Научная статья на тему 'Проблема развития профессионализма педагога в сфере межнациональных взаимоотношений'

Проблема развития профессионализма педагога в сфере межнациональных взаимоотношений Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

34
1
Поделиться
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PROFESSIONALISM OF THE TEACHER / INTERNATIONAL RELATIONS / ETHNOSOCIAL COMPETENCE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Терсакова Анна Арсеновна, Плужникова Елена Артёмовна, Костенко Анна Арсеновна

В статье раскрыты основные аспекты проблемы развития профессионализма педагога в межнациональных отношениях. Показана значимость этого вида профессионализма в образовательной деятельности в полиэтнических регионах как фактора гибкого регулирования ситуаций взаимопонимания, предупреждения возникновения дискомфортности во взаимоотношениях представителей различных национальностей. Выявлены специфичные требования к знаниям, навыкам и умениям, составляющим компетентность педагога в сфере межнациональных отношений, к их уровню и качеству. Дано описание психолого-педагогических условий эффективности процесса формирования профессионализма педагога в сфере межнациональных отношений.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Терсакова Анна Арсеновна, Плужникова Елена Артёмовна, Костенко Анна Арсеновна,

PROBLEM OF DEVELOPMENT OF THE TEACHER’S PROFESSIONALISM IN THE SPHERE OF INTERNATIONAL RELATIONSHIP

The paper discloses the main aspects of development of the teacher’s professionalism in the international relations. The authors show importance of this type of professionalism in educational activity in multiethnic regions as factor of flexible regulation of situations of mutual understanding, and prevention of emergence of a discomfort in relationship of representatives of various nationalities. Specific requirements have been revealed concerning knowledge, skills and abilities, making competence of the teacher in the sphere of the international relations, their level and quality. Psychological and pedagogical conditions of efficiency of the teacher’s professionalism formation in the sphere of the international relations are described.

Текст научной работы на тему «Проблема развития профессионализма педагога в сфере межнациональных взаимоотношений»

УДК 37.035.6 ББК 74.65 Т 35

А.А. Терсакова

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета; E-mail: anna.psiholog@mail.ru Е.А. Плужникова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета E-mail: anna.psiholog@mail.ru А.А. Костенко

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирского государственного педагогического университета E-mail: anna.psiholog@mail.ru

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье раскрыты основные аспекты проблемы развития профессионализма педагога в межнациональных отношениях. Показана значимость этого вида профессионализма в образовательной деятельности в полиэтнических регионах как фактора гибкого регулирования ситуаций взаимопонимания, предупреждения возникновения дискомфортности во взаимоотношениях представителей различных национальностей. Выявлены специфичные требования к знаниям, навыкам и умениям, составляющим компетентность педагога в сфере межнациональных отношений, к их уровню и качеству. Дано описание психолого-педагогических условий эффективности процесса формирования профессионализма педагога в сфере межнациональных отношений.

Ключевые слова: профессионализм педагога, межнациональные отношения, этносоциальная компетентность, психолого-педагогические условия.

А.А. Tersakova

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of the Theory and History of Pedagogy and Educational Practice, the Armavir State Pedagogical University; E-mail: anna.psiholog@mail.ru E.A. Pluzhnikova

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of the Theory and History of Pedagogy and Educational Practice, the Armavir State Pedagogical University; E-mail: anna.psiholog@mail.ru A.A. Kostenko

Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Social and Special Pedagogy and Psychology of the Armavir State Pedagogical University E-mail: anna.psiholog@mail.ru

PROBLEM OF DEVELOPMENT OF THE TEACHER'S PROFESSIONALISM IN THE SPHERE OF INTERNATIONAL RELATIONSHIP

Abstract. The paper discloses the main aspects of development of the teacher's professionalism in the international relations. The authors show importance of this type of professionalism in educational activity in multiethnic regions as factor of flexible regulation of situations of mutual understanding, and prevention of emergence of a discomfort in relationship of representatives of various nationalities. Specific requirements have been revealed concerning knowledge, skills and abilities, making competence of the teacher in the sphere of the international relations, their level and quality. Psychological and pedagogical conditions of efficiency of the teacher's professionalism formation in the sphere of the international relations are described.

Keywords: professionalism of the teacher, international relations, ethnosocial competence, psychological and pedagogical conditions.

Анализ специальной научной литературы, реалии сложившейся педагогической и социокультурной ситуации подтверждают, что до настоящего времени не разработана система подготовки педагога к деятельности в полиэтнической среде и, как следствие, не определены особенности становления его профессионализма в этой сфере [1; 2].

Рассмотрение профессионализации возможно только как двустороннего процесса: с одной стороны, вхождение начинающего педагога в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другой - как процесса активной реализации себя в непрерывном профессиональном саморазвитии. Педагог овладевает педагогическим профессионализмом тогда, когда может выходить за рамки типовых средств, то есть может использовать в качестве таковых собственные личностные качества, проявить свою индивидуальность, ценностные ориентации, эстетические установки, нравственно-педагогические отношения к другим людям. В этом случае результаты труда могут быть осмыслены не только с социальных, но и с личностных педагогических позиций [3].

Педагогический профессионализм — это совокупность психических и личностных изменений, накопленных в процессе овладения и длительного выполнения профессионально-педагогической

деятельности и её выполнением, обеспечивающих эффективный уровень решения сложных педагогических задач [4].

Проблема развития профессионализма педагога в межнациональных отношениях и его формирование имеет большую значимость, поскольку создает условия для более гибкого регулирования ситуаций взаимопонимания в полиэтнических регионах, предупреждения возникновения даже малейшей дискомфортности во взаимоотношениях представителей различных общностей. Эти обстоятельства предъявляют специфичные требования к знаниям, навыкам и умениям, составляющим компетентность педагога в сфере межнациональных отношений, к их уровню и качеству. С ними связаны максимальное развитие самых разнообразных способностей, глубокие и широкие знания не только в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, но и в особенностях общечеловеческого взаимодействия, культуры межнациональных отношений, закономерностей профессионального и бытового общения между представителями различных этнических общностей, моральных и нравственных норм межнационального сотрудничества [5].

Использование этих знаний на практике позволит педагогу:

- более эффективно реализовы-вать идеи гуманизма и равенства всех народов и народностей в их

повседневной жизни и педагогической деятельности;

- предвидеть социально-педагогические последствия процессов в образовательном пространстве, влияющих на характер взаимоотношений представителей этнических общностей;

- находить на основе совместных усилий, кооперации интеллектуальных и социальных сил реальные пути для сотрудничества, безболезненного решения спорных вопросов, предотвращения напряженности и конфликтов в межнациональных отношениях учащихся.

Межличностный уровень проявления профессионализма в межнациональных отношени-

ях требует формирования таких профессионально-значимых качеств личности педагога, которые:

- обеспечивают преодоление различных трудностей во взаимодействии и общении представителей различных этнических общностей;

- обусловливают готовность корректно, отзывчиво откликаться на запросы, поведение и переживания учеников и родителей другой национальности;

- дают возможность по отношению к каждому из них выбирать такие способы общения, контакта, участия, которые, не расходясь с требованиями общечеловеческой морали, в то же время наилучшим образом отвечали бы их индивидуальным этническим особенностям;

- позволяют создавать благоприятную психологическую атмосферу, необходимую для эффективного межнационального общения и достижения положительных результатов в совместной деятельности.

Для того чтобы достигать поставленных целей, педагог должен иметь знания:

- национально-психологических особенностей представителей различных этнических общностей;

- специфики их поведения и действий в различных стандартных ситуациях межнацио-

нальных отношений, общения и взаимодействия;

- традиций и стереотипов восприятия людей тех или иных народов представителями других национальностей; своеобразия функционирования национального самосознания, которое существенно влияет на восприятие воздействий со стороны педагога и представителей других этнических общностей;

- эмоционально-экспрессивных механизмов защиты себя и других людей от неконструктивных воздействий представителей «чужих» наций;

- специфики проявления антипатий или непонимания представителей различных народов.

Структура, содержание и особенности проявления профессионализма в межнациональных отношениях чрезвычайно сложны и многообразны. Их основу составляют хорошо развитые коммуникативные и перцептивные способности, предрасположенность человека к педагогической деятельности с представителями других этнических общностей; сформированные интересы и стремление находить удовлетворение от процесса взаимоотношений с ними. Эти характеристики должны дополняться глубокими и широкими знаниями в области межнациональных отношений и нестандартным владением умениями, необходимыми для успешного выполнения педагогом профессиональных задач. Но в любом случае это должен быть профессионал с чертами характера и направленности личности, ориентированными на постоянное, кропотливое и нестандартное взаимодействие с представителями разных национальностей.

Социологические и социально-психодогические исследования свидетельствуют, что такие педагоги обычно проживают в многонациональных регионах России, где чрезвычайно многолика этническая среда обитания, а практика

повседневного многофункционального сотрудничества со всеми категориями полиэтнического населения с детства привычна, не вызывает внутренней напряженности и противодействия.

Основными структурными составляющими профессионализма педагога в сфере межнациональных отношений являются этносоциальная компетентность; готовность к преодолению трудностей в коммуникативном взаимодействии с представителями разлитых этнических общностей; адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности; культура межнационального взаимодействия.

Этносоциальная компетентность — это такая степень проявления знаний, навыков и умений, которая позволяет педагогу в процессе межнациональных отношений правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношения и общения с представителями конкретных этнических общностей, проявляющиеся в учёте своеобразия их традиций, привычек и психологических качеств; находить адекватные формы воздействия с целью поддержания атмосферы согласия, добропорядочности и взаимного доверия [6].

Этносоциальная компетентность педагога-профессионала в сфере межнациональных отношений выражается в понимании:

- потребностей, мотивов и ценностных ориентации жителей конкретных национальных регионов, этническая специфика проявления которых существенно влияет на формы педагогического общения с ними;

- фактов, свидетельствующих о наличии противоречий между потребностно-мотивационными композитами национальной психологии и функционирующими в сознании населения традиционными нормами межнационального взаимодействия между людьми;

- характера проявления интеллектуально-познавательных составляющих национального самосознания, которые должны приниматься во внимание при совместной деятельности;

- специфики форм защиты самосознания представителей конкретных этнических общностей от элементов национализма, шовинизма в ходе межнациональных отношений;

- существования конкретных национально-психологических предпосылок для повышения эффективности интернационального взаимодействия, которые могут учитываться в процессе деятельности в конкретных национальных регионах страны.

Проведённые исследования этносоциальной компетентности показывают, что её можно успешно формировать и развивать, если основной костяк педагогического коллектива образовательного учреждения составляют учителя, имеющие опыт межнационального взаимодействия, и у них присутствует установка на эффективные межнациональные отношения.

Нынешний опыт развития этнических процессов во многих регионах нашей страны свидетельствует, что иногда приходится сталкиваться с националистическими проявлениями самосознания, предубеждениями, негативным и даже агрессивным отношением представителей тех или иных этнических общностей, их самолюбивым и часто вызывающим поведением, отчуждением, неприязнью и непониманием. В связи с этим от педагога-профессионала требуются большая выдержка, внешне спокойное и нейтральное реагирование на факты подобных рецидивов, умение достойно выходить из конфликтных ситуаций, не таить зла и обиды, кропотливо и всесторонне выяснять причины всего этого, делать правильные выводы из критических ситуаций и на этой

основе совершенствовать свою профессиональную деятельность, направленную на установление и поддержание дружеской атмосферы и сотрудничества, отвечающих интересам всех представителей этнического взаимодействия.

Адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности. Социально-психологическая адаптация человека к быту, жизни и специфике общения других народов, в отличие от адаптации к собственной культуре, часто порождает внутреннюю напряженность, глубокие переживания, определенную неуравновешенность в межнациональных контактах. Педагог-профессионал в процессе межнациональных отношений должен не только сам быстро приспосабливаться к условиям полиэтнической среды, но и находить пути и способы нейтрализации внешнего и внутреннего дискомфорта субъектов межнационального педагогического взаимодействия, вырабатывать на основе быстрого и компетентного анализа обстановки необходимые рекомендации по нейтрализации зарождающихся негативных индивидуально- и социально-психологических проявлений, а если возникнет необходимость, то и применять конкретные методы чрезвычайного и быстрого вмешательства в межнациональные отношения.

Культура межнационального взаимодействия педагога обусловливает продуктивность и результативность его педагогической деятельности в области межнациональных отношений. Под ней следует понимать совокупность специальных знаний, умений и навыков, а также адекватных им действий, проявляющихся в межличностных контактах представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия.

В содержательном плане культура межнационального взаимодействия педагога предполагает:

- знание норм и правил, которые регулируют характер взаимоотношений представителей различных этнических общностей и способствуют формированию их взаимных интересов;

- соблюдение сложившихся традиционных или стереотипных форм межнационального общения и отношений;

- умения профессионально воздействовать на характер и особенности поведения коллег, учащихся и родителей различных национальностей; стремление и желание утверждать на практике взаимно согласованные принципы взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнациональных отношений;

- наличие способностей противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и неприязни, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму, национальному тщеславию и спеси.

Анализ исследований в этой области позволил выявить перечень профессионально-значимых качеств личности педагога, обеспечивающих эффективность взаимодействий с семьёй в полиэтнической среде: способность к эмпатии, открытость, коммуникабельность, толерантность, терпение, сопереживание [7; 8; 9]. Сюда можно отнести и такие черты характера, как альтруизм (бескорыстная забота, помощь людям). Альтруизм является ценностной ориентацией личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы других людей.

Основу содержания культуры межнационального взаимодействия составляют четыре системообразующих элемента: во-первых, прочные знания теории и практики реально существующих в стране национальных отношений, а также психологии

национальных общностей, ее населяющих; во-вторых, непредвзятое отношение при оценке национально-психологических характеристик учеников и родителей различных национальностей; в-третьих, умение выбирать по отношению к каждой из таких категорий способ общения, контакта, который, не расходясь с собственными представлениями о морали, в то же время наилучшим образом отвечает индивидуальному и национальному своеобразию восприятия и оценки представителей других этнических общностей; в-четвертых, способность эмоционально откликаться на их запросы, интересы и поступки.

Формированиепрофессионализма педагога в межнациональных отношениях представляет собой сложный и многогранный процесс развития всех его сторон личности с учетом многообразных факторов и условий, которые могут способствовать или препятствовать эффективности прилагаемых для этого усилий.

В ходе анализа специальной литературы и существующей практики установлено, что процесс формирования профессионализма педагога в межнациональных отношениях идет эффективно тогда, когда соблюдаются определенные психолого-педагогические условия:

— допустимость этнопсихологического релятивизма в деятельности педагога в области межнациональных отношений, предполагающего, что у него должны формироваться такие качества, которые, с одной стороны, позволяли бы ему эффективно приспосабливаться к традициям, привычкам, образу мышления и действий представителей тех этнических общностей, с которыми

он имеет дело, а с другой - не входят в противоречие с его национальной психикой;

- учет специфики проявления этнического самосознания в межнациональных отношениях, ориентирующий на формирование у педагога-профессионала установки, позволяющей спокойно и разумно воспринимать настороженное и даже негативное к нему отношение со стороны представителей других национальностей и находить возможности для взаимопонимания с ними на основе использования знаний об особенностях их национального развития;

- развитие возможностей адаптации к своеобразным национальным условиям жизни, труда, взаимоотношений представителей других этнических общностей, что предполагает, с одной стороны, присутствие определенных трудностей в адаптации профессионала к взаимодействию с различными этносами, а с другой - свидетельствует о наличии перспективы для приспособления к ним;

- развитие у педагога навыков и умений индивидуального и дифференцированного подхода в работе с представителям разных национальностей, предусматривающего формирование его уверенности в том, что хорошее понимание национальных особенностей даёт возможность для ориентации в трудных педагогических ситуациях.

Таким образом, учёт основных аспектов проблемы развития профессионализма педагога в межнациональных отношениях позволяет более эффективно организовывать профессионально -педагогическую деятельность в условиях полиэтнической среды.

Примечания:

1. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1989. 139 с.

2. Гринько М.А., Петьков В.А. Подготовка будущих учителей к проектированию индивидуальных маршрутов обучения старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2009. Вып. 3. С. 24-28.

3. Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. 201 с.

4. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. 928 с.

5. Терсакова А.А. Формирование готовности будущего учителя к взаимодействию с семьёй в условиях полиэтнической среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар. 2004. 22 с.

6. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. М., 1996. С. 176-179.

7. Петьков В.А., Курганская Т.В. Формирование педагогической культуры студентов в сфере семейных отношений // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15. С. 56-58.

8. Conen D. The development of play. L.; N. Y.: Routletge, 1993. 185 p.

9. Демкина E.B. Формирование будущего специалиста в условиях учебно-воспитательного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2012. Вып. 3(103). С. 38-41.

References:

1. Abdullina О.А. General pedagogical training of teachers in the system of higher pedagogical education. M.: Prosveshchenie, 1989. 139 pp.

2. Grinko M.A., Petkov V.A. Preparation of the future teachers for designing individual guide of teaching senior pupils // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2009. Iss. 3. P. 24-28.

3. Mitina L.M. Psychology of professional development of the teacher. M.: Flinta, 1998. 201 pp.

4. A modern dictionary of Pedagogy / сотр. by E.S. Rapatsevich. Minsk: Sovremennoye slovo, 2001. 928 pp.

5. Tersakova A.A. Formation of the readiness of the future teacher for interaction with the family in the conditions of a multiethnic environment: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Krasnodar. 2004. 22 pp.

6. Krysko V.G., Sarakuyev E.A. Introduction to Ethnopsychology. M., 1996. P. 176-179.

7. Petkov V.A., Kurganskaya T.V. Formation of pedagogical culture of students in the sphere of family relations // Theory and practice of social development. 2014. No. 15. P. 56-58.

8. Conen D. The development of play. L.; N.Y.: Routletge, 1993. 185 pp.

9. Demkina E.V. Formation of the future expert in the conditions of teaching and educational process // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2012. Iss. 3 (103). P. 38-41.