Т.С. Макарова, канд. пед. наук, доцент, М.А. Молчанова, канд. филол. наук, доцент, Е.А. Морозова, канд. пед. наук, доцент, С.Г. Старицына, ст. преподаватель, кафедра англистики и межкультурной коммуникации,
Московский городской педагогический
университет,
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрена проблема иноязычного образования в условиях инклюзии, выявлены пути его реализации в отечественном образовании, проанализирована эффективность совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормативно развивающимися сверстниками. Выделяются условия, обеспечивающие реализацию инклюзивного иноязычного образования, - такие, как организационное обеспечение, материально-техническая база образовательного учреждения, организационно-педагогические, психолого-педагогические условия, кадровое обеспечение рассматриваемого процесса. Одним из важнейших условий реализации иноязычного инклюзивного образования является построение индивидуального образовательного маршрута на основе принципов личностно ориентированного, дифференцированного и разноуровневого обучения. Инклюзивное иноязычное обучение, организованное в таких условия, способствует развитию когнитивных способностей обучающихся с особыми потребностями, становлению их активной учебной позиции, формированию умения решать проблемы, развитию творческих способностей, раскрытию их духовности. Авторы подчеркивают, что одним из успешных вариантов решения проблем инклюзивного образования может стать разработка индивидуального образовательного маршрута учащегося. Немаловажную роль в успешном составлении индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзии играют профессионализм преподавателя, его умение точно определять и принимать индивидуальные различия обучающихся. Процесс разработки индивидуального образовательного маршрута имеет строгую логическую структуру и определенные этапы разработки.
Ключевые слова: инклюзивное иноязычное образование, ограниченные возможности здоровья, специальные образовательные условия, взаимодействие, социализация, адаптация, толерантность, индивидуализация обучения, индивидуальный образовательный маршрут.
Актуальность проблемы инклюзивного иноязычного образования подтверждается тем, что данное понятие прочно входит в тексты нормативных документов - образовательных стандартов, концепций учебных учреждений, рабочих программ и др. Масштабность проблемы инвалидности определяет необходимость принятия государством
комплекса мер по организации системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).1
Неготовность системы обучения удовлетворить индивидуальные образовательные потребности детей с ОВЗ приводит к исключению примерно 15% таких детей из системы
№ 1(75) ЯНВАРЬ 2017
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
образования, что, в свою очередь, ведет к их Необходимо отметить, что такое раз-
изоляции. Концепция инклюзивного образо- витие инклюзивного иноязычного образования дает возможность детям с ограничен- вания относительно детей с ограниченными ными возможностями здоровья «включиться» возможностями здоровья, какое реализуется в жизнь общества. Законодательство об образовании Российской Федерации гарантирует обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребно-
Идеология инклюзивного образования заключается в том, что для получения качественного образования, социализации и адаптации
в обществе детям с особыми потребностями важно активно взаимодействовать с другими детьми.
стей и индивидуальных возможностей.2
В современном обществе под инклюзивным образованием подразумевается совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с ровесниками, имеющими нормативное развитие. Идеология инклюзивного образования заключается в том, что для получения качественного образования, социализации и адаптации в обществе детям с особыми потребностями важно активно взаимодействовать с другими детьми.
Как отмечает Е.А. Морозова, для инклюзивных обучающихся положительным следствием такого общения является возможность совместного развития и воспитания, посещения обычных учебных учреждений, налаживания дружеских отношений с «обычными» детьми. Инклюзивное образование благотворно влияет и на детей, ко -торые не имеют никаких патологий в своем развитии или в здоровье: воспитание такого важного для нашего общества качества, как толерантность; признание уникальности личности с ее особенностями и способностями; развитие уважения к личности, обладающей иными способностями и качествами; осмысление ограни-
Инклюзивное образование благотворно влияет и на детей, которые не имеют никаких патологий в своем развитии или в здоровье: воспитание такого важного для нашего общества качества, как толерантность; признание уникальности личности с ее особенностями и способностями; формирование ответственности, уважения к правам других.
в нашей стране, сковывает общепринятую концепцию инклюзии. Мы разделяем опасение Е.Г. Лобасовой по поводу того, что такое упрощение приводит к противоречиям между специальным и общим образованием, а планомерное сокращение специальных коррекционных школ является непоправимым и деструктивным решением. Для обеспечения адекватного выбора образовательной траектории необходимо сохранить вариативность в получении образования.4
Анализ проблемы инклюзивного иноязычного образования делает необходимым определение условий, которые обеспечивают его реализацию.
В «Философском энциклопедическом словаре» понятие «условие» трактуется следующим образом: 1) «...все то, от чего зависит другое»; 2) «.среда, обстановка, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы и явления».5
В педагогической литературе условие определяется как содержательная характеристика компонентов педагогической системы, включающей в себя содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимодействий между субъектами образовательного процесса; совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на ре-
чений других людей; формирование ответ- шение поставленных задач.6 ственности, уважения к правам других; взаи- Выявление условий является суще-
мопомощи, эмпатии; развитие идентичности ственным методологическим требованием
как основы терпимого отношения к другим.3 к исследованию процесса инклюзивного
дискуссия
журнал научных публикаций
иноязычного образования. Выделяют следующие группы специальных условий:
— организационное обеспечение, то есть нормативно-правовая база, локальные акты образовательного учреждения, финансово-экономические условия, информационная поддержка, использование дистанционных образовательных технологий;
— материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения включает соблюдение санитарных условий для обеспечения инклюзивного иноязычного образования, организацию питания, безбарьерного пространства для обучающихся с ОВЗ, наличие технических средств реабилитации;
— организационно-педагогические условия направлены на реализацию права получить полноценное образование всеми субъектами процесса инклюзивного иноязычного образования; создание комфортной обучающей среды; использование технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, отвечающих потребностям и возможностям детей с ОВЗ; адаптация содержания учебного материала и создание индивидуальных образовательных маршрутов; включение обучающихся с особыми потребностями во внеурочную деятельность учебного заведения;
— психолого-педагогические условия предполагают организацию коррекционной работы специалистов на протяжении всего периода обучения ребенка с ОВЗ;
— кадровое обеспечение инклюзивного иноязычного образовательного процесса предъявляет особые требования к штату общеобразовательного учреждения, предполагает наличие узких специалистов, специальную подготовку руководства и педагогов для работы в условиях инклюзивного иноязычного образования.7
Как отмечает М.А. Молчанова, одним из важнейших условий реализации инклюзивного иноязычного образования является
поиск новых форм активизации и индивидуализации образовательного процесса. Традиционные формы и методы обучения не могут в полном объеме отвечать требованиям к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Построение индивидуальных образовательных маршрутов дает возможность обучающимся выбирать содержание, темп, сроки, режим и формы обучения с учетом своих потребностей.8
В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежат теоретические принципы личностно ориентированного, дифференцированного и разноуровневого обучения.
При таком обучении, по мнению С.Г. Старицыной, основное внимание уделяется развитию когнитивных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вовлечению их в активную учебную деятельность, формированию умения решать проблемы, развитию творческих способностей детей, раскрытию их духовности, используются технология сотрудничества, работа в малых группах. Здесь в большей мере важна роль преподавателя, его профессиональное умение точно определять и принимать индивидуальные различия обучающихся как в академических знаниях, так и в психологическом плане.9
Под разноуровневой иноязычной подготовкой понимают такую организацию учебного процесса, при которой разные обучающиеся имеют возможность овладеть учебным материалом по иностранному языку на разном уровне, в зависимости от своих индивидуальных способ-ностей.10
Т. С. Макарова трактует индивидуализацию обучения как подготовку обучающихся с особыми потребностями в соответствии с их индивидуальными особенностями.11
Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который
Традиционные формы и методы обучения не могут в полном объеме отвечать требованиям к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Построение индивидуальных образовательных маршрутов дает возможность обучающимся выбирать содержание, темп, сроки, режим и формы обучения с учетом своих потребностей.
№ 1(75) ЯНВАРЬ 2017
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
задают программы, и реальными возможно- а также познавательные возможности обу-стями каждого субъекта образовательного чающегося.14
процесса. Индивидуализация - это необхо- С точки зрения Н.Н. Суртаевой, индиви-
димый фактор реализации разнообразных дуальная образовательная траектория представляет собой четкую закономерность элементов учебной деятельности каждого субъекта образовательного процесса, соответствующую его способностям, возможностям, мотивации, интересам, реализовываемую при координирующей,
целей обучения и формирования индивиду-альности.12
В. П. Беспалько определяет персонализированное обучение как педагогическую систему с корректно поставленной дидактической задачей и педагогической технологией, способной ее решить, причем коррективы педагогической задачи определяются особенностями личности обучаю-щихся.13
Т. Г. Ивошина описывает модель адресного обучения как «стратегию обучения, в которой решается задача индивидуализации обучения». Индивидуальная познавательная стратегия обучающегося характеризуется совокупностью следующих показателей: система заданий, которые отвечали бы темпу вхождения в содержание предмета, уровень освоения каждым субъектом,
Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого субъекта образовательного процесса.
организующей, консультирующей деятельности педагога.15
Под индивидуальным образовательным маршрутом обучающегося с ОВЗ мы понимаем организацию определенных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов развития и обучения, позволяющих интегрировать ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
Составление индивидуального образовательного маршрута в системе инклюзивного иноязычного образования имеет строгую
логическую структуру и состоит из определенных этапов:
— определение обучающегося с ОВЗ в определенный класс, прикрепление специалистов психолого-педагогического сопровождения;
— планирование индивидуального образовательного маршрута, анализ сопроводительной документации ребенка (программа реабилитации, медицинская карта, психолого-педагогические характеристики);
— комплексная диагностика ребенка, формулирование образовательной цели индивидуального развития, отражающей интересы, возможности, потребности обучающегося с ОВЗ;
— составление индивидуального образовательного маршрута;
— совместная деятельность коллектива образовательного учреждения, учителей, психолого-педагогического сопровождения, родителей по реализации индивидуального образовательного маршрута;
— анализ результатов работы учителей, администрации учебного заведения и специалистов, информационной поддержки; оценка психического и физического состояния здоровья ребенка, его достижений в процессе инклюзивного иноязычного образования;
— определение задач на следующий период обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ представляет собой проявление стиля учебной деятельности каждого субъекта, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемого в сотрудничестве с администрацией образовательного учреждения, педагогами, тьютором, родителями при психолого-педагогическом сопровождении. ^
Литература
1. Антонова С.В. Исследование социального отношения к образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями // Международный студенческий научный вестник. М., 2013.
2. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях:
метод. рекомендации / отв. ред. С.В. Алехина. М.: Изд-во МГППУ 2012. 92 с.
3. Морозова Е.А. Некоторые аспекты обучения слепых и слабовидящих иностранному языку // Уникальные исследования XXI века. Казань, 2015. № 4 (4). С. 51-56.
4. Лобасова Е.Г. Особенности инклюзивного иноязычного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья // Уникальные исследования XXI века. Казань, 2015. № 4 (4). С. 17-25.
5. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005. 576 с.
6. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. 1987. № 1. С. 29-32.
7. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: метод. рекомендации / отв. ред. С.В. Алехина. М.: Изд-во МГППУ 2012. 92 с.
8. Молчанова М.А. Общие особенности обучения детей с нарушениями зрения // Научное мнение. СПб., 2016. № 8-9. С. 64-67.
9. Старицына С.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие саморазвития бакалавров педагогического образования // Прикладная лингвистика. Терминоведение: сб. науч. ст. М., 2014. С. 90-99.
10. К вопросу о дистанционном обучении на базе компьютерных коммуникационных сетей / Е.С. Полат [и др.] // Информатика и образование. 1997. № 1. С. 23-52.
11. Макарова Т.С. К вопросу о реализации адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования // Уникальные исследования XXI века. Казань, 2015. № 4 (4). С. 26-32.
12. Горлова Е.А. Разноуровневое обучение русскому языку на материале курса 5-7 классов: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2005. 24 с.
13. Беспалько В.П. О некоторых предпосылках построения дидактической теории учебника // Советская педагогика. 1980. № 1. С. 45-83.
14. Ивошина Т.Г. Экопсихологический подход к организации образовательной среды (опыт индивидуализации обучения) // Психологическая наука и образование. 1998. № 1. С. 43-51.
15. Суртаева Н.Н. Технология индивидуально-образовательных траекторий: метод. рекомендации. 2-е изд. Спб., 2000. 32 с.
№ 1 (75) flHBAPb 2017 %
THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE AS A CONDITION OF IMPLEMENTING INCLUSIVE FOREIGN LANGUAGE TEACHING
T.S. Makarova, Candidate of Pedagogy, Docent, M.A. Molchanova, Candidate of Philology, Docent, E.A. Morozova, Candidate of Pedagogy, Docent, S.G. Starytsyna, senior lecturer, The department of Anglistics studies and cross-cultural communication, Moscow City Pedagogical University, [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
The article highlights the issues of inclusive foreign language teaching; it also considers ways of implementing it in the system of home education. The paper analyzes the effectiveness of inclusive teaching of children with disabilities and their peers. The authors single out the requirements that guarantee the correct implementation of inclusive foreign language education; such as organizational, equipment, psychological and staff facilities of an educational institution. The most important requirement is modeling an individual educational route, which is based on the principles of individual-focused, varied and multi-leveled teaching. When inclusive education is carried out according to these requirements, it benefits the cognitive development of learners with disabilities, their active learning position, problem solving ability, creative thinking, and spiritual status. The authors further indicate that the professional skill of a teacher is of utmost importance as well as a teacher's skill to decipher individual abilities of learners. The process of planning an individual educational route should be well structured and follow certain steps.
Key words: inclusive foreign language teaching, children with HIA, special educational environment, cooperation, socialization, adjustment, tolerance, personalized learning, individual educational route.
References
1. Antonova S.V. Issledovanie social 'nogo otnoshenija k obrazovatel 'noj integracii detej s ogranichennymi vozmozhnostjami [The Study of social attitudes to the educational integration of children with disabilities]. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik - International student scientific Bulletin. Moscow, 2013.
2. Organizacija special'nyh obrazovatel'nyh uslovij
dlja detej s ogranichennymi vozmozhnostjami
zdorov'ja v obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenijah: metod. rekomendacii / otv. red. S. V. Alehina [Organization of special educational conditions for children with disabilities in secondary schools: the method. Recommendations. Ed. by S. V Alekhina] Moscow. MGPPU Publ., 2012, 92 p.
3. Morozova E.A. Nekotorye aspekty obuchenija slepyh i slabovidjashhih inostrannomu jazyku [Some aspects of teaching blind and visually impaired foreign language]. Unikal'nye issledovanijaXXI veka - a Unique study of the XXI century. Kazan', 2015, no. 4 (4), pp. 51-56.
4. Lobasova E.G. Osobennosti inkljuzivnogo inojazychnogo obrazovanija dlja detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov 'ja [Features of inclusive foreign language education for
children with disabilities]. Unikal'nye issledovanija XXI veka - a Unique study of the XXI century. Kazan',
2015, no. 4 (4), pp. 17-25.
5. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' [Philosophical encyclopedic dictionary]. Moscow, INFRA-M Publ., 2005, 576 p.
6. Zvereva M.V O ponjatii «didakticheskie uslovija» [About the concept of "didactic conditions"]. Novye issledovanija v pedagogicheskih naukah - New research in pedagogical Sciences. 1987, no. 1, pp. 29-32.
7. Organizacija special'nyh obrazovatel'nyh uslovij dlja detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenijah: metod. rekomendacii / otv. red. S.V Alehina [Organization of special educational conditions for children with disabilities in secondary schools: the method. recommendations / ed. edited by S. V. Alekhina]. Moscow, MGPPU Publ., 2012, 92 p.
8. Molchanova M.A. Obshhie osobennosti obuchenija detej s narushenijami zrenija [General features of the education of children with visual impairments]. Nauchnoe mnenie - Scientific opinion. St. Petersburg,
2016, no. 8-9, pp. 64-67.
9. Staricyna S.G. Individual'nyj obrazovatel'nyj marshrut kak uslovie samorazvitija bakalavrov
pedagogicheskogo obrazovanija [Individual educational route as a condition of self-development of the bachelors of pedagogical education].
Prikladnaja lingvistika. Terminovedenie: sb. nauch. st. - Applied linguistics. Terminology: collection of scientific articles. Moscow, 2014, pp. 90-99.
10. Polat E.S. K voprosu o distancionnom obuchenii na baze komp'juternyh kommunikacionnyh setej [The question of distance learning based on computer communication networks]. Informatika i obrazovanie - Informatics and education. 1997, no. 1, pp. 23-52.
11. Makarova T.S. K voprosu o realizacii adaptirovannyh obshheobrazovatel 'nyh programm nachal'nogo obshhego obrazovanija [To the question of the implementation of adapted educational programs of primary General education]. Unikal'nye issledovanija XXI veka - a Unique study of the XXI century. Kazan', 2015, no. 4 (4), pp. 26-32.
12. Gorlova E.A. Raznourovnevoe obuchenie russkomu jazyku na materiale kursa 5-7 klassov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Multi-level study
of the Russian language on the course material grades 5-7. Abstract of candidate of pedagogy sci. diss.]. Samara, 2005, 24 p.
13. Bespal'ko V.P. O nekotoryh predposylkah postroenija didakticheskoj teorii uchebnika [About some of the prerequisites for a didactic theory tutorial]. Sovetskaja pedagogika - The Soviet pedagogics. 1980, no. 1, pp. 45-83.
14. Ivoshina T.G. Jekopsihologicheskij podhod k organizacii obrazovatel'noj sredy (opyt individualizacii obuchenija) [Ecopsychological approach to the organization of the educational environment (experience of individualization of instruction)]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie - Psychological science and education. 1998, no. 1, pp. 43-51.
15. Surtaeva N.N. Tehnologija individual'no-obrazovatel 'nyh traektorij: metod. Rekomendacii [Technology individual educational trajectories: methodical recommendation]. St. Petersburg, 2000, 32 p.