а ПК проводить анатз пропонованих вар1аит1в [ оцппос 1х за обраним фитф1ем ефективносп. Застосування ПК дае змогу автоматизувати трудог,<псты рутинш обчислення 1 залишити за там, кого навчають, лише т1 функцп, що вимагають ¡нтелекту, тобто функцп осмислення результапв 1 прийняття ршсиь. У ход1 д1алогу того, кого навчають, з ПК доцшьно надавата йому спочатку лише ¡нформацш про величину критер!ю ефективносп оптимального проекту, гцоб актав1зувати процес р1шення проектно! задач^ а повну машинну оптимзащю давати можливкть використовувати лише и ¡спя виконання визначеного числа спроб евристичного проектування. Така послщовшсть навчальжи робота дозволяе там, кого навчають, виявити сво! творч1 зд1бносп I повною мрою ощнити достошсгеа, а часом [ недол1ки машинно1 оптижзаци.
На завфшальному етага тренажера на основ 1 ППП проектувальнику доцшьно планувати анал1з найбшьш цжавих I повчальних проектних задач розглянутого класу. Для ще! мети в тренажер! формукггь спещальний ар>пв. По кожнш задач1 в арх1в1 збершають й вихщш даш й оптимальш ршення у вндк що допускае р1зш фор ми представления результата. Арх1в може М1СТИТИ також коментар1 досвщченого викладача-проектувальника, що можуть пред'являтася тому, якого навчають, по його запил.
Третш принцип - створення змагальних ситуаций для актив ¡зяци шзнавальжн д1яльносп. Вони можугь буги двох форм: 1) змагання на одержання найбшьш рацюнального проекту при видач1 однакових завдань уам тим, кого навчають; 2) змагання на досягнення м1шмально! вщноснсн р1знищ в критер1ях ефективносп м1ж евристичними й оптамальними машинними ршеннями при видач1 р1зних завдань. Типова змагальна ситуащя припускае наявшсть якого-небудь простого критфню ощнки ршення задач1 [ деякого його ынцевого значения, до якого повинний прагнути той, кого навчають, у процеа ршення задачг Навггь простай ¡гровий елемеит стимулюе иавчальну роботу.
Практичш заняття з використанням коми'ютерних навчальних тренажф1в можна проводити у двох формах:
1) фронтальнш, за яко1 теля викладення на лекцп тсори' вс1 студенти фупи виконують одночасно одш завдання. В тжому раз! наявний единий план 1 однакова послщовшсть дш для вс1х студента фупи;
2) шдивщуальнш, за яко1 студенти групи, подшеш на команди, виконують рпзн! за змктом I тематикою завдання [3, 140].
Важливе значения для вказаних практичних занять мае використання жтивних метод ¡в навчання: не1мтцшних (дискусп), ¡мггащйних не1фових (анал1з конкретних ситуацш, розб1р документацп, д!Г за шструкщею), ¡мтащйних дшових, рольових ¡гор, ¡фового проектування.
Ефектившсть пржтичиих занять з використанням комп'ютфних навчальних тренажер1в значною мрою залежить вщ вшння викладача вол од ¡та увагою студента, впроваджувати елементи змагальносп мш ними, забезпечувати пряме (планування фенажфа, сиещальне конструювання завдань, контроль) 1 опосфедковане (вплив на мотив и, установки, щ.ш студента) кф1вництво. Недостатне врахування цих вимог понижуе яюсть тренажфа, що не завжди можна компенсувата правильною методикою його використання.
Л1ТЕРАТУРА
1. Платонов К. К. Психологические вопросы теории тренажеров. -М.: Высшаяшкола, 1991. -126 с.
2. Соловов А. В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения Учеб. пособие. -
Самара: Изд-во СГАУ, 1995. -231 с.
3. Фщула М. М. Педагопка вищо! школи: Навч. поабник. - К.: Академвидав, 2006. - 352 с.
Леонара УСЕ1НОВА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ДАЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ
Устатт! обтрунтовуеться нео&пдшстъ використання анкетування студентке тженерно-педагоггчнш, специальностей за тдсумками проходження виробничоI практики. Наведено результата анкетування. Запропоновано шляхи вдосконапення оргашзацй та методичного забезпечення виробничоI практики.
Ес:.уксе:1 записки. Сер1я: Педагопка. — 2009 —№3.
261
Современное состояние процесса подготовки инженерно-педагогических кадров в вузах Украины объективно требует адекватных изменений в основной элемент практической подготовки студентов - производственную практику. В настоящее время в большинстве случаев при организации практики отсутствует контроль руководителей практики от вуза в местах прохождения практики. Поэтому необходимо реформировать как методическое обеспечение, так и организацию руководства практикой, поскольку для руководителей производственной практики является важным наличие обратной связи и получение реальной информации о деятельности практикантов на базе практики, самостоятельной работе и их отношении к действующей организации производственной практики.
Одним из решений указанной проблемы может служить анкетирование практикантов по результатам прохождения производственной практики (ее различных видов), которое даст дополнительную информацию для оценивания уровней формирования профессионально-практической компетентности, с одной стороны, и для выявления путей совершенствования организации проведения производственной практики - с другой.
Проблемам практической подготовки, в частности студентов инженерно-педагогических специальностей, посвящено значительное количество научных трудов отечественных и зарубежных ученых [2-4; 6-9]. Так Н. В. Матяш и A.B. Богданова считают, что эффективность формирования профессиональной компетентности студентов в процессе овладения учебно-производственной деятельностью во многом зависит от целей, форм организации и методов ее проведения, выбора базы практики. Они также подчеркивают, что для успешного осуществления учебно-производственной деятельности необходимо учитывать наличие у студентов к моменту выхода на производственную практику первоначальных умений, полученных в процессе производственного обучения и знаний по ряду специальных дисциплин [5].
Цель статьи - выявление роли и значимости анкетирования студентов-практикантов для разработки рекомендаций по методическому обеспечению производственной практики и совершенствования ее организации.
Прежде чем приступить к анализу результатов анкетирования студентов-практикантов отметим, что производственная практика является ключевым звеном в процессе подготовки инженеров-педагогов и формирования у них профессионально-практической компетентности. Для реализаций основных принципов компетентностного подхода необходимо организовать процесс практической подготовки с момента начала обучения в вузе до его завершения, учитывая особенности практической составляющей дисциплин различных циклов учебного плана. Задачей практики является формирование профессионально-практической компетентности будущих инженеров-педагогов в условиях производства на основе теоретических знаний.
Для решения проблемных вопросов совершенствования организации производственной практики, соответствующего изменения методического обеспечения практики и выявления факторов формирования профессионально-практической компетентности нами было проведено анкетирование студентов IV курса Республиканского высшего учебного заведения «Крымский инженерно-педагогический университет» (далее - КИПУ). В анкеты были включены вопросы, которые можно свести в несколько отдельных групп, а именно:
- группа вопросов, для выявления индивидуальных качеств студентов и мотивов формирования компетентности во время прохождения практики;
-вопросы, связанные с организацией производственной практики;
-вопросы, характеризующие связь теоретической и практической подготовки;
- вопросы, раскрывающие компоненты формирования профессионально-практической компетентности в период прохождения производственной практики;
- вопросы, которые направлены на выявление ясности, простоты и содержательности методического обеспечения производственной практики.
В ходе анкетирования было опрошено 43 студента IV курса специальности 6.010100 «Профессиональное обучение» профиля подготовки «Моделирование, конструирование и технология швейных изделий» после прохождения производственной практики, целью которой является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, формирование умений применять полученные знания на практике,
работать с нормативно-технической документацией [6]. Отметим, что современные тенденции в высшем образовании выдвигают новую парадигму к его основе, которой становится компетентностный подход. Таким образом, на основе этого подхода необходимо изменять все методическое обеспечение учебного процесса, включая и производственную практику. В настоящее время нами ведется работа по разработке методического обеспечения производственной практики на основе компетентностного подхода, в рамках которого цель производственной практики можно сформулировать как формирование профессионально-практической компетентности в условиях производственной практики в рамках выбранной профессии.
Приведем результаты анализа анкетирования студентов-практикантов. По ответам на вопросы первой группы можно заключить, что студенты достаточно на высоком уровне произвели самооценку своих знаний, умений и навыков, а также способностей к адаптации в условиях реального производства. Так, более 80% опрошенных ответили, что достаточно легко адаптировались на базах практик. При этом в качестве трудностей, которые возникали на практике, 63% студента отметили недостаточность начальной практической подготовки, что подтверждает необходимость усиления практической подготовки инженеров-педагогов. Для этого возможно использование дуальной системы обучения, суть которой заключается в объединении практического обучения с теоретическим курсом [1]. Однако применение такой системы является достаточно затратным, поскольку подразумевает финансирование со стороны государства соответствующих учебных структур на предприятиях - базах практики, что в нынешних условиях финансового обеспечения высшего образования вряд ли возможно. Поэтому предлагается разработка более детальных индивидуальных заданий для практикантов с тонными ссылками на теоретический материал, необходимый для их выполнения на практике.
Высокая самооценка теоретической подготовки студентов (качество знаний студентов по итогам III курса коррелирует с их самооценкой), на наш взгляд, оправдана, поскольку после прохождения практики лишь незначительное число практикантов отметило нехватку знаний по специальным дисциплинам (не более 15%). Однако 27% респондентов отметили недостаточный уровень знаний по некоторым специальным дисциплинам. При получении более негативных результатов опроса студентов отношении уровня теоретических знаний, необходима более тщательная диагностика совместно с представителями предприятий необходимых теоретических знаний студентов в условиях производства и соответствующая корректировка рабочих учебных программ специальных дисциплин и т. п. Без таких мероприятий обеспечить гармоничное объединений теоретической и практической подготовки, на наш взгляд, невозможно.
Также среди трудностей, с которыми сталкиваются студенты в ходе прохождения практики, они отметили отсутствие материальной поддержки практикантов (21%) и определенный разрыв между технико-технологическими условиями современных швейных предприятий и их представлениями о них по результатам теоретического обучения. Первое замечание объективное, поскольку является следствием отсутствия должного финансирования практической подготовки. А вот второе замечание студентов требует от вузов тщательного мониторинга инновационных изменений на предприятиях, за чем должны последовать соответствующие изменения содержания специальных курсов и повышения квалификации преподавателей, руководителей практики от вуза на отраслевых предприятиях.
Интересным результатом анкетирования является, каким образом студенты определили набор умений, навыков, а также полученный опыт и развитие способностей (по сути компонент профессионально-практической компетентности), сформировавшиеся у них в период прохождения практики. Так, большинство практикантов (44%) приобрели умения по методам технологической обработки деталей и узлов швейных изделий, более 30% приобрели умения по составлению технологической последовательности на швейное изделие и т. д. Также высоко оценен студентами полученный практический опыт и навыки (не менее 40% по каждой предложенной позиции). В ходе прохождения практики студенты также развивают свои способности коммуникабельность (60%), эмоциональную устойчивость (30%), устойчивость внимания, настойчивость, техническое мышление, пространственные представления (от 30 до 40%).
Независимо ог перечня конфетных умений, опыта и навыков, свойственной данной
HayKOßi записки. Сер1я: Педагопка. — 2009 —№3.
263
профессии, мэжио заключить, что производственная практика имеет высокий эффект по формированию профессионально-практической компетентности будупщх инженфов-иедагогов.
Студентам также были заданы вопросы по методическому обеспечению практики, которое на сегодняшний день в КИПУ разработано в полном соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки Украины, регламентирующими организацию проведения практики. Результаты анкетирования выявили противоречивую ситуацию. С одной стороны, студенты достаточно часто обращались к «Программе производственной практики», методическим материалам по формированию отчетной документации (использовали регулярно более 80% практикантов), а с другой - многие из них неудовлетворенны или удовлетворены не в полной мфе (около 75%) их содфжанием.
Кроме того, студенты-практиканты отметили несоответствие методического обеспечения современным требованиям подготовки специалиста и реалиям производства, в рамках которого они проходили производственную практику. Так, только 25% опрошенных подтвердили, что методическое обеспечение оказывает реальную помощь в ходе прохождения практики. Отметим, что студенты достаточно часто обращаются за методической помощью к руководителям практики или желали бы ее получить. Однако в сегодняшних условиях, когда практиканта и руководителя от вуза отделяет расстояние, а в руководителей от предприятия нет особых мотивов для предоставления помощи практикантам, остается единственный выход: разработка детального методического обеспечения производственной практики.
В дальнейшем на основе полученной информации в ходе анкетирования студентов-практикантов, заключений руководителей практики от предприятий и вузов, а также исследований в сффе организации учебного процесса на основе компетентностного подхода необходимо разработать методическое обеспечение производственной практики, основой которого должна стать программа производственной практики, а если это возможно, сквозная программа. При этом необходимо учитывать реалии современного состояния организации практики, отсутствие тесной взаимосвязи вузов и предприятий в вопросах организации практики, для чего необходима разработка конкретных рекомендаций для руководителей от предприятия и формулировки четких индивидуальных заданий-инструкций для студентов-практикантов. Кроме этого, необходимо модфнизировать систему отчетности студентов по итогам производственной практики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бкшяцький е., Хахлюк А. Державне регулювання в систем гадготовки кадр1в (заруб1жний досещ) // Украша: аспекта пращ. -1996. —№ 2-3.
2. Кшьколих М. Ф. Методика оргамзагцйного забезиечення проведения виробничо! практики та оформления резулыапв виконання програмних завдань студентами // Проблеми оевпи: Наук-метод. зб1рник. - К.: Наук.-метод. центр еищо'1 осени, 2003. - Вип. 31. - С. 194-200.
3. Коваленко О. Э., Брюханова Н. О., Мельниченко О. О. Концепщя професшно-педагопчно! шд готовки студенщв ¡нженерно-педагопчних спещальностей // Проблеми ¡нженерно-педагопчно! осени: 36. наук, праць. -Харьав: У1ПА, 2005. - Вип. 10. - С. 7-20.
4. Кульчик Ю. В. Профессионально-практическая подготовка в процессе формирования специалистов // Инженерно-педагогическое образование: проблемы н пути развития: Сборник научных статей. - Минск: МГВРК, 2004. -Ч. 1. - С. 195-200.
5. Матяш Н. В., Богданова А. В. К вопросу о формировании профессиональных компетенций учителя технологии и предпринимательства в условиях учебно-производственной деятельности. [Электронный ресурс]. - Режим доступу: Ьйр://1Мр.nspu.iiсЬ'соп£'2007.2/1 -10/. - Заголовок с экрана.
6. Производственная практика: Программа и методические указания / Сост. Л. 3. Тархан, Ю. А. Шереметьева, Г. А. Умерова. - Симферополь: НИЦ КИПУ, 2007. -20 с.
7. Сухариков Ю. В. Людськин чинник та навчально-методичне забезпечення професшно! гадготовки фа?авгив для виробництв майбутнього//Проблеми оевтт: Наук.-метод. зб!рник. - К.: Наук.-метод. центр вшцо1 осени. 2003. - Вии. 33. - С. 3-27.
8. Тархан Л. 3. Дидактическая компетентность инженера-педагога: теоретические и методические аспекты: Монография. - Симферополь: Крымучпедгнз, 2008. - 424 с.
9. Якимович Т. До питания взаемозв'язку теоретичного 1 виробничного навчання // Педагог професшно! школи: 36. наук, праць. - К.: Науковий ст I, 2001. - Вип. I. - С. 142-145.