СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ
А.И. Каменский, И.Б. Каменская
Аннотация. Рассматривается проблема формирования профессиональнокогнитивной компетенции будущего филолога. Определено содержание рассматриваемой компетенции через номенклатуру когнитивных умений как конструктов ее структуры, предложены последовательные уровни сформированности профессионально-когнитивной компетенции будущего филолога.
Ключевые слова: профессионально-когнитивная компетенция; будущие филологи; когнитивные умения.
В условиях перестройки национальной системы высшего образования, объективированной ускорением интеграционных процессов в европейском образовательном пространстве, возрастают требования к вторичной языковой личности специалиста, расширяется сфера ее актуализации, что требует совершенствования содержания и организации преподавания цикла дисциплин иноязычной подготовки в высшей школе. Этим задачам наиболее адекватен коммуникативно-когнитивный подход к формированию вторичной языковой личности, который концептуально исходит из конструктивистской философии социального познания, раскрывающей роль образования как социального института управления активной когнитивной деятельностью [1], понимания речемыслительного процесса как единства процессов умственной и речевой деятельности [2], а также из определения коммуникативного поведения как способа овнешнения коммуникативного сознания, опосредованного инофонной системой когнитивных схем, предметных значений и социально-культурных стереотипов [3]. Усиление когнитивной направленности филологической подготовки в высшей школе предполагает включение в целевой компонент содержания обучения задачи формирования профессионально-когнитивной компетенции будущего филолога как тезауруса вторичной языковой личности.
Проблему формирования когнитивных умений исследовали Г.А. Атанов, Е.С. Полат, А.В. Соловов, А.С. Числова, А. Борк, Д. Кам-мингз, С.Л. Маккей. Ими разработана общая классификация когнитивных умений личности без учета специфики профессионально-коммуникативной деятельности. Проблема определения содержания и уровней сфор-мированности профессионально-когнитивной компетенции, подлежащей целенаправленному формированию в процессе становления вторичной языковой личности будущего филолога, еще ждет своего решения.
Цель статьи - определить содержание и уровни сформированности профессионально-когнитивной компетенции будущего филолога.
Существует несколько пониманий когнитивной компетенции индивида. С точки зрения психологии познания - это способность обобщать любую перцептивную информацию, базирующуюся на изначально заданном специфическом свойстве человека, имеющем когнитивную природу [4]. С точки зрения психологии профессиональной деятельности - это способность к эффективному решению профессиональных задач за счет расширения индивидуального тезауруса паттернов оптимального поиска решений, универсальных алгоритмов и механизмов процедурализации, тактического и стратегического научения [5]. С точки зрения философии образования - это готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня, способность к приобретению новых знаний и умений, стремление к саморазвитию [6]. Е.В. Яковченко [7] определяет профессионально-когнитивную компетенцию будущего филолога как набор оптимизирующих стратегий по операциям с информацией, служащий базовым механизмом формирования и развития коммуникативной компетенции индивида.
Согласно положениям когнитивной психологии [8, 9], когнитивную компетенцию индивида составляют четыре группы умений: 1) базовые, определяющие когнитивные способности личности; 2) методологические, регламентирующие подход к познанию; 3) общие, выполняющие организационные, обеспечительные и исполнительные функции в процессе понимания, запоминания и хранения информации; 4) предметные умения, специфические для определенного направления деятельности.
Г.А. Атанов и И.Н. Пустынникова [8] к базовым когнитивным умениям относят умения наблюдать, устанавливать аналогии, сопоставлять и противопоставлять факты и явления, сравнивать новое с уже известным, использовать такие приемы мышления, как индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация, анализ, синтез, умения структурировать, систематизировать и классифицировать информацию.
К методологическим когнитивным умениям, исходящим из объективно-реального подхода к действительности, относят умения выделения в объекте предмета изучения, выявление причин и последствий, учета количественной и качественной сторон явления, выявления и разрешения противоречий, перехода от всестороннего рассмотрения к конкретному, рассмотрения явления с учетом условий его существования, формулирования целей когнитивной деятельности, корректного выбора соответствующих способов, средств и методов достижения выдвинутой цели, отделения существенного от несущественного, выявления общих закономерностей, преобразования и перегруппировки изучаемого материала.
Общие когнитивные умения обеспечивают планирование и организацию деятельности в целом, организацию действий индивида соглас-
но плану, осуществление самоконтроля, накопление и систематизацию знаний, формулирование уточняющих вопросов, нахождение и исправление собственных ошибок, формулирование выводов.
К предметным когнитивным умениям, формируемым в процессе становления вторичной языковой личности будущего филолога, принадлежат следующие умения: сопоставлять и противопоставлять языковые явления; выделять в каждом из них общие признаки и номинировать их; объединять явления по общим признакам; дифференцировать и систематизировать языковые явления; соотносить форму языковой единицы с ее функцией; находить информацию по содержанию, справочнику и словарю; выделять главные идеи и опорные понятия при рецепции информации; выявлять связи между фактами, закономерностями и понятиями; разбивать и группировать материал в соответствии с его содержанием; самостоятельно формулировать выводы из прочитанного или услышанного; конспектировать прочитанное или услышанное, интерпретировать прочитанное или услышанное согласно широкому и узкому контексту; интерпретировать прочитанное или услышанное согласно поставленной задаче.
Совокупность перечисленных когнитивных умений и способность к их актуализации в процессе когнитивной деятельности предлагаются в качестве конкретизации определения профессионально-когнитивной компетенции будущего филолога, предложенного Е.В. Яковченко [7].
Поскольку формирование когнитивных и коммуникативных умений вторичной языковой личности является взаимозависимым и взаимосвязанным процессом, перечисленные когнитивные умения должны быть сформированы в течение двух первых лет обучения в языковом вузе. В дальнейшем комплекс сложившихся когнитивных умений будет совершенствоваться интегрально с развитием общих коммуникативных и профессионально-коммуникативных умений студентов, обеспечивая высокий уровень мотивированности и автономности когнитивной деятельности будущих филологов.
Согласно уровневому подходу к иноязычному образованию, принятому в европейской образовательной среде, предлагаются следующие последовательные уровни формирования профессионально-когнитивной компетенции будущего филолога как комплекса когнитивных умений, необходимых для овладения профессией: 1) интродуктивный уровень А-1, формируемый в первом семестре; 2) элементарный уровень А-2, который должен быть сформирован во втором семестре; 3) пороговый уровень Б-1, формируемый в третьем семестре; 4) пороговый продвинутый уровень Б-2, который должен быть сформирован в четвертом семестре. Последовательность формирования компонентов когнитивной компетенции будущего филолога обеспечивается возрастающей когнитивной сложностью содержания обучения согласно принципам систематичности и доступности.
Задачей формирования интродуктивного уровня А-1 профессионально-когнитивной компетенции будущего филолога является обеспечение способности студента к осуществлению следующих когнитивных действий: выделение в объекте предмета изучения; формулирование цели деятельности; выбор способов и средств ее достижения; осуществление адекватного самоконтроля; соотнесение и противопоставления фонетических и просодических языковых явлений, выделение и номинирование категориальных признаков языковых явлений; соотнесение формы и функции языковой единицы; установление фонемно-графем-ных соответствий; преобразования по аналогии; нахождение иноязычной информации по содержанию, справочнику, словарю; выделение ключевых слов в прочитанном или услышанном.
Для того чтобы будущий филолог достиг элементарного уровня когнитивной компетенции А-2, у него должна развиться способность к актуализации следующих умений: планирование и организация самостоятельных учебных действий; сопоставление новых знаний с ранее усвоенным; отделение существенной информации от несущественной; преодоление межъязыковой и внутриязыковой интерференции; выявление связей между фактами, закономерностями и понятиями; составление плана воспроизведения прочитанного и услышанного; конспектирование прочитанного и услышанного на родном и иностранном языках; реферирование и аннотирование прочитанного и услышанного.
Задача формирования порогового уровня Б-1 профессионально-когнитивной компетенции будущего филолога заключается в обеспечении способности и готовности студента к эффективному осуществлению следующих когнитивных действий: нахождение и исправление собственных и чужих языковых, речевых, содержательных, логических и социокультурных ошибок; выявление общих закономерностей; дедуктивное и индуктивное определение структуры устного и письменного дискурса; выделение главных идей, опорных понятий в прочитанном или услышанном; логическое структурирование и группировка материала по содержанию и коммуникативной интенции; интерпретация прочитанного или услышанного согласно коммуникативно-когнитивному заданию; соотнесения приобретенной информации с широким и узким социально-культурным контекстом.
Пороговый продвинутый уровень Б-2 профессионально-когнитивной компетенции будущего филолога может считаться достигнутым, если студент способен к актуализации в собственной когнитивной деятельности следующих умений: самостоятельное накопление и систематизация специальных знаний; преобразование и перегруппировка учебного материала в соответствии с решаемой учебной задачей; систематизация языковых и речевых явлений по форме и функции; выбор и варьирование адекватной ситуации общения стратегии коммуникативно-
го взаимодействия; восприятие и декодирование коммуникативной интенции инципиента устного и письменного текста.
Вышесказанное позволяет утверждать, что интеграция целей формирования когнитивной компетенции в содержание профессиональной подготовки будущих филологов, определение содержания, уровней сфор-мированности и разработка компонентной структуры профессиональнокогнитивной компетенции филолога дают возможность осуществлять целенаправленное развитие когнитивных способностей и когнитивных умений студентов на всех этапах учебного процесса как основы непрерывного расширения тезауруса вторичной языковой личности будущего филолога.
Дальнейшей перспективой исследования представляется разработка уровневых критериев сформированности профессионально-когнитивной компетенции будущего филолога, определение качественных и количественных показателей по каждому критерию и их конкретизация в соответствии со спецификой профессионально-ориентированных лингвистических дисциплин.
Литература
1. Руденский Е.В. Социально-когнитивный конструктивизм: педагогическая философия инновационной модели профессионального образования // Порталус. 2010. URL: http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php
2. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации М. : Наука, 1982. 160 с.
3. Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс. М. : Наука, 2006. 224 с.
4. Бутакова Л.О. Образ мира в сознании носителей языка (когнитивно-ментальный анализ авторского сознания по тексту) // Житниковские чтения. Вып. 5: Межкультур-ные коммуникации в когнитивном аспекте. Челябинск, 2001. С. 132-139.
5. Щербакова Т.Н. Аутопсихологическая компетентность педагога и успешность профессионального общения: тезисы // Психология общения: социокультурный анализ : материалы Междунар. конф. Ростов н/Д, 2003. С. 344-345.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Москва : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2003. 480 с.
7. Яковченко Е.В. Экспериментальное исследование языковой способности в условиях учебного двуязычия : дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2003. 173 с.
8. Атанов Г.А., Пустынникова И.Н. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы / под ред. Г. А. Атанова. Донецк : Изд-во ДонНТУ, 2004. 50 с.
9. Cummins J. Negotiating Identities: Education for Empowerment in a Diverse Society // Jim Cummins. Ontario, CA : CABE, 1996. 115 p.
THE CONTENT AND LEVELS OF FORMING PROFESSIONAL-COGNITIVE COMPETENCE OF LINGUISTS TO BE Kamenskiy A.I., Kamenskaya 1R
Summary. The article is devoted to the problem of forming future philologists’ professional cognitive competence. The content of the cognitive competence has been defined in terms of cognitive skills as its constructs, the sequent levels of future philologists’ professional cognitive competence have been suggested.
Key words: professional cognitive competence; future philologists; cognitive skills.