когнитивного стиля, в связи с этим реализация интеллектуальных способностей подростка в спортивной специализированной деятельности и амплуа осуществляется в комплексе интеллектуально опосредованных действий. Менее успешное интеллектуальное действие может быть

137

Таблица

Динамика результативности действий в структуре соревновательной деятельности

Содержание действий в структуре соревновательной деятельности % неверно выполненных действий (брака)

10-11 12-13 14-15

Футбол (А. П. Золотарев, В. В. Суворов, М. М. Шестаков, 1997; Б. Г. Чирва, 2008)

длинные передачи, передачи «на ход», прострелы, единоборства вверху, удары головой в ворота 39,2±1,3 37±0,9 33,2±1,1

Борьба (Р. Р. Вяльшин, 2010)

Прием, защита, контрприем, связка Частота встречаемости ошибок за схватку (среди них: технических, ошибок в позах/ тактических)

- 6,7 89:11 3,43 78:22

скомпенсировано последующим адекватным ситуации более результативным действием. В связи с этим подавляющее большинство последовательных действий подростка осуществляется в условиях сличения выполняемых действий с моделью технико-тактических комбинаций, текущей коррекции их программы, ориентированной на достижение цели и постоянной/ периодической коррекции избрания целесообразных действий. Алгоритм достижения цели посредством сличения текущих результатов с программой действий и последующей их коррекции проявляется в большинстве видов спорта. Это подтверждается динамикой результативности действий в структуре соревновательной деятельности (табл.).

Таким образом, интеллектуальная подготовка в структуре спортивной подготовки подростка выступает как цель, средство и метод. Резюмируя представленный материал, можно выделить основные позиции, заключающиеся в том, что содержание интеллектуальной подготовки подростка I38 обусловлено: динамикой психического и функционального развития; условиями соревновательной деятельности; комплексом требований, позволяющим решать интеллектуальные задачи спортивной деятельности в виде

спорта и игровом амплуа; динамикой и преемственностью структурных компонентов соревновательной деятельности; задачами функциональной, физической, технической, тактической, психологической подготовки, и реализуется это содержание в названных компонентах деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Даев В. Е. Оптимизация спортивного отбора и ориентации футболистов по игровым амплуа на этапе углубленной специализации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / МГАФК. - Малаховка.: МГАФК, 2007. -19 с.

2. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для ин-тов физ. культ / Под. ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 143 с.

3. Яковлев Б. П. Психическая нагрузка в спортивной деятельности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / ВГИФК. - Великие Луки.: ВГИФК, 2000. - 47 с.

4. Топышев О. П. Педагогические аспекты совершенствования деятельности спортсменов в игровых видах спорта: Авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / ГЦОЛИФК. - М.: ГЦОЛИФК, 1989. - 49 с.

5. Уфимцев А. В. Оценка процесса моделирования двигательной деятельности высококвалифицированных хоккеистов: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / УГАФК. -Челябинск.: УГАФК, 1999. - 18 с. |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.