Научная статья на тему 'Содержание и структура преемственной профессиональной подготовки инженеров-педагогов швейного профиля в вузе'

Содержание и структура преемственной профессиональной подготовки инженеров-педагогов швейного профиля в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шереметьєва Юлія Олексіївна

У статті розглядаються особливості формування змісту і структури професійної підготовки інженеріе-педагогів швейного профілю у ВНЗ з урахуванням вимог наступності. Це дозволяє реалізувати інтеграційний підхід та оптимізувати навчальний процес загалом, підвищити його ефективність.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура преемственной профессиональной подготовки инженеров-педагогов швейного профиля в вузе»

4. Надель-Червинская М. А., Червинский П. П. Большой толковый словарь иностранных слов. - Т. 1.

- Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. -544 с.

5. Монсеюк Н. е. Педагопка: Навч. поибник. - 3-е вид., доп. - К., 2001. - 608 с.

6. Нарисн з icTopi'i природознавства i техшки. - К, 19Б4. -307 с.

Юлш ШЕРЕМЕТЬеВА

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРЕЕМСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ ШВЕЙНОГО ПРОФИЛЯ В ВУЗЕ

У cmammi розгпядаютъся особливостг формування зшсту i структуры профеашоТ тдготовки тженер1в-педагог1е швейного проф1пю у ВНЗ з урахуванням вимог Hacmynuocmi. Це дозволяв реатзувати штеграцШний nidxid та оптшазувати течальнш процес загалом, тдвшщти його ефектившстъ.

В настоящее время усилился научный интерес к инженерно-педагогическому образованию и проблемам профессиональной подготовки инженеров-педагогов. Этому способствует проводимая модернизация отечественного образования, задачи которой -осуществление в образовании системных и органичных изменений с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, создание культуры и механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства.

С другой стороны, усиление научного интереса к инженерно-педагогическому образованию вызвано тем, что оно находится в состоянии активного развития: подавляющее большинство вопросов и проблем, связанных с профессиональной подготовкой инженерно-педагогических кадров, на сегодняшний день окончательно не решено. Это относится как к содержанию образования, так и к условиям вузовской подготовки будущих инженеров-педагогов. Анализ практики инженерно-педагогического образования, многочисленные научно-практические конференции и семинары по проблемам подготовки инженеров-педагогов свидетельствуют о том, что эта отрасль образования переживает период активного поиска, связанного с количественными и качественными характеристиками: соотношение инженерной и педагогической, теоретической и практической составляющих подготовки студентов; содфжание, пространственно-временное расположение и оптимальный объем учебной информации; выбор эффективных средств, методов и путей подготовки специалистов. Эти вопросы приобрели особую актуальность с возрастанием требований к качеству образования.

Главным компонентом образовательной системы, определяющим эффективность ее функционирования, по мнению ведущих ученых-д ид актов С. И. Архангельского, С. Я. Батышева, С. У. Гончаренко, И. Я. Лернера, В. С. Леднева, А.Б. Хуторского, является обусловленное социальными целями содержание образования, сущность и структура, которого определяют выбор средств и методов обучения, мотивы и механизмы его усвоения.

Инженерно-педагогическое образование по своему содержанию многоаспектно, его ценность определяется значимостью образованного, разносторонне развитого, профессионально компетентного человека в современном обществе. Многоаспектность, полифункциональность и общественная значимость инженерно-педагогического образования делают его объектом анализа и научных исследований многих отечественных и зарубежных ученых, в частности С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, В. С. Безруковой, Э. Ф. Зеера, Е.Э.Коваленко, Н.В.Кузьминой, П. Ф. Кубрушко, B.C. Леднева, В. А. Сластенина, Л. 3. Тархан, Н. А. Цырельчука и других ученых. В их работах содержатся концептуальные положения инженерно-педагогического образования, раскрыты его теоретико-методологические и организационно-содержательные основы, рассмотрены вопросы формирования личности педагога профессионального обучения, содержания и характера инженерно-педагогической деятельности.

Проблемой содержания профессионального образования, включая инженерно-педагогическое, в общетеоретическом плане занимались В. С. Леднев, П. Ф. Кубрушко. Академик В. С. Леднев создал теорию содержания образования, в которой раскрывается

сущность образования, его общая структура, концептуальные основы формирования его содфжания и перспективы развития [5]. Эта теория получила дальнейшее развития в научных работах П. Ф. Кубрушко [2], Е. Э. Коваленко [1].

Целью статьи является рассмотрение особенностей формирования содержания и структуры профессиональной подготовки инженеров-педагогов швейного профиля в вузе с учетом требований преемственности, которая позволяет реализовать интегративный подход в обучении, и тем самым оптимизировать учебный процесс, повысить его эффективность.

Прежде чем рассматривать содержание и структуру профессиональной подготовки инженеров-педагогов, уточним сущность понятия «профессиональная подготовка» и выясним соотношение понятий «профессиональное образование» и «профессиональная подготовка».

Понятие «профессиональная подготовка», прочно вошедшее в педагогический тезаурус, несмотря на широкое использование в научных публикациях и педагогической литературе до настоящего времени не получило своего конкретного определения, что объясняется различием подходов к раскрытию его сущности. В целом термин «подготовка» означает «доведение чего-то до состояния готовности, соответствия определенным требованиям» [6, 236]. По определению В. И. Даля, «готовность - состояние и свойство готового», а понятие «готовый» означает «сделавший все необходимые приготовления, приготовившийся к чему либо» [10, 387388]. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова понятие «готовность» определяется как «согласие сделать что-нибудь» [8, 122]. Белорусский ученый А. И. Левко, рассматривая готовность в связи с непосредственно предстоящей деятельностью, полагает, что «подготовить - значит выработать, сформировать определенную готовность к действию, наладить механизмы ориентации, адаптации, коммуникации, продуцирования ценностей в той или иной сфере деятельности» [4, 123].

Анализ литературы, затрагивающей проблемы профессионального образования, показывает, что понятие «профессиональная подготовка» рассматривается как результат профессионального образования или обучения. Например, в учебнике «Профессиональная педагогика» под редакцией С. Я. Батышева понятие «профессиональная подготовка» определяется как совокупность специальных знаний, навыков и умений, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности [7].

В тоже время широко распространено понимание подготовки к профессиональной деятельности как процесса, основанного на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает стимулирование активной деятельности обучаемого по овладению опытом (формирование знаний, умений, навыков и способов деятельности). Подготовка к деятельности рассматривается также как система, включающая в себя ряд взаимосвязанных структурных элементов: содержание, методы и средства.

Таким образом, можно утверждать, что с точки зрения структуры профессиональная подготовка является неотъемлемой составляющей профессионального образования, которая формирует и развивает прикладные знания, умения, навыки, способности и качества специалиста. С процессуальной точки зрения - это процесс обучения и воспитания будущего специалиста в соответствии с требованиями конкретной профессиональной деятельности.

Понятие «профессиональная подготовка» не является тождественным понятию «профессиональное образование». Последнее подразумевает процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением знаниями, навыками и умениями по конкретным профессиям и специальностям, а также повышением общеобразовательного уровня обучающихся, формированием их общей культуры [7, 504-505].

Пользуясь аналогией из теории множеств - диаграммой Эйлера-Венна для случая сужения множества (аналог - из предметной области извлекается некоторая совокупность элементов, обладающих вполне определенными одинаковыми свойствами - как новая предметная область) - покажем схематично соотношение понятий «профессиональная подготовка» и «профессиональное образование» (рис. 1).

А - область профессионального образования В - область профессиональной подготовки

Рис. 1. Схема соотношения понятий «профессиональная подготовка» и «профессиональное

образование».

Уточнив понятие «профессиональная подготовка», перейдем к определению понятия ее содфжания. С учетом вышеизложенного отметим, что аналогичным образом соотносятся понятия «содержание профессиональной подготовки» и «содержание профессионального образования». Содержание профессиональной подготовки является структурным элементом содфжания профессионального образования.

Понятия «содфжание профессионального образования» и «содфжание профессиональной подготовки» дедуцируются из философской категории «содфжание», которая представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность элементов и процессов. Содфжание всегда находится в единстве с формой, как способом существования и выражения этой совокупности. Понятие форма употребляется также в значении структура. Во взаимосвязи содержания и формы содержание представляет собой ведущую сторону объекта (в нашем случае образования) [11, 434].

Содфжание образования выступает как основной элемент образовательного процесса, составляющий основу, на которой достигаются его социальные цели. Существует несколько уровней представления о содфжании образования. Пфвый - это уровень общего теоретического представления. Содфжание образования на этом уровне выступает в виде представления о составе (элементах), структуре (связях между элементами) и функциях социального опыта в его педагогической трактовке. Второй уровень - это уровень учебного предмета. Здесь представление о том, чему нужно учить, приобретает более конкретный вид. Третий уровень - это уровень учебного матфиала. На этом уровне наполняются те элементы состава содфжания, которые были обозначены на первом и втором уровне. На четвергом уровне действуют преподаватель и обучающийся и содфжание образования существует не в проекте, а в педагогической действительности, внутри практической деятельности обучения. На последнем, пятом уровне содфжание образования выступает как результат обучения, оно становится результатом деятельности и достоянием личности обучающегося. Это - итог всей работы [3].

Сосредоточим внимание на втором уровне, согласно которому содержание образования характеризуется набором учебных циклов, курсов и дисциплин, которые отражены в учебном плане специальности в виде пфечня с указанием периода изучения и количества отводимых часов. При этом в соответствии с целью статьи сузим область рассмотрения до содфжания профессиональной подготовки инженфов-педагогов.

Вопросы формирования содфжания профессиональной подготовки анализировались достаточно подробно в педагогической литературе. В настоящее время одной из самых распространенных концепций формирования набора учебных дисциплин профессиональной подготовки специалистов является концепция В. С. Леднева, согласно которой набор учебных курсов и дисциплин профессиональной подготовки формируется на основе двух факторов: структуры объекта изучения и структуры деятельности. В качестве объекта изучения принимается отрасль экономики и составляющие ее подобъекты, которые являются основой конкретной специальности. Как структура деятельности принимается профессиональная деятельность определенного специалиста [5]. Такая концепция провфена и экспериментально подтвфждена применительно к содфжанию профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в Украинской инженфно-педагогической академии. Реализована она и в Крымском инженерно-педагогическом унивфситете при подготовке инженфов-педагогов швейного профиля.

При разработке образовательно-профессиональных профамм и учебных планов специальности «Профессиональное образование. Моделирование, конструирование и

технология швейных изделий» набор учебных дисциплин профессиональной подготовки формировался на основе структуры объекта изучении (в данном случае структуры швейной отрасли легкой промышленности и ее подобъектов) и структуры деятельности инженера-педагога, которая включает в себя проектирование, конструирование, разработку технологии, научные исследования, организацию и управление.

Швейная отрасль характеризуется такими основными сторонами, как технология, техника, экономика, организация и управление, охрана труда и техника безопасности, действующие правовые нормы и экологичность производства. Подобъектами данной отрасли являются швейные предприятия, цеха, участки, потоки. Основной задачей швейной отрасли является производство швейных изделий, которое включает следующие процессы: моделирование, конструирование, разработку технологии.

Профессиональная деятельность инженера-педагога является сложным явлением по своей структуре и направленности. Она отличается от деятельности специалистов других профессий, т. к. в ее структуре интегрированы в определенных зависимостях компоненты педагогического, инженерного и рабочего труда. Особенности инженерно-педагогической деятельности и характеристика ее функциональной структуры представлены в научной работе «Дидактическая компетентность инженера-педагога: теоретические и методические аспекты» Л.З. Тархан [9].

Взаимосвязь структуры инженерно-педагогической деятельности и структуры швейной отрасли, которая является объектом изучения, и определили в конечном счете содержание и структуру профессиональной подготовки инженеров-педагогов швейного профиля.

В структуре профессиональной подготовки инженеров-педагогов швейного профиля нами были выделены следующие циклы дисциплин: общепрофессиональный, политехнический и профессиональный (специальный). Наличие общепрофессионального цикла обусловлено много профильностью специальности «Профессиональное образование». Студенты, обучающиеся по этой специальности, должны пройти общую для всех профилей профессионально-педагогическую подготовку, которая направлена на формирование профессиональной компетентности и обеспечение готовности выпускников к профессиональной деятельности, в части ее педагогической составляющей. Этот компонент содержания профессиональной подготовки присутствует в учебных планах подготовки инженеров-педагогов любого профиля.

Рассматривая компетентностный подход в обучении, Л. 3. Тархан выделяет следующие основные компоненты профессиональной компетентности: социально-психолого-педагогическую, дидактическую, методическую, информационную, управленческую, коммуникативную, общекультурную, научно-исследовательскую, рефлексивную и специальную [9, 206-209]. Важность обще профессиональной подготовки заключается в том, что она должна обеспечивать формирование подавляющего большинства составляющих профессиональной компетентности (исключением является специальная компетентность).

Политехнический цикл направлен на усвоение обучаемыми основных закономерностей построения и функционирования технических систем, изучение основ техники и технологии, а также формирования умений и навыков, которые нужны каждому человеку при соприкосновении с техникой. Все дисциплины политехнического цикла обеспечивают базу для усвоения специальных дисциплин. Политехническая подготовка носит профессиональных характер, поэтому цикл политехнических дисциплин правомерно назвать профессионально-ориентированным. Он включает общетехнический и общетехнологический блоки дисциплин.

Большую часть учебного плана по объему составляют профессиональные (специальные инженерные) дисциплины. Набор дисциплин профессионального цикла определяется, прежде всего, структурой объекта изучения. В цикл профессиональных дисциплин на основе анализа структуры швейной отрасли были включены следующие блоки инженерных дисциплин: художественный, проектно-конструкторский и технологический. В связи с градацией деятельности на теоретическую и практическую профессиональная подготовка включает теоретическое и практическое обучение. В учебном плане подготовки инженеров-педагогов цикл профессиональных дисциплин состоит из профессионально-теоретических и профессионально-практических («Производственное обучение», различного вида практики)

дисциплин. В связи с делением деятельности на репродуктивную и творческую, неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов является курсовое и дипломное проектирование, творческая самодеятельность (в нашем случае работа студенческой лаборатории моды) и научно-исследовательская работа.

Таким образом, содержание профессиональной подготовки инженера-педагога является особенным и не имеет аналогов в практике высшего профессионального образования. Здесь есть пять структурных компонентов: психолого-педагогическая, политехническая, инженерная (отраслевая), креативная подготовки, и подготовка по рабочей профессии. Эти компоненты интегрированы. В связи с этим профессиональная подготовка инженера-педагога - задача непростая, а если учесть невозможность экстенсивного пути решения, то требующая помощи с научно-педагогической стороны. Для того, чтобы не потерять в качестве, профессиональную подготовку приходится интенсифицировать: компактно структурировать содержание, разрабатывать и внедрять «ресурсосберегающие» образовательные технологии, искать новые пути и возможности интеграции психолого-педагогических и инженерных дисциплин.

Отметим, что одним из путей повышения качества профессиональной подготовки инженеров-педагогов швейного профиля является реализация такого подхода к проектированию содержания профессиональной подготовки, который предполагает структурирование учебного материала и блоков учебных дисциплин по принципу системности, последовательности, непрерывности, обеспечивая преемственность в содержании обучения, которая создает условия для интеграции различных компонентов профессиональной подготовки.

В заключение отметим, что рассмотренный нами подход подтвердил свою эффективность на практике. Построенные по рассмотренным выше принципам профессиональные программы и учебные планы подготовки инженеров-педагогов способствуют повышению качества обучения, обеспечивая профессиональную мобильность выпускника и его адаптацию на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коваленко Е. Э. Дидактические основы профессионально-методической подготовки преподавателей специальных дисциплин: Дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.04.-К.,1999. - 421 с.

2. Кубрушко П. Ф. Актуальные проблемы теории содержания профессионально-педагогического образования: Дисс.... д-ра пед. наук: 13.00.08. - М., 2002. - 317 с.

3. Краевский В. В. Чему учить? // [Электронный ресурс] - Вопросы образования: Научно-образовательный журнал. - 2004. - № 3. - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/vo/msg/ 320764.html. - Заглавие с экрана.

4. Левко А. И., Ахмеровa JI. В. Проблема ценности в системе образования. - Минск: НИО, 2000.-311 с.

5. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Педагогика, 1991.-224 с.

6. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986 - 256 с.

7. Профессиональная педагогика / Учебник для сгудентсв, обучающихся по пед. специальностям и направлениям / Под ред. С Я. Батышева. - М.: Ассигнация «Профессиональное образование», 1997. -512 с.

8. Словарь русского языка / Авт. С. И. Ожегов. -М.: Русский язык, 1982. - 816 с.

9. Тархан Л. 3. Дидактическая компетентность инженера-педагога: теоретические и методические аспекты: Монография. - Симферополь: Крымучпедгиз, 2008. - 424 с.

10. Толковый словарь живого великого русского языка / Авт. В. И. Даль. - М.: Русский язык, 1981. -Т. 2. - 779 с.

11. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. -590 с.

Тарас ТКАЧЕНКО

ОРГАН13АЦ1ЙНО-ПЕДАГОПЧН1 УМОВИ ФОРМУВАННЯ ПР0ФЕС1ЙН01 КОМПЕТЕНТНОСТИ ФАХ1ВЦ1В БЕЗПЕКИ ЖИТТ6Д1ЯАЬНОСТ1 ЗАСОВАМИ 1НФОРМАЦ1ЙНО-КОМУН1КАД1ЙНИХ ТЕХНОАОГШ

У cmammi досшджено оргашзацшно-педагог1ч,ш умови формування професшноI компетентности фах1вц1в цивжъного зашсту засовами ¡нформащйно-комушкацШних технопогш на npmnadi Лъв1всъкого державного ушверситету безпеки жшптедгяпъносгт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.