Научная статья на тему 'Содержание и условия развития профессионализма педагога в сфере межнациональных взаимоотношений'

Содержание и условия развития профессионализма педагога в сфере межнациональных взаимоотношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и условия развития профессионализма педагога в сфере межнациональных взаимоотношений»

тить внимание на то, чтобы учебник, выражаясь фигурально "разговаривал с учеником на одном языке."

В отношении иллюстраций также стоит обратить внимание на тот факт, что для них важным является не просто изображение, а то какую мысль они иллюстрируют, так как, несмотря на то, что эстетическая функция присуща иллюстрации в учебнике, однако ее ведущая функция - обучающая.

Указанные критерии не претендуют на исчерпывающий список, а лишь затрагивают те инновационные тенденции, которые необходимо учесть в новых учебниках.

Значение появления новых учебников, электронных образовательных ресурсов, которые являются "визитной карточкой" нового века и УМК нового поколения трудно переоценить.

Можно рассматривать их в качестве механизма, который позволит обеспечить внедрение важных педагогических инноваций в реальный педагогический процесс. Ибо, как показывает современная ситуация, именно до реальной массовой практики многие педагогиче-

ские инновации далеко не всегда доходят, в связи с тем, что практически все ложится на плечи учителя без соответствующей поддержки, которая ему необходима. Проблемы современного учебника ищут своего решения уже очень давно, но современную ситуацию развития образования можно считать более благоприятной для поиска этих решений. Подтверждением данного вывода можно считать те обновления, которые произошли в Российском образовании. Были приняты "Стратегия модернизации образования", "Концепция профильного обучения ", но еще один вопрос в отношении содержания среднего образования остается до конца не решенным - это утверждение Государственных образовательных стандартов общего образования. Происходящие изменения в системе образования обнадеживают и позволяют надеяться на то, что процессы обновления школьного учебника, зародившиеся уже более 25 лет назад, отразятся в появлении новых учебников, которые будут способствовать достижению современного качества образования.

СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

М.В. Живогляд,

старший преподаватель кафедры педагогики Армавирского государственного педагогического университета

Анализ специальной научной литературы, реалии сложившейся педагогической и социокультурной ситуации подтверждают, что до настоящего времени не разработана система подготовки педагога к деятельности в полиэтнической среде, и как следствие не определены особенности становления его профессионализма в этой сфере.

Педагогический профессионализм - это совокупность психических и личностных изменений, накопленных в процессе овладения и длительного выполнения профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающих эффективный уровень решения сложных педагогических задач [3].

Проблема развития профессионализма педагога в межнациональных отношениях и его формирования имеет большую значимость, поскольку создает условия для более гибкого регулирования ситуаций взаимопонимания в полиэтнических регионах, предупреждения возникновения даже малейшей дискомфортности во взаимоотношениях представителей различных общностей.

Основными структурными составляющими профессионализма педагога в сфере межнациональных отношений являются: этносоциальная компетентность; готовность к преодолению трудностей в коммуникативном взаимодействии с представителями разлитых этнических общностей; адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности; культура межнационального взаимодействия.

Этносоциальная компетентность - это такая степень проявления знаний, навыков и умений, которая позволяет педагогу в процессе межнациональных отноше-

ниях правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношении и общения с представителями конкретных этнических общностей, проявляющиеся в учёте своеобразие их традиций, привычек и психологических качеств; находить адекватные формы воздействия с целью поддержания атмосферы согласия, добропорядочности и взаимного доверия.

Этносоциальная компетентность педагога-профессионала в сфере межнациональных отношениях выражается, в понимании:

• потребностей, мотивов и ценностных ориентации жителей конкретных национальных регионов, этническая специфика проявления которых существенно влияет на формы педагогического общения с ними;

• фактов, свидетельствующих о наличии противоречий между потребностно-мотивационными композитами национальной психологии и функционирующими в создании населения традиционными нормами межнационального взаимодействия между людьми;

• характера проявления интеллектуально-познавательных составляющих национального самосознания, которые должны приниматься во внимание при совместной деятельности;

• специфики форм защиты самосознания представителей конкретных этнических общностей от элементов национализма, шовинизма в ходе межнациональных отношений;

• существования конкретных национально-психологических предпосылок для повышения эффективности интернационального взаимодействия, которые могут учитываться в процессе деятельности в конкретных национальных регионах страны.

Проведённые исследования этносоциальной компетентности показывают, что её можно успешно формировать и развивать, если основной костяк педагогического коллектива образовательного учреждения составляют учителя, имеющие опыт межнационального взаимодействия, и у них присутствует установка на эффективные межнациональные отношения.

Адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности. Социально-психологическая адаптация человека к быту, жизни и специфике общения других народов, в отличие от адаптации к собственной культуре, часто порождает внутреннюю напряженность, глубокие переживания, определенную неуравновешенность в межнациональных контактах.

Культура межнационального взаимодействия педагога обусловливает продуктивность и результативность его педагогической деятельности в области межнациональных отношений. Под ней следует понимать совокупность специальных знаний, умений и навыков, а также адекватных им действий, проявляющихся в межличностных контактах представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия.

В содержательном плане культура межнационального взаимодействия педагога предполагает:

• знание норм и правил, которые регулируют характер взаимоотношений представителей различных этнических общностей и способствуют формированию их взаимных интересов;

• соблюдение сложившихся традиционных или стереотипных форм межнационального общения и отношений;

• умения профессионально воздействовать на характер и особенности поведения коллег, учащихся и родителей различных национальностей; стремление и желание утверждать на практике взаимно согласованные принципы взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнациональных отношений;

• наличие способностей противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и неприязни, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму, национальному тщеславию и спеси [2].

Основу содержания культуры межнационального взаимодействия составляют четыре системообразующих элемента: во-первых, прочные знания теории и практики реально существующих в стране национальных отношений, а также психологии национальных общностей, ее населяющих; во-вторых, непредвзятое отношение при оценке национально-психологических характеристик учеников и родителей различных национальностей; в-третьих, умение выбирать по отношению к каждому из таких категорий способ общения, контакта, который, не расходясь с собственными представлениями о морали, в то же время наилучшим образом отвечает индивидуальному и национальному своеобразию воспри-

ятия и оценки представителей других этнических общностей; в-четвертых, способность эмоционально откликаться на их запросы, интересы и поступки.

Формирование профессионализма педагога в межнациональных отношениях представляет собой сложный и многогранный процесс развития всех его сторон личности с учетом многообразных факторов и условий, которые могут способствовать или препятствовать эффективности прилагаемых для этого усилий.

В ходе анализа специальной литературы и существующей практики нами было установлено, что процесс формирование профессионализма педагога в межнациональных отношениях идет эффективно тогда, когда соблюдаются определенные психолого-педагогические условия:

• допустимость этнопсихологического релятивизма в деятельности педагога в области межнациональных отношений, предполагающего, что у него должны формироваться такие качества, которые, с одной стороны, позволяли бы ему эффективно приспосабливаться к традициям, привычкам, образу мышления и действий представителей тех этнических общностей, с которыми он имеет дело, а с другой - не входят в противоречие с его национальной психикой;

• учет специфики проявления этнического самосознания в межнациональных отношениях, ориентирующий на формирование у педагога- профессионала установки, позволяющей спокойно и разумно воспринимать настороженное и даже негативное к нему отношение со стороны представителей других национальностей и находить возможности для взаимопонимания с ними на основе использования знаний об особенностях их национального развития;

• развитие возможностей адаптации к своеобразным национальным условиям жизни, труда, взаимоотношений представителей других этнических общностей, что предполагает, с одной стороны, присутствие определенных трудностей в адаптации профессионала к взаимодействию с различными этносами, а с другой - свидетельствует о наличии перспективы для приспособления к ним;

• развитие у педагога навыков и умений индивидуального и дифференцированного подхода в работе с представителям разных национальностей, предусматривающего формирование его уверенности в том, что хорошее понимание национальных особенностей даёт возможность для ориентации в трудных педагогических ситуациях.

Литература.

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974.

2. Джандильдин Н.Д. Единство интернационального и национального в психологии советского народа. -Алма-Ата, 1989. - С.45 -51.

3. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. - М.: МГУ, 1988 .- 166 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.