УДК 371.8; 37.04; 379.85
М. П. Нечаев
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ТУРИСТИЧЕСКОМ ПОХОДЕ
Рассмотрены основы конфликтологии при проведении туристского похода. Представлены методические рекомендации руководителям туристских групп по профилактике конфликтов.
The basics of conflictology during tourist trip are covered. The guidelines to the heads of tourist groups on the prevention of conflicts are presented.
Ключевые слова: конфликт, туристский поход, предупреждение и профилактика конфликтов, инструмент предупреждения.
Keywords: conflict, tourism camping, warning and prevention of conflicts, the tool warning.
Школьный туризм есть именно тот вид работы с детьми, который успешнее всего может помочь учителю преодолеть собственные авторитарные традиции и направить воспитательный процесс на развитие инициативы и ответственности каждого ребенка путем вовлечения его в самостоятельную творческую деятельность [1].
Общение в туристическом походе играет исключительно важную роль как в возникновении, так и в предупреждении конфликтов. Именно в сфере общения зарождается и начинается большинство конфликтов. Общение является основным инструментом предупреждения и завершения конфликтных ситуаций.
Конфликты во время проведения похода могут не только дезориентировать туристическую деятельность, но и привести к угрозе жизни и здоровья детей. Поэтому, чтобы заниматься предупреждением конфликтов, руководителю туристической группы необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются, каковы их особенности и причины.
Один из наиболее распространенных конфликтов в деятельности руководителя туристической группы - конфликт между воспитанниками.
Наиболее распространены среди ребят конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех формальных или эмоцио-
нальных лидеров и их группировок за первенство в детском коллективе. В младшем подростковом возрасте часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков со всей туристической группой или конфликтное противостояние одного ребенка и группы. Путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле себе подобных.
Генезис агрессивного поведения детей, как правило, связан с дефектами социализации личности.
На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностной основы важной становится не агрессия как способ достижения, а агрессия как самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.
Кроме того, конфликты подростка в отношениях с ровесниками обусловлены особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.
В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между воспитанниками.
Во-первых, специфика конфликтов между воспитанниками определяется возрастной психологией. Возраст участников оказывает значительное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.
Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между детьми, является процесс социализации подростков. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация подростков происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно - в результате пе-
дагогического воздействия. Одним из способов и проявлений социализации у воспитанников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам.
Во-вторых, особенности конфликтов между детьми определяются характером их деятельности в коллективе. В психологии А. В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе.
Конфликты «ребенок - ребенок» возникают в таких ситуациях (исследование, проведенное под руководством В. И. Журавлева) [2]:
■ из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов - 11%;
■ из-за отсутствия взаимопонимания - 7%;
■ в связи с борьбой за лидерство - 7%;
■ из-за противопоставления личности ребенка всему коллективу - 7%;
■ в связи с общественной работой - 6%;
■ у девочек - из-за парня - 5%.
Считают, что конфликтов у подростков не было - 11%, испытывали чувство ненависти к ровесникам 61% опрошенных.
Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях подростков в коллективе не все благополучно.
Основные причины ненависти к сверстникам:
■ подлость и предательство - 30%;
■ подхалимство, существование любимчиков педагогов - 27%;
■ личная обида - 15%;
■ ложь и высокомерие - 12%;
■ соперничество между ребятами - 9%.
На конфликтность подростков заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в туристической группе агрессивных воспитанников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них - между другими членами коллектива туристической группы.
Конфликты между ребятами в группе возникают в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении
воспитанников. Нормы поведения в коллективе выработаны в интересах всех детей и педагогов. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в детских коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта.
Таким образом, особенности конфликтов между воспитанниками определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек). На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывают характер воспитательного процесса, его организация в конкретном коллективе. Факторами, воздействующими на конфликты во взаимоотношениях детей, являются жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.
Процесс воспитания невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, - явление обычное. Конфликты между руководителем туристической группы и воспитанником можно классифицировать следующим образом:
• действия, связанные с выполнением воспитанником поручений и заданий руководителя;
• поведение (поступки) руководителя как реакция на нарушение воспитанником правил поведения в туристическом походе;
• отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений детей и педагогов.
Конфликты деятельности. Возникают между педагогом и воспитанником и проявляются в отказе ребенка выполнить какое-либо поручение или плохом его выполнении. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность выполнения, а иногда неудачное замечание педагога вместо конкретной помощи воспитаннику.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если педагог ошибся при анализе поступка воспитанника, не выяснил его мотивы или сделал необособленный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Руководитель пытается корректировать поведение детей, порой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших. Иногда он лишь
догадывается о мотивах поступков, не вникает в отношения между детьми - в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие - вполне оправданное несогласие ребят с таким положением.
Конфликты отношений. Часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ребенка к классному руководителю, надолго нарушают их взаимодействие [3].
Причины и слагаемые педагогических конфликтов:
• недостаточная ответственность руководителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: туристический коллектив - модель общества, где дети усваивают нормы отношений между людьми;
• участники конфликтов имеют разный социальный статус (педагог - ребенок), чем и определяется их поведение в конфликте;
• различие в жизненном опыте участников обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
• различное понимание событий и их причин (конфликт «педагога» и «глазами ребенка» видится по-разному), поэтому руководителю не всегда удается понять переживания ребенка, а подростку - справиться с эмоциями;
• присутствие других детей делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить руководителю туристической группы;
• профессиональная позиция руководителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ребенка как формирующейся личности;
• всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ребята;
• конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить [4].
Современная ситуация в стране, недостаточная подготовка руководителей туристической группы, особенно молодых, к конст-
руктивному разрешению конфликтов с подростками приводят к значительным деструктивным последствиям.
Важно, чтобы руководитель туристической группы умел правильно определить свою позицию в конфликте; и если на его стороне выступает коллектив группы, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же детский коллектив начинает развлекаться вместе с нарушением дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут стать хроническим явлением).
В поведении ребенка очень многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим подростком в процессе воспитания. Поэтому для полного воспитательного воздействия необходимо сочетать технологии и методики коллективного и индивидуального рефлексивного воспитания [5], зная основы конфликтологии и механизмы эффективного взаимодействия в туристическом походе при организации внеурочной деятельности обучающихся [6].
В связи с этим предложим возможный вариант Памятки руководителя туристической группы по профилактике конфликтов.
1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем разрешить. Чем дольше и острее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов, выстраивая с детьми отношения равного партнерства.
2. Никогда не превращайте детей в инструмент борьбы с администрацией образовательной организации, другими педагогами, родителями воспитанников. Таким способом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и воспитанников испортите.
3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
■ оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
■ ухудшают качество мышления;
■ снижают объективность оценки окружающих;
■ по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.
4. Никогда не выясняйте отношения с администрацией образовательной организации, коллегами и родителями воспитанников в присутствии детей.
5. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать вверенный Вам детский коллектив. Перевоспитание и воспитание - процесс длительный, требующий от руководителя терпения, ума, такта, осторожности.
6. Оценивая результаты деятельности и поведение воспитанника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках воспитанника. Опора на положительное, во-первых, позволяет повысить эффективность работы руководителя туристической группы, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и детьми.
7. Никогда во время туристического похода не давайте негативных оценок деятельности и личности других педагогов, администрации образовательной организации, родителей воспитанников.
8. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек - не профессия. Это верно. Однако если педагог-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием туристического дела.
9. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или по крайней мере уважать всех, начиная с себя. Детей в образовательной организации любить или уважать все же гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и обществу по сравнению со взрослыми.
10. По своему социально-психологическому статусу Вы всегда выше любого воспитанника. Однако не стоит злоупотреблять своим педагогическим авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет и свою референтность, повышая качество туристической деятельности и создавая высоконравственную атмосферу в детском коллективе.
11. Смех способен предотвратить многие конфликты. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. В современной России, тем более в туристическом походе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Педагог без чувства юмора ограниченно профессионально пригоден.
12. Расширяйте пространственные границы своего мировосприятия. Живите не только в доме, на дачном участке, в образова-
тельной организации, но и в Солнечной системе. Изучите учебник по астрономии. И жизнь станет гораздо интереснее, и конфликтов будет намного меньше.
13. Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родной деревни, России, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить ее на конфликты не очень-то умно.
14. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.
15. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь.
16. Старайтесь организовать внеурочную деятельность детей как можно разнообразнее и интереснее, это позволит значительно сократить пространство конфликтного поведения.
Примечания
1. Нечаев М. П. Организация туристско-краеведческой внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Вестник Академии детско-юношеского туризма. 2015. № 1. С. 31-42.
2. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 184 с.
3. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: ВЛАДОС, 2004. 207 с.
4. Нечаев М. П. Номенклатура дел классного руководителя: учеб.-ме-тод. пособие М.: Перспектива, 2013. 156 с.
5. Нечаев М. П. Рефлексивные технологии воспитания в современной школе: учеб.-метод. пособие. М.: «5 за знания», 2009. 176 с.
6. Нечаев М. П. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС // Воспитание школьников. 2013. № 9. С. 16-21.