Научная статья на тему 'Содержание и особенности педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения'

Содержание и особенности педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1649
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ / TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONALLY-PEDAGOGICAL EDUCATION / DIDACTIC BASES OF PREPARATION / EVOLUTION TREND IT IS PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION / INTEGRATION OF ENGINEERING AND PEDAGOGICAL COMPONENTS OF A CONTENTS OF PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжкова Ирина Васильевна

Проводится анализ особенностей деятельности педагога профессионального обучения, содержания и особенностей его педагогической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents and features of pedagogical preparation of the future teachers of vocational training

Analysis of features of activity of the teacher of vocational training, contents and features of its pedagogical preparation is carried out.

Текст научной работы на тему «Содержание и особенности педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения»

ния к деятельности, которую организует сам студент; наличие активных усилий при возможности заняться данной деятельностью; переживание положительных эмоций во время деятельности; раскрытие в ходе активной деятельности задатков к ней; постоянство интереса, достигающего определенного уровня обобщения, но еще не связанного с ценностными ориентациями личности.

Для высшего уровня (собственно профессионального интереса) характерны: большая интенсивность внимания, волевых усилий и эмоциональных переживаний, усиленных таким стимулятором, как осознанное решение относительно профессиональной деятельности; уже раскрывшиеся предпосылки способностей; постоянство, обобщенность и осознанность интереса, его связь с другими группами обобщенных интересов и с ценностными ориентациями личности.

Проведенное эмпирическое исследование показывает, что профессиональный интерес общей массы студентов к предмету «Детали машин» реально находится на первой уровне, хотя желательными для успешного формирования личности специалиста являются второй и даже третий уровни. Знание механизмов возникновения и дальнейшего формирования данного вида интереса позволит более эффективно проводить работу с обучающимися.

На каждом занятии по предмету «Детали машин» актуальной для преподавателя является задача возбуждения интереса потребителя, что можно сделать с помощью ярких и сильных раздражителей, способных вызвать непроизвольное внимание, стимулирующее интеллектуальную активность и положительные эмоциональные переживания. Для развития этого интереса необходимо положительное эмоциональное подкрепление при повторных действиях студентов.

На уровне интереса деятеля главным является волевой компонент при самостоятельном планировании и выполнении действий, что вызывает положительные эмоциональные переживания. Стимулом развития интереса является осознание успеха в этой деятельности (прежде всего за счет признания и похвалы) и осознание предпосылок способностей, для развития которых одновременно складываются благоприятные условия [4].

Конкретно преподавателям этого предмета можно рекомендовать:

• детально разработать всевозможные средства наглядности, обеспечивающие привлечение внимания и понимание сущности явлений;

• разработать систему учебно-профессиональных задач различной степени трудности с элементами занимательности;

• чаще применять методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности (ситуации успеха, игровые методы, моделирование профессиональной деятельности);

• ввести рейтинговую систему учета успеваемости студентов, что способствует систематичности их учебной деятельности.

Список литературы

1. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. — М.: МГУ, 1990. — 367 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. — М.: Логос, 1999. — 384 с.

3. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. — М.: Академия, 2004. — 477 с.

4. Профессиональная педагогика: учебник для высш. пед. уч. завед. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.

УДК 378.147

И.В. Рыжкова, ст. преподаватель

ФГОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова»

содержание и особенности педагогическом подготовки будущих преподавателей профессионального обучения

Деятельность педагога профессионального обучения характеризуется профессиональной направленностью, объединяя две явно выраженные и обособленные составляющие — отраслевую технико-технологическую и педагогическую. Каждая из них в силу своей безусловной функциональной обязательности не может быть первичной либо вторичной. В содержании профессионально-педагогического образования они должны рассматри-

ваться только сбалансированно, включая их общие и специфические составляющие [1].

Педагогическая подготовка, таким образом, представляет собой часть целостного процесса профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения в вузе. Она направлена на формирование профессиональнопедагогического и социального опыта будущего специалиста путем освоения системы педагогических

понятий, закономерностей, связей, отношений, знаний, умений и способов действий.

Целями педагогической подготовки будущих педагогов профессионального обучения является изучение структуры и содержания педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях различного уровня, формирование профессионально-педагогических умений по проектированию, осуществлению и анализу (с дальнейшей коррекцией) данного процесса, а также воспитание профессионально значимых качеств личности будущих педагогов профессионального обучения.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (2000 г.) по специальности «Профессиональное обучение» предусматривает изучение обязательных педагогических учебных дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение в профессиональнопедагогическую специальность», «Общая и профессиональная педагогика», «Педагогические технологии», «История педагогики и философия образования», «Методика воспитательной работы», «Методика профессионального обучения».

Последовательность изучения данных учебных дисциплин определяется, как это отмечают авторы учебного пособия «Дидактические основы подготовки инженеров-педагогов» [2, с. 91-93], исходя из «психологической закономерности обучения — поэтапного характера усвоения знаний». Поэтому в существующей системе педагогической подготовки будущих педагогов профессионального обучения можно выделить три этапа:

1. Пропедевтический (ориентирующий) этап включает в себя учебный курс «Введение в профессиональную педагогическую специальность», раскрывающий сущность и особенности профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения, способствующий формированию у студентов мотивационноценностного отношения к избранной специальности, процессу овладения ею в вузе, овладению знаниями об объекте предстоящей профессиональной деятельности и о себе как субъекте будущей педагогической деятельности. Как правило, данная дисциплина изучается на первом курсе обучения в вузе.

2. Формирующий этап включает в себя учебные курсы, способствующие формированию фундаментальных знаний в области педагогики. К ним относятся: «История педагогики и философия образования», «Общая и профессиональная педагогика», «Педагогические технологии». Формирующий этап является наиболее протяженным по времени обучения (1-3 курсы) и объемным по количеству часов, отводимых на изучение данных дисциплин. В качестве основных на данном этапе можно выделить следующие цели: овладение системой педагогических знаний, отражающих сущность, особенности,

технологию организации и проведения учебного процесса в среднем (начальном) профессиональном учебном заведении, формирование у студентов умений и навыков применять эти знания для решения педагогических задач, анализа различных педагогических ситуаций.

3. Интегрирующий этап включает в себя учебные дисциплины, способствующие систематизации, обобщению педагогических знаний, интеграции общеинженерной, специальной инженерной и педагогической подготовки, выработке профессиональных педагогических умений. К ним относятся учебные дисциплины: «Методика воспитательной работы» и «Методика профессионального обучения», изучаемые, как правило, на 4-м курсе обучения. Важнейшей задачей этого этапа является формирование у будущих специалистов умений проводить диагностику педагогической деятельности преподавателей, студентов в процессе их обучения, профессиональную самодиагностику, а также давать оценку своим личностным качествам в соответствии с избранной специализацией.

Такая система педагогической подготовки будущих педагогов профессионального обучения используется в большинстве вузов, ведущих подготовку по специальности «Профессиональное обучение». Большинство исследователей феномена «профессионально-педагогического образования» отмечают, что оно значительно отличается от «классического педагогического образования». Оно представляет собой особое направление в профессиональной педагогике, соединяя в себе образование и производство, педагогические и отраслевые технико-технологические (специальные) дисциплины [3-5]. Тенденции развития профессиональнопедагогического образования представлены в исследованиях С.Я. Батышева, Э.Ф. Зеера, В.С. Леднева,

А.Т. Маленко, Б.А. Соколова, Л.З. Тенчуриной и др.

Профессионально-педагогическое образование (в старой терминологии применительно к инженерной сфере деятельности — «Инженернопедагогическое»), занимая пограничное положение между собственно педагогическим и профессиональным отраслевым образованием, испытывая влияние этих областей, имеет свою собственную специфику. Оно значительно отличается и от отраслевого инженерного, осуществляемого политехническими и отраслевыми вузами, и от педагогического в его традиционном понимании, поскольку предусматривает подготовку одновременно и к теоретическому, и к практическому (производственному) обучению не по одной дисциплине и даже не по нескольким, а в целом по специальности и по циклам профессиональных дисциплин (включая политехнические, общепрофессиональные, профилирующие и дисциплины узкой специализации), детерминированных конкретной профессиональной деятельностью

67

в определенной отрасли производства. Педагог профессионального обучения (инженер-педагог) является специалистом, способным осуществлять педагогическую и производственно-технологическую деятельность в профессиональных учебных заведениях.

Вопросы интеграции педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования подробно рассмотрены Н.К. Чапаевым [5]. Им выделены следующие основания интеграции педагогического и технического знания: генетические, методологические, гносеологические, онтологические и социально-практические.

Генетические основания интеграции педагогического и технического знания раскрываются через предположение автора о том, что первоначальными видами человеческого знания были технические и педагогические знания. Методологические основания интеграции включают в себя общефилософские, общенаучные и частнонаучные знания, позволяющие рассматривать объект педагогической науки и объект технического знания в их естественном взаимодействии и выявлять их общие закономерности. Гносеологические основания четко прослеживаются в тенденции научного знания к целостным образованиям, включающим в себя сведения о человеке и технике (человекознание, кибернетика, эргономика, инженерная психология и др.). Онтологические и социально-практические основания интеграции педагогического и технического знания, базируясь на гносеологических основаниях, представляют собой взаимное проникновение педагогических знаний в производственную сферу и технических знаний в педагогический процесс. Подобная взаимность органична и детерминирована уровнем развития педагогической и материальнопроизводственной деятельности.

Интеграция педагогического и технического знания в системе подготовки высших профессионально-педагогических кадров предполагает тот факт, что объектом изучения становится не просто педагогическая, а профессионально-педагогическая деятельность, что означает отнюдь не сужение понятия «педагогическая деятельность», а расширение его за счет включения аспектов осуществления педагогической деятельности в условиях учебно-производственного процесса. Таким образом, «для развивающегося понятия «инженерно-педагогическая деятельность» присуще не только углубление содержания, но и расширение объема» [5, с. 149].

Интеграция инженерной и педагогической составляющих оказывает существенное влияние на формирование стиля профессионального мышления инженера-педагога. В.П. Косырев подчеркивает, что среди особенностей профессионального мышления инженера-педагога отмечаются специфичные черты, обусловленные «пока еще не изучен-

68

ным эффектом интеграции мышления» [6, с. 6-7]. Автор указывает также на особенности процессов восприятия, внимания и речи инженера-педагога. Формирующийся под воздействием интеграции инженерной и педагогической составляющих профессиональный стиль мышления инженеров-педагогов требует особых подходов к структурированию содержания обучения и способам его предъявления. При изучении гуманитарных дисциплин, основанных преимущественно на образной, абстрактной информации, целесообразно использовать средства конкретизированного представления учебного материала: логические структуры, схемы, формулы, диаграммы и т. п.

В.С. Леднев отмечает, что оптимальные пути осуществления инженерно-педагогического образования, обусловленные его особой природой, его спецификой, существенно иные по сравнению с подготовкой педагогических кадров для общеобразовательной школы. В частности, основная особенность инженерно-педагогического образования состоит в том, что, в отличие от студента педагогического вуза, готовящегося к преподаванию одного или реже — двух учебных предметов, студент инженерно-педагогического факультета готовится к обучению специальности. Так, например, выпускник инженерно-педагогического факультета сельскохозяйственного профиля может преподавать один из следующих предметов: 1) «Производство механизированных работ»; 2) «Тракторы и автомобили»; 3) «Сельскохозяйственные машины»; 4) «Ремонт и эксплуатация машинно-тракторного парка»; 5) «Охрана труда и техника безопасности»; 6) «Правила дорожного движения». Выпускникам таких факультетов нередко поручается также преподавание общетехнических дисциплин (техническая механика, инженерная графика). Кроме того, преподавание указанных дисциплин может осуществляться в учреждениях как начального, так и среднего профессионального образования, а это означает удвоение преподаваемых дисциплин за счет модификации учебных предметов. В результате — как минимум 16 модификаций восьми предметов и более, поскольку выпускник инженерно-педагогического факультета, так же как и любой другой специалист с высшим образованием, может работать еще и в вузе [7].

Учитывая эти обстоятельства, В.С. Леднев приходит к важному выводу о том, что «выпускники таких факультетов должны быть подготовлены в специально-технологическом отношении не хуже, а, возможно, и лучше по сравнению с выпускниками соответствующих базовых факультетов. Педагогическую подготовку нельзя давать за счет технологической» [7, с. 336-337]. По этой причине объем психолого-педагогической подготовки инженера-педагога уступает этому же показателю в педагогических вузах. Для того чтобы не потерять в качестве,

психолого-педагогическую подготовку приходится интенсифицировать: компактно структурировать содержание, разрабатывать и внедрять «ресурсосберегающие» образовательные технологии, искать новые пути и возможности интеграции психологопедагогических и специальных (инженерных) дисциплин.

Учебный процесс в профессиональных учебных заведениях, для работы в которых готовится инженер-педагог, является значительно более гибким по сравнению с общеобразовательной школой. Это обусловлено зависимостью учебного процесса в них от потребностей рынка труда в специалистах тех или иных профессий и уровней квалификации. Поэтому инженер-педагог постоянно участвует в создании новых образовательных программ, а следовательно, и в постоянном совершенствовании учебных планов, разработке программ учебных предметов, поиске новых или модернизации существующих педагогических технологий.

К особенностям деятельности инженера-педагога следует также отнести наличие специфичных видов работ, характерных только для педагогов профессиональной школы. Исследования ученых ВНИИ ПТО и УГППУ (ныне РГППУ) показали, что из 9G видов работ педагога 2G характерны только для педагога профессионального образования [2, с. З8]. К ним относятся: разработка производственнотехнической и инструкционно-технологической документации, эксплуатация и обслуживание учебного оборудования (зачастую очень сложного), освоение новых образцов техники и технологий и т. п. Кроме того, учебный процесс в средних профессиональных учебных заведениях становится в большей степени учебно-производственным: в профессиональном образовании развита система практикумов и практик, производственное обучение с его различными вариантами, лабораторно-практические занятия.

В теоретическом обучении также происходят определенные изменения: внедряются идеи много-

ступенчатого обучения, построения профессионального обучения на модульной основе, в виде циклов и концентров и др. В повседневной практике профессиональные учебные заведения используют документы, не характерные для общеобразовательной школы: квалификационные характеристики, учебные планы профессий и специальностей, программы и планы-графики производственного обучения и т. д. [б, с. З-б].

Таким образом, инженерно-педагогическая деятельность имеет свою специфику, отличающую ее от деятельности учителя общеобразовательной школы, вследствие чего необходимы особые подходы к ее изучению. Поэтому, чтобы не потерять в качестве профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения, необходим поиск новых средств повышения эффективности их педагогической подготовки. Одним из них может быть синергетический подход к моделированию системы педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения.

Список литературы

1. Кубрушко, П.Ф. Содержание профессиональнопедагогического образования / П.Ф. Кубрушко. — М.: Гар-дарика, 2GG6. — 2G8 с.

2. Дидактические основы подготовки инженеров-педагогов: учеб. пособие / Под ред. П.Ф. Кубрушко. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997. — 2GG с.

3. Батышев, С.Я. Подготовка инженеров-педагогов — проблема комплексная / С.Я. Батышев // Профессиональнотехническое образование. — 199б. — № 3. — С. 62-63.

4. Глуханюк, Н.С. Принципы формирования содержания подготовки инженеров-педагогов: сб. науч. тр. / Н.С. Глуханюк. — Свердловск: СИПИ, 198б. — С. 41-47.

б. Чапаев, Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования / Н.К. Чапаев. — Екатеринбург: Изд-во УИПУ, 2GG2. — 224 с.

6. Косырев, В.П. Методическая подготовка инженеров-педагогов / В.П. Косырев. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2GG3. — 144 с.

7. Леднев, В.С. Содержание образования: учеб. пособие / В.С. Леднев. — М.: Высшая школа, 1999. — 36G с.

УДК 378.02

О.В. Богомолова, ассистент

ГОУ ВПО «Курский государственный университет»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ СПЕцИАЛЬНОСТИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ДИЗАЙН)»

Основоположниками внедрения метода проектов в систему образования являются В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, А.А. Карачев, З.А. Лито-ва и др. Опыт внедрения данного метода в 1993 году в общеобразовательной школе свидетельствует о его

высокой эффективности. Таким образом, для школ и учителей технологии за 15 лет исследователями была проделана титаническая работа, которая дала свои положительные результаты. Использование метода проектов в вузе в процессе подготовки спе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.