Научная статья на тему 'Использование технологии веб-квестов при обучении русскому языку иностранных студентов-филологов'

Использование технологии веб-квестов при обучении русскому языку иностранных студентов-филологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РКИ / COMPUTER TUTORIALS / THE EDUCATIONAL COMPLEXES / NEW TECHNOLOGIES IN TRAINING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатова Ирина Борисовна

В статье рассматриваются особенности использования технологии ВЕБ-КВЕСТОВ при формировании профессионально-коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов; выделяются основные этапы данной технологии, а также дается классификация учебных ВЕБ-КВЕСТОВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the communicative competence of foreign students with use of technology the web-quests

In article features of use of technology the WEB-QUESTS are considered at formation of the is professional-communicative competence of foreign students-philologists; the basic stages of the given technology are allocated and also classification educational the WEB-QUESTS is given.

Текст научной работы на тему «Использование технологии веб-квестов при обучении русскому языку иностранных студентов-филологов»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

И.Б. Игнатова

Кафедра русского языка и межкультурной коммуникации Белгородский государственный университет ул. Победы, 85, Белгород, Россия, 308015

В статье рассматриваются особенности использования технологии ВЕБ-КВЕСТОВ при формировании профессионально-коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов; выделяются основные этапы данной технологии, а также дается классификация учебных ВЕБ-КВЕСТОВ.

Ключевые слова: компьютерные средства обучения, учебные комплексы, новые технологии в обучении РКИ.

Обучение русскому языку иностранных студентов-филологов с использованием технологии ВЕБ-КВЕСТОВ представляет собой процесс, направленный на формирование и совершенствование профессионально-коммуникативной компетенции учащихся на основе сознательного усвоения языковых знаний. При этом под технологией мы понимаем процессную систему совместной деятельности учащихся и преподавателя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Схема технологического построения учебного процесса может быть представлена следующим образом: образовательные цели ^ конкретные учебные цели на каждом этапе целостного образовательного процесса ^ обучение (формирование, совершенствование и развитие теоретических знаний и практических навыков и умений) ^ диагностические уровни сформированности теоретических знаний и практических навыков и умений.

Технология использования ВЕБ-КВЕСТОВ при обучении русскому языку иностранных студентов-филологов обеспечивает повышение эффективности и оптимизации процесса формирования профессионально-коммуникативной компетенции. Данная технология включает следующие этапы:

— диагностический, на котором осуществляется самостоятельная деятельность команд в сотрудничестве с преподавателем по выбору темы и решению организационных вопросов. На этом этапе осуществляется выбор темы, где доминирующую роль играют групповые формы, что позволяет сформировать навыки совместной работы: выслушиваются разные точки зрения, согласовываются позиции, формируются общие взгляды, презентируются продукты деятельности по обсуждению высказанных идей, отстаиваются позиции и т.д. При этом работа в группах осуществляется на основе распределения ролей и функций участника. Главная цель диагностического этапа — это выполнение лексико-грамматических упражнений на основе предлагаемого в ВЕБ-КВЕСТЕ и иноязычного (русского) материала, т.е. этот этап соответствует этапу ознакомления и доречевой тренировки;

— на моделирующем этапе производится сбор информации из электронных источников, его обработка, разработка варианта представления работы. На данном этапе выполняются репродуктивно-когнитивные и когнитивные ВЕБ-КВЕСТЫ, а также используются различные информационные ресурсы Интернета. Самостоятельная деятельность подгрупп студентов осуществляется в сотрудничестве с преподавателем. Главная задача этого этапа — сформировать навыки поисковой деятельности, анализа и выбора, формулирования на их основе целей и задач, освоение методов поиска необходимой информации. Данная работа предполагала аутентичные материалы по теме, поиск цитат, конкретизацию иноязычной информации и т.д. Выполнение условно-речевых и речевых упражнений на основе содержания аутентичного текста подводил студентов к выполнению задания ВЕБ-КВЕСТА и реализации их способностей творческого характера, связанных с решением коммуникативной задачи в проблемной ситуации;

— проективный этап служит для подготовки к защите проекта и реализации плана действий группы студентов. На этом этапе велась работа на основе когнитивно-креативных и креативных ВЕБ-КВЕСТОВ. При работе над каждой темой студенты выполняли познавательно-поисковые задания, делали групповые и индивидуальные проекты, реферативные работы. Презентация проектов может осуществляться как в письменной, так и в устной форме. При этом студенты демонстрировали свои коммуникативные умения, обогащали знания и приобретали новые навыки;

— на итоговом этапе осуществляется рефлексия действий каждого студента и группы в целом, оцениваются результаты поисково-исследовательской работы. Работы оценивались и обсуждались не только преподавателем, но и всеми студентами группы. На этом этапе проверялся уровень сформированности профессионально-коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов.

ВЕБ-КВЕСТ рассматривается нами как особый вид информационных, проблемно-ориентированных заданий индивидуального или группового обучения, направленных на формирование и развитие навыков самостоятельной активности, поисковой и исследовательской деятельности студентов-филологов в процессе усвоения и исследования языкового учебного материала. Целью использования ВЕБ-КВЕСТОВ в обучении русскому языку иностранных студентов-филологов является развитие умений проведения анализа, синтеза, оценки информации при рациональном использовании учебного времени для получения необходимой информации по определенному вопросу, теме, проблеме и последующей ее обработке.

На основе анализа научной литературы И.А. Зимняя, О.М. Моисеева,

О.В. Волкова и др. были определены наиболее существенные преимущества использования ВЕБ-КВЕСТОВ в процессе обучения русскому языку как иностранному: развитие критического мышления, определение собственной позиции, расширение мировоззренческого кругозора, повышение интеллектуального уровня иностранных студентов и др.

Для использования ВЕБ-КВЕСТОВ в процессе обучения русскому языку иностранных студентов была разработана их классификация, включающая 5 групп по степени сложности, проблемности, направленности на формирование и развитие всех видов иноязычной речевой деятельности, навыков исследовательской работы с использованием информационных ресурсов.

Классификация ВЕБ-КВЕСТОВ:

— репродуктивные ВЕБ-КВЕСТЫ: предоставление материала из разнообразных источников без самостоятельной их обработки;

— репродуктивно-когнитивные ВЕБ-КВЕСТЫ: РР-презентация, статья, сообщение, выступление перед аудиторией, виртуальное путешествие, убеждение и др.;

— когнитивные ВЕБ-КВЕСТЫ: поиск, систематизация и анализ информации по определенной теме;

— когнитивно-креативные: разработка проекта на основе заданных условий по имеющимся пунктам; поиск ответа на вопрос;

— креативные: реализация задуманного сценария в различных жанрах; обоснование собственной точки зрения по определенной проблеме.

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции иностранных студентов в процессе обучения русскому языку носит аспектный характер: каждый этап технологии содержал традиционные задания по аудировнаию, чтению, говорению и письму. А сочетание аутентичного из информационных ресурсов и печатных источников служит базой для реализации коммуникативной способности и готовности студентов-филологов к адекватному взаимодействию в будущей профессиональной сфере общения.

При использовании технологии ВЕБ-КВЕСТОВ в процессе изучения русского языка как иностранного познавательная деятельность студентов-филологов осуществляется посредствам сопоставления фактов, реалий, понятий. Кроме того, происходит осмысление изучаемого языкового материала, его понимание, что способствует развитию творческого мышления и формированию навыков использования полученных языковых знаний в различных ситуациях речевого общения. Роль преподавателя состоит в организации эффективной работы студентов по развитию иноязычной речевой деятельности с использованием учебных игр, речевых ситуаций. Совместный контроль результатов обучения повышает мотивацию в изучении сложных языковых явлениях русского языка.

FORMATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FOREIGN STUDENTS WITH USE OF TECHNOLOGY THE WEB-QUESTS

I.B. Ignatova

Faculty of Russian and the intercultural communications Belgorod state university Victory str., 85, Belgorod, Russia, 308015

In article features of use of technology the WEB-QUESTS are considered at formation of the is professional-communicative competence of foreign students-philologists; the basic stages of the given technology are allocated and also classification educational the WEB-QUESTS is given.

Key words: computer tutorials, the educational complexes, new technologies in training Russian as a foreign language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.