Научная статья на тему 'Предпосылки возникновения и развития понятия "индивидуальный образовательный маршрут"'

Предпосылки возникновения и развития понятия "индивидуальный образовательный маршрут" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3895
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / INDIVIDUAL LEARNING ROUTE / INDIVIDUALIZATION / HUMANIZATION / APPROACH / INDIVIDUAL WORKING TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смагина Е.А.

В статье рассматривается история возникновения и становления понятия «индивидуальный образовательный маршрут», определяется его содержание, а также выявляются подходы, лежащие в основе его проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смагина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGIN AND DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF THE INDIVIDUAL LEARNING ROUTE

The article examines the notion of the individual learning route and the history of its development. The author focuses on the theoretical approaches to the design of an individual learning plan, explores the interaction between the individual learning plan and the individual working trajectory. The former is viewed as more relevant to the system of higher education and personalized student needs.

Текст научной работы на тему «Предпосылки возникновения и развития понятия "индивидуальный образовательный маршрут"»

УДК 377: 378 Е.А. СМАГИНА

аспирант, кафедра общей педагогики, Орловский государственный университет E-mail: katenka019@rambler.ru

UDC 377: 378 E.A. SMAGINA

Graduate student, Department of genera! pedagogy, Orel

State University E-mail: katenka019@rambler.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ»

THE ORIGIN AND DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF THE INDIVIDUAL LEARNING ROUTE

В статье рассматривается история возникновения и становления понятия «индивидуальный образовательный маршрут», определяется его содержание, а также выявляются подходы, лежащие в основе его проектирования.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, индивидуализация, гуманизация, подход, индивидуальная образовательная траектория.

The article examines the notion of the individual learning route and the history of its development. The author focuses on the theoretical approaches to the design of an individual learning plan, explores the interaction between the individual learning plan and the individual working trajectory. The former is viewed as more relevant to the system of higher education and personalized student needs.

Keywords: individual learning route, individualization, humanization, approach, individual working trajectory.

Особенностью последних десятилетий двадцатого века является рост разнообразия педагогических систем, теорий, концепций, ориентированных на саморазвитие личности ребенка и педагога, на различные способы поддержки его проявления.

Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуализации.

Социальный заказ российского общества в области образования на сегодняшний день декларирует такие ценности, как самостоятельность, творческая инициатива, конкурентноспособность. Смена образовательной парадигмы, ознаменовавшая собой переход к гуманистической, компетентостной и личностно-ориентированной модели образования, актуализирует необходимость усиления процессов индивидуализации в образовании. Решение этой задачи напрямую связано с понятием индивидуальных образовательных маршрутов.

«Индивидуальный образовательный маршрут» - термин, ставший очень популярным в последние годы. Современными учеными индивидуальный образовательный маршрут трактуется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. [5]

Раскрытию сущности индивидуальных образовательных маршрутов посвящено большое количество научных исследований. В частности, такие современные авторы, психологи и педагоги, как С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева, Т. А. Алексеева, Л.Н. Бережнова, С. А. Вдовина, Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова, М.В. Кларин, Н.Н. Суртаева, И. С. Якиманская, Л.В. Байбородова, А.В. Золотарева, Т.Н. Гущина и др. посвятили свои труды исследованию индивидуальных образовательных маршрутов. В целом они сводятся к тому, что данное понятие отражает новое видение образовательной программы в сочетании с индивидуальными способностями и возможностями воспитанника. Индивидуальный образовательный маршрут, таким образом, представляет собой замысел обучающегося относительно его собственного продвижения в образовании и проект, который конкретизирует образовательную программу и планы ребенка.

Данный проект представляет собой определение этапов, которые он предполагает целенаправленно пройти сам или совместно с педагогами, или при их поддержке, при этом используются соответствующие ребенку образовательные технологии и средства. При этом индивидуальные образовательные маршруты предусматривают и помощь педагога в составлении ребенком плана индивидуальной работы с обязательной последующей самооценкой его выполнения и предоставления обучающемуся возможности определить смысл изучения данного материала и выбрать оптимальные формы и темпы обучения. Таким образом, цель индивидуального образовательного маршрута заключа-

© Е.А. Смагина © E.A. Smagina

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

ется в активизации стремления к совершенствованию собственных знаний и умений, пополнению знания при прохождении маршрута с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности.

Понятие индивидуальных образовательных маршрутов появилось в середине 90-х гг., до начала 2000-х гг. оно трактовалось как персональный путь компенсации трудностей в обучении и реализации личностного потенциала ребёнка ввиду его физических или психических отклонений. Такая программа предлагалась детям с отклонениями в своем развитии или здоровье, которые не могли обучаться по обычной классно-урочной системе, для школьников, которые не могли в определенный период посещать школу из-за спортивных соревнований, предпрофессиональной подготовки, обстоятельств жизни в семье, для детей с неумением вписываться в обычную школьную жизнь.

Однако первые предпосылки к изменению существующей образовательной модели начали формироваться уже с начала 60-х годов XX века в педагогической системе. Многие ученые-педагоги начали замечать неидеальность существующей догмы. В 70-е гг. начинают появляться научные работы, посвященные индивидуализации учебных заданий, аспекту сочетания общеклассной, групповой и индивидуальной работы, а также выяснению возможности индивидуализированного обучения в борьбе с неуспеваемостью.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил выявить ряд подходов, лежащих в основе разработки индивидуального образовательного маршрута.

Рефлексивно-деятельностный подход основан на принципе единства сознания и деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Ю.В. Громыко, И.С. Ладенко, В.В. Рубцов, И.Н. Семенов, Г.П. Щедровицкий, М.И. Рожков и др.). При этом подходе учащиеся активно участвуют в процессе обучения, повышается уровень их самостоятельности, а вся деятельность направлена на осмысление собственных действий.

Личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для организации исследования личности ребенка, создания системы отслеживания личностного роста детей, их достижений (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, В.В. Сериков и др.).

Индивидуальный подход определяется своеобразием каждой личности, сочетанием задатков, способностей, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношением к себе. Индивидуальный подход предполагает учет интересов ребенка, особенностей его характера и темперамента, уровня физического и психического развития, условий его воспитания и развития в семье, отношений с окружающими (М.И. Башмаков, В.М. Коротков, В.А. Сластенин, Е.Н. Степанов и др.).

Идеи гуманистического подхода заключаются в помощи учителя в развитии позитивного ядра в каждом ребенке. В воспитании не могут применяться давление, принуждение и манипуляции, превращающие ребенка в послушную марионетку в руках воспитателя. Идеал развития - свободная, творческая и гармонически развитая личность, личность с равномерным развитием всех своих сторон (В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.).

Результатом развития педагогической теории выступил системный подход, который выражается в построении индивидуального образовательного маршрута ребенка как педагогической системы, которая включает взаимосвязанные компоненты (В.П. Беспалько, М.А. Данилов, Л.И. Новикова и др.).

Данные подходы к проектированию индивидуально -образовательного маршрута, на наш взгляд, максимально полно позволяют отразить его возможности в реализации личностного потенциала субъекта образования.

Следует отметить, что в зарубежной литературе чаще фигурирует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (S. Gorard, Beng Huat See, P. Davies, L. Pritchett и др.). Теоретический анализ содержания данного понятия позволяет трактовать его как более широкое по отношению к термину «индивидуальный образовательный маршрут». Кроме того, современное признание активной роли студента в учебном процессе диктует необходимость рассматривать обучение как сознательное и инициативное управление процессом получения образования, что, на наш взгляд, подтверждает правомерность использования понятия индивидуального образовательного маршрута на современном этапе развития педагогической науки и в контексте современной образовательной парадигмы.

Библиографический список

1. БашмаковМ. И. Теория и практика продуктивного обучения. Москва: Народное образование, 2000.

2. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика. Москва: Народное образование, 2008.

3. Бондаревская Е.В., Бермус А.Г., Петренко М.А., Хоронько Л. Я. Стратегии воспитания в современном университете. Монография. Ростов-на-Дону, 2007.

4. Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию. Санкт-Петербург: Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2002.

5. Погодина И.А. Педагогические условия формирования студентом индивидуального образовательного пространства. Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01): Омск, 2010.

References

1. BashmakovM.I. Theory and practice of productive learning. Moscow: Public Education, 2000.

2. Bespal'ko V.P. Nature-aligned pedagogy. Moscow: Public Education, 2008.

3. Bondarevskaya E.V., Bermus A.G., Petrenko M.A., Horon^ko L.Y. Rearing techniques in the modern university. Monograph. Rostov-on-Don, 2007.

4. Labunskaya N.A. Student individual learning route: approaches to the development. Saint-Petersburg: Izvestia of Herzen State Pedagogical University, 2002.

5. Pogodina I.A. Pedagogical prerequisites for the formation of an individual learning environment by a student. Candidate thesis in pedagogy (13.00.01): Omsk, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.