НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 378.046.4; 371.8; 379.8
М. П. Нечаев
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКОГО ПОХОДА
Статья раскрывает содержание и технологию педагогического анализа реализации воспитывающего потенциала туристского похода. Приводится авторская методика качественной и количественной оценки эффективности воспитательного воздействия организации и проведения похода.
The Article reveals the content and technology pedagogical analysis of the implementation of educating potential camping trip. Describes the author's methodology of qualitative and quantitative evaluation of the effectiveness of educational influence to the organization and conduct of the campaign.
Ключевые слова: воспитывающий потенциал, туристский поход, педагогический анализ, оценка эффективности.
Keywords: educational potential, backpacking, teaching analysis, performance evaluation.
Реализация современной гуманистической концепции образования наглядно демонстрирует необходимость решения многих задач, связанных с проблемой поиска, актуализации, реализации и постоянного развития воспитывающего потенциала образовательной среды. Потенциал представляет собой совокупность наличных средств среды, ее резервов и возможностей [1]. Его реализация зависит от продуманного содержания, форм и методов воспитательной работы во взаимодействии детей и взрослых [2].
Педагогический анализ в реализации воспитывающего потенциала туристского похода является важной составляющей его успеха. Однако аналитическая деятельность в организации воспита-8
тельного процесса в ходе туристского похода вызывает у руководителя наибольшие затруднения. А неверно сформулированные цели в результате проведенного анализа могут привести к дезориентации деятельности субъектов воспитательной системы.
Отметим типичные недостатки анализа:
1. Отсутствие четко сформулированной цели анализа.
2. Несоответствие программы наблюдений поставленной цели.
3. Бессистемность анализа туристского похода, характеристики отдельных его этапов и сроков.
4. Выводы педагога делаются без глубокого анализа причин, по схеме «недостаток - выводы». Таким образом, нарушается логическая цепочка «недостаток - причина - выводы».
5. Оценка анализируемого туристского похода исходит не из объективных данных, а из общих впечатлений и личного отношения аналитика.
6. Нелогичность выводов - перечисляется все положительное, делается положительный вывод, затем отрицательный, который, по логике, перечеркивает положительный вывод.
Во избежание вышеуказанных недостатков рассмотрим Программу наблюдения за туристским походом.
Цель наблюдения - определить эффективность реализации воспитывающего потенциала туристского похода и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на эту эффективность.
Задачи наблюдения:
1. Выявить, достаточно ли четко педагог понимает цель туристского похода и задачи каждого этапа похода, насколько осознанно решает их.
2. Определить, соответствуют ли задачи каждого этапа туристского похода главной цели.
3. Установить, соответствует ли методика его проведения поставленным целям.
4. Выяснить, как осуществлялось взаимодействие педагога и детей на всех этапах туристского похода.
5. Определить, достиг ли туристский поход триединой образовательной цели (воспитательной, развивающей, обучающей).
6. Установить взаимосвязь туристского похода с другими формами воспитательной работы.
При осуществлении наблюдения рекомендуется использовать метод «фотографии» туристского похода. Представим его в табличной форме (табл. 1).
Таблица 1
Таблица наблюдений туристского похода
Ход туристского похода Ценное в работе (положительное) Что требует доработки
У педагога У детей У педагога У детей
Рассмотрим ход и содержание педагогического анализа в соответствии с этапами подготовки и проведения туристского похода.
По I этапу «Анализ обстановки, формулирование цели» выясняется:
- Принимали ли участие в анализе обстановки дети?
- Имеют ли представление о том, что такое цель?
- Знают ли они цели туристского похода?
- Принимали ли участие ребята в формулировании цели (сознательно ли будут участвовать в подготовке и проведении туристского похода)?
- Осознал ли педагог задачи каждого этапа?
- Чем вызвана постановка данной цели?
По II этапу «Планирование туристского похода» устанавливается:
- С каким предыдущим или последующим мероприятием связан проводимый туристский поход?
- Участвовали ли дети в планировании туристского похода, его этапов, постановке задач для каждого этапа?
- Имеют ли они представление о плане, почему он составляется, в чем помогает?
- Связь задач I, II, III этапов.
По III этапу «Подготовка туристского похода» выясняется, как осуществлялся этот этап:
- Было ли разделение труда участников туристского похода, происходило ли регулирование их деятельности?
- Как определялись обязанности?
- Как данный этап способствовал формированию у детей организаторских навыков?
- Насколько решены поставленные задачи, их связь с задачами туристского похода?
- Причины высокого (низкого) качества данного этапа.
Информация по I—III этапам выясняется из беседы с педагогом и его воспитанниками.
По IV этапу «Проведение туристского похода» выясняется:
- Была ли достигнута цель туристского похода?
- Какие направления воспитания реализовались с помощью туристского похода?
- Какое направление было главным?
- Соответствие содержания и формы туристского похода как воспитательного мероприятия его целям и задачам.
- Предварительный вывод о силе влияния данного этапа туристского похода на детей.
- Управленческая культура руководителя похода (педагога), наличие организаторских навыков, его эрудиция, умение ориентироваться в сложных ситуациях, умение оказывать воздействие на личность и коллектив.
- Связь проводимого туристского похода с предыдущими и последующими мероприятиями.
- Причины высокого (низкого) качества данного этапа.
По V этапу «Анализ подготовки и проведения туристского похода» определяется:
- Состоялся ли данный этап?
- Уровень аналитической подготовки ребят, аналитической культуры руководителя похода (педагога), его умение рассматривать туристский поход во взаимодействии всех его частей как системное образование.
- Атмосфера обсуждения.
- Глубина проникновения в сущность проведенного туристского похода.
Количественный анализ эффективности реализации воспитывающего потенциала туристского похода представим в виде следующей таблицы (табл. 2).
Таблица 2
Таблица для сбора информации по результатам наблюдения
№ п/п Показатель Оценка
1 Четкое определение руководителем (педагогом) цели туристского похода
2 Планирование этапов туристского похода и задач каждого этапа
3 Определение оптимального содержания туристского похода как воспитательного мероприятия (на данном материале необходимо решить поставленные задачи)
4 Выбор наиболее рациональных методов и приемов воспитания на каждом этапе туристского похода
5 Четкость туристского похода, темп, ритм и соблюдение запланированных сроков выполнения определенных видов деятельности
6 Гибкость и широта воспитательного момента (отсутствие шаблона, наличие «изюминки», элемента неожиданности)
7 Взаимосвязь этапов туристского похода:
7.1 Этап анализа обстановки, формулирования цели туристского похода
7.2 Планирование туристского похода
7.3 Подготовка туристского похода
7.4 Проведение туристского похода
7.5 Анализ подготовки и проведения туристского похода
8 Отношение детей к туристскому походу
8.1 Интерес
8.2 Активность
8.3 Поведение
9 Эмоциональный фон и психологическая атмосфера туристского похода
10 Результативность туристского похода
11 Связь туристского похода с предыдущими и последующими мероприятиями и формами воспитания
Оценка по выделенным параметрам осуществляется по трехбалльной системе:
«2» - показатель проявил себя достаточно полно, всесторонне (требование выполняется на оптимальном уровне).
«1» - показатель проявил себя частично (есть резервы или недостатки при выполнении требования).
«0» - показатель не проявил себя (требование практически не выполняется).
Эффективность реализации воспитывающего потенциала туристского похода рассчитывается по следующей формуле:
Ъфакт. 100% Эффективность = ^ тах ,
где в числителе дроби суммарное количество баллов по всем показателям (столбец 3 табл. 2), в знаменателе - количество показателей (столбца 2 табл. 2), умноженное на два.
Обработка результатов:
• оптимальный уровень - 100-85%;
• допустимый уровень - 84-60%;
• критический уровень - 59-50%;
• недопустимый уровень - < 50% [3].
Полученные данные табл. 2 можно представить в виде графика, где по оси абсцисс откладываются изучаемые показатели, а по оси ординат - полученные баллы. Это будет хорошим подспорьем для определения направлений дальнейшей работы руководителя туристского похода (педагога) по развитию уровня его профессиональной компетентности.
Заключение по анализу воспитывающего потенциала туристского похода можно оформить в виде аналитической справки, которая по своей структуре предполагает наличие трех частей -вводной, основной и итоговой [4].
Во вводной части справки описываются цели сбора информации и программа изучения (перечень вопросов), указывается, кем и в какие сроки проводилось изучение. Завершается эта часть общей оценкой результатов.
В основной части справки подробно (по каждому пункту программы) описываются результаты изучения. При этом обязательна фактическая оценка (количественная и качественная) с обоснованием суждений и выводов. Более того, в этой части необходимо не только оценить результаты, но и указать условия, которые обеспечили этот результат, вскрыть причины появления этих условий, т. е. осуществить анализ по формуле «результат^факторы^при-чины».
В заключительной части справки делаются общие выводы, а также определяются те проблемы, которые необходимо решить в
будущем. Заканчивается эта часть конкретными направлениями ликвидации причин (если факт отрицательный) или направлениями его развития и обмена опытом с коллегами (если факт положительный).
Таким образом, анализ завершается синтезированием, позволяющим познать целое, в результате чего формулируются окончательные выводы, аргументированные объективными данными.
Заканчивая рассмотрение вопроса содержания и технологии педагогического анализа реализации воспитывающего потенциала туристского похода, отметим, что анализ можно считать положительным, если:
1. Четко и осмысленно сформулирована цель анализа.
2. Исходя из цели, намечается программа наблюдения и сбора информации.
3. В ходе анализа вычленяются этапы туристского похода и дается характеристика каждого из них (содержание деятельности педагога, содержание деятельности детей, организация этой деятельности).
4. Анализируются системообразующие связи туристского похода как воспитательного мероприятия.
5. Определяется, как в результате взаимодействия всех этапов туристского похода образуется конечный результат - заранее запрограммированная цель.
6. Анализируется уровень управленческой культуры руководителя туристского похода (педагога) и детей.
7. Анализируется взаимосвязь цели, формы туристского похода как воспитательного мероприятия, его содержания, методов, результатов.
8. Вскрывается взаимосвязь данного туристского похода с предыдущими и последующими воспитательными мероприятиями, его место в общей воспитательной системе.
9. Выводы по туристскому походу формируются на основе данных, полученных в результате анализа.
10. Конкретные направления дальнейшей деятельности вытекают из анализа причин, обусловливаются конкретными исполнителями, а также сроками исполнения.
Примечания
1. Нечаев М. П. Развитие воспитывающего потенциала образовательной среды школы: монография. М.: АПК и ППРО, 2010. С. 14.
2. Нечаев М. П. Организация туристско-краеведческой внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Вестник Академии детско-юношеского туризма. 2015. № 1. С. 31-42.
3. Нечаев М. П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования: учеб.-метод. пособие. М.: УЦ Перспектива, 2012. 104 с.
4. Нечаев М. П. Контроль и оценка качества воспитательной деятельности образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие. М.: Центр «Педагогический поиск, 2010. 176 с.
УДК 37.061; 001.895; 37.072; 37.013.42
В. П. Попов, Л. Н. Каюмова, С. Г. Молчанов
ИННОВИРОВАНИЕ1 В ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИИ РАБОТЫ ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Исполнение государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в 2016-2020 годах» предполагает выстраивание нового соотношения традиций и инноваций в дополнительном образовании детей, которое выразится в усилении акцентов на социализации, на формировании социализованности, гражданской идентичности, социальной
1 Термин впервые нами (С. Молчанов) использован в статье [1]. «Мы воспользовались опытом наших французских коллег, которые давно пользуются термином "innover". Калька этого слова в русском языке может выглядеть как "инновировать", что будет означать "обновление чего-либо", "внесение обновлений во что-либо". Пользуются же наши законодатели термином "новеллы" в значении "обновленные пункты закона..., внесенные изменения..., включенные новации". Хотя правильнее было бы говорить "novellae leges" (в пер. с лытыни - "новые законы" или "позднейшие дополнения к какому-либо своду законов, уставу и т. п. Налоговые новеллы "» [2]. А лучше «инно-веллы», потому что приставка «ин-» (от лат. «in-») несет смысл «помещение вовнутрь чего-то». А «новеллы» - просто «новости», а не «обновления» каких-то уже имеющихся формулировок.