Научная статья на тему 'Содержание индивидуальной образовательной программы детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС до'

Содержание индивидуальной образовательной программы детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1410
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / INDIVIDUALIZATION / INDIVIDUAL APPROACH / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумилова Елена Аркадьевна, Сутковая Надежда Валерьевна

В статье представлен анализ понятия «индивидуальная образовательная программа». Приведено авторское понимание содержательного наполнения индивидуальной образовательной программы детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Показана реализации принципа индивидуализации в образовательной деятельности. Раскрыты теоретические и практико-ориентированные основы индивидуального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумилова Елена Аркадьевна, Сутковая Надежда Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the individual educational program for preschool children in accordance with the requirements of the gef fe GEF FE

The analysis of the concept of “individual educational program” is presented. The author’s understanding of the content of individual educational program for preschool children in accordance with the requirements of the GEF FE is given. The implementation of the principle of individualization in education, theoretical and practical principles of individual approach are shown.

Текст научной работы на тему «Содержание индивидуальной образовательной программы детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС до»

Сведения об авторах: Шкляев Владислав Витальевич,

старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: shklyayev@mail.ru

Викторов Дмитрий Валерьевич,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания и здоровья

Южно-Уральский государственный университет

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: viktorovdv@yandex.ru

Information about the authors: Shklyaev Vladislav Vitalievich,

Senior lecturer,

Department of Physical Education, Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: shklyayev@mail.ru

Viktorov Dmitry Valerievich,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Physical Education and Health South Ural State University Chelyabinsk, Russia. E-mail: viktorovdv@yandex.ru

УДК 372 ББК 74.100

Е.А. Шумилова, Н.В. Сутковая

СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО

В статье представлен анализ понятия «индивидуальная образовательная программа». Приведено авторское понимание содержательного наполнения индивидуальной образовательной программы детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Показана реализации принципа индивидуализации в образовательной деятельности. Раскрыты теоретические и практико-ориентированные основы индивидуального подхода.

Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальный подход, индивидуальная образовательная программа.

E.A. Shumilova, N.V. Sutkovaya

THE CONTENT OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM FOR PRESCHOOL CHILDREN IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE GEF FE GEF FE

The analysis of the concept of "individual educational program" is presented. The author's understanding of the content of individual educational program for preschool children in accordance with the requirements of the GEF FE is given. The implementation of the principle of individualization in education, theoretical and practical principles of individual approach are shown.

Key words: individualization, individual approach, individual educational program.

В системе дошкольного образования тил А.Г. Асмолов, выступая на Первом

появляются новые тенденции, в част- Всероссийском съезде работников до-

ности - индивидуализация образования школьного образования (2014), техно-

детей дошкольного возраста. Как отме- логия развития дошкольного детства

- это технология развивающего взаимодействия. «Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь» [3]. Развивающее взаимодействие возможно на основе общения.

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ребенку проявлять самостоятельность в выборе материала, для этих целей разрабатываются образовательные программы (маршруты, траектории, программы обучения), которые моделирует исследовательское мышление. Разработка индивидуальных образовательных программ - одно из самых перспективных направлений развития личностно ориентированной концепции развития ребенка дошкольного возраста. Образовательная программа, проектирующая образовательный маршрут ребенка, выстраивается педагогами в совместной деятельности с детьми. Такая программа рассматривается как своеобразный модуль достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. При построении образовательного маршрута создаются условия для самовыражения личности при обязательном достижении целей обучения. Целью результативного прохождения по индивидуальному образовательному маршруту является достижение ребенком определенного уровня образованности.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования намечены основные цели дошкольного воспитания и обучения, приоритетной из которых является гармоничное развитие личности ребенка, удовлетворение его интересов и развитие способностей на основе приобщения и общечеловеческим и национальным ценностям.

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образова-

ния, становится субъектом образовательной деятельности (далее - индивидуализация дошкольного образования). Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для:

• индивидуализации образовательного процесса;

• появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью;

• учета интересов, мотивов, способностей, а также возрастных и психологических особенностей каждого ребенка.

Многими отечественными и зарубежными учеными изучены различные аспекты индивидуального обучения. Н.К. Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего, говорила она, необходимо развивать такие «способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии». При этом она отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном, а главным образом, в дошкольном возрасте.

Трудно переоценить значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе; развитие с самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов во многом решают задачи подготовки детей к жизни, к труду.

Предавал большое значение индивидуальному подходу и А.С. Макаренко, который обосновал и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.

Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К. Крупской и А.С. Макаренко стали исходными для дальнейшего развития в советской педагогике проблемы индивидуального подхода к детям.

Общие вопросы индивидуализации обучения рассмотрены в исследованиях

фО * £

s в Я s

о к

ÜS с I

5 со ? °

£ ф g *

го о

со s

° i

5 i ГО s

Q-ö

0

X .0

£ -

£ Р

S о СО ГО S а. ст т

1 о

s m ф £

Р

ао

<и Ü

З3

О о О

к го са о ¡£

н >

О od и:

СО

о с;

=3

<

uJ

М.А. Данилова, Б.П. Есипова, И.Т. Ого-родникова, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной и др. Вопросам индивидуализации учебных заданий посвящены исследования И.Э. Унт; теория реализации индивидуального подхода в процессе обучения представлена в исследованиях Е.С. Ра-бунского. Реализация личностно ориентированной модели обучения рассматривается в работах Н.А. Алексеева, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др. Индивидуализацию как способ реализации индивидуального подхода, направленного на формирование познавательной активности ребенка, осуществляемого через предъявление ему индивидуальных заданий, рассматривают Ю.К. Бабанский, Е.А. Голант, А.И. Уман и др. В зарубежной педагогике отдельные вопросы индивидуализации обучения рассматривают Х. Бабинг, М. Берг, Б. Блум, К. Вашбурн, Р. Кейс, Д.Л. Лефбридж, Ч. Найк, С. Фре-не, В. Штерн и др. Исследования последних лет посвящены вопросам структуры, сущности и принципов реализации индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий (А.П. Тряпицына, С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская и др.).

В образовательном процессе детского сада возникают противоречия и трудности при обучении и воспитании детей, поскольку нет конкретных рекомендаций по реализации индивидуального подхода в реальной практике педагога. Рекомендации ученых, методистов ориентированы на некий «средний образ ребенка».

Индивидуальное обучение, претерпев определенные изменения, сохранилось до наших дней. Задачей педагогов при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали активное стимулирование у воспитанников самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Индивидуальный подход в образовательном процессе способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов запоминания

и внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.

А.В. Белошистая отмечает, что тип обучающей деятельности педагога может не совпадать с типами учебной деятельности детей. Так, вербально-ориентированный тип обучающей деятельности педагога порой не совпадает с ведущим визуальным и тем более кинетическим типом восприятия ребенка (взаимодействие «в одно ухо влетает, в другое вылетает») [1].

И.С. Якиманская определяет образовательную программу как «основу индивидуализации воспитания и обучения воспитанников» [5]. По мнению А.П. Тряпицыной, «индивидуальный образовательный маршрут проектируется для конкретного ученика как образовательная программа».

Целью воспитания является развитие гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Все реализуемые программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка с нормальным уровнем развития, т.е. не учитываются индивидуальные особенности детей. Но, очевидно, что нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов воздействия, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности.

Следует уточнить, что под индивидуальной образовательной программой часто понимается индивидуальный образовательный маршрут воспитанника, при прохождении которого он может выйти на уровень образования, определенный стандартом. Другими словами, это заранее намеченный путь следования или направление движения к той или иной цели. Под индивидуальной образовательной программой мы понимаем целенаправленный педагогический процесс, на-

правленный на оказание персональной помощи и поддержки в реализации личностного потенциала ребенка в образовании, который намечает перспективы его развития. Важными категориями здесь являются: цель, условия ее достижения, ориентация на имеющийся уровень, выбор оптимального пути продвижения [2]. Наша исследовательская позиция состоит в том, что образовательная программа есть понятие, отражающее характер индивидуальных особенностей в обучении и развитии ребенка, а также усвоение её содержания, через заданный путь (маршрут, траекторию, программу обучения) ребенка к образованности. В процессе усвоения содержания индивидуальной образовательной программы приобретается опыт познавательной самостоятельности, индивидуального саморазвития и самореализации ребенком своего «Я».

Осуществление индивидуального подхода к детям необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему. Данное направление мы считаем сегодня самым перспективным в деятельности дошкольных образовательных организаций. Индивидуализация дошкольного образования рассматривается нами как принятие неповторимости каждого ребенка, поддержки его индивидуальных потребностей и интересов, ориентация педагогического процесса на своеобразие его особенностей и потенциальных возможностей. При проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы рекомендуется соблюдать следующую последовательность действий: 1) анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, содержания основных общеобразовательных программ; 2) изучение результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка; 3) определение временных границ реализации индивидуальной образовательной программы. (При проектировании индивидуальной программы указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы. Корректировка содержания индивидуальной программы

осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики; 4) четкое формулирование цели индивидуальной образовательной программы. (Целепола-гание при проектировании индивидуальной образовательной программы направлено на указание перспективы развития конкретного ребенка в определенном временном разрезе); 5) определение круга задач, конкретизирующих цель работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы; 6) определение содержания индивидуальной программы с учетом целевого назначения. Описание способов и приемов, посредством которых ребенок будет осваивать содержание образования; 7) планирование форм реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие; 8) планирование форм участия в реализации индивидуальной образовательной программы педагогических работников (психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.), а также родителей (законных представителей) ребенка; 9) определение критериев промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании индивидуальной образовательной программы; форм и критериев мониторинга динамики результатов работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы.

Согласно п. 3.2.3 ФГОС ДО при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования. Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей

фО £ с!

чо * £

2 в Я ^

о к

с I

го ? °

£ ф 5 е

го о

со ^

° 1

5 и

ГО £

О-Б

0

X .0

¡3 -

£ 15

г о со го

ст п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 О со

ш £

ао ф ^

з3

О о О

к го ш о ¡£

н >

О

Ш ±

го" ей о с;

3

<

и]

детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области). Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей. Мониторинг осуществляется в форме «стандартизированного наблюдения» педагога за детьми в повседневной жизни, в процессе образовательной деятельности с ними и проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Общая картина по группе позволяет выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы воздействия (взаимодействия). Динамика развития ребенка по показателям позволяет выявить, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи. Остановимся на процедуре разработки индивидуальной образовательной программы:

1. Воспитателями совместно со специалистами разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент), затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технологии образовательного процесса).

2. Для повышения эффективности функционирования системы работы с педагогическими кадрами дошкольного образовательного учреждения необходимо руководствоваться важнейшими требованиями, вытекающими из объективных закономерностей повышения професси-

ональной квалификации педагогического персонала: практической направленности системы методической работы; научности и конкретности; системности и систематичности; оперативности; оптимального сочетания различных форм и методов организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении [5].

В индивидуальную образовательную программу ребенка, на наш взгляд, должны входить разделы об усвоении образовательных областей, состоянии здоровья, достижения целевых ориентиров, развитие способностей. На основе выявленного уровня развития ребенка формируется прогноз его дальнейшего развития с ориентацией на целевые ориентиры. Индивидуальная карта развития воспитанника представляет собой также оптимальный способ создания единого образовательного пространства ДОУ. Такая индивидуальная образовательная программа определяет конкретную помощь ребенку в его развитии и перспективы для дальнейшей жизнедеятельности.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы считаем, что индивидуальная образовательная программа ребенка - это разработанный образовательный проект, отражающий индивидуальные способности, образовательные потребности ребенка, необходимые условия при прохождении индивидуальной образовательной программы. Благодаря выстраиванию индивидуальной образовательной программы развития ребенка, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу. Индивидуальная образовательная программа может рассматриваться как итог установления соответствия образовательных стандартов с особенностями обучения конкретного ребенка, получающим образование в конкретных условиях при направляющей роли педагогических работников.

Библиографический список

1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая // Вопросы теории и практики: курс лекций для студентов дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.

2. Краткий педагогический словарь [Текст]: учеб. справ. пос. / сост.: Г.А. Андреева, Г.С. Вяли-кова, И.А. Тютькова. - М.: В. Секачев; Институт общегуманитарных исследований, 2007. - 316 с.

3. Гребенникова, В.М. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как совместная деятельность учащегося и педагога [Текст] / В.М. Гребенникова, С.С. Игнатович // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-3. - С. 529-534.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта».

5. Якиманская, И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся. [Текст] / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1999. - № 3. - С. 39-47.

References

1. Beloshistaya A.V. The formation and development of mathematical abilities of preschool children.

Voprosy teorii i praktiki: kurs lectsii dlia studentov doshk. fakultetov vyssh. uchebn. zavedenii. M: VLADOS, 2003. P. 400. [in Russian].

2. Brief pedagogical dictionary: Textbook, Ref, POS. Sosg.: G.A. Andreyev, G.S. Velikova, I. A. Chutkova. M.: V. Sekachev; Institut gumanitarnykh issledovanii, 2007. P. 316. [in Russian].

3. Grebennikova V.M., Ignatovich S.S. Designing of individual educational route as a joint activity of student and teacher. Fundamentalnyie issledovania, 2013. № 11-3. P. 529-534. [in Russian].

4. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation (MES of Russia) from October 17, 2013 No. 1155 Moscow "About the statement of Federal state educational standards". [in Russian].

5. Yakimanskaya, I.S. Principles of construction of educational and personal development of students. Voprosy psykhologii, 1999. N3. P. 39-47. [in Russian].

Сведения об авторах: шумилова Елена Аркадьевна,

доктор педагогических наук, доцент, заведующий, кафедра педагогики и психологии,

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: shumilovaea@cspu.ru

Information about the authors: Shumilova Elena Arkadevna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Head, Department of Pedagogy and Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: shumilovaea@cspu.ru

Сутковая надежда Валерьевна,

аспирант,

кафедры педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: 227066133@mail.ru

Sutkovay Nadezhda Valerevna,

Post graduate student, Department of Pedagogy and Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk Russia. E-mail: 227066133@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.